IV. Знакомство с новой темой.
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я. Весна, весною, о весне В рощах птичье пение, А в классе – тишина. Проходим мы склонение, Склоняется весна. Склоняем вслух: весна, весны … А за окном ручьи слышны. На парте не сидится мне, А тут весна, весны, весне. Под крышей носятся стрижи, Смеются надо мною – У них не спросят падежи: Весна, весны, весною. Весна, весны, весне, весну Весною, о весне. Гуляет зайчик по окну, Как солнце на блесне, По стене слоняется, Ничем не заслоняется. Весна. Вот это – слово, Весело склоняется! Я. Аким – В этом стихотворении Я. Аким дал полностью склонение слова весна в единственном числе. – Выпишем из стихотворения слова весна во всех его формах. 2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 4). – Что называется склонением? 3. З н а к о м с т в о с п а д е ж а м и (с. 4). – В русском языке шесть падежей. И м е н и т е л ь н ы й от слова имя, то есть названия предмета. Р о д и т е л ь н ы й – буквально означает «полученный с рождением». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры). Д а т е л ь н ы й – от слова дать. В и н и т е л ь н ы й назван так потому, что предмет, о котором идет речь, является причиной действия (читать книгу, шить платье). Т в о р и т е л ь н ы й связан с глаголом творить, так как одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом, рисовать карандашом). П р е д л о ж н ы й. Название этому падежу дал М. Ломоносов, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами. 4. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 264). Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. V. Закрепление изученного. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 265). VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? Домашнее задание: упражнение 267; выучить правило (с. 4).
У р о к 85. Цели: дать понятие, что форма именительного падежа в единственном числе – это начальная форма существительного; объяснить, что все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Ход урока I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. II. Повторение. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я. – Что такое склонение? – Сколько падежей в русском языке? – Как называются падежи? III. Чистописание. 1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность. цццЦ Цц ццЦ Цц 2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение. Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. – Запишите, подчеркните орфограммы. IV. Словарно-орфографическая работа. 1. И г р а «Чей ряд быстрее».
– Найдите закономерность в каждом столбике слов. (1 – орфограмма – парный согласный, 2 – двойные согласные, 3 – непроизносимый согласный.) V. Работа по теме урока. 1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 268). 2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 6). 3. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 270). Ф и з к у л ь т м и н у т к а Этот странный дом без окон У людей зовется «кокон», Свив на ветке этот дом, Дремлет гусеница в нем. Спит без просыпа всю зиму. Но зима промчалась мимо – Март, апрель, капель, весна… Пробуждайся ото сна! Под весенним ярким солнышком Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она! VI. Закрепление изученного. 1. В ы б о р о ч н о е с п и с ы в а н и е (упр. 269). 2. Н а б л ю д е н и е за существительными в форме единственного и множественного числа (упр. 272). 3. П и с ь м о п о п а м я т и. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе. А. Пушкин – Подчеркните существительные в начальной форме. 4. Т в о р ч е с к а я р а б о т а (упр. 271). VII. Итог урока. – Что называется начальной формой имени существительного? – Какие падежи называются косвенными? Домашнее задание: упражнение 273; повторить словарные слова.
У р о к 86. Цель: учить различать падежи и их вопросы, задавать вопросы к существительным. Ход урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|