Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика исследования. Заключение




Методика исследования

1. Установите связь с учреждениями и предприятиями, которые за­интересованы в предполагаемых исследованиях загрязнения атмо­сферного воздуха.

2. По материалам СМИ, опросу местных жителей, данным СЭС со­берите сведения об источниках загрязнения среды и веществах-загряз­нителях (расположение, используемое сырье, объем производства, от­ходы, количество сжигаемого топлива, интенсивность движения транспорта).

 

3. Проведите наблюдения за скоростью и направлением ветра по румбам. Используйте для этого материалы наблюдений на гидрометео­станциях, литературные источники. Постройте «розу ветров».

4. Нанесите на контур местности маршруты и пункты исследования лишайникового покрова стволов деревьев на разных расстояниях от источника загрязнения (по сторонам горизонта).

5. Изготовьте палетку из органического стекла размером 10x10 см. Ее надо разделить на 100 квадратов по 1 кв. см.

6.         При изучении лишайникового покрова, двигаясь но маршруту,
выбирайте только отдельно стоящие, растущие вертикально взрослые
деревья.

7. Установите число видов лишайников на дереве. Лишайниковый покров следует изучать с четырех сторон дерева как у основания ство­ла, так и на высоте 1, 3 м.

8. Определите с помощью палетки общую поверхность (в см2 и про­центах), занимаемую лишайниками, чувствительными к загрязнению: кустистыми и листовыми; гипогимнией вздутой; пармелией бо­роздчатой; цетрарией сизой.

9.         Установите плотность плодовых тел (апотеций) на 1 кв. см и их диаметр у гипогимнии вздутой, пармелии бороздчатой и плотность соредий цетрарии сизой.

10. Запишите видовое название дерева-хозяина, диаметр ствола на высоте 1, 3 м, особенность коры (гладкая, бороздчатая),

11. Установите наличие лишайников с мертвыми и отмирающими слоевищами (по белым некротическим пятнам).

12. Срежьте тонкие кусочки коры с лишайниками и вложите в за­ранее заготовленные пакеты. Не повредите камбиальное кольцо ство­ла. Рубец от среза следует замазать краской.

13. Пронумеруйте и нанесите на план изучаемой территории мо­дельные деревья, на которых учитывались лишайники, для повторно­го обследования в целях мониторинга.

14. Постройте графики, отложив на оси ординат общее покрытие, число видов, площадь проективного покрытия, а по оси абсцисс - рас­стояние от источника загрязнения.

Степень загрязнения воздуха в промышленных районах города можно оценить по обилию различных лишайников.

 

Степень загрязнения Кустистые лишайники Листовые лишайники Накипные лишайники
Загрязнений нет Встречаются Встречаются Встречаются
Слабое загрязнение Отсутствуют Встречаются Встречаются
Среднее загрязнение Отсутствуют Отсутствуют Встречаются
Сильное загрязнение Отсутствуют Отсутствуют Отсутствуют

Литература

Бухвалов В А., Богданова Л. В., Купер, 1. 3. Экологическая экспертиза: Посо­бие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред, шк. - М.: ЛА «Варяге, 1995.

Жадин В. И. Жизнь пресных вод. Т. 1-2. - М. -Л.: Изд. АН СССР, 1949.

Зайцева Е. Ю. Зоологическая экскурсия на временные водоемы / / Биология в школе. - 1995. - Хч 3. - С. 59-64.

Зверев ИЛ. Учебные исследования по экологии в школе. - М.: Центр «Эко­логия и образование», 1993.

Зорин И. В., ШтюрмерЮА. Туризм и охрана окружающей среды. - М.: Ту­рист, 1986.

Ихер Т. П., Шиширина Н. Е. Реализация краеведческого аспекта экологиче­ского образования в исследовательской работе школьников II Материалы Ме­ждународной конференции «Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды» - СПб.: СМИО Пресс, 1999. - С. 41-42.

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогиче­ских поисках. - М.: Арена, 1994.

Клепиков МА. «Первоцветы»: Научно-исследовательский проект для школьников II Биология в школе - 1998. - № 2. - С. 67-71.

Козлов В. М. Исследовательская работа юных натуралистов II Биология в школе - 1998. - № 5. - С. 75-77.

КулевА. В. Беспозвоночные животные как объекты исследований школьни­ков: //' Биология в шк, - 1995. - № 6, - С. 64-66.

Лебедев В. П. Методическая разработка исследовательского задания для школьников « Лихеноиндикация состояния окружающей среды» // Практиче­ская экология для школьников. -Иваново, 1995. - С. 47-50.

Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биоло­гии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996.

Руководство но методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983.

Рыжов И. Н. Школьный экологический мониторинг городских микрорай­онов. Мониторинг природного блока. // География в шк. 1998, - № 7. ■ ■ С. 45-49.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учите­лей и учащихся /[Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-АМ, 2000.

Эндюськина А. Методика исследования качества воды малых рек и водо­емов II Халах шкуле = (Нар. шк. ). - 1997. - 5-6. - С. 40-45.

Заключение

В заключение кратко остановимся на перспективах развития мето­дов экологических исследований учащихся.

В ближайшее время должен произойти переход от преимуществен­но эмпирического пути к теоретическому обоснованию целесообразно­сти применения тех или иных методов в конкретных ситуациях и вы­работке рациональных технологий применения различных методов в экологических исследованиях.

Перспективны работы по комплексному применению различных методов, с поэтапными оценками результатов моделирования, позво­ляющими находить и исправлять возможные ошибки, корректировать дальнейший процесс моделирования и т. д. Одно из очень перспектив­ных свойств моделей - их многовариантность.

Будет повышаться оперативность обработки данных за счет как со­вершенствования вычислительной техники, так и применения более совершенных технологий. Привлекает внимание моделирование быст­ро меняющихся явлений, таких, как состояние сельскохозяйственных посевов, снежный покров, загрязнение акваторий и атмосферы и мно­гое другое.

Быстрое увеличение количества ЭВМ, и в первую очередь персо­нальных компьютеров с разнообразными периферическими данными, расширение их математического обеспечения и круга юных исследова­телей, использующих их в своей работе, ведут к совершенствованию средств обработки результатов исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...