Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов) по дисциплине Специальная психология (наименование дисциплины)
Модуль 1. Общие положения специальной педагогики и психологии Проблема объекта специальной психологии. Продумайте и обоснуйте соотношение специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики. Роль специальной психологии в реализации задач специальной (коррекционной) педагогики. Круг научных дисциплин имеющих сходный со специальной психологией объект исследования (общая, возрастная, социальная, клиническая психология, дефектология). Общие и специфические задачи, решаемые данными дисциплинами. Значимые для профессиональной деятельности логопеда компетенций в работе с детьми, имеющими дефекты в развитии (в т.ч. не ярко выраженные). Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии Что такое норма и отклонение в психическом развитии? Какие виды норм могут существовать? Как их определить? Для чего специальной психологи и специальной педагогике необходимо разграничение нормального развития, отклоняющегося развития и патологического развития? Факторы развития и факторы отклоняющегося психического развития. Какие они? Общее различия в их понимании. Почему среднестатистическая норма «не работает» в специальной психологии? Систематизация причин возникновения отклонений в развитии. Нужна ли она? Что дает? Для чего разрабатываются классификации отклонений психофизического развития? Есть ли какая-то общая логика развития детей с особенностями в развитии? Объединяет ли что-нибудь в психическом развитии детей с особенностями в развитии и без выраженных дефектов в психофизическом развитии?
Подходы к определению компенсации психофизического дефекта Л.С. Выготского и А.Адлера. Стоит ли педагогу в работе с детьми опираться на психоаналитический подход? На что необходимо обращать внимание педагога в работе с детьми детского и подросткового возраста? Модуль 3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования В чем заключается дифференциация системы специального (коррекционного) образования по вертикали и горизонтали? Основные принципы обучения и воспитания детей с особенностями в развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Общее и различия. Каковы на ваш взгляд пути оптимизации обучения и воспитания детей с ЗПР в условиях дошкольного и общеобразовательного учреждений. Модуль 4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии Проблема психического отражения при выпадении ведущего сенсорного канала восприятия информации. Особенности проявления слуховой и зрительной патологии у детей. Значение уровня развития речи для успешного обучения и общего развития ребенка Значение движения в жизни человека, влияния моторной депривации на психическое развитие ребенка. Какие дети испытывают трудности в обучении? Что такое сложный и осложненный дефект? Дети с нервно-психическими заболеваниями и психогенными расстройствами: проблема обучения и воспитания? Почему очень важно как можно раньше и как можно точнее определить характер нарушенного развития ребенка? Почему возникают проблемы дифференциальной диагностики? Модуль 6. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении
Типичные трудности, встречающиеся при обучении и воспитании детей с недостатками интеллектуального развития, сенсорными и моторными дефектами, аномалиями поведения. Технологические подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в развитии. Значение системы знаний о специфике развития детей с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в профессиональной деятельности логопеда.
Критерии оценки работы на круглом столе – актуальность высказываний, аргументированность – 1 балл; -соответствие содержанию теме – 1 балл -глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников – 1 балл. Работа оценивается по сумме каждого критерия. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Составитель ________________________ Т.В.Климова (подпись) «____»__________________2015 г. МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра коррекционной педагогики (наименование кафедры) Перечень вопросов по семинарским заданиям по дисциплине Специальная психология (наименование дисциплины)
Модуль 1. Общие положения специальной педагогики и психологии В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии? Определите предмет специальной психологии. Сформулируйте цели и задачи специальной психологии. Охарактеризуйте эволюцию представлений о психологических особенностях, возможностях и перспективах развития детей с особенностями в развитии. Охарактеризуйте уровни и основные направления исследований в специальной психологии. Обозначьте основные предметные области специальной (коррекционной) психологии. С каких отраслей специальной психологии началось ее формирование? Отметьте связь специальной психологии с другими науками Каково значение специальной педагогики и психологии в понимании природы человека и его развития? В чем заключаются проблема объективного существования параллельной терминологии специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики?
Охарактеризуйте значение работ Л.С. Выготского для современной специальной психологии. Раскройте значение специальной психологии для построения общепсихологической теории развития. Модуль 2. Основные вопросы теории организации целенаправленной психолого-педагогической помощи детям с особенностями в развитии Раскройте специфику применения категории «развитие» в специальной психологии. Что является источником наших знаний о причинах отклонений в развитии? Назовите факторы, определяющие уровень развития ребенка с особенностями в развитии. Что дают нам знания о причинах нарушенного развития? Обозначьте логику выделения причин аномалий психофизического развития. Охарактеризуйте основные. Назовите основные дифференциальные подходы к проблеме норма-патология. Раскройте. Дайте определение понятий «аномальное развитие», «недоразвитие», «отклонение в развитии», «нарушение развития». Отметьте специфику их применения. Чем объясняется существование многообразных отклонений в развитии? Каково практическое и теоретическое значение создания классификаций отклонений в развитии? Обозначьте логику выделения различных подходов к классификации аномалий психофизического развития. Раскройте одну из них. Дайте определение понятию о психический дизонтогенез. Как соотносятся понятия «дизонтогенез» и «болезнь»? Раскройте сущность клинического и патопсихологического подходов к психическому дизонтогенезу. Опишите структуру дефекта по Л.С. Выготскому. Раскройте влияние дефекта на психическое развитие ребенка. Охарактеризуйте понятия компенсация и коррекция, обозначите типы компенсации и особенности протекания у лиц особенностями в развитии. Раскройте характер влияния компенсации на развитие человека. В чем заключается роль возрастных кризисов в возникновении психических нарушений? Раскройте основные проявления нарушений психики у детей и подростков. Перечислите и охарактеризуйте возрастные уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные вредности. Выделите основные симптомы и синдромы детского возраста. Опишите общие и специфические закономерности психического развития детей и подростков с особенностями в развитии. Выделите психические и физические аномалии, встречающиеся в детском и подростковом возрасте, как причины трудностей в обучении и воспитании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|