Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности назначения автотехнической экспертизы при расследовании ДТП




Практика расследования дорожно-транспортных происшествий (ДТП), относящихся к техническим видам правонарушений, свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы. Это обстоятельство, а также повышение требований к качеству следствия по названным делам обусловили рост потребности в проведении автотехнических экспертиз(АТЭ) на самом высоком уровне, как правило в экспертных учреждениях. Своевременное и качественное проведение АТЭ в значительной мере влияет на результаты расследования и способствует укреплению законности. Как показывает изучение уголовных дел, одной из основных причин необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности является предъявление обвинения до проведения АТЭ. Наряду с изложенным, в работе следователей при назначении АТЭ имеются существенные, систематически повторяющиеся из года в год, недостатки. Они, прежде всего, связаны с недостаточной осведомленностью о возможностях автотехнических исследований. Это вызывает у следователей затруднения в формулировке вопросов, выносимых на экспертизу, сложность в определении объектов исследования и исходных данных, обеспечивающих полноту и всесторонность исследования механизма ДТП, установления причинной связи с происшествием действий (бездействий) участников ДТП. Наиболее серьезным упущением, крайне негативно влияющим на пополнение исходных данных для АТЭ и в конечном итоге на ход и результаты расследования, является производство неквалифицированных осмотров мест ДТП. Редко привлекаются к производству осмотров специалисты - автотехники, не используется при этом криминалистическая и другая техника. Следователи не всегда описывают следы и вещественные доказательства, повреждения на дорожном покрытии, а при их фиксации не делают надлежащей привязки к элементам дороги и транспортным средствам, не выявляют характер образования обнаруженных следов. Осмотр транспортных средств, также являющихся составной частью обстановки места происшествия, проводится, как правило, работниками ГАИ. Не обладая специальными познаниями в дорожно-транспортной трасологии, ими неполно отражаются следы повреждений, направления, формы и расположения деформаций на транспортных средствах. При проверке технического состояния автомототранспорта, участвовавшего в ДТП, не проводится контрольное торможение, не устанавливаются условия видимости с рабочего места водителя. В этой связи, не в полной мере используется АТЭ для определения технического состояния транспортных средств на момент происшествия. При происшествиях с тяжкими последствиями, когда невозможно установить состояние и исправность узлов и агрегатов, транспорт для его исследования не задерживается, передается на хранение его владельцам, что приводит к невосполнимой утрате доказательств. На результатах и сроках расследования отрицательно сказывается несвоевременное назначение АТЭ. При этом, на практике, следователи не всегда с должным пониманием относятся к обеспечению эксперта необходимыми исходными данными. Многие следователи не знают, что эксперт - автотехник не вправе самостоятельно выбирать из материалов дела и оценивать параметры для расчетов, чем нарушают требования уголовно-процессуального закона. Некоторые следователи в постановлении о назначении АТЭ излагают противоречивые показания участников, либо свидетелей происшествия, которые также не могут быть использованы экспертом для дачи заключения. Неполные данные о механизме ДТП, изложенные следователем в постановлении, вынуждают эксперта (из желания помочь) давать альтернативные выводы, оценка которых требует дополнительных следственных действий. Представляется также недопустимым, когда на разрешение экспертом ставятся вопросы правового характера, либо вопросы не требующие специальных познаний. Неполнота и плохой сбор исходных данных порождает проведение дополнительных, либо повторных экспертиз, что в конечном итоге приводит к нарушению процессуальных сроков и обоснованным жалобам потерпевших лиц. Значение АТЭ состоит в том, что только с ее помощью в ходе расследования автодорожных преступлений устанавливаются существенные доказательства, необходимые для принятия законных и обоснованных решений. Например, определение скорости движения транспортных средств по следам торможения, установление возможности предотвращения наездов (столкновений), дача технической оценки действиям водителей в конкретных ситуациях являются основным предметом доказывания[49; 9]. Чтобы исходные данные (ИД) и в конечном итоге результаты экспертных исследований были полными и объективными следователю необходимо знать следующие, принятые в следственной и экспертной практике, термины и понятия: "Дорожные условия" - факторы, которые характеризуют поверхность проезжей части дороги на месте ДТП и определяют взаимодействие с этой поверхностью колес транспортного средства и особенности его движения в зависимости от действий водителя. К дорожным условиям относятся: тип покрытия проезжей части(асфальт, бетон, щебенка и др.); техническое состояние покрытия (ровное, прямое, выбоины и др. дефекты); состояние покрытия в зависимости от погоды (сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег и т.д.); наличие наслоений (грязь, масло, битум, опавшие листья и др.); ширина проезжей части и обочин; продольный профиль(горизонтальный, подъем или спуск в градусах); поперечный профиль(уклон, подъем в сторону обочины и др.);состояние освещенности; придорожная обстановка; рельеф местности. "Дорожная обстановка" - это совокупность обстоятельств, которые обязан учитывать водитель при выборе режима и полосы движения транспортного средства (ТС) и приемов управления им. Дорожная обстановка определяется дорожными условиями, а также видимостью, обзорностью, интенсивностью и характером движения других транспортных средств и пешеходов, наличием неподвижных препятствий, особенностями и техническим состоянием данного ТС и его скоростью. Понятие дорожной обстановки включает в себя также факторы, относящиеся к организации движения на конкретном участке дороги (линии разметки, дорожные знаки и сигналы светофоров(регулировщиков), наличием перекрестков и закруглений дороги и т.п.). Данные о дорожной обстановке необходимы для решения вопросов о механизме происшествия и оценки действий его участников с точки зрения соответствия их техническим требованиям Правил дорожного движения. "Состояние видимости" или видимость для водителя - это расстояние, в пределах которого водитель имеет объективную возможность обнаружить находящееся в поле его зрения препятствие, создающее опасность для движения. Необходимо знать, что дальность видимости может ограничиваться: малой освещенностью препятствия (недостаточный свет фар, неправильная их установка и регулировка, нахождение препятствия в стороне от направления пучка света фар и т.п.); размерами препятствия, его окраской, сливающейся, например, с окружающим фоном; низкой прозрачностью воздуха (во время тумана, дождя, снегопада и т.п.); неудовлетворительным состоянием стекол, защищающих смотровые просветы, главным образом ветрового стекла и стекол фар (загрязнение, брызги дождя и снег при неработающем стеклоочистителе и т.п.), особенно в темное время суток при освещении светом фар встречных ТС. На месте происшествия состояние видимости устанавливается, как правило, следственным экспериментом, причем в обстановке, максимально приближенной к дорожной обстановке в момент происшествия. (Условия, порядок проведения следственного эксперимента по определению видимости и ее понятия указаны ниже в рекомендациях). "Обзорность" для водителя - это возможность видеть дорожную обстановку с места водителя в данном направлении. Обзорность может быть ограничена как внешними предметами (внешнее ограничение обзорности), так и частями самого ТС, а также предметами, движущимися вместе с ним(внутреннее ограничение обзорности). Внешнее ограничение обзорности создается: - стоящими или движущимися на близком расстоянии ТС; стенами домов, заборами, зелеными насаждениями и другими, находящимися близко от полосы движения ТС, предметами; границами ворот, въездных арок, и т.п. при выезде со двора, гаража и т.д.; Внутреннее ограничение обзорности создается: границами смотровых просветов (лобового и боковых стекол, зеркала заднего вида); дефектами или загрязнением стекол при неработающем или плохо отрегулированном стеклоочистителе; частями ТС(капотом, крыльями, кабиной, кузовом, перевозимым грузом или пассажирами и т.п.). Необходимо учитывать, что внутреннее ограничение обзорности может изменяться в зависимости от положения водителя на сиденье ТС. "Помеха движению" Под помехой движению понимаются препятствия, вынуждающие водителей ТС, пользующихся преимуществом (правом первоочередного движения), изменять направление движения или скорость. Согласно ПДД к этому понятию относятся находящиеся на проезжей части и затрудняющие движения неподвижные препятствия. Помехой в данном смысле может быть движущееся либо стоящее ТС, водитель которого обязан уступить дорогу, а также пешеходы, нарушающие правила и не представляющие опасность для движения. "Опасность для движения" согласно п.10.1. правил представляет собой ситуацию, при которой для предотвращения происшествия водитель должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки ТС, т.е. экстренно тормозить. Практика показывает, что опасность для движения возникает при появлении препятствий, разъезд с которыми невозможен, внезапном возникновении неисправностей ТС, исключающих возможность дальнейшего безопасного движения, смещении груза за габариты ТС, опасном поведении пешеходов, пассажиров, неправомерных действиях других участников движения и т.д. Под опасностью для движения понимаются также препятствия или особенности дорожной обстановки, которые создают на определенном участке дороги наибольшую вероятность возникновения ДТП. В первую очередь к ним относятся опасные участки дороги, обозначенные предупреждающими дорожными знаками. Опасность для движения устанавливается следственным путем, и ее определение в компетенцию АТЭ не входит. "Опасная зона" - это то пространство около движущегося ТС, нахождение препятствия в котором может привести к возникновению происшествия. Впереди ТС опасная зона определяется безопасной дистанцией либо полным остановочным путем. Границы опасной зоны определяются также динамическим коридором, занимаемым ТС и безопасным интервалом. Если водитель обнаруживает, что препятствие может попасть в опасную зону, ему следует соблюдать особую осторожность и принимать незамедлительные меры к обеспечению безопасности движения в случае, когда это препятствие не успевает выйти за ее пределы к моменту сближения с ним ТС. "Опасная обстановка" для водителя возникает тогда, когда расстояние между ТС и препятствием невелико, а характер движения или расположения препятствия в этот момент свидетельствуют о его попадании в опасную зону либо вероятность попадания в эту зону значительно возрастает. Момент возникновения опасной обстановки, т.е., когда следует принимать необходимые меры для предотвращения происшествия, определяется водителем в зависимости от дорожной обстановки, требований правил движения, его опыта, позволяющего ему предусмотреть дальнейшее развитие дорожной обстановки. Исходя из этого положения, очевидно, что в одной и той же ситуации один водитель примет меры раньше, другой позже, но если при этом обеспечивается безопасность движения, не создается помех для других участников движения, не оказывается отрицательного влияния на техническое состояние ТС и не снижается без необходимости эффективность его использования, их следует признать правильными. "Аварийная обстановка" - это такая дорожная ситуация, в которой водитель ТС уже не в состоянии обеспечить безопасность движения и не располагает технической возможностью предотвратить происшествие. Аварийная обстановка возникает в том случае, если водитель мог обнаружить препятствие на расстоянии, превышающим остановочный путь, но не принял своевременных мер для предотвращения происшествия, или если он мог обнаружить препятствие на расстоянии меньшем, чем остановочный путь ТС. Аварийная обстановка также создается теми участниками движения, которые своими, не соответствующими правилам, действиями(либо бездействием) лишают себя или других участников дорожного движения технической возможности предотвратить происшествие [50; 14] В целях качественного назначения и квалифицированного проведения АТЭ рекомендуется: При расследовании ДТП, связанных с наездами на пешеходов. В постановлении о назначении АТЭ излагаются следующие исходные данные: Тип(марка)транспортного средства(ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.). Характер наезда - в процессе торможения или без него, какой частью ТС контактировало с пешеходом, координаты места контакта относительно габаритов ТС. Наличие следов: длина следа торможения (юза) и до оси каких колес он замерен, наличие следов наката после торможения и их длина (могут быть следы заноса и разворота, указать их длину). Указать место наезда и его удаление от начала или конца следа юза, общую длину следа торможения или расстояние перемещения ТС в заторможенном состоянии после наезда до полной остановки. Установить, с какого момента возникла опасность для движения, а следовательно: путь пешехода, время движения, направление движения (под углом к осевой линии), время на остановку (если она была) пешехода при переходе дороги. Расстояние видимости пешехода с рабочего места водителя. При подготовке исходных данных по наезду, в случаях ограниченной видимости из-за наличия транспортных средств на проезжей части, дополнительно указать: тип (модель) ТС-2, место нахождения его относительно проезжей части дороги и ТС-1. (Где стоит или как двигался). Скорость ТС-2 и интервал по отношению ТС-1, дистанция при попутном движении. Расстояние от передней или задней части ТС-2 до линии движения пешехода в момент начала движения пешехода по проезжей части. Боковое смещение пешехода на пути по направлению движения ТС-1 или навстречу движения ТС-1. Вопросы на разрешение экспертизы: - С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в ИД длины следа торможения на юз; - Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия; - На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД; - Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД, или появлении его из-за ТС-2; - Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода; - Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия, с технической точки зрения, требованиям ПДД; Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с столкновением транспортных средств: Подготовка исходных данных. - Тип (марка) ТС, масса груза или число пассажиров, техническое состояние ТС; - Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль дороги, ширина проезжей части, состояние (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.), видимость в направлении движения, наличие дорожных знаков, разметки ТС-1 и ТС-2, длины следов юза до столкновения и характер следов после столкновения и их длина, было ли их совместное перемещение после столкновения и на какое расстояние, на какой угол развернулись ТС после столкновения; - Указать место расположения относительно границ проезжей части; осыпи стекла, осыпи грунта, расположения ТС после ДТП, расположение отделившихся частей ТС; - Скорость транспортных средств перед ДТП; - Действия водителей ТС; - Время движения ТС, создавшего опасность с момента ее возникновения, либо расстояние, преодоленное ТС, создавшим опасность, с момента ее возникновения до момента столкновения. Вопросы на разрешение экспертизы: - С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет..... м, после столкновения ТС-1, развернулось на..... гр. и продвинулось до остановки на..... м? - На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности? - Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)? - Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности, в момент обнаружения опасности в зоне видимости? - Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости? - Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД. При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии: - Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2? - Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения? - Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2? Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п. Подготовка исходных данных. - Тип (марка)транспортного средства(ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние; - Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия(сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.); - Указать радиус закругления проезжей части; - Указать техническое состояние и скорость транспортного средства; - Указать действия водителя перед потерей устойчивости ТС. Вопросы на разрешение экспертизы: - Какова критическая скорость автомобиля на повороте с данным радиусом? - Возможно ли опрокидывание или занос на повороте с данным радиусом на указанной скорости и указанной загрузке? - Какова причина потери устойчивости транспортного средства, не вызвано ли это техническим состоянием ТС, дорожными условиями или действиями водителя по управлению ТС.? - Какими пунктами ПДД следовало руководствоваться водителю в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям Правил с технической точки зрения. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона). При подготовке исходных данных дополнительно указать: плотность транспортного потока, скорость транспортного потока или обгоняемого автомобиля; характер производимого обгона (с выездом из ряда при движении в транспортном потоке), скорость обгоняющего транспортного средства; Сведения о встречном транспортном средстве: скорость, удаление в момент начала обгона; Действия водителей транспортных средств: обгоняемого, обгоняющего и встречного транспорта; При наличии указанных ИД экспертом могут быть решены следующие вопросы: - При заданных исходных данных каково необходимо безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля..... автомобилем..... - Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении. - Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон) требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием. - Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с диагностикой технического состояния ТС. Наиболее вероятные неисправности и отказы, которые могут послужить причиной ДТП: - неисправности, вызывающие утрату работоспособности (отказ рулевого управления и потерю управляемости автомобиля или устойчивости его движения); - неисправности, вызывающие утрату работоспособности рабочей тормозной системы или снижению эффективности ее действия; - неисправности ходовой части, вызывающие самопроизвольное изменение направления движения или потерю устойчивости движения. Диагностическое исследование технического состояния транспортного средства организуется следствием, с привлечением необходимых сил и средств (подъемно-транспортного оборудования), предоставляется также техническое описание и инструкция по эксплуатации ТС на русском языке. ТС к месту осмотра доставляются таким образом, чтобы исключить возникновение дополнительных повреждений механизмов и систем, искажения внешних повреждений. В постановлении отражается место, время, вид ДТП, дорожные условия, характер повреждений транспортного средства, условия его хранения, организации осмотра и порядок предоставления объектов для исследования, вызванная необходимость экспертного исследования технического состояния данного ТС. При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:1. По рулевому управлению ТС: каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД; могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия; если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства. 2. По рабочей тормозной системе ТС: работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД; если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ; если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия. 3. По ходовой части ТС: каково техническое состояние узлов ходовой части ТС; могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий). Наиболее вероятными деталями, которые могут при разрушении служить причиной ДТП являются: автомобильные лампы (фар, габаритных огней, указателей поворотов); - рулевые тяги, пальцы шарниров рулевых тяг; рычаги, подвески передних колес легковых автомобилей и пальцы шарниров; подшипники ступиц колес; поворотные цапфы (обрыв, срыв резьбы стопорной гайки), резинотехнические изделия (колеса, манжеты, защитные чехлы, тормозные шланги и др.). Исходными данными являются изъятые детали (вещественные доказательства) и представленные для осмотра транспортные средства (кроме случаев повреждения автоламп). В результате осмотра выявляется необходимость в углубленном исследовании в лабораторных условиях разрушенного узла, что является основанием для извлечения его из ТС. Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом. По автолампам эксперту могут быть поставлены вопросы: горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения); какой свет: ближний или дальний был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения). Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний. На разрешение эксперта ставятся вопросы: соответствуют ли техническим расчетам показания водителя автомобиля, (какие именно показания) и могут ли с технической точки зрения произойти действия, на которые ссылается водитель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...