Идентификационные признаки транспортных средств, отображающиеся в следах
Транспортные средства обладают определенным комплексом признаков, которые характеризуют их типы, виды, модели и конкретные экземпляры. Часть этих признаков отображается в следах, и они используются для установления групповой принадлежности и идентификации транспортного средства. По следам ходовой части колесных транспортных средств могут быть установлены следующие их технические данные (признаки): колея, база, количество осей и колес, вид колес (с жесткой или пневматической шиной) и некоторые их размеры (ширина беговой дорожки и длина окружности). Колея - это расстояние между средними линиями следов колес, расположенных на одной оси, гусениц, или полозьев. У автомобилей, имеющих спаренные колеса на задней оси, колея соответствует расстоянию между серединами промежутков следов левой и правой пары колес. Величине колеи будет также соответствовать расстояние между серединами следов наружного колеса правой пары и внутреннего левой пары или внутреннего колеса правой пары и наружного левой пары. При прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес полностью или частично уничтожаются задними колесами, поэтому колею передних колес можно измерить по следам, образованным на повороте. Следы передних колес отличаются от следов одинарных задних колес по месту их расположения, они находятся дальше от центра поворота Следует иметь в виду, что ширина колеи, определяемая по следам, вследствие различных причин может изменяться и поэтому не соответствует стандартной (колея определяемая по следам, больше стандартной на несколько (до 12) сантиметров). Особенно это характерно для колеи передних колес легковых автомобилей.
База автомобиля (мотоцикла) - это расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей различают, кроме того, базу тележки -расстояние между средней и задней осями; общая база определяется как расстояние между передней осью и задней геометрической осью(геометрическая ось - это линия проходящая через середину базы тележки). Для определения базы используются следы, образованные колесами на месте стоянки транспортного средства (например, проталины в снегу, углубления в грунте, осыпавшиеся с колес на асфальт частицы грязи) или при развороте с применением заднего хода. Измерение базы по следам, образованным во время стоянки транспортного средства, производится следующим образом. Середины следов колес, которые расположены на одной оси, соединяют прямыми линиями; эти линии будут соответствовать положению осей. Затем с середины линии передней оси проводят перпендикуляр на линию задней оси. Длина перпендикуляра и будет базой. Аналогичным способом определяется база по следам разворота с применением заднего хода. Положению передней и задней осей в этом случае соответствуют линии, которыми соединяют границы (начало-окончание) следов колес находящихся на одной оси. Границы этих следов образуются при остановках транспортного средства. Количество колес транспортного средства определяется по числу оставленных ими следов. Однако по следам, оставленным при движении транспортного средства, не всегда можно определить количество колес. Например, трехосные автомобили оставляют такое же количество следов, как и двухосные. Это объясняется тем, что следы колес средней оси полностью перекрываются следами колес задней оси. Поэтому о количестве колес и наличии третьей оси можно сделать вывод только по следам, образованным на стоянке (проталины в снегу, углубления в грунте). Автомобили, имеющие спаренные колеса на задней оси, иногда эксплуатируются с одинарными колесами. В этом случае количество следов не будет соответствовать полному комплекту колес. Это обстоятельство может быть использовано в качестве признака при розыске автомобиля, если известна его модель [21; 92-95].
При решении вопроса о виде и модели транспортного средства определенное значение имеют также данные о колесах, которые на нем установлены. В частности, по следу колеса можно определить вид шины, длину ее окружности и ширину. Шиной автомобиля называется комплект, включающий покрышку с протектором, камеру и прокладку между камерой и диском колеса. Распространены также и бескамерные шины. Все шины имеют идентификационные признаки, которые образуются при производстве и эксплуатации шин, а также обязательно маркируются в виде цифровых и буквенных обозначений. На покрышке шины указывается: · обозначение размеров (например, 175/70 R_13, где 175 — ширина профиля баллона, 70 — серия шины, R — радиальная, 13 — монтажный размер обода в дюймах); · наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; · год и месяц изготовления; · серийный номер покрышки; · знак направления движения; · номер ГОСТа или технических условий; · стандарт безопасности (DOT — американский, Е в кружочке — европейский); · норма слойности (например, НС_12 или 12 РК), которая условно обозначает прочность каркаса шины; · модель шины, размер радиуса, высота и ширина протектора покрышки; · наименование предприятия-изготовителя, месяц и год выпуска, серийный номер покрышки выполняются в виде рельефных надписей. Протектор шины — это часть покрышки, которая представляет собой массивную резиновую полосу, имеющую в беговой части шины узорчатую форму. На наружной поверхности протектора имеется рельефный рисунок, состоящий из продольных и поперечных канавок, выступов и углублений различной формы, усиливающих сцепление транспортного средства с дорогой, предохраняющих от боковых заносов. При движении автомобиля протектор соприкасается с дорогой и оставляет на ней след в виде беговой дорожки или скольжения (юза). След можно использовать для установления модели шины, а также при наличии индивидуальных признаков для ее идентификации.
Шины бывают пневматические и жесткие. Автомобили, мотоциклы, большинство моделей тракторов, велосипеды и некоторые виды повозок снабжаются пневматическими шинами. Деревянные колеса с металлическими шинами имеют большинство гужевых транспортных средств. Встречаются также повозки с шинами из массивной резины (сплошные или составные - из отдельных брусков). В зависимости от конструктивных и эксплуатационных характеристик автомобильные шины подразделяются на следующие основные виды: - шины с дорожным рисунком протектора; - шины с универсальным рисунком протектора; - шины с рисунком протектора повышенной проходимости; - арочные шины; - шины с регулируемым внутренним давлением; - широкопрофильные шины; - шины со съемным протектором; - спортивно-гоночные. Длина окружности шины по ее следу определяется расстоянием между двумя последовательными отпечатками одной и той же особенности или между окрашенными отпечатками одного и того же участка шины, например отпечатки, образованные после переезда пятна смазки. Разделив длину окружности на 3, 14 находят диаметр колеса с шиной. Если шина пневматическая, то учитываются возможные искажения длины ее окружности в следе. Диаметр шин передних и задних колес большинства видов транспортных средств одинаков. Исключение составляют тракторы и повозки, передние колеса которых, как правило, имеют меньший диаметр чем задние. Поэтому при осмотре следов, оставленных таким транспортным средством, необходимо устанавливать диаметры передних и задних колес. Ширина шины определяется по ширине следа, причем в объемном следе она измеряется по его дну. В комплект шины входят покрышка и камера (изготовляются также бескамерные шины). Покрышка представляет собой прочную резинотканевую конструкцию. Утолщенный наружный слой покрышки называется протектором. Часть протектора, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью дороги, составляет беговую дорожку. Она, как правило, имеет рельефный рисунок, который обеспечивает сцепление шины с дорогой.
В строении рисунка протектора различаются следующие элементы: а) узкие продольные канавки в виде прямых или ломаных линий; б) широкие глубокие канавки, поперечные или расположенные под углом к экватору шины либо к продольной оси следа (экватор шины); в) щелевидные поперечные канавки шириной 0,5-2мм; г) выступы продольные (ребра) в виде прямых или зигзагообразных полос; д) выступы, изолированные в виде ромбов, прямоугольников и иных фигур. В шинах повышенной проходимости они очень массивные, редко расположены и называются грунтозацепами. (см. рисунок 6). Шины классифицируются по своему назначению, конструктивным особенностям, размерам, строению рисунка протектора и другим признакам. Прежде всего, шины различаются по видам транспортных средств для которых они предназначены - автомобильные (для легковых и грузовых), мотоциклетные, велосипедные, тракторные и т. д. Шины для грузовых автомобилей эксплуатируются также на автобусах, троллейбусах, автоприцепах, дорожных и некоторых строительных машинах. Основными признаками шины, указывающими на возможность ее эксплуатации на тех или иных видах и моделях транспортных средств, являются ее размеры: наружный и посадочный (внутренний) диаметры, а также ширина профиля, которые включаются в обозначение шины. Это обозначение состоит из сочетания двух или трех чисел, разделенных знаками тире, умножения или наклонной чертой. Причем знак тире ставится между числами, обозначающими ширину профиля и посадочный диаметр; знак умножения - между наружным диаметром и шириной профиля. Шины, имеющие одни и те же размеры, различаются по моделям. Основными внешними признаками модели являются строение рисунка протектора и размеры его элементов. Хотя некоторые модели шин имеют сходные по строению рисунки протекторов, но размеры отдельных элементов рисунка протектора и ширина их беговых дорожек будут различны. Таким образом, по следу, в котором отобразился рисунок протектора, можно установить модель шины. В следах шин, кроме рассмотренных признаков, отображаются и иные признаки (особенности), совокупность которых позволяет идентифицировать конкретную шину. Для пневматических шин такими признаками являются: трещины, разрывы, выкрошенности резины, износ рисунка протектора на отдельном его участке, заплаты, местное вздутие протектора и др. Для идентификации может быть использован и такой временный признак, как застрявший между шинами спаренных колес какой-либо предмет (например, камень, кусок кирпича). При розыске транспортного средства или идентификации колеса (шины) наряду с признаками самой шины могут быть использованы признаки применявшихся средств противоскольжения, которые отображаются в следах. К ним относятся: форма и размеры траков, их количество и положение на колесе, форма и размеры звеньев цепи, а также особенности рельефа отдельного трака или звена [22; 86-88].
Частными признаками металлических колес тракторов могут быть различные дефекты шины и шпор (трещины, вмятины, раковины и т. п.), повреждения головок болтов, которыми шпоры прикрепляются к ободу, отсутствие отдельных шпор. По следам ходовой части гусеничных транспортных средств возможно установить размер колеи и некоторые признаки гусеницы: ширину и шаг (длина одного звена), количество звеньев (башмаков), форму и размеры их грунтозацепов. Ширине колеи соответствует расстояние между серединами следов гусениц или между их краями: внутренним и наружным. Полная ширина гусеницы (вена) может быть измерена в объемном следе. В поверхностном следе отображаются только гребни грунтозацепов (башмаков), общая ширина которых несколько меньше ширины звена. Если в следе обнаружены два отпечатка звена, имеющего какую-либо особенность, можно установить общее количество звеньев в гусенице. Частными признаками гусениц (отдельных звеньев) чаще всего являются различные повреждения и дефекты грунтозацепов. Эти признаки могут отобразиться только в объемных следах [23; 82-83].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|