Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поликадр - пробный камень, на котором проверяется профессионализм режиссера. При его создании творцу приходится учитывать чуть ли не все 10 принципов межкадрового монтажа изображения одновременно.




Но давайте не будем забывать сложившуюся традицию: сначала вопрос.

Можно ли отнести этот кадр из фильма "Большой приз" режиссера Дж. Франкерхаймера в разряд поликадров (фото 1)?

Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах! А кадр из фильма режиссера К. Домбровского (фото 2)?

Можно рассматривать как поликадр, но с большим трудом и с большой натяжкой. А дело в том, что первый "поликадр" получен с помощью множительной линзы, и все его составляющие кадры являются точной копией с одного и того же плана.

То же самое можно получить, используя спецэффекты или компьютер. Этот прием хорошо известен в кино и применяется тогда, когда режиссер хочет показать на экране, как в глазах крепко подпившего человека выглядит действительность или собеседник. Добавление на экране к ОДНОМУ кадру, в котором мы видим шлем гонщика и руку с поднятым вверх большим пальцем, еще двадцати трех копий этого кадра нисколько не меняет и не расширяет содержание композиции, говоря в другой терминологии, - не прибавляет информации, не прибавляет ничего нового. И это - принципиально!

СОПОСТАВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНЫХ КАДРОВ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ МОЖЕТ, НЕ СПОСОБНО ПОРОДИТЬ НОВЫЙ СМЫСЛ, ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. СКОЛЬКО БЫ РАЗ ВЫ НЕ МНОЖИЛИ ЕДИНИЦУ НА ДРУГИЕ ЕДИНИЦЫ, ВЫ ВСЕ РАВНО В ИТОГЕ ПОЛУЧИТЕ ПОСЛЕ ЗНАКА РАВЕНСТВА ТУ ЖЕ САМУЮ ЕДИНИЦУ!

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВАША МНОЖЕСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ МОГЛА ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ЗВАНИЕ "ПОЛИКАДР", И ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ТВЕРДО, НУЖНО СОПОСТАВИТЬ, ВКЛЮЧИТЬ В КОМПОЗИЦИЮ КАДРЫ РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ. ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ МОЖЕТ НАРОДИТЬСЯ НОВЫЙ СМЫСЛ КОМПОЗИЦИИ, ПРОИЗОЙДЕТ РАСШИРЕНИЕ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ БЛАГОДАРЯ СОПОСТАВЛЕНИЮ ДВУХ РАЗНЫХ КАДРОВ, ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ КВАНТОВ ИНФОРМАЦИИ.

ПЕРВЫЙ ВЫВОД.

Если режиссер задумал создать множественный кадр, он должен прежде всего ответить себе на вопрос: что он хочет "сказать" зрителю этим кадром, что он хочет выразить, какая мысль заложена им в эту композицию. А возможности у полиизображения для выражения разных идеи и даже самых сложных по своей сути - почти не ограничены. В обычном монтаже кадры и их содержание сопоставляются зрителем последовательно. Смысл второго как бы накладывается на смысл первого, от чего рождается новое содержание, дополнительная информация, которая не заключена ни в первом, ни во втором кадрах отдельно.

В поликадре сопоставление тоже может происходить последовательно, но с равным правом оно может быть выполнено одновременно. Последовательно - это значит, что зрителю режиссер предлагает сначала увидеть и осознать одну составляющую часть будущей поликомпозиции, и только потом - вторую, когда первая еще остается на экране. Одновременно - это значит, что два или более кадров множественной композиции предлагается осмотреть и осознать зрителю сразу, одномоментно. Такой вариант - каждый день на телеэкранах. Этот вариант предполагает наличие самых жестких профессиональных требований к такого рода поликадрам и их создателям. Восприятие таких композиций находится на грани предельных психофизиологических возможностей человека, а поликадр предоставляет творцам все условия для того, чтобы их перешагнуть.

Тут-то и возникает потребность в знаниях: как и на каких принципах строится множественное изображение в кадре. А принципы все те же. Но они требуют дополнительного разъяснения. Чтобы зрителю создать необходимые предпосылки комфортного восприятия таких кадров, режиссеру следует предварительно продумать маршрут осмотра или, что - тоже самое, последовательность восприятия отдельных составляющих такого кадра и представить композицию зрителю на экране в форме, которая собирает, а не рассеивает его внимание.

Наше зрение и зрительное восприятие устроены так, что после одномоментного "фотографирования" всего предложенного на экране, через доли секунды зритель стремится определить, с чего начать последовательный осмотр композиции. Последовательный осмотр является главным в процессе получения зрительной информации. Последовательно мы наблюдаем окружающую действительность, последовательно осматриваем произведения живописи. К сожалению, в большинстве случаев режиссеры современной теле- и видеопродукции над такой задачей просто не задумываются.

Построил какую-то поликомпозицию какой-то режиссер и думает про себя: "Я - новатор! Я открыл нечто новое!". И непомерная гордость застилает его рассудок. А бедные зрители каждый день видят на экранах умопомрачительные и бессвязные "навороты" из множества кусков, которые вынуждены пропускать "мимо глаз", потому что разобраться в них невозможно, а следовательно, невозможно понять смысл и воспринять эмоционально.

"Чудят там эти режиссеры... Ну и пусть чудят. А я буду смотреть только то, что мне нужно и что меня интересует",- рассуждают они у телеэкранов. Однако поликомпозицию можно выстроить весьма осмысленно и удивительно эффектно.

Великие живописцы от Рафаэля до Малевича всегда строили композиции своих произведений с учетом последовательного осмотра зрителем. Это закладывалось ими в композиционный прием, ибо другого метода получения информации в изобразительной форме у зрителя просто нет.

ВТОРОЙ ВЫВОД.

Если вы предлагаете зрителю одномоментно воспринять поликадр, позаботьтесь о том, чтобы он понял по какому маршруту ему вести осмотр сложной композиции. Для этого есть целый набор приемов, но в любом случае

ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ АКЦЕНТ, ЧТОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ИНТЕРЕС, ЧТОБЫ ЗРИТЕЛЬ ПОНЯЛ, С ЧЕГО НАЧАТЬ.

ТРЕТИЙ ВЫВОД.


ТРЕТИЙ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ МОМЕНТ В ПОСТРОЕНИИ ПОЛИКОМПОЗИЦИИ - УМЕНИЕ СОБРАТЬ, СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЯ НА ВАШЕМ СЛОЖНОМ ИЗОБРАЖЕНИИ, А НЕ ОТПУГНУТЬ ОТКРОВЕННОЙ БЕССИСТЕМНОСТЬЮ.

 

Начнем с того, как в обыденной жизни человек воспринимает пространство и как такое восприятие отображается на плоскости. Принципы построения перспективы хорошо известны всем художникам и архитекторам.

Первое построение перспективы на примере куба можно назвать открытым пространством (рис. 92а), а второе - замкнутым рис. 92б).

(Когда мы смотрим на дом на улице, то он нам представляется в первом варианте построения, а когда мы входим в какое-то помещение, то оно в нашем восприятии отображается по принципам построения замкнутого пространства. Как в театре, сцена - это большая комната, но без четвертой стены.

Точно так и у нас на экране: в черной рамке заключено то или другое пространство. А психология и опыт говорят, что сходящиеся к мнимой точке линии пространства собирают, концентрируют, активизируют внимание воспринимающего. Расходящиеся линии перспективы (первый принцип построения) рассеивают, "разваливают" активность восприятия.

Чтобы убедиться в этом утверждении, со зрителями был даже проведен эксперимент. Им для просмотра были предложены два варианта построения семиэкранной композиции (рис. 93а, 936). Были сняты улицы разных городов, по которым идет герой.

После просмотра все без исключения отметили в своих анкетах, что второй вариант воспринимался легче, эффектней, эмоциональней.

Отсюда вывод: для зрителя нужно обязательно в композиции множественного кадра создать иллюзию замкнутого пространства внутри рамки кадра независимо от количества самостоятельных элементов композиции и места, где проводилась съемка.

Если один кадр был снят на Камчатке, а второй - в Париже, если первый - в Майами, а другой - в Калифорнии, - в любом случае мнимые линии схода объектов в этих пространствах должны быть при монтаже направлены куда-то почти в одну точку на экране.

Режиссер А. Шеин в фильме "Наш март" поступает именно по этому принципу. Он переносит второй принцип межкадрового монтажа "по ориентации в пространстве" на конструирование множественного изображения и добивается тем самым выражения нужного ему смысла и простоты восприятия этого смысла (фото 3).

В то время как народные массы вышли на улицы с требованиями "Долой правительство!", министры этого Временного правительства в Петрограде по телефону решали, что следует предпринять. Лицо говорящего в микрофон находится в левой части кадра и обращено к слушающему, а наушник слушающего "смотрит" в сторону микрофона, как бы подтверждая, что первый обращается ко второму, а второй слышит первого. Их линия взаимодействия проходит прямо через экран. Как бы мы сегодня ни относились к минувшим событиям в России, отображенным в кадре, с точки зрения профессии данная композиция выглядит безупречно.

Однако Дж. Франкенхаймер в более простой композиции в кадре из того же фильма "Большой приз", допускает элементарную ошибку (фото 4)

. По содержанию и развитию хода сюжета ему нужно было показать как два героя наблюдают за ходом гонок. Наблюдают, но делают это по-разному "верхнему' важны отыгранные у соперника секунды, а героиня переживает за жизнь своего возлюбленного. Во время гонок пошел дождь и чрезмерно возросла опасность вылететь с трассы на повороте при скорости больше 200 км в час. Ей не нужна победа любимого человека, ей дороже его жизнь.

Но на экране получилось совсем наоборот. Хозяин клуба с секундомером смотрит в сторону движущейся машины. Его внимание там, где идет борьба. А героиня, наоборот, отвернулась от трассы гонок, и ее внимание привлекло что-то иное. В конечном итоге режиссер не достиг выражения того смысла, который намеревался передать зрителю.

Теперь обратимся к примерам из повседневной практики телевидения. Идет передача новостей. Ведущий из студии задает вопрос журналисту, который находится на прямой связи на другом конце Света. На экране двуптих (рис. 94). Как вам нравится такое общение двух людей, которые, разговаривая между собой, не считают нужным смотреть друг на Друга, а глядят стеклянными глазам на зрителя?

Думаю, что такой нелепый кадр не сможет доставить зрителю удовольствие! Есть ли выход из этого сложного положения?

КОНЕЧНО, ЕСТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ 10 ПРИНЦИПОВ МЕЖКАДРОВОГО МОНТАЖА!

НА ЭКРАНЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ НУЖНО СОЗДАТЬ ИЛЛЮЗИЮ ПРЯМОГО ОБЩЕНИЯ, КАК БУДТО ВЕДУЩЕГО И ЖУРНАЛИСТА НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ГИГАНТСКОЕ РАССТОЯНИЕ, А ОНИ НАХОДЯТСЯ РЯДОМ. ДЛЯ ЭТОГО СЛЕДУЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ДОГОВОРИТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ РЕЖИССЕРАМ И ОПЕРАТОРАМ В СТУДИИ И ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ, ЧТО ВЕДУЩИЙ, К ПРИМЕРУ БУДЕТ СМОТРЕТЬ ПРИ СЪЕМКЕ ВПРАВО ОТ КАМЕРЫ НА АССИСТЕНТА ИЛИ НА МОНИТОР НА УРОВНЕ ГЛАЗ, А ЖУРНАЛИСТ - ВЛЕВО ОТ АППАРАТА НА СТОЯЩЕГО РЯДОМ ПОМОЩНИКА,

как показано на рис. 95.

Если съемка идет по указанной на рис. 95 схеме, то совмещение двух кадров для передачи в эфир не составит никакого труда. Зритель получит привычную для него форму "упаковки" зрительной информации. Но для этого, конечно, предварительно следует чуть-чуть "пошевелить" тем, чем положено в подобных случаях (рис 96). Режиссеры ОРТ идут несколько другим путем, но профессионально полностью оправданным.

В первом кадре они снимают ведущего, который смотрит на экран монитора. А во втором - предлагают зрителю средний план журналиста в фас, как бы снятого с точки зрения ведущего (рис. 97).

Еще пример из передач с Олимпийских игр в Нагано. Показываются забеги конькобежцев. Пока бегуны стоят на старте, их можно разглядеть, запомнить, кто в каком костюме, чтобы потом проще было различать во время бега. К тому же старт - напряженный и ответственный момент для спортсменов. И режиссер нам показывает двойную композицию (рис. 98). Сразу отдадим ему должное - такой кадр имеет полное право на существование.

Но... Но все ли уж так безупречно? Обратите внимание, что в углу правой части кадра находится какой-то непонятный объект. Это - стартер. Только после ЕГО выстрела начнется бег. Он - не менее важная фигура в это мгновение. К тому же необходимо знать, что совмещение нескольких кадров в одном всегда ведет к уменьшению масштаба каждого из них.

Даже на большом телевизионном экране зрителю не захочется разглядывать мелкие фигурки людей, напрягая зрение. Поэтому возрастает значение правильного выбора крупности и композиции каждого слагающего поликомпозицию кадра.

Логично, что совмещение, например, четырех крупных планов на экране будет более выразительным, чем совмещение общих планов тех же самых объектов. Роль крупного плана, которого почему-то очень боятся у нас на телевидении, резко возрастает.

Опираясь на такие постулаты, поликадр старта конькобежцев можно было бы создать по вкусу режиссера в одном из двух вариантов, как на рис. 99. Как только конькобежцы побегут, можно переходить к последовательному монтажу. Но на этом этапе рассуждений складывается новый вывод. Четвертый вывод. Обязательная организация последовательности действий в частях кадра, составляющих композицию.

В предложенном варианте этот принцип отчетливо проступает в композиции: налицо четко выраженная последовательность действии. Сначала стартер смотрит, как девушки приготовились к бегу, потом поднимает пистолет. В этот момент бегуньи неподвижны, а движущийся объект привлечет к себе внимание. Раздается выстрел. Дым и пламя, вылетевшие из пистолета, дают начало другому движению - движению спортсменок.

А зритель естественно переключает свое внимание с одной части композиции на другие, в которых началось более интенсивное движение. Организация в поликадре четкой последовательности действий в его составных частях есть обязательное условие обеспечения комфортности и простоты восприятия сложного изображения с экрана.

Если вы задумали поликадр, в котором главное содержание выражено статично, а дополнительное - наполнено активным действием, то безошибочно можно предугадать, что зритель не сможет разобраться в содержании такой композиции и не поймет ее смысл.

Крупный план - одно их важнейших и сильно воздействующих выразительных средств экрана. При конструировании множественного изображения о нем следует вспоминать как можно чаще. И вот пример сочетания двух крупных планов в одной композиции из прошлого опыта кино. Скульптор-антрополог М. М. Герасимов лепит по черепу бюст человека, жившего под Владимиром 25 тысяч лет назад. Кадр из фильма А. Соколова "Встреча с далеким земляком" (фото 5).

К использованию поликадра, как правило, лучше прибегать тогда, когда необходимо выразить какую-то особую мысль автора или режиссера. Так поступил А. Шеин, когда хотел подчеркнуть роль Чапаева в кавалерийской атаке. Кадр из его фильма "Наш марш" - на фото 6.

В другом случае тому же режиссеру потребовалось выразить мысль о том, что фашистские захватчики в 1941-42 годах принесли на нашу землю кошмар войны. В этом примере мы сталкиваемся с, так называемым, "тематическим" монтажом. (О нем - более подробный разговор в следующей статье).

Составляющие композицию кадры каждый по-своему отражают одну и ту же тему В результате такого сопоставления рождается обобщенный образ войны. Особую роль в этом кадре имеет рамка. Она подчеркивает, а можно даже сказать, активизирует выражение мысли, заложенной автором в композицию. В то же время, ее рваные края обостряют эмоциональное переживание от восприятия. В каком-то смысле можно даже считать, что рамка в поликомпозиции способна нести зрителю смысл стать составной частью содержания множественного кадра (фото 7).

Множественная композиция позволяет режиссеру организовать действие на экране с перемещением объектов из одной части композиции в другую. Автомобиль, например, может в одном кадре ехать по улице города, продолжить свое движение на фоне леса в другом кадре, а завершить движение в аэропорту, как это следовало бы сделать при межкадровом монтаже. Но только еще более точно придется совмещать векторы движения и масштаб съемки объекта. Множественная композиция - просторное поле для комедийных эффектов. И тому тоже есть достаточное количество примеров. Но во всех вариантах для режиссера незыблемыми остаются две главные задачи: задать зрителю в композиции маршрут ее осмотра и стремиться наиболее образно выразить задуманную мысль.

В 60-е годы Н. Хрущев наряду со многими ошибками сделал великое дело для страны - приступил к решению жилищной проблемы, начал массовое строительство.

Автору статьи и режиссеру фильма "Шагаем в завтра" необходимо было выразить это событие. В раскадровках к фильму композиция из семи кадров выглядела, как на рис. 100.

Такой она оказалась и на экране. В центре по часовой стрелке вращалась стрела башенного крана, снятая изнутри самой башни. Она "зажигала" одно за другим соседние изображения, повторяя маршрут движения солнца. Стройка шла до восхода,.. когда вставало солнце,.. в разгар дня,.. на закате,.. в сумерках и даже глубокой ночью.

Так решались две главные профессиональные задачи режиссера. Но самым дорогим поликадром для автора остается композиция из фильма "Поступь грядущего". В 20-м веке человечество поставило локомотив своей цивилизации на рельсы прогресса и стремительно несется в будущее, совсем не зная каким оно окажется. По сути - оно несется в неизведанную, плохо прогнозируемую черноте. Мы, дети цивилизации, стремимся вперед, но не можем разглядеть, что же там за границей видимого, но и не можем остановиться. Луч прожектора локомотива освещает только небольшой кусок мчащегося на нас пути, даль скрыта от наших глаз. Задача выразить эту мысль режиссера в создании на формате широкого экрана поликадра, в котором трехмесячный младенец, едва подняв голову, непонимающе смотрит по сторонам и при этом как бы летит над рельсами, шпалами и стрелками в темноту (фото 8).

Зрители после просмотра рассказывали, что этот кадр произвел на них очень сильное, но в то же время жуткое впечатление. Они поняли заложенный в образ смысл и одновременно осознали свою беспомощность перед несущимся на нас будущим. Вылетающие на экран из темноты шпалы и стрелки железнодорожного пути, и ребенок летящий над ними, неизменно вызывали сильное эмоциональное переживание в зале и направляли зрительскую мысль к философскому осмыслению успехов цивилизации, которыми мы подчас непомерно гордимся. А это как раз и требовалось режиссеру на данном этапе фильма. Ему хотелось, чтобы зритель задумался и осознал, что новые блага прогресса несут одновременно и новые весьма сложные проблемы для человечества.

Множественная композиция таит в себе несметное разнообразие вариантов. Даже перебрать и назвать часть из них в одной статье невозможно. Добавим только, что все виды наложений и совмещений, которые в кино называются двойными и тройными экспозициями, представляют собой одну из разновидностей поликадров.

Современная электронная техника и компьютерный монтаж позволяют творить чудеса на экране. Но режиссеру нельзя забывать, что ресурсы поликомпозиции столь велики и столь соблазнительны, что способны незаметно завести автора далеко за пределы возможностей человеческого восприятия. Об этом следует помнить всегда.

ЧАСТЬ 15

ВИДЫ МОНТАЖА

МОНТАЖ "ВЫДУМАЛА" ЛИТЕРАТУРА. И СЛУЧИЛОСЬ ЭТО МНОГО ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД. НЕ БЫЛО ТОГДА НИ КИНО, НИ РАДИО, НИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, НИ ВИДЕО, НИ КОМПЬЮТЕРОВ...

СЛОВО ЗА СЛОВО - ПОЛУЧИЛАСЬ ФРАЗА. ЗА ПЕРВОЙ ФРАЗОЙ ПОСЛЕДОВАЛА ВТОРАЯ И НАЧАЛСЯ РАССКАЗ ИЛИ СКАЗКА: "... ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И БАБА. И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА. СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО, ДА НЕ ПРОСТОЕ, А ЗОЛОТОЕ. ДЕД БИЛ-БИЛ, НЕ РАЗБИЛ. БАБА БИЛА-БИЛА, НЕ РАЗБИЛА. МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА. ЯИЧКО УПАЛО И РАЗБИЛОСЬ...".

Всего 34 слова, а сколько картинок можно представить, если перевести сказку в визуальные образы!
Еще 20 тысяч лет назад в Каповой пещере на Южном Урале наш далекий предок нарисовал знак из пяти черточек. Нам эти треугольники ни о чем не говорят, а современники древнего художника видели в них определенный смысл, может быть, ритуальный знак или предупреждение об опасности. Чтобы написать такой знак, автор должен был произвести сопоставление линий, сделать монтаж из отрезков, то есть соединить их в единую систему. В дальнейшем люди освоили живопись, создали литературу, придумали театр, изобрели и полюбили кино, изучили его сущность, и только тогда осознали, что с момента возникновения языка они пользовались монтажом.

И что приемы кинематографического рассказа, по сути дела, те же, что и в языке общения, в языке литературы. Любое экранное произведение (фильм, телевизионная передача, рекламный ролик или клип) - это всегда рассказ.

А кинематографический рассказ - это последовательная цепочка возникающих на экране образов, соединенных с учетом требований 10 принципов или в нарушение этих требований, но обязательно поставленных в единый ряд по какому-либо избранному автором замыслу Уже 100 лет как в экранном творчестве монтируют, соединяют между собой именно образы.

А СУЩЕСТВУЕТ ИХ ВСЕГО ДВЕ КАТЕГОРИИ (ЕСЛИ МЫ ГОВОРИМ ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...