IV. Словарно-орфографическая работа.
– О чем идет речь? Учреждение, в котором продаются лечебные средства, средства гигиены. (Аптека.) – Почему лекарства нужно покупать только в аптеке? – Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. V. Сообщение темы и целей урока. Н а б л ю д е н и е за словообразованием. – Прочитайте стихотворение. Жило-было слово ход В слове выход, в слове вход, В слове ходики стучало И в походе вдаль шагало. В. Измайлов – Что в нем заметили необычного? (В одном стихотворении пять однокоренных слов.) – Какие слова являются однокоренными? – Запишите стихотворение. – Выделите корни в однокоренных словах. – Из каких частей состоит слово ход? (Из корня.) – А слово выход и слово вход? (Из приставки и корня.) – А слово ходики? (Из корня, суффикса и окончания.) – А слово в походе? (Из приставки, корня, окончания.) – Как вы думаете, от какого слова образованы все эти слова? (Ход.) – Верно. Тогда попробуйте догадаться, при помощи каких частей слова могут быть образованы другие слова. – Итак, слова могут образовываться при помощи приставки и суффикса. – Об этих способах словообразования мы и поговорим на сегодняшнем уроке. VI. Работа по теме урока. 1. О б р а з о в а н и е н о в ы х с л о в приставочным и суффиксальным способами (упр. 256, 258). 2. Р а б о т а н а д п р а в и л о м (с. 130). – Что такое словообразование? – Меняются ли основы однокоренных слов? 3. С р а в н и в а н и е л е к с и ч е с к о г о з н а ч е н и я однокоренных слов (упр. 257). Ф и з к у л ь т м и н у т к а Руки в стороны, в кулачок, Разожми – и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожми – и на бочок. Руки вниз, в кулачок, Разожми – и на бочок. VII. Закрепление изученного.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 259). 2. Т в о р ч е с к а я р а б о т а. – Составьте из данных слов предложения, запишите: Недалеко, ребята, от, горку, реки, устроили. После, бегут, школы, дети, весело, снежную, на, горку. Сани, летят, стрелой, горки, с. Хорошо, лететь, ледяной, по, на, дорожке, санках. Целый, речке, слышны, звонкие, голоса, ребятишек, день. – Выпишите из текста формы одного и того же слова, выделите окончания. – Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корни. VIII. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? Домашнее задание: запишите три слова и измените форму этих слов, еще запишите три слова и образуйте от них новые слова. Н а п р и м е р: земля, земле, земли и т. д. – формы слова; дом, домашний, домик и т. д. – словообразование. Выучить правило (с. 130).
У р о к 81. Цель: учить отличать словоизменение от словообразования. Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение, сообщение целей урока. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я. – Что такое словообразование? – Что такое словоизменение? – Как меняются основы слов при изменении форм одного и того же слова, а как при образовании однокоренных слов? III. Чистописание. 1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность. Чч Щщ Чщ Щч – Что общего между буквами ч и щ? 2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение. В мелких словах и большое дело утопить можно. – Спишите, подчеркните орфограммы. IV. Словарно-орфографическая работа. Р а с ш и ф р у й т е с л о в а: 5 6 12 1 2 18 28 33 15 3 1 18 28 22 6 3 18 1 13 28 (декабрь) (январь) (февраль) – Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. – Составьте и запишите с данными словами предложения. V. Работа по теме урока. 1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 260). – Какие части слов меняются в связи со словоизменением?
– Какие части слова меняются в связи со словообразованием? – Как меняется смысл слов в связи со словообразованием? – Меняется ли лексическое значение слов при словоизменении? 2. Г р у п п о в а я р а б о т а. – Запишите данные прилагательные вместе с существительными, от которых они образованы. Н а п р и м е р: журавлиный – журавль. 1-я г р у п п а: Ежовый, коллективный, разговорчивый, приветливый, детский, речевой. 2-я г р у п п а: Талантливый, обидчивый, лучистый, солдатский, длинный, французский. 3-я г р у п п а: Шелковый, счастливый, аппетитный, говорливый, голубиный, нарядный. – Каким способом образованы прилагательные? (Суффиксальным.) – С какими суффиксами вы столкнулись? Ф и з к у л ь т м и н у т к а Можешь пальцы сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять. Десять пальцев – пара рук. Вот твое богатство, друг!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|