Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пересказ русской народной сказки «Каша из топора»




Цель: составление пересказа русской народной сказки с элементами драматизации и использованием раз­личных предметов. Задачи:

-активизировать словарь детей по теме «Праздник пап»;


- учить детей составлять пересказ с элементами драма­тизации;

- развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление детей.

Оборудование: текст русской народной сказки «Каша из топора» (с. 105-106), предметы, используемые и не используемые в сказке (декорации избы, очага с «го­рящим* огнем, форма для солдата и походный ра­нец, одежда для хозяйки, изготовленный из картона топор и пила, котелок или горшок, ложка, солонка, горстка крупы в мешочке, масленка), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: изготовление топора из картона, костюмов для солдата и хозяйки, подбор декораций и необходимых предметов для инсценировки.

Ход занятия

I. Оргмомент Логопед. Ребята, скажите, кто встает на защиту своей Родины в случае нападения врага? (Дети дают ответы.) Каким должен быть защитник своей Родины? Давайте поиграем в игру с мячом «Назови, какой он». Я буду бро­сать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, расскажет о том, каким должен быть настоящий солдат: «Солдат должен быть сильным и смелым».

Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.

11. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы будем составлять пере­сказ русской народной сказки «Каша из топора». А арти­сты, которых мы выберем на главные роли, покажут нам эту сказку. Но сначала давайте выполним упражнения разминки.

Содержание упражнений Выполняемые действия
Дружба
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Пальцы-в замок
И с вами мы подружимся, Маленькие пальчики. Ритмичное касание пальцев обеих рук
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы считать. Прикасаться мизинцем к мизинцу и т.д.
Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Прикасаться большим к большому и т.д.
Как солдаты на параде
Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом. Ритмично хлопать в ладоши
Один, два, три, четыре! Четыре, три, два, один! Под счет соединять в «колечки» паль­цы обеих рук (поочередно с большими пальцами - указательные, средние и т.д. И в обратном порядке.)
     

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию


 

3. Знакомство с текстом сказки. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста

Логопед. Послушайте русскую народную сказку «Каша из топора». Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям сказку, по ходу чтения объяс­няет значение выделенных в тексте слов. Затем дети отвечают на вопросы, а логопед следит, чтобы ответы были полными.

Примерные вопросы:

Куда однажды пришел солдат?


Кто открыл дверь крайней избы?

Что попросил солдат у старухи?

Как она ему ответила?

Что решил сделать солдат?

Поняла ли старуха хитрость солдата?

Что она ему при­носила?

Получилась ли каша у солдата?

Что солдат сделал, когда каша была съедена?

Что можно сказать о солдате? А о старухе?

4. Составление пересказа текста сказки с элементами драматизации и использованием различных предметов

Логопед. Подойдите к моему столу. Давайте выберем предметы, которые встретились нам в этой сказке.

Из ряда предметов дети выбирают очаг с «горящим» огнем, поход­ный ранец для солдата, изготовленный из картона топор, котелок или горшок, ложку, солонку, горстку крупы в мешочке, масленку, и объясняют свой выбор.

Логопед. Сегодня мы не только составим пересказ этой сказки, но и покажем ее. Каждый из вас ненадолго ста­нет «актером». Нам нужно выбрать двух героев сказки: хитрого солдата и жадную хозяйку. Наши «актеры* пройдут сейчас за ширму и переоденутся в подходящие костюмы.

Желающие дети проходят за ширму и переодеваются в соответ­ствующие костюмы.

Логопед. Для того, чтобы показать сказку «Каша из то­пора», «актеры» должны помнить, в каком порядке про­исходили события сказки. Послушайте примерный план этой сказки:


1. Встреча солдата и старухи.

2. Солдатская хитрость.

3. Как солдат варил кашу.

4. Солдат и старуха едят кашу.

5. Солдат уходит в другую деревню.

А теперь давайте посмотрим, как «актеры» из нашей группы смогут показать и рассказать то, что произошло в сказке «Каша из топора».

Дети-актеры подходят к декорациям и инсценируют сказку. При желании детей сказку можно показать несколько раз с разными «актерами». Логопед выступает в роли сказочника и следит за тем, чтобы не было слишком длинных пауз между действиями.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед благодарит детей за постановку сказки. Зрите­ли аплодируют «актерам».

Занятие 12.

Весна в городе

Цель: составление рассказа по сюжетной картине.

Задачи: - активизировать словарь детей по теме «Времена года. Весна»;

- учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

- учить детей составлять рассказ по сюжетной картине;

- развивать у детей произвольное внимание, логиче­ское мышление.

Оборудование: сюжетная картина «Весна в городе» (большая иллюстрация 5), картинки с изображениями примет весны (маленькие иллюстрации 38, 41, 43, 48-53, 56), мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.


Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна.) Правильно, наступила весна. Давайте по­играем в игру с мячом «Потому, что...». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, на­зовет любую примету весны. Например: «Сейчас весна, по­тому что... (Тает снег и появляются проталины.)

Дети называют приметы весны. Логопед помогает правильно соста­вить предложение в случае затруднений.

II. Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказ по сюжетной картине «Весна в городе». Но сначала выполним нашу разминку.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию

Содержание упражнений Выполняемые действия
Весна
Весна, весна, приходи! Весна-красна, погляди! Попеременно на каждь.й слог ритмично хлопать: в ладоши и ладонями об стол
Солнце землю греет, греет, Тереть ладони друг о друга
Ветер дует все теплее. Погладить ладошками щеки
С юга прилетают к нам певцы: Перекрещенными кистями рук пока­зывать взмахи «крыльев»
Гуси, утки, соловьи, Журавли и скворцы. Сложить ладони вместе и поочередно прикасаться пальцами друг к другу, начиная с больших пальцев
Светит солнышков окно
Светит солнышков окно, Скоро будет нам тепло! Держать руки перед собой: правую ладонью вверх, левую - ладонью вниз. Ритмично менять положение рук

3. Составление сложных предложений по картинкам

Логопед. Давайте проверим, правильно ли вы узнаете все приметы весны. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Я выставлю на доску по четыре картинки. На них будут изображены три приметы зимы и одна примета другого вре­мени года (иллюстрации 38, 41, 43, 48-53, 56). Вам нужно найти эту «лишнюю картинку» и объяснить свой выбор.

Логопед проводит игру три-четыре раза с разными картинками. Сле­дит за ответами детей. Желающие дети выбирают лишнюю картинку и составляют ответ по образцу. Образец: «Капель, появление про­талин и набухание почек на деревьях - это картинки с приметами весны. Лишняя картинка - листопад. Листопад бывает осенью ».

4. Составление рассказа по сюжетной картине «Весна в городе»

Логопед прикрепляет на доску сюжетную картину «Весна в городе» (большая иллюстрация S).

Логопед. Рассмотрите картину и скажите, какое время года на ней изображено? (Весна.) Почему вы так решили? Где происходят события, изображенные на картине, в го­роде или в деревне? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Логопед задает детям ряд вопросов, привлекая их внимание к дета­лям, изображенным на картине. Например: « Как выглядят дере­вья? Что можно видеть под ногами? Кого вы видите на этой карти­не?Как ведут себя люди и животные?Почему?» И т.д.

Логопед. Давайте по очереди назовем по картине приме­ты весны в городе. У нас получится небольшой рассказ.


Дети составляют свои предложения по сюжетной картине. В случае затруднений логопед приходит на помощь. После составления об­щего рассказа логопед благодарит всех детей за старание.

Ш. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия, определяет лучших рассказчиков.

Занятие 13.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...