Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование специальных знаний при проведении осмотров мест дорожно - транспортных происшествий и транспортных средств




Место дорожно-траспортного происшествия является наиболее информативным узлом, аккумулирующим максимальное количество данных о расследуемом событии. При их надлежащем выявлении и изучении удается выдвинуть и проверить большинство из возможных версий о механизме ДТП и причастных к нему лицах. Существенную помощь в этом оказывают разнообразные специальные познания, носителями которых выступают как следователь, так и широкий круг специалистов экспертов. Качество осмотра находится в прямой зависимости от уровня квалификации следователя, его целеустремленности, навыка в пользовании научно-техническими средствами и умения подключить к осмотру нужных специалистов. Деятельность следователя при проведении осмотра места ДТП, под углом зрения применения специальных познаний, складывается из подготовки к выезду, организации работы специалистов на месте происшествия, применения научно-технических средств, оформления результатов осмотра. Непосредственная подготовка начинается с момента получения сообщения о ДТП и состоит в проверке наличия научно-технических средств, справочников и каталогов, принятии организационных мер по приглашению нужных специалистов. Практика показывает, что в качестве специалистов к осмотру чаще всего привлекаются инженеры-автомобилисты и криминалисты, аттестованные в области транспортно-трасологических исследований. При наличии трупа в осмотре должен участвовать судебный медик, а при его отсутствии врач иной специальности. Существует мнение, которое мы разделяем, что транспортное средство как элемент ДТП является источником важной доказательственной информации, а потому для исключения всяких изменений его следует осматривать непосредственно на месте обнаружения. Лучшим является случай, когда в осмотре участвует эксперт – автотехник. Непосредственная подготовка продолжается на месте ДТII. После обзора обстановки и определения границ осмотра выделяются наиболее информативные места и объекты, на изучение которых должна быть направлена деятельность следователя и специалистов. Определяется очередность работы со следами, их фиксации, проводятся мероприятия, направленные на обнаружение и задержание преступника[32;86]. Основная функция специалиста сводится к оказанию технико-криминалистической помощи, содействия в установлении, сборе, оценке. Изучении и фиксации доказательств. Он обращает внимание следователя на характер следов, вмятин, царапин, оказывает помощь в проверке тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств, дает пояснения по поводу выполняемых им действий, механизма образования следов и повреждений на транспортных средствах. Под руководством следователя специалист выявляет вещественные доказательства, фотографирует и изымает их,изготовляет слепки следов. Как правило, производство осмотра места ДТП делят на два этапа: общий и детальный. По мнению И.А. Божинского и Л.П. Макушенко (с которыми можно согласиться) целесообразно выделить еще один этап – заключительный [33; 7] Общий осмотр места происшествия. Следователь с участием понятых, специалиста — автотехника (при необходимости в присутствии водителя), обходит место происшествия: - определяет выбор метода исследования ДТП (наблюдение, прямое измерение, описание, сравнение); - устанавливает участок дороги, где производилось (или должно было происходить) торможение; - тип покрытия дороги; - состояние проезжей части; - уясняет положение транспорта, трупов, вещественных доказательств, следов, имеющих отношение к ДТП. Д етальный осмотр места происшествия. Детальному осмотру подвергается проезжая часть дороги, улицы, участки, местности. При этом принимаются меры по безопасности движения транспорта. Задачей осмотра является: 1. Сохранить и зафиксировать менее устойчивые следы (торможения, скольжения, масла, других пятен и т.п.); 2. Зафиксировать взаимное положение транспорта, предметов, следов, (по возможности использовать фото-грамматический метод съемки). Сфотографировать место ДТП, провести замеры и привяжу транспортных средств и других вещественных доказательств на местности не менее чем в трех точках каждое; 3. При наличии трупа, его осмотр является неотъемлемым первоначальным следственным действием с обязательным участием судмедэксперта (либо специалиста — врача), который оказывает помощь следователю в обнаружении, изъятии и направлении на исследование вещественных доказательств, дают рекомендации по вопросам назначения в последующем различных видов судебно-медицинской, биологической, судебно-химической, физико-технической и других видов экспертиз. Когда обстановка не позволяет осуществить детальный осмотр трупа и его одежды, он направляется в морг, где осмотр продолжается [34; 18]. Действия лиц следственно-оперативной группы, кроме следователя, носят обеспечивающий, вспомогательный характер. Задача сотрудников уголовного розыска, ДТП, эксперта - криминалиста и других участников группы при осмотре ДТП заключается в оказании помощи следователю в установлении очевидцев, сборе сведений о типе, марке, номере скрывшейся машины, приметах и месте укрытия водителя, его задержании, выяснении механизма происшествия, поиске, фиксации и изъятии следов, принятии мер к ликвидации последствий ДТП с целью создания условий для нормального движения транспорта и пешеходов. Заключительный этап осмотра места происшествия.

- Осуществляется фиксация результатов осмотра;

- Изъятие вещественных доказательств;

- Направление их в органы внутренних дел и сдача под охрану. Основным средством фиксации является составление протокола осмотра места происшествия в соответствии с требованиями УПК РК. Следует отметить, что при осмотрах мест ДТП иногда не полностью устанавливаются данные, необходимые для экспертного исследования, не отражаются в протоколах осмотра сведения о координатах транспортных средств, месте происшествия, профиле дороги, длине следов колес и их месторасположении. В них не всегда описываются повреждения и следы, оставленные транспортом и другими предметами, вещественные доказательства не изымаются. При составлении протокола следователь должен использовать данные, полученные в ходе осмотра и проверенные им самим. В то же время осмотр не должен перерастать в действия экспертного характера, т.е. необходимо тщательно и строго отграничивать компетенцию специалиста, участвующего в осмотре места происшествия, от последующего проведения экспертом дорожно-транспортной экспертизы [34; 42]. К протоколу осмотра прилагаются схемы места происшествия с указанием масштаба, фототаблицы следов поврежденных узлов транспорта, а также зарисовки, сделанные следователем или инспектором ДДП. В схемах должны быть отражены: участок дороги; дорожные сигнальные знаки; расположение транспортных средств; расположение трупа; оставленные следы; длина следа торможения; результаты измерений. Осмотр транспорта является составной частью осмотра места ДТП. Исходя из этого, видимо, нет необходимости часть функций следователя передавать другим участникам осмотра должностным лицам патрульно-постовой службы, ДТП т.к. это противоречит принципу объективности и самостоятельности следователя. В литературе также высказана точка зрения о нецелесообразности составления двух протоколов осмотра [35]. Познание сущности расследуемого события в ходе осмотра осуществляется с помощью общенаучных методов наблюдения, измерения, описания, моделирования и прочих. Использование научно-технических средств намного расширяет возможности познания. Для этого используют унифицированный чемодан, служебную сумку автоинспектора, передвижную криминалистическую лабораторию и др. В частности, в сумке автоинспектора имеется: - деселерометр (для проверки эффективности действия тормозов по величине замедления автомобиля при контрольном торможении); - прибор для проверки рулевого управления (для определения силы трения в механизме и суммарного люфта рулевого колеса автомобиля); - шинные манометры в шинах легковых и грузовых автомобилей; - скоростемер (для замера величины скорости движения транспортных средств); - эклиметр (для измерения угла наклона дороги); - рулетки (метровая и десятиметровая). В комплекте применяемого оборудования следует предусмотреть наличие секундомера и мела (для нанесения отметок на проезжую часть дороги). Приходится, однако, констатировать, что далеко не всегда находят применение эти приборы, фотоаппаратура и другие средства криминалистической и специальной техники [35; 11] Приглашаемый к осмотру специалист тоже должен быть оснащен научно- техническим и средствами. Специалисту - трасологу рекомендуется иметь: фотоаппарат; масштабную линейку рулетку; лупу (5-7-х); небольшие емкости и пинцет для изъятия микрообъектов и иных наслоений, обнаруживаемых в зоне следов; слепочные (пластические) массы, полимерные соединения, гипс, пластилин - для получения моделей (копий) следов. Действия по обнаружению, закреплению и изъятию следов связаны с использованием различных специальных знаний: - судебно-автотехнических; - транспортно-трасологических; - судебно-биологических и прочих. Эта деятельность следователя и специалистов должна быть строго оптимизирована в направлении обеспечения последующего экспертного исследования изъятых следов. Указанное обстоятельство выступает как центральное в обосновании возможного либо (в ряде случаев) обязательного приглашения специалистов для участия в осмотре места ДТП Потребность в специальных автотехнических знаниях возникает в процессе сбора исходных данных, необходимых для проведения судебно-автотехнической экспертизы. Поскольку в предмет последней входят вопросы, связанные с исследованием дорожных условий и технических неисправностей транспортных средств, сбор информации касается именно этих групповых объектов по делам рассматриваемой категории. Значительная и наиболее важная часть исходной информации может быть получена в процессе осмотра места ДТП и транспортных средств. Это, в частности: 1. Сведения, связанные с дорожной обстановкой, т.е. данные о: - месте происшествия (населенный пункт, улица, дорога, перекресток и т.п.); - характеристике улицы (дороги) с указанием типа покрытия (асфальт, бетон, булыжник, грунт, песок и т.п.); - состояние дорожного покрытия (сухое, мокрое, покрытое снегом, льдом и т.п.); - ширине проезжей части дороги и обочин; - глубине кюветов; - высоте бордюров; - наличии дорожных знаков; - видимости и обзорности дороги с места водителя на момент происшествия; - месте нахождения транспортных средств и потерпевших относительно границ проезжей части дороги; - месте расположения, размерных данных и характере следов протектора; - локализации осколков стеклянных изделий; - грязи; - отделившихся частей транспортных средств и т.п. 2. Сведения, связанные с транспортным средством, включают в себя данные о типе и марке, степени загруженности, виде и характере груза, способе его крепления, расположении и особенностях повреждений на транспортном средстве. В ходе осмотра автомобиля выясняется его техническое состояние. При этом обычно проверяются: - нет ли рассоединения приводов рулевого колеса; - величина люфта рулевого колеса (норма - не более 15 градусов) - отсутствие или наличие течи в системе гидропривода тормозов до нажатия педали тормоза; - действие всех педалей; - величина давления в шинах; - состояние дверных замков (если имело место выпадение из салона или кабины); - исправность осветительных приборов; - действие тормозов на ходу (эффективность их применения); - действие рулевого правления и освещения на ходу; - дальность видимости при включенных фарах (ночное время); - степень замедления при торможении (измеряется с помощью деселерометра) [36; 14]; Разумеется, проверку технического состояния транспортного средства быстрее и качественнее проведет специалист-автотехник, нежели следователь. Кроме того, привлечение специалиста исключит порчу механизмов транспортного средства в ходе проверки его технического состояния. В случае, когда при осмотре нужно провести какие-либо эксперименты, либо изъятие отдельных механизмов транспортного средства специалист-автотехник обязан уведомить следователя о том, как это отразится на последующем экспертном исследовании. Поскольку каждый и названных групповых объектов несет в себе следовую информацию как материально-фиксированное отображение внешних признаков, большое значение придается трасологичским знаниям. Например, имеющиеся на теле потерпевшего повреждения являются объектами судебно-медицинского исследования, но на коже трупа зачастую остаются также следы протектора шин колеса, либо некоторых выступающих частей транспортного средства. Эта информация для своего считывания требует трасологических знаний. На полотне дороги или одежде потерпевшего остаются отслоения частичек лакокрасочного покрытия транспортного средства. Вещество этих частичек может быть исследовано методами экспертизы лакокрасочных материалов покрытий, а по конфигурации линий отделения этих частиц при помощитрасологических знаний может быть идентифицировано лакокрасочное покрытие конкретного автомобиля. Важность судебно - трасологических знаний определяет место эксперта - трасолога как интегратора в группе специалистов, проводящих ситуалогическую экспертизу на месте происшествия [37; 108]. Именно эксперт-трасолог, проанализировав ситуацию в целом, может объединить исследования разных специалистов и сформулировать общие выводы. Когда трасологические знания выдвигаются на первый план сами по себе, приглашение к осмотру специалиста-трасолога является наиболее целесообразным. В первую очередь это - обнаружение, исследование, закрепление и изъятие следов шин транспортных средств, подготовка материалов на судебно - трасологическую экспертизу этих следов. Криминалистическая практика выработала такой порядок действий: 1. масштабное фотографирование следов, - их закрепление в протоколе осмотра места ДТП путем описания, - составления плана и зарисовок; 2. изъятие следа в натуре либо изготовление с него гипсовых копий (моделей). На экспертные исследования рекомендуется направлять сами следообразующие объекты - шины (колеса). Если это невозможно, то отбирают экспериментальные образцы оттисков шин [37; 270]; 3. Надежная упаковка изъятых следов или их моделей, а также образцов - оттисков шин [37; 270]. Пересечение специальных трасологических и автотехнических познаний - это исследование осколков стеклянных изделий, обнаруженных на проезжей части дороги. Совместно со следами колес и осыпью грязи из-под днища автомобиля они являются наиболее ценными следами, позволяющими локализовать место ДТП. Необходимо дифференцировать принадлежность осколков конкретным изделиям транспортных средств - участников ДТП (фарным рассеивателям, подфарникам, лобовым стеклам и прочим), а также выделять особенности их размещения в пределах общей осыпи: плотностей, очертаний зон высыпания. Эти данные, при условии их надлежащего выделения, позволяют установить такие элементы механизма контактного взаимодействия, как величины скоростей и направлений перемещения, обеспечивают расчет места столкновения. Специальные трасологические и автотехнические знания следует шире использовать при проведении эксперимента по совмещению транспортных средств на основе имеющихся на них повреждений и установления при этом взаимоположения транспортных средств на момент контакта. Этот эксперимент целесообразно проводить на динамической стадии осмотра, прямо на месте ДТП. На практике же этот вопрос решается комплексной автотехнической и трасологической экспертизой. Транспортные средства изучаются не на месте ДТП, как правило, значительно позже, повреждения на них претерпевают изменения в результате транспортировки, последующей эксплуатации, ремонта, длительного пребывания под влиянием атмосферных условий и пр. Нередки случаи, когда рассматриваемый вопрос из решаемого на месте происшествия превращается со временем в неразрешимый. Специальные медицинские знания требуются для выделения специфических повреждений, связанных с автодорожной травмой, и последующей их увязкой с данными, добытыми с помощью трасологических и автотехнических знаний. Типичный случай, это установление типа и модели транспортного средства, совершившего наезд на пешехода. Если, к примеру, на ногах потерпевшего установлено наличие такого специфического повреждения, как бампер - перелом то в совокупности с данными изучения одежды потерпевшего они нацеливают на розыск транспортного средства, имеющего соответствующие повреждения. Вопрос о том, кто находился за рулем, также не может быть решен без подключения специальных медицинских знаний при анализе повреждений на теле определенных лиц. Он обычно выносится на комплексную судебно-медицинскую, трасологическую и автотехническую экспертизу. Однако как показывает практика, если при осмотре места происшествия соответствующим комплексом знаний не был осуществлен подход к повреждениям в салоне автомобиля, решить его экспертным путем оказывается невозможным. В результате такого упущения в познавательной деятельности может оказаться камнем преткновения в расследовании. Поэтому при осмотре повреждений на теле участников ДТП следует обращать внимание на некоторые специфические следы в частности, отпечатки ремня безопасности: в области плеча и груди они идут у водителя слева сверху вправо вниз, а у пассажира наоборот. Относительно типичными для водителя ранениями могут быть повреждения рук, в том числе перелом большого пальца, запястья и указательного пальца, а также растяжение связок и переломы в области костей плюсны и пяточной кости вследствие контакта с педалями. У пассажиров относительно чаще наблюдаются резаные раны лица, шеи и рук вследствие удара о лобовое стекло. Ранения органов брюшной полости у них часто более глубокие, чем у водителя. Внимательно изучаются подошва обуви пострадавших. При столкновении транспортных средств на подошвы ног воздействует большая энергия удара, вследствие чего на них могут остаться характерные отпечатки деталей салона, поверхностей педалей или их кромок - у водителя, рисунка коврика - у пассажира. Данные, позволяющие установить, какие места в момент происшествия занимали различные лица, иногда можно получить при исследовании брызг крови - в салоне автомобиля. Устанавливается не только их расположение, но и, насколько это возможно, направление падения капель крови, а также ее группа [38; 43]. Специальные знания в области криминалистического исследования материалов, веществ, и изделий требуются для обнаружения, изъятия и упаковки частиц лакокрасочных покрытий, осколков покрытий, осколков стекла, почвенных наслоений, пятен ГСМ и прочих. Основное поле деятельности здесь - обеспечение правильной упаковки, отбора образцов и изъятия объектов для последующего экспертного исследования. Работа эта имеет свои особенности. Для успешного решения экспертных задач, связанных с исследованием лакокрасочных материалов и покрытий, необходимо изымать окрашенные детали транспортных средств целиком либо представлять на экспертизу сами транспортные средства. Это вызвано тем, что на всей поверхности достаточно надежно можно выявить индивидуальные особенности лакокрасочного покрытия конкретного предмета. На практике же в судебно-экспертные учреждения нередко представляются фрагментарные соскобы идентифицируемого объекта. Одежда и обувь, направляемые на исследование, должны упаковываться отдельно. Предметы одежды рекомендуется помещать между листами бумаги, а затем сворачивать в трубку или складывать, перегибая по взаимно перпендикулярным направлениям. Если предметы - носители влажные, то и нужно высушить. Исключением являются имеющие специфический запах, например, пропитанные ГСМ. Их рекомендуется упаковывать герметически. Последовательное фиксирование хода и результатов осмотра места ДТП и транспортных средств осуществляется следователем путем закрепления наблюдений в протоколе, посредством фотографирования, составления планов и схем на основе произведенных замеров, изготовление копий в виде слепков или отпечатков, зарисовки, изъятия предметов, которые могут иметь значение вещественных доказательств. Успех последующего использования следовой информации зависит от тщательности проведения указанных действий. Здесь важно выполнение криминалистических рекомендаций, как важнейших составляющих специальных знаний. К примеру, изучение повреждений на транспортном средстве должно проходить последовательно, по выделенным зонам. Сначала изучается та сторона, которая деформирована в наибольшей степени в связи с имевшим место контактным взаимодействием, а затем - остальные. Определенная последовательность должна соблюдаться при работе со следами. Вначале выявляются, фиксируют и изымают микрообъекты – наслоения, затем микроследы и т.д. Нарушение этих рекомендаций зачастую приводят к порче следов потере нужной для расследования информации. Фиксация повреждений проводится путем описания и проведения замеров в сочетании с фотосъемкой. На практике это соблюдается не всегда - часты случаи схематического описания повреждений в виде фраз «деформирован», «полностью пришел в негодность» и т.п. Встречается путаница левой и правой сторон автомобиля, неправильная терминология при описании характера повреждений, не производится фотографирование или допускаются ошибки при его осуществлении [39; 43] Описание повреждений в протоколе осмотра места ДТП или транспортного средства лучше всего вести по следующей схеме. Сначала повреждение ориентируют по сторонам автомобиля, затем осуществляется его метрическая привязка относительно уровня земли и частей (сторон) транспортного средства, констатируется форма, размеры и характер или механизм образования повреждения в соответствии с принятыми обозначениями (царапина, вмятина, разрез, пробой, задиры, соскобы, наслоения, отслоения) [40; 44]. К фотографированию необходимо постоянно прибегать в ходе всего осмотра: запечатлевая объекты в том виде и положении, в котором они были обнаружены (на статической стадии осмотра), а также фиксируй их признаки по мере детального изучения (динамическая стадия осмотра). Применяются известные в криминалистике виды съемок. В начальной стадии осмотра делается обзорное фотографирование места ДТП, используя метод перекрестного фотографирования - съемку с четырех сторон. Ориентирующие снимки рекомендуется выполнять способом линейной панорамы с двух сторон дороги. Следы большой протяженности фотографируются так же способом линейной панорамы. К узловой съемке прибегают для запечатления важных объектов на месте ДТП: расположение трупа, транспортных средств, осыпей грязи и стеклянных изделий, следов колес и прочих. Детальные снимки должны передавать более «тонкую» информацию об отдельных следах: форме, размерах, характере. Детальная съемка проводится по правилам масштабного фотографирования. Для получения высококачественных снимков и обеспечения лучших условий осмотра, особенно ночью, необходимо заранее позаботиться об освещении. Нередко требуется получить снимки, позволяющие впоследствии определить действительные размеры зафиксированных объектов и величину. Расстояний между ними для составления плана или схемы ДТП. Для этого пользуются методом метрической съемки с глубинным масштабом в виде мерной ленты с делениями, равными фокусному расстоянию, или квадрата размерами 50х50 см. Методика расчетов изложена в специальной литературе [41; 166-167]. Перспективен метод стереофотограмметической съемки, позволяющий воссоздать пространственную модель объекта с последующим измерением ее характеристик по фотоснимкам. Этот метод со временем может стать незаменимым при изготовлении планов и схем ДТП, поскольку обеспечивает измерение геометрических элементов дороги и предметов обстановки места происшествия, определение размеров деформаций поврежденных транспортных средств с точностью до миллиметра [42; 34]. Некоторые замечания следует высказать по практике составления схем к протоколу осмотра места ДТП. Изготовление схемы базируется на замерах расположений объектов на месте ДТП относительно фиксируемых предметов (указателей, километровых столбов и т.д.). Замеры следует производить так, чтобы каждая точка имела две координаты - вдоль и поперек дорожного полотна. Такая привязка гарантирует возможность последующего воспроизведения точки на схеме. Однако на практике выдержать систему прямоугольных координат трудно. Это приводит к постоянным погрешностям измерения и делает схему к протоколу осмотра неточной, что ведет к отказам при решении вопроса о месте ДТП. В этой связи, для повышения точности измерений и привязки при составлении схемы к протоколу осмотра места происшествия следует использовать специальные геодезические знания и приборы, что позволяет проделать все измерения косвенным способом, не прибегая к помощи рулетки. Применение геодезических приборов намного повышает качество схем ДТП [43; 49] Таким образом, к осмотру места ДТП должны привлекаться специалисты: автотехники, криминалисты, судебные медики (при наличии трупа). В оперативную группу полезно включить, еще и специалиста, обладающего навыками работы с материалами и веществами в микроколичествах. Руководит работой оперативной группы следователь. Специалисты обязаны широко использовать новейшие технические средства и криминалистическую технику для обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования следов на месте ДТП, криминалистического и технического осмотра причастных, к происшествию транспортных средств. В ходе осмотра места ДТП каждый из специалистов помогает собирать данные, которые понадобятся для назначения автотехнической, трасологической, судебномедицинской и других экспертиз. Участие специалистов в осмотре места происшествия будет способствовать повышению эффективности этого следственного действия, что приведет к повышению эффективности качества расследования уголовных преступлений этой категории и сокращению сроков расследования. Участвующие в осмотре специалисты помогут следователю собрать оперативную информацию, которая может оказаться полезной для раскрытия преступления [44; 40].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...