Иные экспертизы по делам о ДТП
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Судебно – медицинская экспертиза назначается следователем во всех случаях, когда для разрешения дела требуются специальные медицинские знания. Из регламентированных ст. 241 УПК РК случаев обязательного проведения экспертизы по делам о ДТП наиболее часто проводятся для установления причинысмерти, характера и тяжести причиненного вреда здоровью. Из других задач, обычно решаемых судебно-медицинскими экспертами по рассматриваемым делам, следует указать следующие: определение групповых особенностей, а также идентификация частей транспортных средств по повреждениям на теле и одежде. Необходимо помнить, что одежда исследуется не только в рамках судебномедицинской, но и в рамках криминалистической экспертизы. Причем, первая проводится чаще всего тогда, когда одежда и тело человека рассматриваются как единый элемент материальной обстановки со следами преступления. В обоих случаях исследование проводится при помощи трасологических познаний. Поэтому разделение этихобъектов на криминалистические, и судебно-медицинские условно и имеет чисто практическое значение установление наличия и расшифровка механизма возникновения телесных повреждений [51;68]; обнаружение на частях автомашин и предметах обстановки места происшествия крови, кусочков органов и тканей, выделений человеческого организма и иных биологических объектов, определение их видовой и групповой принадлежности и возможности принадлежности конкретному лицу [52; 53]; установление времени (давности) наступления смерти определенного лица; выявление в организме конкретного лица алкоголя. Криминалистические экспертизы материалов и изделий. Наиболее часто проводятся экспертизы: - лакокрасочных материалов и покрытий; - волокнистых материалов и изделий из них; - нефтепродуктов и ГСМ; - изделий из стекла. Несколько реже проводятся экспертные исследования полимерных материалов и изделий из них, металлов и их сплавов. [54]. В большинстве случаев исследование лакокрасочных материалов и покрытий производится по делам об автотранспортных происшествиях, связанных состолкновениямитранспортных средств и наездом на пешеходов, когда виновный водитель скрылся с места происшествия. Так, при осмотре вещественных доказательств, изъятых с места ДТП, на куртке потерпевшего обнаружили три однослойные частицы лакокрасочного покрытия. В ходе предварительного исследования определили его цвет. Оперативным путем было установлено, что через данный участок в этот день проезжало 15 автомобилей. В соответствии с рекомендациями эксперта о цвете были изъяты образцы лакокрасочного покрытия двух автомобилей, которые по цвету совпадали с обнаруженными частицами. Результаты предварительного исследования дали следствию оперативно - розыскную информацию о цвете транспортного средства и после представления образцов позволили установить происхождение частиц, обнаруженных на одежде трупа, от лакокрасочного покрытия одного из автомобилей [55]. Зачастую виновный водитель принимает меры к устранению следов происшествия на своей машине: заменяет поврежденные узлы, выправляет помятые участки, закрашивает места, с которых содрано лакокрасочное покрытие, моет машину и т.д. Это не устраняет возможности идентификации, а лишь затруднят ее. Нейтрализовать результаты усилий преступника удается своевременным проведением осмотров, обысков, допросов и других следственных действий с целью обнаружения и изъятия деталей и узлов автомобиля со следами преступления, выявления фактов перекраски и других изменений, о которых необходимо информировать экспертов. Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий имеет своиспецифические вопросы, сущность которых сводится к установлению принадлежности исследуемого вещества к группе материалов (установление природы вещества-краски), идентификацию или дифференциацию красочного покрытия конкретного ТС. Причем, в отношении одного и того же лакокрасочного материала могут быть поставлены вопросы как идентификационного, так и не идентификационного характера[56; 252].
Если предполагается, что сравниваемые лакокрасочные материалы ранее, до совершения преступления, составляли единое целое, на разрешение эксперта целесообразно поставить вопросы в следующей последовательности (чередуя диагностические и идентификационные): - является ли вещество с места ДТП лакокрасочным материалом; - имеют ли частицы с места происшествия и образцы для сравнения общую родовую (групповую) принадлежность; - пригодны ли частицы с места происшествия для отождествления по ним конкретного окрашенного предмета (например, автомобиля); - если да, то не являются ли они частью покрытия конкретной детали транспортного средства [57; 24]. Из числа неидентификационных вопросов, относящихся, например, к технологии окраски, ставятся такие: - каков способ нанесения лакокрасочного покрытия на конкретный объект, осуществлялся он в заводских условиях или кустарно; - подвергалась ли исследуемая поверхность перекраске; - для окраски каких предметов (тип и модель машины) применяется данный лакокрасочный материал и др. Криминалистическая экспертиза волокнистых материалов и изделий из них по делам о ДТП проводится с целью установления факта контактного взаимодействия деталей ТС с предметами одежды потерпевшего либо, реже, определения принадлежности частей единому целому (кусочка ткани, пуговицы, ниток и т.п. - предмету одежды). Другими словами, решаются вопросы преимущественно идентификационного характера, а именно: - имеют ли обнаруженные на частях ТС волокна; - наслоения общую родовую принадлежность с волокнами тканей одежды потерпевшего; - имелось ли контактное взаимодействие частей ТС с одеждой потерпевшего; - является ли кусочек ткани, обнаруженный на месте ДТП, частью сорочки (другого предмета одежды) потерпевшего; - имеют ли общую родовую принадлежность волокна ниток в пуговице, обнаруженной на месте ДТП, с волокнами ниток на месте отсутствующей пуговицы сорочки потерпевшего; - не оставляли ли одну пару перчатки, обнаруженная на месте ДТП и перчатка, изъятая у подозреваемого водителя [58; 81].
Необходимость в криминалистической экспертизе нефтепродуктов и ГСМ’ по делам о ДТП возникает тогда, когда на месте ДТП или предмета одежды потерпевшего обнаруживают соответствующие следы. В ходе экспертного исследования решаются как диагностические, так и идентификационные задачи. В последнем случае перед экспертом ставят вопросы: - имеют общую родовую принадлежность пятна, обнаруженные на месте ДТП или предметах одежды потерпевшего, со смазочными материалами ТС; - оставлены ли эти пятна смазкой конкретного ТС; Диагностические исследования направлены на решение вопросов: - имеются ли на представленных предметах пятна НП и ГСМ; - какова давность нанесения (попадания) НП и ГСМ на предметы вещной обстановки места происшествия или предметы одежды потерпевшего; - к какому виду НП и ГСМ относятся следы веществ, имеющихся на представленных на экспертизу объектах. Определенную специфику, связанную с исключительным своеобразием идентифицируемых объектов, имеет экспертиза вещества почвенного происхождения или судебно - почвоведческая экспертиза. Основной задачей этой экспертизы является исследование загрязнении, оставшихся на месте ДТП, и наслоении, обнаруженных на ТС, которые предположительно причастны к происшествию, для целей отождествления конкретного ТС. На разрешение экспертов-почвоведов обычно ставят следующие вопросы: - имеются ли на представленном предмете (одежде потерпевшего, деталях ТС и проч.) наслоения веществ почвенного происхождения; - является ли представленное вещество почвой; - имеются ли в почве какие-либо включения, характерные для конкретного участка; - каков механизм образования загрязнений на предметах одежды и других предмётах-носителях; - имеют ли общую групповую принадлежность загрязнения, обнаруженные на месте ДТП одежде потерпевшего, и загрязнения на конкретном ТС; - не происходят ли загрязнения, обнаруженные на месте столкновения ТС или наезда на пешехода (на одежде потерпевшего), от конкретного автомобиля, то есть имел ли место в данном случае факт контактного взаимодействия. При расследовании дел о ДТП одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию, является характер вреда, причиненного этим преступлением (ст. 117 УПК РК). Задача, связанная с проведением оценки поврежденных в результате ДТП ТС и других предметов, включая личные вещи потерпевших, решается при производстве судебно-товароведческой экспертизы.
В качестве экспертов следователи привлекают обычно сотрудников станций техобслуживания автомобилей и товароведов автомагазинов. На разрешение обычно ставится вопрос: - установить сумму ущерба, причиненного ТС, принадлежащего гражданину А. Экспертам направляют машину потерпевшего и материалы уголовного дела, содержащие сведения о повреждениях, возникшим в результате аварии. Несколько реже проводится товароведческое исследование личных вещей потерпевших. Комплексные экспертизы по делам о ДТП. В ходе расследования ДТП назначаются медико-криминалистические и медико - автотехнические экспертизы. 1. При комплексном медико-криминалистическом экспертном исследовании, основанном на совместном использовании знаний в области судебной медицины и транспортной трасологии решаются следующие вопросы (5). - какими частями автомобиля образованы повреждения на теле потерпевшего; - в каком положении находились потерпевший и автомобиль в момент наезда; - образовано ли повреждение на ТС в результате контакта с телом человека или каким-либо другим предметом. 2. При комплексном судебно – медицинском, трасологическом и автотехническом экспертном исследовании решаются вопросы: - установить тип, модель, марку ТС, которым был совершен наезд на пешехода; - исходя из полученных телесных повреждений у лиц, находившихся в ТС при столкновении, следов на одежде, обуви, частях ТС, установить, кто сидел за рулем. 3. В экспертной практике широко распространены комплексные (транспортно-трасологические и автотехнические) экспертизы. На их разрешение выносятся вопросы: - определить направление действия деформирующих сил. приложенных в момент контакта к деталям ТС; - какова сила воздействия ТС, оставившего следы; - под каким углом располагались продольные оси ТС в момент контакта; - в каком месте (на какой стороне) проезжей части дороги располагались ТС в момент контакта (наезда); - каков механизм образования следов
Путем проведения экспертизы с привлечением специальных знаний в областях судебной медицины, судебной трасологии, судебного почвоведения, криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий решается вопрос о факте контактного, взаимодействия (ФКВ), участвовавших в ДТП транспортных средств и пешеходов. В зависимости от конкретной ситуации следообразования и последующего изменения следов установление факта контактного взаимодействия может происходить и без обращения к комплексной экспертизе. Например, с помощью экспертизы зачастую удается идентифицировать конкретное ТС по материально фиксированным следам, либо в ходе исследования лакокрасочных материалов и покрытий (если имело место отображение многослойных и, тем, более кустарно нанесенных покрытий) и в некоторых других случаях.[59; 98] Предложенное В.С. Митревичем понятие множественного целого в виде распределенной совокупности материальных образований, обладающей в доказательственном плане признаками целостности, может быть распределено не только на конкретные взаимодействующие объекты, но и на место ДТП в целом. Д.Д. Беляева и В.Ф.Орлова в этом плане предлагают классификацию экспертиз по объему объектов, связанных определенной ситуацией: общеситуалогические (целостные), частноситуалогические (к которым они относят и экспертизы по установлению факта контактного взаимодействия) [37; 120]. Существовавшие в этом плане идеи о необходимости производства криминалистической экспертизы на месте происшествия в целях исследования не только отдельных вещественных доказательств, но и обстановки места происшествия в целом с ее связями и взаимозависимости частей в настоящее время систематизированы в предложении Г.Л.Грановского о создании нового вида экспертизы – ситуалогической [37; 120]. От традиционных эта экспертиза отличается тем, что ее объектом является событие, отобразившееся не столько в отдельных следах, сколько в вещной обстановке места происшествия в целом. Зачастую ситуалогическая экспертиза принимает форму комплексной экспертизы, в которой участвуют судебные медики. Трасологии, автотехники, биологи, химики и другие. Ситуалогическая экспертиза является мощным средством одновременного установления целого комплекса обстоятельств, относящихся к составу преступления и подлежащих доказыванию. Эксперты могут установить время и место ДТП, структуру и стадии протекания процесса взаимодействия транспортных средств, связи между действиями лиц и последствиями, отобразившимися в вещной обстановке. исследовать механизм контактного взаимодействия, физические и психические свойства водителя и потерпевшего, объяснить. почему произошли те или иные изменения в обстановке места ДТП, выявить и увязать между собой прочие обстоятельства. Таким образом, в ходе расследования ДТП наиболее широко используются отдельные разнородные экспертизы: автотехническая, судебно-медицинская, транспортнотрасологическая, товароведческая и криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий и др. Объектами этих экспертиз выступают следы колес, повреждения на транспорте, ГСМ и НП. Впоследние годы все чаще назначаются комплексные экспертизы: медико-криминалистические, судебно-медицинские, трасологические и автотехнические. Использование в расследовании ДТП экспертиз намного облегчает решение криминалистических задач, стоящих перед следователем. Широкое использование специальных знаний в ходе раскрытия и расследования ДТП будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступлениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из выше изложенного можно привести следующие выводы: Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия, как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта. Следы ходовой части колесного, гусеничного транспорта и саней различаются по механизму образования и внешнему строению следообразующего объекта. Следы колес, образованные в покое или при свободном вращении, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) - к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы. Изучение следов транспортных средств позволяет: выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы; определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь; установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии; идентифицировать транспортное средство по его следам; определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства; определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы; установить направление движения транспорта; установить наличие в кузове автомобиля груза и его характер. По следам колес можно определить вид транспортного средства, его марку и модель. Полнота отображения конструктивных признаков в следах колес зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр. Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа - по наименьшему. Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах. Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин. В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора. К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин, дефекты рельефных элементов восстановленного протектора. Следы неходовой части транспортных средств остаются при наездах, столкновениях и задевании движущимся транспортом неподвижных предметов. Как правило, факт взаимного контакта достоверно устанавливается на основании совпадения общих трасологических признаков, характера и зоны деформации, размеров и общей формы следов, цвета, структуры или консистенции следов-наслоений и т. д. Следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, возникают при отделении от него частей и деталей, которые могут быть использованы для розыска и установления скрывшегося с места происшествия транспортного средства. Для установления принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование следов излома или следов-отображений на отделившейся детали и транспортном средстве. Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия. При их описании указывается характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов, Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. На узловых снимках необходимо запечатлеть признаки, позволяющие судить о маневре и других особенностях движения. На детальных фотоснимках фиксируются отдельные следы, отображающие общие и частные идентификационные признаки. При детальной съемке следов колес необходимо выбирать такие участки, где наиболее полно и четко отобразилась беговая часть при полном обороте колеса. В целях избежания перспективных искажений съемку следует производить методом линейной панорамы. Для изъятия в целях экспертного исследования выбираются участки следов колес, где наиболее полно и четко отобразились частные идентификационные признаки. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|