В средней логопедической группе для детей с ОНР
Первые две недели сентября в средней логопедической группе проводится обследование речи и психических процессов детей логопедом и воспитателями, заполнение диагностических и речевых карт. В «Годовом понедельном планировании работы логопеда» в соответствующих графах логопед отмечает виды проводимой работы, фамилии детей, проходящих обследование, и записывает задания для воспитателей и родителей. В последнюю графу таблицы планирования работы логопед заносит фамилии детей, с которыми проводит индивидуальные занятия. Количество индивидуальных занятий логопед определяет самостоятельно. Большинство подгрупповых занятий и занятий воспитателей по заданиям логопеда проводится с использованием трех индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи. Игровые упражнения и задания альбомов учат детей: - определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы);
-сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам; - составлять линейные пересказы текстов по опорным картинкам; - правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах по опорным карточкам; - составлять пересказы небольших текстов с опорой на серию из трех последовательно расположенных сюжетных картин. Это задание позволяет ребенку по _____________ * Использование этого вспвмогательного и оффективного поиема, разработанного Л.Н. Ефименковой, помогает активизировать словарь детей и способствует развитию последовательного связного высказывания. (Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., Просвещение, 1981.)
следам прочитанного рассказа правильно пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи; - составлять рассказы-описания предметов по последовательному картинному плану. Каждая тема в альбомах представлена отдельным модулем. В альбомах предложены речевые задания и упражнения по следующим лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Грибы», «Цветы», «Ягоды»; «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные леса», «Речные рыбы», «Насекомые»; «Одежда и обувь», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Инструменты», «Транспорт». Логопед может проводить занятия по развитию речи в порядке, предложенном в данном методическом пособии, либо самостоятельно выбирать порядок прохождения тем. Проведение систематических занятий по любому альбому комплекта обязательно предполагает проверку и оценку полученных ребенком знаний логопедом, воспитателями и родителями. На каждой странице альбома предлагается оценочная шкала в виде трех пустых треугольников. Если ребенок правильно выполняет задание на логопедическом занятии, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» (логопед) красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка не точные - синим цветом (оценка «хорошо»). При повторении речевого материала воспитатели и родители также должны оценить правильность ответов ребенка, закрашивая треугольники с соответствующей буквой: «В» (воспитатели) или «Р» (родители). Таким образом, занимаясь по альбому, ребенок повторяет изученный материал несколько раз, что способствует закреплению у него полученных речевых навыков.
Проведение фронтальных занятий По развитию связной речи
Фронтальные занятия с логопедом проводятся со второго периода обучения один раз в неделю в утренние часы. Длительность фронтального занятия составляет 20 минут. Фронтальное занятие по развитию связной речи является своеобразным итогом проведенной совместно с воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме. Логопед проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность детей, проверяет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и трудности. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки. Для повышения интереса детей к занятиям по развитию речи логопед использует различные сюрпризные моменты, «волшебные* мешочки и коробочки. Виды фронтальных занятий: - занятие на составление пересказа по тексту и опорным картинкам; - занятие на составление пересказа по тексту и сюжетной картине; - занятие на составление пересказа с опорой на схематичный рисуночный план; -занятие на составление рассказа по тексту и серии сюжетных картин; - занятие на составление рассказа по тексту и сюжетной картине; - занятие на составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуночный план; - занятие на составление пересказа сказки с элементами драматизации и использованием различных предметов; - занятие на составление рассказа по сюжетной картине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|