Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень дискуссионных тем для круглого стола




(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

по дисциплине Специальная психология

(наименование дисциплины)

 

Модуль 1. Общие положения специальной педагогики и психологии

Проблема объекта специальной психологии.

Продумайте и обоснуйте соотношение специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики. Роль специальной психологии в реализации задач специальной (коррекционной) педагогики.

Круг научных дисциплин имеющих сходный со специальной психологией объект исследования (общая, возрастная, социальная, клиническая психология, дефектология). Общие и специфические задачи, решаемые данными дисциплинами.

Значимые для профессиональной деятельности логопеда компетенций в работе с детьми, имеющими дефекты в развитии (в т.ч. не ярко выраженные).

Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии

Что такое норма и отклонение в психическом развитии? Какие виды норм могут существовать? Как их определить? Для чего специальной психологи и специальной педагогике необходимо разграничение нормального развития, отклоняющегося развития и патологического развития?

Факторы развития и факторы отклоняющегося психического развития. Какие они? Общее различия в их понимании.

Почему среднестатистическая норма «не работает» в специальной психологии?

Систематизация причин возникновения отклонений в развитии. Нужна ли она? Что дает?

Для чего разрабатываются классификации отклонений психофизического развития?

Есть ли какая-то общая логика развития детей с особенностями в развитии? Объединяет ли что-нибудь в психическом развитии детей с особенностями в развитии и без выраженных дефектов в психофизическом развитии?

Подходы к определению компенсации психофизического дефекта Л.С. Выготского и А.Адлера. Стоит ли педагогу в работе с детьми опираться на психоаналитический подход?

На что необходимо обращать внимание педагога в работе с детьми детского и подросткового возраста?

Модуль 3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования

В чем заключается дифференциация системы специального (коррекционного) образования по вертикали и горизонтали?

Основные принципы обучения и воспитания детей с особенностями в развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Общее и различия.

Каковы на ваш взгляд пути оптимизации обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях дошкольного и общеобразовательного учреждений.

Модуль 4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии

Проблема психического отражения при выпадении ведущего сенсорного канала восприятия информации. Особенности проявления слуховой и зрительной патологии у детей.

Значение уровня развития речи для успешного обучения и общего развития ребенка

Значение движения в жизни человека, влияния моторной депривации на психическое развитие ребенка.

Какие дети испытывают трудности в обучении?

Что такое сложный и осложненный дефект?

Дети с нервно-психическими заболеваниями и психогенными расстройствами: проблема обучения и воспитания?

Почему очень важно как можно раньше и как можно точнее определить характер нарушенного развития ребенка?

Почему возникают проблемы дифференциальной диагностики?

Модуль 6. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении

Типичные трудности, встречающиеся при обучении и воспитании детей с недостатками интеллектуального развития, сенсорными и моторными дефектами, аномалиями поведения.

Технологические подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии.

Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в профессиональной деятельности логопеда.

 

 

Критерии оценки работы на круглом столе

– актуальность высказываний, аргументированность – 1 балл;

-соответствие содержанию теме – 1 балл

-глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников – 1 балл.

Работа оценивается по сумме каждого критерия. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

 

 

Составитель ________________________ Т.В.Климова

(подпись)

«____»__________________2015 г.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

Кафедра коррекционной педагогики

(наименование кафедры)

Перечень вопросов по семинарским заданиям

по дисциплине Специальная психология

(наименование дисциплины)

Модуль 1. Общие положения специальной педагогики и психологии

В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии?

Определите предмет специальной психологии. Сформулируйте цели и задачи специальной психологии.

Охарактеризуйте эволюцию представлений о психологических особенностях, возможностях и перспективах развития детей с особенностями в развитии.

Охарактеризуйте уровни и основные направления исследований в специальной психологии.

Обозначьте основные предметные области специальной (коррекционной) психологии.

С каких отраслей специальной психологии началось ее формирование?

Отметьте связь специальной психологии с другими науками

Каково значение специальной педагогики и психологии в понимании природы человека и его развития?

В чем заключаются проблема объективного существования параллельной терминологии специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики?

Охарактеризуйте значение работ Л.С. Выготского для современной специальной психологии.

Раскройте значение специальной психологии для построения общепсихологической теории развития.

Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии

Раскройте специфику применения категории «развитие» в специальной психологии.

Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии? Назовите факторы, определяющие уровень развития ребенка с особенностями в развитии. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития?

Обозначьте логику выделения причин аномалий психофизического развития. Охарактеризуйте основные.

Назовите основные дифференциальные подходы к проблеме норма-патология. Раскройте.

Дайте определение понятий «аномальное развитие», «недоразвитие», «отклонение в развитии», «нарушение развития». Отметьте специфику их применения.

Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии? Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии?

Обозначьте логику выделения различных подходов к классификации аномалий психофизического развития. Раскройте одну из них.

Дайте определение понятию о психический дизонтогенез. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»? Раскройте сущность клинического и патопсихологического подходов к психическому дизонтогенезу.

Опишите структуру дефекта по Л.С. Выготскому. Раскройте влияние дефекта на психическое развитие ребенка.

Охарактеризуйте понятия компенсация и коррекция, обозначите типы компенсации и особенности протекания у лиц особенностями в развитии. Раскройте характер влияния компенсации на развитие человека.

В чем заключается роль возрастных кризисов в возникновении психических нарушений?

Раскройте основные проявления нарушений психики у детей и подростков.

Перечислите и охарактеризуйте возрастные уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные вредности.

Выделите основные симптомы и синдромы детского возраста.

Опишите общие и специфические закономерности психического развития детей и подростков с особенностями в развитии.

Выделите психические и физические аномалии, встречающиеся в детском и подростковом возрасте, как причины трудностей в обучении и воспитании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...