Методика исследования. Заключение
⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46 Методика исследования 1. Установите связь с учреждениями и предприятиями, которые заинтересованы в предполагаемых исследованиях загрязнения атмосферного воздуха. 2. По материалам СМИ, опросу местных жителей, данным СЭС соберите сведения об источниках загрязнения среды и веществах-загрязнителях (расположение, используемое сырье, объем производства, отходы, количество сжигаемого топлива, интенсивность движения транспорта).
3. Проведите наблюдения за скоростью и направлением ветра по румбам. Используйте для этого материалы наблюдений на гидрометеостанциях, литературные источники. Постройте «розу ветров». 4. Нанесите на контур местности маршруты и пункты исследования лишайникового покрова стволов деревьев на разных расстояниях от источника загрязнения (по сторонам горизонта). 5. Изготовьте палетку из органического стекла размером 10x10 см. Ее надо разделить на 100 квадратов по 1 кв. см. 6. При изучении лишайникового покрова, двигаясь но маршруту, 7. Установите число видов лишайников на дереве. Лишайниковый покров следует изучать с четырех сторон дерева как у основания ствола, так и на высоте 1, 3 м. 8. Определите с помощью палетки общую поверхность (в см2 и процентах), занимаемую лишайниками, чувствительными к загрязнению: кустистыми и листовыми; гипогимнией вздутой; пармелией бороздчатой; цетрарией сизой. 9. Установите плотность плодовых тел (апотеций) на 1 кв. см и их диаметр у гипогимнии вздутой, пармелии бороздчатой и плотность соредий цетрарии сизой. 10. Запишите видовое название дерева-хозяина, диаметр ствола на высоте 1, 3 м, особенность коры (гладкая, бороздчатая),
11. Установите наличие лишайников с мертвыми и отмирающими слоевищами (по белым некротическим пятнам). 12. Срежьте тонкие кусочки коры с лишайниками и вложите в заранее заготовленные пакеты. Не повредите камбиальное кольцо ствола. Рубец от среза следует замазать краской. 13. Пронумеруйте и нанесите на план изучаемой территории модельные деревья, на которых учитывались лишайники, для повторного обследования в целях мониторинга. 14. Постройте графики, отложив на оси ординат общее покрытие, число видов, площадь проективного покрытия, а по оси абсцисс - расстояние от источника загрязнения. Степень загрязнения воздуха в промышленных районах города можно оценить по обилию различных лишайников.
Литература Бухвалов В А., Богданова Л. В., Купер, 1. 3. Экологическая экспертиза: Пособие для учеников 8-9 кл. общеобразов. сред, шк. - М.: ЛА «Варяге, 1995. Жадин В. И. Жизнь пресных вод. Т. 1-2. - М. -Л.: Изд. АН СССР, 1949. Зайцева Е. Ю. Зоологическая экскурсия на временные водоемы / / Биология в школе. - 1995. - Хч 3. - С. 59-64. Зверев ИЛ. Учебные исследования по экологии в школе. - М.: Центр «Экология и образование», 1993. Зорин И. В., ШтюрмерЮА. Туризм и охрана окружающей среды. - М.: Турист, 1986. Ихер Т. П., Шиширина Н. Е. Реализация краеведческого аспекта экологического образования в исследовательской работе школьников II Материалы Международной конференции «Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды» - СПб.: СМИО Пресс, 1999. - С. 41-42.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. Клепиков МА. «Первоцветы»: Научно-исследовательский проект для школьников II Биология в школе - 1998. - № 2. - С. 67-71. Козлов В. М. Исследовательская работа юных натуралистов II Биология в школе - 1998. - № 5. - С. 75-77. КулевА. В. Беспозвоночные животные как объекты исследований школьников: //' Биология в шк, - 1995. - № 6, - С. 64-66. Лебедев В. П. Методическая разработка исследовательского задания для школьников « Лихеноиндикация состояния окружающей среды» // Практическая экология для школьников. -Иваново, 1995. - С. 47-50. Методики полевых исследований по экологии: В помощь учителям биологии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окужающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996. Руководство но методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. Рыжов И. Н. Школьный экологический мониторинг городских микрорайонов. Мониторинг природного блока. // География в шк. 1998, - № 7. ■ ■ С. 45-49. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся /[Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др. ]; Под ред. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-АМ, 2000. Эндюськина А. Методика исследования качества воды малых рек и водоемов II Халах шкуле = (Нар. шк. ). - 1997. - № 5-6. - С. 40-45. Заключение В заключение кратко остановимся на перспективах развития методов экологических исследований учащихся. В ближайшее время должен произойти переход от преимущественно эмпирического пути к теоретическому обоснованию целесообразности применения тех или иных методов в конкретных ситуациях и выработке рациональных технологий применения различных методов в экологических исследованиях. Перспективны работы по комплексному применению различных методов, с поэтапными оценками результатов моделирования, позволяющими находить и исправлять возможные ошибки, корректировать дальнейший процесс моделирования и т. д. Одно из очень перспективных свойств моделей - их многовариантность. Будет повышаться оперативность обработки данных за счет как совершенствования вычислительной техники, так и применения более совершенных технологий. Привлекает внимание моделирование быстро меняющихся явлений, таких, как состояние сельскохозяйственных посевов, снежный покров, загрязнение акваторий и атмосферы и многое другое.
Быстрое увеличение количества ЭВМ, и в первую очередь персональных компьютеров с разнообразными периферическими данными, расширение их математического обеспечения и круга юных исследователей, использующих их в своей работе, ведут к совершенствованию средств обработки результатов исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|