Методические указания к работе по развитию связной речи
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Введение В последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления тяжелых речевых нарушений у детей. Специалисты, изучающие развитие речи детей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.). утверждают, что чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, тем лучше будут ожидаемые результаты. Особенно это касается категории детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято понимать системное нарушение речи, при котором оказываются ^сформированными или недоразвитыми основные компоненты языковой системы. У детей данной категории страдает как произносительная (звуковая), так и семантическая (смысловая) сторона речи. Также отмечаются различные вторичные отклонения в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.), что создает дополнительные затруднения в обучении и воспитании детей. В классической литературе (Р.Е. Левина) выделено три уровня развития речи, характеризующих речевой статус детей с ОНР, - от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии и дизартрии. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности. У детей данной категории специалисты отмечают более позднее начало речи (первые слова и фразы появляются к трем-четырем, а иногда даже к пяти годам). Речь детей с ОНР малопонятна для окружающих. В устной речи помимо грубых нарушений звукопроизношения и недостаточного фонетического оформления наблюдается большое количество аграм-матизмов. Дети плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования. Их словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям.
Особенно страдает связная речь. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Экспрессивная речь детей с ОНР отстает от импрессивной. Ребенок, понимая обращенную к нему ситуативную речь, не может сам правильно рассказать о чем-либо и составить собственное связное речевое высказывание. Речь детей с ОНР отличается бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Логопеды отмечают у детей наличие лишь простых нераспространенных, реже распространенных предложений. Однако и в этих предложениях у большей части детей наблюдаются многочисленные ошибки: нарушение порядка слов, согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, неправильное употребление слов. Затруднения касаются и подбора слов, имеющих абстрактное значение, родственных слов, синонимов и антонимов, относительных прилагательных, приставочных глаголов. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок дети затрудняются выделить основную мысль повествования. Часто наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, смысловые пропуски. Дети с ОНР не вполне понимают смысл прочитанного, опускают при пересказе существенные для изложения детали, нарушают последовательность повествования, допускают повторы, затрудняются в подборе необходимых слов. Рассказы-описания и рассказы по сюжетным картинам в большинстве случаев оказываются им недоступными. Дети ограничиваются перечислением изображенных на картинах отдельных предметов и их частей, действующих лиц и выполняемых ими действий. Причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания этих детей.
Доказано, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. В связи с этим формирование связной монологической речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. В данном пособии обобщена многолетняя работа автора по развитию связной речи у детей с ОНР. Предлагаемое методическое пособие (оно стоит вторым в нижеследующем перечне) входит в комплект «Развиваем связную речь детей 4-5 лет с ОНР», который включает: 1) методическое пособие с тематическим планированием, календарными планами и конспектами подгрупповых занятий; 2) методическое пособие с тематическим планированием, календарными планами и конспектами фронтальных занятий; 3) годовое понедельное планирование работы логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР; 4) годовое понедельное планирование работы воспитателя в средней логопедической группе для детей с ОНР; 5) три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (альбом 1 «Мир растений», альбом 2 «Мир животных», альбом 3 «Мир человека»); 6) демонстоационные материалы к занятиям по развитию связной речи (большие и маленькие иллюстрации)*. В дополнение к комплекту пособий для проведения фронтальных и подгрупповых занятий логопеды могут использовать следующие пособия Н.Е. Арбековой: -Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактический материал по развитию логического мышления и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. Выпуск 1. Мир растений. - 16 с. Выпуск 2. Мир животных. - 16 с. Выпуск 3. Мир человека. - 16 с. Семьи домашних животных. - 16 с. -Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2011.
«Овощи» и «Фрукты». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». - 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. * Иллюстрации, необходимым для проведения занятий, представлены в пособиях Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Сюжетные картины к конспектам занятий логопеда» (большие иллюстрации) и «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам занятий логопеда (маленькие иллюстрации).
Методические указания к работе по развитию связной речи У детей 4-5 лет сОНР Проблема коррекции речи, воспитания и обучения детей с ОНР решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, физкультурного и музыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Помимо формирования правильного произношения и фонематического слуха, специальные занятия по развитию связной речи предназначены для развития всех компонентов речи и дальнейшей подготовки детей к школе. Все логопедические занятия строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики. Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. К основным задачам логопедических занятий в средней группе относятся: -развитие понимания речи; - расширение словарного запаса детей; - формирование практических навыков словообразования и словоизменения; - обучение детей ведению диалога; - обучение детей составлению пересказа; -обучение детей составлению рассказов различных видов; -обучение детей самостоятельному рассказыванию.
Логопедическая работа с детьми средней группы по пособиям комплекта предполагает проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Понедельное планирование логопедических занятий каждого периода представлено на с. 8 настоящего пособия.
Таким образом, каждую неделю первого периода обучения (со второй половины сентября по ноябрь включительно) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит: - три подгрупповых занятия по развитию лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи (с каждой подгруппой детей); - ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Каждую неделю второго и третьего периодов обучения (с декабря по февраль и с марта по май включительно) в средней группе для детей с ОНР логопед проводит: -три фронтальных занятия по обучению детей правильному произношению, грамоте и навыкам связной речи (два занятия по обучению детей правильному произношению и грамоте, одно занятие по развитию связной речи); - два подгрупповых занятия по развитию лексики (активного и пассивного словаря), грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи; - ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматичес-ких навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи проводится в течение трех периодов обучения (36 недель учебного года) на базе 30-ти лексических тем. Ниже предлагается тематический план и порядок прохождения лексических тем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|