Б) Порядок ликвидации юридического лица
Порядок и срок проведения ликвидации определяет собственник юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. Собственник юридического лица или уполномоченный им орган образует ликвидационную комиссию, которая непосредственно занимается ликвидацией юридического лица. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридической лица. Действующим законодательством определена только общая обязанной ликвидационной комиссии – ликвидировать юридическое лицо, а имение оценить наличное имущество юридического лица, реализовать его, взыскать долги с должников, рассчитаться с кредиторами и по завершена всех расчетов представить отчет и ликвидационный баланс органу, осуществляющему регистрацию прекращения деятельности юридического лица. Здесь необходимо отметить следующий момент – члены ликвидационной комиссии по действующему законодательству не несут какой-либо ответственности за свои действия при ликвидации юридического лица в план ответственности при недостаточности средств и имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, члены ликвидационной комиссии в любой момент могу снять с себя обязанности члена ликвидационной комиссии и выйти из состава ликвидационной комиссии без каких бы то ни было негативных да себя последствий. На практике процесс ликвидации юридического лица длится от двух месяцев до шести лет. Такая разница в сроках ликвидации вызвана несоответствием налогового законодательства гражданскому в области ликвидации юридического лица. Так, статья 2 ГК РФ говорит о том, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В этой же статье сказано, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное в предусмотрено законодательством.
Таким образом, если в соответствии с гражданским законодательство) (статья 62 ГК РФ) порядок и сроки ликвидации определяются собственником юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (минимальный срок определен статьей 63 ГК РФ – не менее двух месяцев с момента публикации в печати о ликвидации) то, в соответствии с налоговым законодательством, порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки (статья 24 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"). ГК РФ предусмотрено пять видов реорганизации: Слияние – при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Присоединение – при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Разделение – при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Выделение – при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Преобразование – при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Процедура реорганизации, упомянутая выше, не менее сложна и ответственна, чем процедура ликвидации. Статья 57 ГК РФ гласит: 1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. 2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. 3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. 4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Важной гарантией защиты интересов участников или членов трудового коллектива является норма п.2 статьи, предусматривающая возможность реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Решение уполномоченного государственного органа осуществляется в обозначенный в нем срок, в противном случае указанный орган обращается с иском в суд о назначении внешнего управляющего юридическим лицом, который будет обладать полномочиями по управлению делами юридического лица и по поручению суда произведет его реорганизацию. Толкование данной нормы ст.57 дает основание для вывода о том, что назначение внешнего управляющего и наделение его соответствующими полномочиями производятся также и в случае решения о разделении или выделении не уполномоченными государственным органом, а судом. Реорганизация должна быть оформлена путем государственной регистрации. Основанием такой регистрации является решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо утверждение судом представленных внешним управляющим документов. Следует обратить внимание на п.4 статьи, которая определяет момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным. Весьма важен вопрос правопреемства при реорганизации юридического лица, регламентируемого статьей 58 ГК РФ: 1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. 2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. 4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. 6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Вопрос о правопреемстве при реорганизации юридических лиц в практике вызывает определенные затруднения. Нужно иметь в виду, что правопреемство предполагает передачу лишь тех прав и обязанностей, которыми обладает реорганизуемое юридическое лицо. Ориентируясь на это положение, следует применять указания ст.58 об универсальном (п.п.1, 2, 5) и частичном (п.п.3, 4) правопреемстве. В ходе решения вопросов о правопреемстве составляются передаточный акт и разделительный баланс. Их содержание и порядок формирования определены статьей 59 ГК РФ: 1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. 2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, в ГК определено значение передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации юридических лиц: непредставление их вместе с учредительными документами влечет отказ в регистрации вновь возникших юридических лиц. Такое же последствие влечет за собой отсутствие в них положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица в отношении всех его кредиторов, должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Данная норма исключительно важна, поскольку она гарантирует защиту интересов кредиторов реорганизованного юридического лица и исключает возможные споры, связанные с правопреемством между реорганизованным лицом и вновь возникшим юридическим лицом, либо споры между возникшими юридическими лицами. Кроме того, она препятствует совершению противозаконных операций по поводу имущества реорганизованного юридического лица.
Определенное место в ГК уделено вопросам гарантий прав кредиторов при реорганизации юридического лица (ст. 60). Установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Вопросы для самопроверки
1. Что такое предпринимательство, раскройте сущность этого понятия. 2. Приведите классификацию субъектов гражданских правоотношений. 3. Охарактеризуйте понятия "организация" и "юридическое лицо". 4. Раскройте понятия и виды юридических лиц. 5. Приведите классификацию предпринимательских организаций по основным направлениям. 6. Приведите основные отличия коммерческих организаций от некоммерческих. 7. Опишите особенности некоммерческих организаций. 8. В чем состоят сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования? 9. Чем отличается ограниченная ответственность от неограниченной? 10. Чем отличается товарищество на вере от полного товарищества? 11. Опишите особенности создания акционерных обществ. 12. Чем отличается унитарное предприятие от других коммерческих организаций? 13. Опишите основные этапы создания предпринимательской организации. 14. Что понимается под прекращением деятельности юридического лица? 15. Назовите особенности процесса ликвидации юридического лица? 16. Опишите порядок ликвидации юридического лица. 17. Что такое реорганизация юридического лица, охарактеризуйте ее виды
Капитал предприятия
В экономической теории капитал рассматривается как фактор производства, наряду с землей и трудом. Каждый фактор приносит долю общего дохода. Капитал – прибыль, труд – оплату труда, земля – ренту. Капиталом предприятия является имущество, находящееся в его обороте, имеющее форму средств производства для технического вооружения наемного труда и финансовых ресурсов, используемое в производстве товаров и услуг, стоимость которых содержит прибавочный продукт, присваиваемый собственником в форме остатка прибыли после уплаты налогов и иных платежей государства. Капитал выполняет общественно значимую экономическую функцию. Владелец капитала является налогоплательщиком. Капитал предприятия практически воплощается в его экономических активах (рис. 4.2.1)
Рис.4.2.1 – Структура экономических активов предприятия С точки зрения экономики производственного предприятия особый интерес представляют основные фонды (средства) предприятия и его оборотный капитал, рассмотренные в следующих разделах. Собственный капитал предприятия при его создании фиксируется в учредительных документах как уставный капитал. Уставный капитал выполняет три функции: 1. Создает материальную базу для начала производственной деятельности предприятия. 2. Гарантирует имущественную ответственность предприятия перед кредиторами по принятым обязательствам. 3. Через долю в уставном капитале определяется степень участия каждого акционера в акционерном обществе или доля отдельных членов в иных корпоративных хозяйственных объединениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|