Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство Санкт-Петербурга




 


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР

ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

 

Заказчик:                                                                                                                              Тематический план

Комитет по градостроительству и архитектуре

 

 

проект по внесению изменений в генеральный план Санкт‑ Петербурга

МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ

Раздел 3

Функционально‑ пространственное развитие Санкт‑ Петербурга

 

 

Том 1

Пояснительная записка

 

Директор – главный градостроитель                                                                          Ю. К. Бакей

 



СОСТАВ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТА ПО внесению изменениЙ в генеральнЫЙ план Санкт‑ Петербурга:

УТВЕРЖДАЕМАЯ ЧАСТЬ

Положение о территориальном планировании

Карты

МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮ:

Раздел 1. Анализ документов стратегического планирования и иных документов, необходимых для разработки материалов по обоснованию

Том 1. Пояснительная записка

Раздел 2. Природные условия и ресурсы. Состояние окружающей среды

Том 1. Пояснительная записка

Том 2. Графические материалы

Раздел 3. Функционально‑ пространственное развитие Санкт‑ Петербурга

Том 1. Пояснительная записка

Том 2. Графические материалы

Раздел 4. Социально‑ экономическое развитие Санкт‑ Петербурга

Том 1. Пояснительная записка

Том 2. Пояснительная записка

Том 3. Графические материалы

Раздел 5. Развитие транспортной инфраструктуры Санкт‑ Петербурга

Том 1. Пояснительная записка

Том 1. Пояснительная записка. Приложение

Том 2. Графические материалы

Раздел 6. Развитие инженерной инфраструктуры Санкт‑ Петербурга

Том 1. Пояснительная записка

Том 1. Пояснительная записка. Приложение

Том 2. Пояснительная записка

Том 3. Графические материалы

Том 4. Графические материалы

Раздел 7. Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций

Том 1. Пояснительная записка

Том 2. Графические материалы

Раздел 8. Основные технико‑ экономические показатели

Том 1. Пояснительная записка

Приложение. Исходно‑ разрешительная документация


СОДЕРЖАНИЕ

1 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.......................................................... 5

2 ГРАНИЦА ГОРОДА. АДМИНИСТРАТИВНО‑ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 11

3 СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ....................... 17

3. 1 Функционально‑ пространственная организации территории........................................ 17

3. 2 Имущественно‑ правовая характеристика территории.................................................... 17

3. 3 Кадастровая оценка недвижимости................................................................................... 18

3. 4 Особенности исторически сложившейся планировочной структуры........................... 18

3. 5 Особенности типологии и планировочной структуры жилой застройки, сложившейся в период эволюционного развития города........................................................................................ 20

3. 6 Историко‑ культурное наследие.......................................................................................... 24

3. 7 Градостроительный потенциал территории..................................................................... 37

4 ПРОЕКТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ САНКТ‑ ПЕТЕРБУРГА.............................................................................................................. 45

4. 1 Предложения по оптимизации деления территории Санкт‑ Петербурга на самодостаточные макроэлементы планировочной структуры города. Создание предпосылок для перспективной полицентрической структуры территории Санкт‑ Петербурга....................................... 45

4. 2 Создание предпосылок для перспективной полицентрической структуры территории Санкт‑ Петербурга................................................................................................................ 56

5 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ПО СТЕПЕНИ ИНТЕНСИВНОСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ................................................. 58

6 СТРАТЕГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ) (РАЗВИТИЕ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА).......................................... 61

7 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ................................................... 66

7. 1 Перечень и параметры функциональных зон................................................................... 67

Список иллюстраций:........................................................................................................ 76

 


1 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Санкт‑ Петербург – город федерального значения, административный центр
Северо‑ Западного федерального округа. Город является крупнейшим культурным, научным, промышленным центром России, значимым транспортно‑ логистическим узлом.

Санкт‑ Петербург расположен на северо‑ западе Российской Федерации, в пределах Приневской низменности, на прилегающем к устью реки Невы побережье Невской губы Финского залива и на многочисленных островах Невской дельты. Санкт‑ Петербург является самым северным из городов мира с населением свыше миллиона человек.
В городе преобладает умеренный климат, переходный от умеренно‑ континентального
к умеренно‑ морскому. Такой тип климата объясняется географическим положением
и атмосферной циркуляцией, характерной для прибрежной территории. Город расположен в зоне тайги и смешанных лесов, на территории выпадает большое количество осадков, среднее годовое количество осадков составляет 630 мм. Вблизи города большое количество водных, биологических, лесных и рекреационных ресурсов, имеются месторождения горючих сланцев и бокситов.

В силу своего расположения на берегу Финского залива Балтийского моря,
в непосредственной близости к границам стран Европейского Союза, Санкт‑ Петербург можно назвать европейскими «воротами» России. Приморское положение
Санкт‑ Петербурга в значительной степени определило характер его территориальной организации. С момента основания город выполнял внешнеторговые функции, также большое развитие здесь получили отрасли, использующие привозное сырье и топливо, судостроение, промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве оружия, изделий из кожи и древесины. С распадом СССР выгоды экономико‑ географического положения Санкт‑ Петербурга усилились: резко возросла роль города на Неве в связи с уменьшением числа возможных к использованию Россией балтийских портов. Ускоренно развивались торговые и логистические функции города.

Санкт‑ Петербург является крупным узлом глобальной и национальной транспортно‑ коммуникационной сети, через город проходят трассы международных мультимодальных транспортных коридоров (Рисунок 1). Санкт‑ Петербург является частью 9-го панъевропейского транспортного коридора направлений Хельсинки – Санкт‑ Петербург – Москва – Киев и Санкт‑ Петербург – Псков – Невель – Витебск – Гомель – Чернигов – Киев – Одесса. Также через Санкт‑ Петербург проходит международный Евроазиатский транспортный коридор «Север‑ Юг». Кроме того, именно в Санкт‑ Петербурге начинается одно из ответвлений Евроазиатского транспортного коридора «Транссиб» (Санкт‑ Петербург – Вологда – Пермь).

В Санкт‑ Петербурге сходятся несколько крупнейших автодорожных направлений, которые обеспечивают межрегиональные и международные связи России. Город является узлом автодорог федерального значения, которые связывают территорию Российской Федерации с иностранными государствами, среди них:

- Р‑ 23 «Санкт‑ Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Белоруссия», обеспечивающая связь не только с Белоруссией, но также с Латвией
и Литвой (часть Европейского маршрута Е 95);

- А‑ 180 Санкт‑ Петербург – граница с Эстонской Республикой (часть Е 20);

- А‑ 181 «Скандинавия» Санкт‑ Петербург – Выборг – граница с Финляндской Республикой (часть Е 18);

- А‑ 121 «Сортавала» Санкт‑ Петербург – Сортавала, которая также обеспечивает связь Санкт‑ Петербурга с Финляндией;

- Р‑ 21 «Кола» Санкт‑ Петербург – Петрозаводск – Мурманск – граница с Норвегией (часть Е 105).

Основные автодорожные направления, связывающие Санкт‑ Петербург с остальной территорией России – автодороги федерального значения М‑ 10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт‑ Петербург и Р‑ 21 «Кола», связывающая Санкт‑ Петербург с северными регионами (Республикой Карелия и Мурманской областью). Через автодорогу Р‑ 21 также осуществляется выезд на федеральную трассу А‑ 114, которая обеспечивает связь северо‑ запада России с Вологдой и регионами страны, расположенными восточнее. На сегодняшний день ведётся активное строительство новой федеральной платной автодороги М‑ 11, которая улучшит связь Санкт‑ Петербурга с Москвой.

 

Рисунок 1 Транспортно‑ географическое положение Санкт‑ Петербурга

Располагаясь в северо‑ западной части России, на берегах Балтийского моря, где также расположены Калининградская область, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Санкт‑ Петербург может осуществлять туристические и экспортно‑ импортные связи со всеми названными странами относительно дешевым морским транспортом, а через Северное море имеет выход в Атлантический океан. На сегодняшний день в городе функционируют Морской порт Большой порт Санкт‑ Петербург (пропускная способность грузовых терминалов 110, 2 млн. тонн в год) и Морской порт Пассажирский порт Санкт‑ Петербург «Морской Фасад», соединяющие Россию со всем миром, и превращающие Санкт‑ Петербург в европейские ворота страны. Пассажирооборот Пассажирского порта в 2018 году достиг своего максимума и составил 1, 1 млн. пассажиров, грузооборот Большого порта Санкт‑ Петербург составил 59, 3 млн. тонн груза. Большой порт Санкт‑ Петербург по величине грузооборота занимает 5-е место после портов Новороссийск, Усть‑ Луга, Восточный, Мурманск и обеспечивает более 10% экспортных и 50% импортных морских грузоперевозок России.

В Санкт‑ Петербурге действует международный аэропорт Пулково, через который осуществляется воздушное сообщение с 71 городом России и со 103 городами международных направлений Европы, Азии и Африки. В аэропорту Пулково в 2018 году пассажиропоток составил более 18 млн. пассажиров, в том числе 7 млн. – международный пассажиропоток.

Санкт‑ Петербургский железнодорожный узел, крупнейший на Северо‑ западе России, второй по величине после московского, обеспечивает сообщения по десяти радиальным направлениям и включает в себя пять железнодорожных вокзалов. Также он является частью 9-го международного интермодального панъевропейского транспортного коридора. В настоящее время железнодорожный узел города во многом выполняет функции сортировочного центра для внешнеэкономических грузопотоков и предприятий других регионов, направленных в сторону Финляндии, Прибалтики и портов Балтийского моря.

Занимаемое уникальное географическое положение способствует установлению важных контактов не только для города и Северо‑ Западного федерального округа, но
и для страны в целом. Показательным в данном случае является трансграничное сотрудничество, которое охватывает основные сферы жизнедеятельности государств: политическую, экономическую, культурную, экологическую. Наиболее ярко это проявляется в сотрудничестве Санкт‑ Петербурга с регионом Балтийского моря. Выгоды экономико‑ географического положения отражаются и на развитии тесных связей
Санкт‑ Петербурга со странами Северной и Западной Европы, Америки. В настоящее время Санкт‑ Петербург имеет более 130 международных соглашений о сотрудничестве
с городами 67 зарубежных стран. В городе расположены генеральные консульства 35 стран, 3 почётных генеральных консульства, 25 почётных консульств, представительства международных организаций: штаб‑ квартира Межпарламентской ассамблеи государств‑ участников Содружества Независимых Государств, Секретариат Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, представительство Европейского банка реконструкции и развития, Филиал Евразийского банка развития.

Санкт‑ Петербург является крупным экономическим центром России, где сконцентрирован мощный научно‑ технический потенциал, уникальные производственные мощности. Доля Санкт‑ Петербурга в суммарном ВРП регионов России в 2017 г. составила 5, 2 %, в обрабатывающей промышленности - 5, 9 %. Доминирующие отрасли промышленности такие, как машиностроение, металлообработка, текстильная промышленность получили свое развитие также благодаря специфике экономико‑ географического положения, используя привозное импортное сырье. Существенное место в экономике занимают предприятия станкостроения, приборостроения, предприятия по производству оптики, изготовлению электроприборов и электронной техники, а также фармацевтическая отрасль, пищевая и легкая промышленность (Рисунок 2 ).

 

Рисунок 2 Доля Санкт‑ Петербурга в суммарном ВРП регионов России, внешнеторговом обороте и объеме грузоперевозок страны, населении, научных исследованиях и разработках, международном туризме, 2017 г.

 

Внешнеторговый оборот Санкт‑ Петербурга в 2017 году составил 47, 8 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 23, 4 млн. долл. США, импорт – 24, 4 млн. долл. США (Рисунок 3, Рисунок 4). Основной объем внешнеторгового оборота пришелся: в экспорте – на минеральные продукты (61 %), в импорте – на машины, оборудование и транспортные средства (40 %). Промышленность Санкт‑ Петербурга составляет более 40% в объемах экспортных поставок Санкт‑ Петербурга (без учета экспорта минеральных продуктов). Санкт‑ Петербург осуществляет торговлю более чем с 200 странами. Тремя основными торговыми партнерами России являются Нидерланды, Китай и Германия. На долю стран СНГ приходится 9% товарооборота Санкт‑ Петербурга.

Санкт‑ Петербург является одним из крупнейших научно‑ образовательных центров России, в котором сосредоточено более 10% научного потенциала страны. В петербургских вузах сосредоточены лучшие отечественные специалисты по программированию, математическому моделированию, геологии, климату и гляциологии.

Особенности географического расположения, высокий научный потенциал и активизация государственной стратегии освоения и развития Арктики усиливают позиции Санкт‑ Петербурга, как главного научно‑ технологического центра комплексного освоения Арктического региона.

 

Рисунок 3 Основные направления и структура экспорта Санкт‑ Петербурга, 2017 г.

 

Рисунок 4 Основные направления и структура импорта Санкт‑ Петербурга, 2017 г.

 

Санкт‑ Петербург – крупнейший центр мировой и российской культуры. Культурное наследие, культурный потенциал Санкт‑ Петербурга входят в число его ключевых ресурсов, обусловливающих интерес и внимание к городу со стороны российской и мировой общественности. Город является естественной точкой притяжения и одним из наиболее популярных направлений как внутрироссийского, так и международного туризма, обеспечивая миллионам гостей города доступ к богатейшему культурному достоянию и внося свой вклад в популяризацию российского историко‑ культурного наследия. По данным Euromonitor International в 2017 году Санкт‑ Петербург посетили более 2, 8 млн. иностранных граждан (73 место в рейтинге городов мира). В 2018 году город принял около 8, 5 млн. туристов, из которых иностранные граждане составили 5 млн. человек. Большинство иностранных гостей прибыло из Китая, Великобритании, Германии, США, Финляндии, Италии, Канады, Австралии, Испании. В 2018 году Санкт‑ Петербург признан лауреатом международной премии в области туризма World Travel Awards в трех номинациях: «Лидирующее направление мира», «Лучшее культурно‑ туристическое направление Европы» и «Лучшее европейское круизное направление».

Санкт‑ Петербург постепенно усиливает свою роль делового центра России. Эта перспективная роль предполагает размещение в городе штаб‑ квартир крупных корпораций и обслуживающих их предприятий бизнес‑ услуг, консалтинга, управления финансами. На сегодняшний день в Санкт‑ Петербурге отсутствуют штаб‑ квартиры крупных известных транснациональных корпораций, но следует отметить, что в 2019 году в Приморском районе Санкт‑ Петербурга был введен в эксплуатацию уникальный для Европы по масштабам и архитектуре объект - многофукциональный комплекс «Лахта Центр», куда к 2020 году планирует перебазироваться штаб‑ квартира корпорации международного масштаба ОАО «Газпром», что, безусловно, укрепит и повысит позиции Санкт‑ Петербурга как делового центра и создаст новое ядро притяжения.

 

Выводы:

· Экономико‑ географическое положение Санкт‑ Петербурга во многом определило характеризующую роль города во внешней среде и в участии в реализации приоритетов России, как многофункционального портового города с комфортным умеренным климатом, высоким качеством жизни, одного из лидеров региона Балтийского моря, форпоста освоения Арктики, центра культуры, науки, образования, туризма и высокотехнологичной промышленности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...