Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тексты рассказов и сказок для составления




Пересказов

 

Трудные пуговки

Арсений Александрович Седугин

Мама сказала:

- Одевайся, Мишук, пойдем гулять.

Мишка пыхтел-пыхтел, а верхнюю пуговку на пальто никак не мог застегнуть. Не хватает у Мишки терпения на эту упря­мую пуговицу.

- Ну что ты возишься? - сказала мама. - Пора научиться застегивать пуговицы.

Мишка весело сказал: -Готово!

И только мама отвернулась, взял и оторвал эту трудную пуго­вицу. Когда Мишка пришел с улицы, мама удивилась:

- Что это у тебя все на одном и том же месте пуговицы от­летают?

Мишка пожал плечами:

-Сам удивляюсь...

Не знала мама, что Мишка все пуговицы отрывает. А как-то мама сказала:

- Нет у меня больше пуговиц для твоего пальто. Придется тебе дома сидеть.

И тут Мишка высыпал все пуговицы на стол из коробочки и виновато сказал:

- У меня их пять штук накопилось. Пришей, пожалуйста.

Лиса и журавль

Русская народная сказка

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной

каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ниче­го не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Спор животных

Константин Дмитриевич Ушинский

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. - Я ему дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова.

- -Я его семью молоком пою.

- Нет, меня, - ворчит собака. - Я его дом стерегу.
Услыхал хозяин этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны,
и каждый из вас хорош на своем месте.

Каша из топора

Русская народная сказка

Старый солдат шел на побывку. Притомился в пути, есть хо­чется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха:

-Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня еще ничего не ела: не­чего.

- Ну, нет так нет, - солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора. Хозяйка руками всплеснула:

- Как так из топора кашу сварить?

- А вот как, дай-ка котел.

Старуха принесла котел, солдат вымыл топор, опустил в ко­тел, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну, как? - спрашивает старуха.

- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить нечем.

-Соль-то у меня есть, посоли. Солдат посолил, снова попробовал.

- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!
Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
-Бери, заправь как надобно.

Заправил солдат варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат. - Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.

Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за лож­ку: станем кашу есть!

- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу мож­но сварить, - дивится старуха.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

- Служивый! Когда ж топор будем есть?

- Да, вишь, он не уварился, - отвечал солдат, - где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел и топор унес!

Бобренок

Геннадий Яковлевич Снегирев

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бо­бровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобра­лась еще выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.

Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а по­том вижу - хвост лопаточкой, и догадался, что это бобренок.

Дома он долго чистился и сушился, потом нашел веник за печкой, уселся на задние лапки, передними взял прутик от ве­ника и стал его грызть.

После еды бобренок собрал все палочки и листики, подгреб под себя и уснул.

Послушал я, как бобренок во сне сопит. «Вот, - думаю, -какой спокойный зверек: можно его одного оставить, ничего не случится!»

Запер бобренка в избе и пошел в лес.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьем, а утром вернулся домой, открыл дверь, и...

Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!

По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобренок ее со всех сторон подгрыз. А сам спря­тался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу вспоминаю про бобренка, который подгрыз мой стол.

Первая рыбка

Евгений Андреевич Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье рабо­тали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша пой­
мал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее
сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шу­тят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Мать-и-мачеха

Валентин Дмитриевич Берестов

Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они.

А цветет он там, где земля потревожена, изранена, обнажена.

Цветет на откосах. Цветет на покрытых углем и шлаком на­сыпях. Цветет около ям и в самих ямах. Весело желтеет на гру­дах выброшенной земли. Послушайте сказку про мать-и-мачеху, и вам станет понятно происхождение названия этого цветка.

- Мать-и-мачеха расцвела! Мать-и-мачеха расцвела! - раду­ются люди.

- Кого они так называют? - удивляется цветок. - Навер­ное, землю, на которой я расту. Для меня-то она мать, а для дру­гих цветов пока еще мачеха.

Но вот проходит время цветов, и наступает пора больших зе­леных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые, потрешь о щеку и станет тепло.

-Это мать,-говорят люди.

Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке-и почувствуешь холод.

- А это мачеха, - объясняют люди.

Но листьям мать-и-мачехи все равно, как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие, зеленые щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю. А своей изнанкой, своей теплой материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:

- Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.

Горшочек каши

Братья Грим.и

Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка.

- Дай мне ягод, пожалуйста.

- На, бабушка, - говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:

- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!-

и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:

Раз, два, три,

Больше не вари! - и он перестанет варить.

- Спасибо, бабушка, - сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.

Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.

Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

-Раз, два, три,

Горшочек, вари!

Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его останови п.? Нужно было сказать:

Раз, два, три,

Больше не вари! -

да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек парит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.

Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу - горячая каша рекой течет.

Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:

-Раз, два, три,

Больше не вари!

И перестал горшочек варить кашу. А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.

Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и слад­кая была каша.


Список использованной литературы

1. Александрова, З.Е. Словарь си нонимов русского языка: практический справочник / З.Е. Александрова. - М.: Русский язык, 1995.

2. Бородич. А.М. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. - М.: Про­свещение, 1981.

3. Волкова. Л.C. Логопедия. - М.: Просвещение; Владос, 1995.

4. Выготский.ЛС. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 3. Проблемы развития психи­ки / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961.

6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с об­щим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.

7. Ефименкова. Л.H. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим не­доразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просве­щение, 1985.

8. Жукова. Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1989.

9. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые ме­тоды и приемы: методическое пособие / В.В. Коноваленко, СВ. Коновп-ленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

10. Короткова. Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

11. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (фор­мирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Сере­брякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999.

12. Левина. Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 19о8.

13. Мурашковска. И.Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картин­ке) / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. - СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС, 1995.

14. Нестеренко, АА. Страна загадок. - Р/н-Д, из-во Ростовского универси­тета, 1993.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. M.A. Ва­сильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-є изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

16. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалек­тическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ / сост. Гутко-вич И.Я. и др. - Ульяновск, 1994.

17. Ратитиеречи детейдошкольноговозраста/подред.Ф.А.Сохина.-М., 1984.

18. Сидорчук, ТА. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведе­ний / T.A. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. - Челябинск, 2000.

19. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 1987.


Оглавление

Введение................................................................................. ………………. 3

Методические указания к работе

по развитию связной речи у детей 4-5 лет с ОНР.............. ………………. 7

Календарное планирование фронтальных занятий.......... ………………..21

Конспекты фронтальных занятий

Занятие Ì. Как ребята лепили снеговика......................... ……………….. 26

Занятие 2. Пересказ рассказа А.А. Седугина «Трудные пуговки»…......29

Занятие 3- Снегири........................................................... …………….…32

Занятие 4 Новогодний праздник в детском саду............ ………………. 36

Занятие 5. Моя любимая игрушка................................... ……………….. 40

Занятие 6. Кукольный дом.............................................. ……………….. 43

Занятие 7 Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» …….. 46

Занятие8. Мое любимое животное.................................. ………………. 50

Занятие 9. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Спор животных» …….53

Занятие 10. На птичьем дворе............................................. ………………..57

Занятие 11. Пересказ русской народной сказки «Каша из топора» ……..59

Занятие 12. Весна в городе................................................. ……………….. 63

Занятие 13 Как ребята готовились к маминому празднику………………66

Занятие 14 Пересказ рассказа Г.Я. Снегирева «Бобренок…………………69

Занятие 15- Ящик с инструментами................................... …………………72

Занятие 16. Пересказ рассказ Е.А. Пермяка «Первая рыбка»………………75

Занятие 17 Поездка в зоопарк............................................. ………………..79

Занятие 18. Мы - путешественники.................................. ……………… 82

Занятие 19. В мире насекомых........................................... ……………… 86

Занятие 20. Дедушка Матвей в гостях у ребят................ ………………… 89

Занятие 21. Пересказ рассказа В. Д. Берестова «Мать-и-мачеха»…………92

Занятие 22. Составление пересказа сказки братьев Гримм

«Горшочек каши» …………………………………………………………. 96

Занятие 23 Летом на реке................................................... ………………….100

Тексты рассказов и сказок лля составления пересказов

Трудные пуговки. АЛ. Седугин.......................................... ………………….104

Лиса и журавль. Русская народная сказка........................ ………………….104

Спор животных. К.Д. Ушинский........................................ ………………….105

Каша из топора. Русская народная сказка........................ …………………..106

Бобренок. Г.Я. Снегирев...................................................... …………………..107

Первая рыбка. ЕЛ. Пермяк................................................ …………………..108

Мать-и-мачеха. В.Д. Берестов............................................ …………………..109

Горшочек каши. Братья Гримм......................................... …………………. 110

Список использованной литературы................................ ………………….112


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...