Модуль 3. Эволюция взглядов возможности и перспективы развития на детей с ограниченными возможностями. Современная система специального образования
Как в отечественной и зарубежной истории трансформировалось отношение к людям с аномалиями в развитии? В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с отклонениями в развитии? Какова роль систематического обучения лиц с отклонениями в развитии, становлении специальной психологии? Опишите современные стратегии помощи детям с особыми образовательными потребностями. В чем заключается система помощи детям с нарушениями развития в России? Охарактеризуйте структура современной системы специального (коррекционного) образования. Рассмотрите принципы специального (коррекционного) образования. Раскройте формы организации специального образования. Опишите систему образования и социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития, Расскажите о системе образования лиц с ограниченными возможностями. Какова система организации работы по профилактике нарушений психофизического развития в массовой школе. Модуль 4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии Дайте характеристику причин и видов нарушений слуха у детей. Охарактеризуйте особенности психического развития детей с нарушенным слухом. Рассмотрите основные виды нарушений зрения у детей и подростков. Выделите психологические особенности детей с нарушениями зрения. Рассмотрите причины и виды нарушений речи. Раскройте психологические особенности детей с нарушениями речи. Выделите особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с детским церебральным параличом.
Охарактеризуйте зависимость психического развития ребенка от времени возникновения и степени выраженности двигательного дефекта. Раскройте причины возникновения и виды нарушений интеллектуального развития. Дайте определения понятий «умственная отсталость», «слабоумие». Выделите основные формы умственной отсталости. Раскройте классификацию олигофрений по степени выраженности нарушения. Выделите основные причины развития олигофренического слабоумия. Охарактеризуйте особенности развития детей и подростков с олигофренией и систему их коррекционного образования. Дайте определение деменции. Раскройте формы и причины ее развития. Выделите специфику психического развития при органической деменции. Дайте определение понятия «дети с задержкой психического развития». Раскройте причины возникновения и основные формы. Покажите пути образования этой категории детей. Перечислите критерии для дифференциальной диагностики интеллектуальных, сенсорных и моторных отклонений (умственной отсталости, ЗПР, глухоты, речевого недоразвития и др.). Раскройте понятие «ранний детский аутизм», «аутистические черты личности». Причины возникновения аутизма. Охарактеризуйте особенности психического развития детей при РДА. Дайте определение понятия «сложные нарушения развития». Раскройте причины возникновения и виды сложных нарушений развития. Назовите причины отклоняющегося поведения. Охарактеризуйте основные виды патологии поведения, психологические особенности детей с различными видами патологии поведения. В чем заключаются нарушения психики и поведения у детей при «пограничных» расстройствах»? Пути их предотвращения и преодоления. В чем заключаются меры по профилактике и педагогической коррекции нарушений поведения у детей с сохранным интеллектом.
Модуль 6. Практические вопросы работы с детьми с недостатками в психофизическом и личностно-социальном развитии в дошкольном образовательном учреждении Выделите общие принципы организации учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих особенности психического развития в общеобразовательном учреждении. Охарактеризуйте возможности использования педагогом клинических и психологических знаний в первичном выявлении детей с особенностями в развитии. Выделите основные направления работы с детьми, имеющими особенности в психическом развитии, их родителями и педагогами. Охарактеризуйте систему работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Выделите и раскройте этапы подготовки и оформления документов для ПМПК.
Критерии оценки работы на семинарском занятии – актуальность высказываний, аргументированность – 1 балл; -глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников – 1 балл. Работа оценивается по сумме каждого критерия. Максимальное количество баллов – 2, минимальное – 0.
Составитель ________________________ Т.В.Климова (подпись) «____»__________________2015 г. МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра коррекционной педагогики (наименование кафедры) Темы рефератов Специальная психология (наименование дисциплины) Методологические основы современной специальной психологии. Методы исследования лиц с особенностями в развитии в психологии. Типологии нарушения психического развития у детей. Причины аномалий развития. Социальные факторы нарушений в психическом развитии Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ. Социальная депривация и ее роль в возникновении аномалий психического развития ребенка. Особенности формирования пространственных представлений детей с отклонениями в развитии. Проблема депривации в специальной психологии. Эволюция взглядов Л.С. Выготского на отклоняющееся развитие ребенка. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.
Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии. Причины отклонений в развитии и факторы их опосредующие. Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе. Проблема нормы и патологии в специальной психологии. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза. Речевое развитие слабослышащих детей. Речь и ее развитие у глухих детей. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии. Проблема реабилитации в специальной психологии. Творческие возможности лиц с проблемами в психическом развитии. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями. Проблема самосознания в специальной психологии. Формирование личности в условиях нарушенного развития. Предметное содержание современной специальной психологии. История становления специальной психологии в России и за рубежом. Развитие деятельности у детей с проблемами в развитии. Проблема социальной перцепции в специальной психологии. Особенности формирования учебной деятельности детей с нарушениями в развитии. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма. Дети и подростки с нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы. Психологическая характеристика развития детей в условиях детского дома. Особенности формирования защитных механизмов у детей с отклонениями в развитии. Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психическое развитие слепоглухих детей. Патология речи и психическое развитие ребенка. Общая характеристика психического развития детей с нарушениями зрения (слуха). Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|