Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НЕСЛОЖНЫЙ ПРИЕМ, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КОМЕДИЙНОГО ИЛИ МАГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свое название прием получил потому что для его осуществления требуется остановка камеры на середине будущего плана, и режиссеру приходится говорить "стоп!" как бы не вовремя. А для зрителя такой кадр после монтажа будет проходить без видимой остановки.

В комедиях Леонида Гайдая этот прием можно встретить очень часто. Был Иван Васильевич, который меняет профессию, в кадре, да вдруг - бах! - исчез. Как это делается? Вам нужно, чтобы герой неожиданно, как бы по волшебству появился на экране. Выбирается кадр по фону и композиции. Камера жестко закрепляется на штативе, чтобы она не сдвинулась после остановки и во время приготовления к съемке второй половины плана (рис. 109).

ПЕРВЫЙ КАДР СНИМАЕТСЯ БЕЗ ГЕРОЯ С НУЖНОЙ ВАМ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ. ЗАТЕМ СЛЕДУЕТ КОМАНДА РЕЖИССЕРА: "СТОП!", КАМЕРА ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, И АРТИСТ СПОКОЙНО ВХОДИТ В КАДР, ПРИНИМАЕТ НУЖНОЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАНИЕМ ПОЛОЖЕНИЕ И КАДРЕ.

А действовать он начинает по команде "Мотор!". Таким образом стоп-кадр снят, осталось его смонтировать. Для чистого монтажа необходимо подрезать конец первого кадра и начало второго, а затем склеить. Эффект неожиданного появления достигнут. Можно стоп-кадр сделать с плавным появлением героя. Тогда придется обратиться к помощи компьютера или провести съемку из наплыва в наплыв.

Первый кадр снять с помощью специальной камеры с затемнением на конце, скажем, в 35 кадриков. А второй, в котором персонаж уже занял свое положение, снять из затемнения длиной тоже в 35 кадриков, но предварительно отмотать пленку на те же 35 кадриков назад. Получится, что экспозиция по фону не изменилась, а фигура плавно (за полторы секунды) проявилась на экране.

При использовании этого приема необходимо знать еще одну тонкость. Площадь кадра, занимаемая появляющимся или исчезающим объектом, ни в коем случае не должна превышать одной четверти площади кадра. Иначе зритель не заметит появления персонажа, а сочтет вторую половину кадра совершенно новым кадром (эффекта неожиданности не будет). Например, если занять половину кадра средним планом человека в центре, отсутствие нужного результата можно гарантировать, что и случилось с автором этих строк на первых шагах в кино. Однако следует помнить, что слишком мелкий масштаб, особенно появляющегося предмета, тоже способен лишить прием эффекта.

 

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

ЕСЛИ ВЫ ДЕЛАЕТЕ ПОСТАНОВОЧНЫЙ ФИЛЬМ, ТО КАДРЫ СЛЕДУЕТ СНИМАТЬ С ЗАХЛЕСТАМИ.

Для этого необходимо, чтобы актер выполнил не только те действия, которые вы предусмотрели для данного кадра, а начал действия следующего кадра. А следующий по монтажному замыслу кадр нужно начать с действий актеров, которыми заканчивался предыдущий план. Это позволит монтажеру выбрать для стыка кадров наилучший момент соединения, особенно если кадры наполнены движениями и действиями.

В МОНТАЖНОМ ПОСТРОЕНИИ ФИЛЬМА НЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ОДИНАКОВЫЕ КАДРЫ.

Этот неписаный закон сложился в кинематографе, когда он уже обрел статус искусства, и относится к планам любого содержания (к городским и сельским пейзажам, к съемкам любых объектов). Повторение допустимо только в особых случаях, при определенном замысле, когда повтор кадров выполняет какую-то дополнительную смысловую нагрузку.

ВЕЛИЧАЙШИМ СОБЛАЗНОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ СНЯТЬ ОДИН ПЛАН ПОДЛИННЕЕ И ПОТОМ, РАЗРЕЗАЯ ЕГО НА КУСКИ, ВСТАВЛЯТЬ ПО ХОДУ СЦЕНЫ. ЭТО ЖЕЛАНИЕ ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ТРЕБУЕТСЯ НЕ ОДИН, А НЕСКОЛЬКО КРУПНЫХ ПЛАНОВ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ГЕРОЯ, ПРИЧЕМ НЕ МЕНЯЮЩЕГО СВОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ. ПРИМЕРОВ ТАКОЙ СЪЕМКИ И ТАКОГО МОНТАЖА МОЖНО НАЙТИ НЕМАЛО, НО ЭТО СЧИТАЕТСЯ ПЛОХИМ ТОНОМ, НЕ ТВОРЧЕСКИМ ПОДХОДОМ К РАБОТЕ.

ЗРЕЛЫЕ МАСТЕРА ВСЕГДА СНИМАЮТ КАДРЫ В ЗАПАС, ЧТО И ВАМ СОВЕТУЕМ. ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО КАК БЫ НИ БЫЛ ДЕТАЛЬНО РАЗРАБОТАН И ПРОРИСОВАН МОНТАЖНЫЙ РЯД В ПОСТАНОВОЧНОМ ПРОЕКТЕ, В МИЗАНСЦЕНАХ И РАСКАДРОВКАХ, ВСЕ РАВНО ВСЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ НЕ УДАЕТСЯ. НАЛИЧИЕ ЗАПАСА (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРУПНЫЕ ПЛАНЫ ИЛИ КАДРЫ ПЕЙЗАЖЕЙ, ПЕРЕБИВКИ) РАСШИРЯЕТ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ СБОРКЕ МАТЕРИАЛА. СНИМАЙТЕ НЕ ТОЛЬКО ДУБЛИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ КАДРА, А СТАРАЙТЕСЬ ПРИДУМЫВАТЬ, НАХОДИТЬ И СНИМАТЬ ВАРИАНТЫ. ЭТО ОТНОСИТСЯ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ КАК К ИГРОВОМУ, ТАК И ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ КИНО.

Варианты часто дают возможность найти необычайно интересные и плодотворные монтажные ходы. У режиссера при монтаже отснятого материала всегда возникает вопрос: какой длины должен быть очередной кадр? Длину кадра, прежде всего, диктует драматургия (это относится ко всем видам кино и телевизионным передачам). Сие означает, что если по вашему замыслу данная сцена должна нести в себе напряженное ожидание или плохое предчувствие героев, длина кадров в этом случае должна быть несколько увеличена. А вот, работая над комедией, режиссер может снимать и монтировать более короткие, незатянутые кадры и подрезать в монтаже, как только закончилось действие.

Главное в этом деле - режиссерская интуиция. Он обязан уметь поставить себя на место зрителя, и его глазами и сердцем научиться воспринимать происходящее на экране, учитывая также музыку и шумы. Это и есть умение прогнозировать эффект воздействия монтажной последовательности.

Многие наивные телезрители верят руководителям крупных телевизионных каналов, когда те громогласно заявляют, что в передачах новостей идет только объективная информация, что в нее не привносится мнение ведущих, операторов, режиссеров и монтажеров. Еще бы! Мы же все видели собственными глазами! В большинстве случаев авторы телепередач и в самом деле стремятся добросовестно, без искажений донести до зрителя то или иное событие.

Но следует учитывать, что любая информация (рассказ очевидца, картина, танец или изобразительный ряд телевизионного сюжета) обычно порождается человеком, а он по своей природе субъективен. Ученые, разрабатывающие теорию информации, насчитывают несколько видов информационных сообщений, которые способны ввести в заблуждение их получателя. Самый простой - это псевдоинформирование.

Например, вы слушаете новости: "Докладчик обрисовал достижения, отметил ряд недостатков в работе. В прениях выступили многие участники. Одобрен план интенсивной работы на будущее". В этом сообщении нет лжи, но в действительности оно скрывает истину так как имеет общий вид, не несет никаких конкретных сведений. Существуют и другие виды такого рода информирования: дезинформирование, симуляционное дезинформирование, десимуляционное дезинформирование, двойное конфузионное дезинформирование, симуляционное парадезинформирование, метаинформирование.

Все это относится в равной степени как к словесному, так и к экранному сообщению в пластической форме. Всем, кто работает в журналистике или в документалистике, необходимо это знать. Изобразительный ряд какого-либо события, показанный на экране, не всегда достоверно рассказывает о том, что было на самом деле.

Лишь один пример: оператор снял три кадра митинга с требованиями выдать зарплату который состоялся на площади, и пять кадров драки пьяниц на другом конце этой площади. Оба этих события были связаны между собой только местом, на котором произошли, а монтажер сложил их в один сюжет, и ведущий сообщил, что во время митинга произошла драка. Казалось бы, никакого вранья нет.

Однако зритель, который всегда ищет связь между кадрами (в данном случае объемом показанного материала) и явлениями, обязательно сделает вывод, что на митинг пришли дебоширы и провокаторы, а не добропорядочные рабочие, которые требуют выплаты заработанных честным трудом денег. Но бывает и так, что методы дезинформации используют писателями, сценаристами и режиссерами как художественный драматургический прием. И в этом нет ничего предосудительного.

***************************************************************************************

Автор: Алексей Георгиевич Соколов (http://www.sokolov-montage.narod.ru/)


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7