Осмотр и фиксация следов транспортных средств
Осмотр следов транспортных средств на месте происшествия проводится с целью выяснения обстоятельств, при которых они были образованы, изучения и фиксации обнаруженных признаков, которые могут быть использованы для установления типа, модели и идентификации транспортного средства. Обнаружение следов транспортных средств начинается с визуального осмотра места происшествия. Обнаружение следов транспортного средства требует внимательного осмотра значительных по размерам участков местности. Мысленно сконструировав модель механизма дорожно-транспортного и иного преступления, следователь сможет правильно определить границы осмотра места происшествия, объекты, подлежащие исследованию. Для выявления маловидимых и невидимых следов используется набор луп НДЛ-3 и прибор ОЛД-41. Следы транспортных средств остаются на поверхности дорожного покрытия, в обочине, кювете, на местности, прилегающей дороге, на сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия, на теле и одежде пострадавшего человека, на автомобиле, с которым произошло столкновение или соприкосновение в ходе события. Следы ходовой части транспортных средств, в большинстве случаев невозможно изъять в натуральном виде для дальнейшего их изучения и исследования в лабораторных условиях. Поэтому особое значение приобретает тщательное изучение и фиксация следов на месте происшествия. Следы необходимо, осматривать на возможно большем протяжении обнаруженного участка пути с тем, чтобы отыскать следы всех колес с четкими отображениями признаков, а также следы других частей транспортного средства. Важно также найти место стоянки автомобиля или другого транспортного средства и тщательно его осмотреть. На месте стоянки могут быть обнаружены не только следы колес, но и другие следы транспортного средства, а также следы иных объектов и различные предметы.
Размеры, отобразившиеся в следах (колея, ширина беговой дорожки колеса и длина его окружности и др.), и длина следов торможения должны определяться с возможно большей точностью, так как от них зависит правильное решение вопроса о типе и модели транспортного средства и скорости его движения перед торможением. Для того чтобы обнаружить частные признаки колес (шин, гусениц) и судить об их устойчивости, необходимо осмотреть след каждого колеса (гусеницы) на протяжении не менее двух его оборотов. Для шин легковых автомобилей это соответствует 4-6м, а для грузовых 6-12м. [24; 12]. Обнаруженные следы, прежде всего, изучаются с целью определения относимости к расследуемому событию. При этом учитывается обстановка места происшествия, признаки, указывающие на время образования следов, показания очевидцев (потерпевших), а также другие данные. Затем определяется направление движения транспортного средства. При этом руководствуются следующими положениями: 1. Следы брызг при переезде лужи, ориентированы в направлении движения транспортного средства. Осыпь грунта, снега, отделившаяся от деталей автомобиля, расширенной частью ориентирована в сторону движения автомобиля. 2. Плотность вещества в следе наслоения снижается по направлению движения. 3. Острый конец капель жидкости отделившихся от автомобиля указывает на направление движения. 4. Вершина угла сломанных веток обращена в сторону, противоположную направлению движения. 5. Частицы пыли, снега оседают на дорогу в виде дугообразных полос, обращенных в сторону, противоположную движению. 6. Сдвиг грунта, образованный при переезде и вдавливании небольших камней в мягкое дорожное покрытие, обращен в сторону движения.
7. Частицы грунта, выбрасываемые при движении или буксовании, направлены в сторону, противоположную движению. 8. В следах торможения увеличение насыщенности следа происходит в направлении движения автомобиля. 9. Вершина угла в следах с направленным рисунком протектора типа «елочка» обращена в сторону противоположную движению. 10. Рельефный след, образованный при движении по мягкому грунту, имеет зубцы, пологая сторона которых направлена в сторону движения. 11. Верхушки стеблей растений, придавленные транспортом, направлены в сторону движения. 12. Разволокнение древесины, при контакте с транспортным средством, направлено в сторону движения. 13. Следы в виде дугообразных полос на стенках глубокой колеи направлены в сторону движения автомобиля. 14. Ha повороте следы задних и передних колес отличаются по положению. Следы задних колес располагаются ближе к центру поворота. Между следами передних и задних колес на участке начала и окончания поворота образуются углы. Более острый угол образуется в том месте, где поворот закончился. На этом же участке можно наблюдать перекрывание следов передних колес задними. При решении вопроса о направлении движения транспортного средства следует использовать, по возможности, несколько признаков, а также учитывать обстановку на месте происшествия [25; 84]. Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъемки, а также путем изготовления слепков и копий следов шин. Прежде всего, еще до начала осмотра места происшествия и в ходе его должна быть произведена его фотосъемка. В зависимости от характера происшествия и обстоятельств дела могут фотографироваться участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, общий вид центра места происшествия (машина, труп), следы колес, грузы. С помощью ориентирующей и обзорной фотосъемки производится фотографирование общего вида места происшествия и его окружающей обстановки. Данная съемка производится обычно с двух противоположных или большего числа сторон. Панорамная фотосъемка применяется при необходимости запечатлеть дорожный участок, ширина которого более 10–15 м. В этом случае место происшествия фотографируют по частям, а полученные отпечатки монтируют (склеивают) в один снимок (панораму). Во избежание пропусков фотосъемку следует производить с таким расчетом, чтобы каждый последующий кадр включал в себя 10—15% предыдущего кадра и тем самым частично перекрывал предыдущий.
Узловая съемка применяется для фотографирования в крупном масштабе отдельных участков места дорожно-транспортного происшествия, на которых сосредоточено наибольшее количество материальных признаков преступления (например, транспортное средство, труп). Обычно во всех случаях производятся фотоснимки, на которых запечатлевается расположение следов относительно предметов окружающей обстановки. Особенно такие снимки необходимы при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Обязательно фотографируется участок, на котором наблюдаются следы передних и задних колес. Съемка производится вдоль следов с какого-либо возвышения (например с кузова автомобиля). Способом детальной фотосъемки фотографируются отдельные следы и предметы на месте происшествия. Измерительная фотосъемка применяется в целях последующего определения размеров самих предметов и следов. Она бывает метрической и масштабной. Метрическая фотосъемка производится с глубинным масштабом (шкалой удалений) в виде ленты с хорошо заметными делениями через 10 или 20 см. Лента укладывается на дороге вдоль следов в направлении от фотоаппарата параллельно оптической оси. Масштабная фотосъемка применяется для фотографирования небольших плоских следов или мелких предметов с целью запечатления их характерных особенностей и размеров. В этом случае масштабная линейка кладется в одной плоскости со снимаемым объектом, а оптическая ось объектива должна быть перпендикулярна данной плоскости. [26; 99]. Чтобы в последствии по снимкам можно было установить не только размеры следов, но и какими колесами они образованы, рядом со следами помещаются масштабно-трафаретные линейки с соответствующими надписями (например, переднее левое, заднее правое). Отдельные особенности следов фотографируются в возможно крупном масштабе.
Выбор освещения имеет важное значение для правильного и полного запечатления признаков отобразившихся в следе. Поэтому глубокие объемные следы фотографируются при рассеянном и боковом освещении. Следы, образованные на сухом асфальте шинами, покрытыми пылью или влагой, фотографируются при косонаправленном освещении. Такое освещение позволяет усилить контраст между следовоспринимающей поверхностью и веществом следа. Усиление контраста достигается также применением контрастного фотоматериала и соответствующей его обработкой [23, с. 81]. Ход и результаты осмотра места ДТП рекомендуется фиксировать с помощью видеосъемки с изготовлением видеофильма. Видеосъемка позволяет показать не только форму, размеры, относительное расположение и другие признаки объектов, но воспроизвести те или иные действия следователя. Видеосъемку предпочтительней применять в тех случаях, когда место дорожно-транспортного происшествия представляет собой значительную по размерам территорию, а также для фиксации каких-либо событий, связанных с ДТП (например, тушение загоревшейся машины, подъем опрокинутой машины). [27; 91] Расположение следов ходовой части на полотне дороги относительно других объектов окружающей обстановки фиксируется на общих и частных планах места происшествия. Следы, в которых хорошо отобразились рисунки протекторов шин и крупные особенности, рекомендуется зарисовать. Эти зарисовки могут быть использованы при розыске автотранспортного средства по горячим следам. В протоколе осмотра места ДТП и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы: дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей; транспортное средство; следы транспортного средства; признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля; труп. При описании участка дороги (см. рисунок 7), где произошло дорожно-транспортное происшествие, в протоколе осмотра места происшествия указывается рельеф дороги, поперечный и продольный уклоны, состояние обочин, кюветов, дорожного полотна, повороты и закругления, а также фиксируются следы смазки и жидкостей, применяемых для транспортных средств, детали транспортного средства, обнаруженные на участке места происшествия, отпечатки номеров и агрегатов транспортного средства на различных объектах.
Описание в протоколе транспортного средства предполагает отражение в нем следующих элементов: - положение транспортного средства относительно проезжей части дороги, неподвижных ориентиров, других средств, участвовавших в происшествии, трупа;- марка, модель машины, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, модель шины, тип рисунка, остаточная глубина протектора;- техническое состояние транспорта (определяется экспресс методом с помощью специалиста - автотехника): тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, электрооборудование, показания приборов, положение клавиш переключателей света, положение рычагов коробки передач, включения переднего моста, главного фрикциона (у гусеничной техники), состояние лобового стекла, зеркал заднего вида; - повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, их характер и локализация; - наличие и локализация инородных следов-наложений и их характеристика (отслоения лакокрасочного покрытия другого автомобиля, объекты биологического происхождения: кровь, мозговое вещество, волосы и т.п.); - груз (наличие, характер, положение); - место хранения транспортного средства после ДТП (с указанием лица, ответственного за его хранение). При описании в протоколе осмотра места происшествия следов шин транспортного средства следует зафиксировать: вид и состояниепокрытия дороги; место расположения следов относительнонеподвижных ориентиров; вид и количество следов; ширину каждой беговой дорожки; глубину объемных следов; размер колеи; строение рисунка протектора, характер отпечатков особенностей поверхности шины; базу автомобиля; длину следа торможения; признаки направления движения; способ фиксации, изъятия и упаковки следа [29, с. 11]. Длина тормозного следа измеряется рулеткой. При этом начало следа определяется по маловидимым признакам, оставляемым шиной автомобиля в начальной стадии торможения. Следует иметь в виду, что частицы резины протектора и иные элементы, образующие след юза на покрытии дороги, со временем смываются дождем либо выветриваются, вследствие чего длина следа торможения уменьшается. Так, за 1–2 часа след торможения на асфальтобетонном покрытии может стать короче на 0,2–0,3 м. Ширина беговой дорожки измеряется по перпендикуляру к ее продольной оси и по дну следа, если он объемный. Возможны незначительные различия (10–15 мм) между шириной беговой дорожки и шириной протектора шины, что зависит от давления в шине и нагрузки автомобиля. Колея — это следы, оставленные на дороге шинами правых и левых колес. Между центрами следов производятся измерения, результаты которых подлежат внесению в протокол осмотра. База автомобиля - это расстояние между его передней и задней осями, которые измеряются по достаточно отчетливым следам, образовавшимся во время остановки, пробуксовки или разворота, произведенного с применением заднего хода. Длина следа оборота колеса определяется измерением расстояния между двумя соседними отпечатками в следе какой-либо одной особенности шины в виде выбоины, трещины или наличия в ней посторонних предметов (гвоздя, камня и т.п.). Изъятие следов транспортных средств. Основным приемом изъятия следов - отображений транспортных средств является моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У_1». Если на месте ДТП имеются объемные следы, в которых отобразились особенности следообразующего объекта, то с них снимаются гипсовые слепки заливным способом. Для изготовления гипсовых слепков со следов в снегу, со следов, залитых водой, со следов с хрупкой поверхностью используется насыпной или комбинированный способы. С объемных следов изготовляются слепки (из гипса и из других материалов). Слепки следует изготовлять не только с участков следов, где отобразились частные признаки шин, но и с тех, в которых четко отобразились их общие признаки (например, строение рисунка протектора). Эти слепки могут быть использованы для решения вопроса о групповой принадлежности транспортного средства. Если участок следа колеса, подлежащий фиксации, имеет значительную длину, он делится на короткие отрезки (до 30-35см), с которых последовательно изготовляют отдельные слепки. Перед изготовлением слепков участки отделяются кусочками картона, жести или тонкой фанеры. Границы участков не должны проходить через какие-либо особенности, отобразившиеся в следе. При отливке гипсовых слепков с объемных следов колес автотранспорта, как правило, требуется довольно большое количество гипса (примерно 3-4кг). В связи с этим можно использовать строительный алебастр (штукатурный или формовочный). Однако для отливки слепков со следов с мелкими деталями применение алебастра нежелательно. Способ изготовления алебастровых слепков аналогичен отливке слепков из гипса. Для изготовления гипсовых слепков на снегу, воду, в которой должен разводиться гипс, следует остудить до температуры 0° и добавить в нее 5% поваренной соли. В случаях изготовления гипсовых слепков при особенно низкой температуре (-43О;-44°) рекомендуется в качестве раствора пользоваться 5% раствором поваренной соли в воде или тем же раствором, но с добавлением в него марганцевого калия. Может быть также использован 10%—30% и 40% спиртоводный раствор с добавлением поваренной соли. Для заливки следа на рыхлом снегу раствор следует делать гуще, чем при снятии слепков с твердого следа. [28; 105]. Иногда к моменту прибытия следователя на место происшествия следы от колес автотранспорта засыпаются или заносятся снегом. В этих случаях следует попытаться расчистить снег и отыскать следы. Снег можно смести, разгрести или сдуть при помощи компрессорной машины. Способ и метод очистки следов от снега следует выбирать и зависимости от технических возможностей, состояния снега, дорожного покрытия и метеорологических условий. В отдельных случаях на дорожном участке в грязи могут быть замерзшие следы, которые были оставлены еще в мягком грунте. С них также могут быть изготовлены гипсовые слепки. Способ их изготовления не представляет трудностей, он аналогичен изготовлению слепков со снега. Следует иметь в виду, что слепки, изготовленные с этих следов, будут несколько меньше следообразующих объектов (примерно на 9-10%). Закрепление следов на сыпучем грунте, в песке производится с помощью скрепляющих веществ. В практике в этих целях широко используются синтетические смолы, которые смешиваются с быстро улетучивающимися растворителями и путем пульверизации наносятся на след, за счет чего последний, получая достаточную прочность, может быть изъят из грунта без повреждений. К таким составам можно отнести 6% раствор перхлорвиниловой смолы, растворенной в ацетоне. Эффективным средством закрепления следов в сыпучих веществах является лак для волос в аэрозольных баллончиках. Поверхностные следы транспорта фиксируются посредством их перенесения на липкую подложку, например, большого формата листы глянцевой фотобумаги, которая увлажняется и эмульсионной поверхностью накладывается на след и плотно к нему прижимается. Поверхностные следы при благоприятных условиях их образования (например, пыльные следы на гладком асфальте) можно скопировать, соответствующим образом приготовленную, крупноформатную фотобумагу или специальную пленку. Для плотного и равномерного контакта фотобумаги (пленки) со следами при копировании она прижимается к следу каким-либо грузом. Между пленкой и грузом помещается кусок пористой резины (или другого аналогичного материала) соответствующего размера и лист толстой фанеры или доска [29, с. 92-96]. Следы шин, обнаруженные на одежде потерпевшего, если возможно, необходимо сфотографировать на месте происшествия. Кроме того, следует предпринять меры для сохранения следов во время транспортировки потерпевшего в медицинское учреждение. Следы, образованные мелкими частицами грязи, пылью и т. п. веществами, нужно закрепить бесцветным лаком с помощью аэрозольного распылителя. Затем одежда изымается, и следы направляются на исследование. Следы-наложения, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах в результате происшествия, изымаются, по возможности, вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц. Следы-предметы с отобразившимися на них следами транспортного средства, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства, изымаются с места происшествия целиком, перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных средств изымаются их пробы и помещаются в герметичные стеклянные сосуды [30, с. 115]. Следы, образованные другими частями транспортного средства (например, вмятины, царапины), фиксируются и изымаются так же, как следы орудий взлома. При этом кроме размеров и формы, определяется их положение (высота) над поверхностью дороги (грунта). Данные этих измерений могут указывать на тип и марку автотранспорта, деталями которого они оставлены. Изучая следы от выступающих частей автотранспорта: бампера, клыков, фар, подфарников и т.д., следует обращать внимание на внедрившееся в них вещество, которое может остаться от следообразующего объекта. Наслоения краски желательно изымать вместе с предметом (или его частью), на котором они обнаружены. Только в крайнем случае наслоившееся вещество следует осторожно изъять с помощью острия ножа пинцетом или другим предметом. В дальнейшем это вещество может быть объектом биологического химического или физического исследования. Следы от выступающих частей автотранспорта должны быть сфотографированы по правилам узловой и детальной съемки: при этом нужно зафиксировать их расположение и характерные особенности. Необходимо произвести измерение длины, ширины и по возможности глубины этих следов. С объемных следов, если это возможно, должны быть изготовлены слепки из гипса или пластилина. Пятна смазки, наслоения краски фотографируют на месте обнаружения. Фотографирование осколков стекла и кусочков покраски производится после их изъятия. При этом они помещаются на предмет, являющийся фоном (на лист светлой или темной бумаги) и раскладываются так, чтобы четко различались их контуры. Для фотосъемки кусочков покраски и наслоений краски целесообразно применять цветные фотоматериалы. Сохранение целостности изъятых кусочков покраски и осколков стекла весьма важно для последующего их исследования с целью установления объектов, от которых они отделились или составляли с ними до разрушения единое целое, поэтому они должны быть соответствующим образом упакованы. Изъятые кусочки покраски помещаются в стеклянную (пластмассовую) пробирку, в которую осторожно вкладывают бумажную пробку так, чтобы они в ней не перемещались. Для упаковки осколков стекла можно использовать мягкую ворсистую ткань (например, байку). Осколки небольшими порциями раскладывают на ткани и заворачивают в нее так, чтобы порции были отделены одна от другой двумя, тремя слоями ткани. Затем сверток упаковывают в деревянный ящик. Наряду с изучением и фиксацией следов транспортных средств, в ходе осмотра места происшествия необходимо установить, какие следы-повреждения могли образоваться на транспортном средстве и какие вещества могли попасть на него в связи с происшедшим событием. Например, частицы покраски или материала объекта, с которым произошло столкновение транспортного средства; частицы грунта со специфическими примесями или вещества, которые могли остаться на колесах или могли быть занесены на транспортное средство обувью преступников [31, с. 18].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|