Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика объектов исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях




 

Любое преступление сопровождается образованием в окружающей среде всевозможных изменений, которые затем, в установленном законном порядке, могут приобрести значение доказательств. Это – несущие субъективный характер идеальные отражения в сознании участников ДТП и материально – фиксированные отображения в виде изменений расположения транспортных средств и пешеходов, исчезновения и появление определенных предметов и веществ, перемены в состоянии контактировавших предметов и т.д.. В литературе предложена систематизация объектов на местах ДТП в виде четырех взаимодействующих систем групповых объектов: дорожной обстановки, транспортных средств, их водителей и пешеходов [8; 6].

Из комплекса связей, которые характеризуют существенные стороны события, для расследования дел о ДТП наиболее важны причинно – следственные. В этом аспекте каждый групповой объект может быть представлен как две группы фактов и обстоятельств. К первой относятся условия, на фоне которых действовала искомая причина и которые продолжают действовать после того, как появились следствия. Вторую группу фактов, находимых на местах происшествия, составляют следствия действовавших причин, ее результаты. Познание их во взаимосвязи и взаимозависимости устраняет однобокость расследования. Систему первого группового объекта по делам о ДТП составляет комплекс фактических обстоятельств, связанных с дорогой. Дорожные условия обычно складываются

Любое, в том числе криминальное, событие – это взаимодействие между собой как минимум двух, чаще значительно большего числа объектов. Из особенностей планировки дороги и ее технических характеристик (профиля, ширины, наличия поворотов, состояния и характера покрытия) обзорности, интенсивности транспортных потоков и скорости движения транспортных средств, особенности размещения знаков и светофоров, поведения пешеходов и водителей. Дорожные условия предопределяют режим движения, избираемый водителями. По степени сложности дорожные условия разбиты на четыре категории: простые, сложные, очень сложные и аварийные. Чем они сложнее, тем ниже объективная возможность избежать наступления вредных последствий. Именно поэтому правовая оценка действий водителя во многом определяется сложностью дорожных условий.

К неблагоприятным дорожным условиям обычно относят: неудовлетворительность планировки дорог, несовершенство дорожных покрытий и средств регулирования, малую ширину дороги, неудачную расстановку знаков, либо их отсутствие, неудовлетворительную обзорность (особенно перекрестков), отсутствие освещения уличных магистралей в ночное время, плохое состояние дороги и ограниченную видимость в связи с погодными условиями.

При расследовании ДТП первостепенное значение придается отображением колес (шин). Это следы качения, торможения, юза, заноса, бокового сдвига, а так же образующиеся при стоянке. Самостоятельные группы составляют следы скольжения или волочения отброшенных транспортных средств и их деталей в виде царапин и борозд на полотне дороги, обочинах и кюветах; участки расположения наслоений и отслоений лакокрасящих и иных покрытий, пролитых жидкостей, следов в виде вмятин и притертостей резины; наслоений лакокрасочных покрытий на предметах обстановки места происшествия – бордюрах, отбойных брусьях, столбах и прочих. Весьма важны следы в виде осыпей грязи из-под днища контактировавших транспортных средств, осколков стеклянных изделий (фарных рассеивателей, указателей поворотов, лампочек, лобовых и ветровых стекол, зеркал заднего вида и прочих), мелких частей и деталей, предметов и вещей, принадлежавших водителям, пассажирам, пешеходам, пятен крови и других биологических веществ.

Значение следов на дорожном полотне исключительно велико. Они несут информацию, которая может быть использована как для отожествления транспортного средства – следам колес, отображение выступающих частей, деталям, в частности, осколкам стекол, фрагментам лакокрасочного покрытия, так и для широкой диагностики события ДТП – установления типов и моделей транспортных средств и шин на их колеса, направления с скорости движения, места ДТП, состояния тормозной системы и прочих.

Необходимо отметить, что «… значительный ущерб качеству расследования наносится в результате поверхностных осмотров мест происшествий. Отдельные следователи и работники дознания не фиксируют наличие дорожных знаков и их зоны действия, не указывают направление осмотра. Неудовлетворительно описывают внешний вид следов, оставляемых колесами автотранспортных средств, в результате чего утрачивается возможность установить механизм их образования (следы торможения юзом, бокового скольжения, заносы и т.п.) Следы шин не «привязываются» к дорожному покрытию, либо фиксируется в одной, двух точках, что впоследствии приводит к невозможности определить путь следования автомобиля» [9; 62].

Транспортные средства относят к системе второго группового объекта по делам о ДТП. Из обстоятельств, обуславливающих их совершение, выделяются эксплуатация технически неисправных транспортных средств, а так же таких, которые содержат недоработки конструкции. Технические неисправности, могущие привести к аварии, чаще всего наблюдаются в основных механизмах и агрегатах: тормозной системе, рулевом управлении, ходовой части и других. Одной из причин появления на дорогах неисправных транспортных средств является некачественный ремонт, зачастую сопровождающийся постановкой нестандартных или кустарно изготовленных (без соблюдения требуемых нормативов) деталей, заливкой суррогатов в тормозную систему и др. К недостаткам конструкций автомобилей относят: неудачное расположение сидения водителя, повышенную вибрацию, шум в салоне и др. Они приводят к повышенной утомляемости водителя, снижению его реакции и, как следствие, - к дорожно – транспортному происшествию.

Следы остающиеся на транспортных средствах в связи с ДТП, - это разного вида разрушения механизмов и агрегатов повреждения обшивки и выступающих частей в виде вмятин, изгибов, пробоев, царапин, задиров, соскобов лакокрасочного покрытия, различных притертостей и наслоений (лакокрасящих покрытий, резины шин, крови и иных биологических объектов, грязи, волокнистых материалов и т.п.). Объектами исследования могут стать также следы рук человека. [10; 270].

Следы на транспортном средстве представляются комплексным объектом. Определенные группы следов выступают на передний план в зависимости от задачи исследования. В частности, повреждения на транспортных средствах содержат важную информацию о механизме столкновения, контактировавших частях, направлений действия деформирующих сил, взаимном положении взаимодействующих систем, соотношение скоростей и др.

Следующим групповым объектом, на который нацелена познавательная деятельность следователя, является водитель участвовавшего в ДТП транспортного средства. Из условий, способствующих происшествию, в первую очередь устанавливается: не находится ли водитель в состоянии опьянения, каковы у него навыки вождения и некоторые личные качества, особенно реакция, применял ли он неправильные приемы управления, имел ли факт управления заведомо неисправным транспортным средством и прочие.

Следы происшествия, отобразившиеся на водителях, - это всевозможные материальные и идеальные отражения. К первым относятся телесные повреждения, а так же повреждения одежды и обуви. Они несут информацию о месте расположения лица в салоне автомобиля и позволяют решить вопрос: находилось ли оно в момент ДТП на рабочем месте водителя. Субъективные отражения содержат информацию обо всех обстоятельствах расследуемого события и нужно только уметь извлечь ее с целью использования и расследования.

Последним из рассматриваемых групповых объектов, характерных для ДТП, являемся пешеход. Приведшие к наезду поступки пешеходов могут быть вызваны недостатками органов восприятия - прежде всего зрения и слуха, возрастными изменениями, опьянением, разными психическими нарушениями, эмоциональном состоянием и другими.

Пешеходы обычно допускают следующие нарушения: переход проезжей части дороги перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства, пересечение проезжей части дороги в запрещенном месте или на запрещающий сигнал светофора и прочие.

В результате контактного взаимодействия с транспортным средством на одежде и теле потерпевшего образуется комплекс повреждений в виде разрывов, наслоений частиц лакокрасочного покрытия, грязи, резины шин, стекла, пятен ГСМ и прочих. Поскольку взаимодействие происходит с человеком, в сознании последнего запечатлеваются также субъективные впечатления о происшедшем. Названные следы могут быть использованы для отождествления совершившего наезд транспортного средства, его розыска и диагностики процесса взаимодействия.

Нами перечислены основные следы, возникающие в процессе ДТП на групповых объектах: дороге, транспортных средствах, водителе и пешеходе, которые являются типичными объектами исследования по делам о ДТП. Работа с этими следами обычно начинается на месте происшествия. ЕЕ эффективность в значительной мере зависит от уровня специальной подготовки участников осмотра. В связи с этим представляется целесообразным в первую очередь, рассмотреть вопрос об использовании специальных познаний при проведении осмотра места дорожно – транспортного происшествия и транспортных средств, которые в нем участвовали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...