Индексы Жаккара и Серенсена. Использование водных и прибрежных растений пресноводных водоемов в биоиндикации. Биоиндикация почвы
Индексы Жаккара и Серенсена Данные коэффициенты характеризуют степень различия биоразнообразия между двумя станциями. Они рассчитываются по формулам: индекс Жаккара Cj = j / (а + b — j); индекс Серенсена Cj = 2j / (а + b), где j - число общих групп в обеих станциях, а - число групп в станции A, b - число групп в станции Б. Коэффициенты Жаккара и Серенсена равны 1 в случае полного сходства станций и равны 0, если станции не включают общих видов. Использование водных и прибрежных растений пресноводных водоемов в биоиндикации В данной методике используется способность популяций растений семейства рясковые чутко реагировать на загрязненность среды обитания. Для выполнения работы необходимо иметь ведро или кан емкостью 5-7 л, шумовку или сачок водный, чистые полиэтиленовые пакеты или плотно закрывающуюся посуда (200-250 мл), чашки Петри, препаровальные иглы, пинцеты, лупы. Лучшее время для наблюдений - со второй половины июля по начало сентября. Перед началом наблюдений надо провести описание водоема по плану (см. раздел «Геоморфологические исследования»). Затем следует выбрать маршрут, по которому намечаются станции для взятия проб. Они могут располагаться на расстоянии 0, 5 -3 км друг от друга в зависимости от предположительной степени загрязненности водоема. На каждой станции проводится забор трех проб на расстоянии 2 м друг от друга. На площади 0, 5 м2 ведром (или сачком) собирают ряску. Затем все плавающие растения собирают из ведра шумовкой и помещают в отдельный сосуд или полиэтиленовый пакет, на котором указывают номер станции и номер пробы. На стоянке или в лабораторных условиях проводится разбор пробы. Пробу, содержащую 100 - 200 растений, разделяют по видам и записывают данные в таблицу:
Одно растение - это материнский щиток вместе с детками. Все материнские щитки и щитки деток составляют общее количество щитков. К повреждениям щитков следует относить: хлороз - пожелтение и некроз - черные и бурые пятна на щитке. Размер и количество пятен не учитываются. При проведении экспресс-оценки качества воды используют самый массовый вид - ряску малую (рис. 11-18).
Условные обозначения: 1 - очень чистая вода; 2 - чистая; 3 - умеренно загрязненная; 4 - загрязненная; о - грязная; прочерком обозначены комбинации, встречаемость которых исключается. 1 2 3 Рис. 11 18. Ряски: 1 многокоренник обыкновенный: 2 ряска тройчатая; 3 ряска малая Ключ к определению видов рясковых 1. Корней несколько, если корни не развиты - материнский щиток 0. Корень один - 2. 2. Щиток вытянутый, на верхушке заостренный - Ряска тройчатая (2). 0. Щиток округлый - 3. 3. С нижней стороны щитка отчетливо видно вздутие - Ряска горбатая. 0. Вздутия на нижней стороне щитка нет - Ряска малая (3). Биоиндикация почвы Чтобы своевременно принимать необходимые меры до того, как почва станет непригодной для сельскохозяйственного производства, вот уже около 15 лет ведутся исследования с целью разработки методов, которые позволили бы уже на ранней стадии выявлять загрязненность почв. Используя методы биоиндикации, можно проследить, кроме того, как поведет себя в экологической системе новое средство для уничтожения вредителей.
Одной из наиболее перспективных в этом отношении групп почвенных организмов могут считаться вилохвостки. Вилохвосток известно более 3 тысяч видов; они встречаются практически во всех уголках земного шара. Их можно встретить до глубины 70 см во всех почвенных слоях. В одном кубическом дециметре (1 литре) почвы насчитывается до четырех с половиной тысяч насекомых. Небольшие, длиной 10 миллиметров, вилохвостки получили свое название от пружинящей откидной вилки в хвостовой части тела, с помощью которой они могут делать довольно высокие прыжки. Эти организмы играют важную роль в разрушении органических материалов. И не только потому, что вилохвостки превращают лиственную подстилку непосредственно в гумус (перегной). Вилохвостки размельчают поедаемые материалы и выполняют, таким образом, начальную работу, подготовляя поле деятельности бактериям для дальнейшей «обработки» почвы. Анализ содержимого желудка у этих насекомых показал, что 100 тысяч вилохвосток ежегодно откладывают около 100 кубических сантиметров гумуса. Непродолжительный период развития вилохвосток, а также большое потомство - все это благоприятствует их использованию для экологического контроля. Вилохвостки очень чувствительны к воздействию вредных веществ на их биотопы. В этом случае у них наблюдается уменьшение количества потомства, замедление в развитии личинок, затруднение процесса линьки. Подобные реакции возникают у них еще до того, как будет достигнут опасный уровень концентрации вредных веществ. Определите с помощью лупы наличие в почве вилохвосток. Зарисуйте их. Подсчитайте численность вилохвосток в биотопе. Выясните, имеются ли визуальные изменения во внешнем строении вилохвосток и из личинок. Сделайте вывод об экологических изменениях, произошедших со времени последнего наблюдения данной территории. Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны Работа проводится по бригадам в течение 2-5 дней. Сначала следует выбрать район, в котором будет проводиться обследование растений сосны (Pinus sylvestris), затем составить карту района. Надо отметить на карте близлежащие объекты антропогенной нагрузки - предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
На карте следует наметить точки обследования - участки леса, где растут молодые сосны. При высокой антропогенной нагрузке точки должны быть расположены на расстоянии 1, 5-3 км друг от друга, в ма-лозагрязненных районах - на расстоянии до 10 км. Прежде чем определять степень поражения хвои, следует оценить степень вытоптанности участка: 1 - вытаптывания нет; 2 - вытоптаны Рис. 11-19. Классы повреждения и усыхания хвои тропы; 3 - ни травы, ни кустарников нет; 4 - осталось немного травы вокруг деревьев. При высокой вытоптанности территории (3-4) экспресс-оценка воздушного загрязнения невозможна. Затем следует выбрать 5 молодых сосен высотой 1-1, 5м, 'растущих на открытом месте (поляне, опушке, просеке), с 8-15 мутовками боковых побегов на главном стволе, отстоящих друг от друга на расстоянии 10-20 м. У каждого деревца надо осмотреть хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второго сверху). Если деревья очень большие, то обследование проведите на боковом побеге в четвертой сверху мутовке. Пользуясь рис. 11-19, надо определить класс повреждения и усыхания хвои. Надо иметь в виду, что шипик на конце хвоинки всегда более светлый, поэтому его окраска не включается в оценку. Классы повреждения хвои: 1 - хвоинки без пятен; 2 - хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 - хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные - во всю ширину хвоинки. Классы усыхания хвои: 1 - нет сухих участков; 2 - усох кончик 2-5 мм; 3 - усохла треть хвоинки; 4 - вся хвоинка жесткая или более половины ее длины - сухая. Затем, пользуясь рис. 11-20, надо определить продолжительность 0, 5 1 1, 5 2 2, 5 3 3, 5 4 Рис. 11-20. Схема определения продолжительности жизни хвои сосны жизни хвои. Для этого обследуйте верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху, - это год жизни. Определите, сколько лет сохраняется хвоя (ее максимальный возраст), причем, если на самом нижнем из охвоенных участков часть хвоинок опала, то оценивают примерную долю сохранившихся. Таким образом, полный возраст хвои определяется числом участков ствола с полностью сохраненной хвоей плюс доля сохраненной хвои на следующем за ним участке. Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили хвою, а на следующем участке сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои составляет: 3 + 0, 5 = 3, 5.
Основываясь на данных таблицы, сделайте вывод о степени загрязненности воздуха. Экспресс-оценка загрязнения воздуха
1 - - VI Условные обозначения степени загрязнения воздуха: I - идеально чистый; II -чистый; III - относительно чистый («норма*); IV загрязненный; V - грязный; VI - очень грязный; прочерком обозначены невозможные сочетания. По результатам проведенных экспериментов сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изученном районе. Обоснуйте возможные причины полученных результатов. Доведите данные своих исследований до сведения экологической милиции или администрации изученного района. Сделайте практические предложения по улучшению экологической ситуации в районе. Лихеноиндикация Лихеноиндикация (индикация с помощью лишайников) довольно точно позволяет оценивать качество среды обитания, доступна для учащихся с 11-12-летнего возраста. Данный метод отличается высокой эффективностью и не требует больших затрат по сравнению с физико-химическими методами. Поэтому появляется возможность создать систему экологического мониторинга в больших и малых городах, на территориях вокруг предприятий-загрязнителей, транспортных магистралей и т. п. Лишайники растут медленно и очень чувствительны к загрязнению окружающей среды, особенно к оксиду серы (IV) - распространенному загрязнителю атмосферы. Лишайники являются надежными биоиндикаторами загрязнения среды: покрытие слоевищами поверхности ствола деревьев и видовое разнообразие лишайников резко возрастает с увеличением расстояния от источника атмосферного загрязнения. Рис. 11-21. Наиболее типичные лишайника: I - Кустистый лишайник - цетрария («исландский мох» ); 2 ~ Кустистый лишайник - кладония; 3 - Накипный лишайник - Ксантория настенная («стенная золотянка» '); 4 - Листоватый лишайник - пармелия. К антропогенным источникам загрязнения среды относятся энергетические установки, сжигающие ископаемое топливо, промышленные предприятия, транспорт (автомобили, тепловозы), коммунально-бытовые предприятия. На протяженность зоны загрязнения влияет роза ветров, характер выбросов в атмосферу, высота труб, рельеф местности, растительность и другие факторы.
Выполнение данной работы позволит: - охарактеризовать загрязнение атмосферного воздуха и его вредное действие на экосистему; - установить влияние загрязнения атмосферного воздуха на состояние лишайникового покрова; - установить степень загрязненности атмосферного воздуха в данной местности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|