Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 современное использование и потенциал территории




3 СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

3. 1 Функционально‑ пространственная организации территории

Существующее функциональное использование территории имеет следующие характерные особенности:

- территория Санкт‑ Петербурга характеризуется значительной неоднородностью
по преобладающим видам использования, параметрам застройки и обеспеченности инфраструктурой;

- основная доля жилых зон, застроенных многоэтажными домами, располагается
в районах селитебного пояса массовой застройки советского периода;

- на территории пригородов преобладают зоны усадебной застройки, рекреационного
и сельскохозяйственного использования;

- основная доля общественно‑ деловой застройки расположена в центре города;

- производственные зоны, включающие земельные участки промышленных предприятий, складов, логистических комплексов, концентрируются в основном
на южной и восточной периферии (территория «Серого пояса»), основная доля крупных производственных зон (в том числе, неосвоенных) находится в южной пригородной части (см п. 4. 1).

Действующим Генеральным планом (с учетом решений, принятых Законом Санкт‑ Петербурга от 19. 12. 2018 № 763‑ 161, установлено следующее соотношение площадей, занимаемых функциональными зонами (по видам зон), в процентах от площади Санкт‑ Петербурга:

- жилые зоны – 23%;

- общественно‑ деловые зоны – 8%;

- производственные зоны – 9%;

- зоны инженерной и транспортной инфраструктур и объектов внешнего транспорта – 16%;

- зоны сельскохозяйственного использования – 3%;

- рекреационные зоны – 31%;

- зоны специального назначения – 1%;

- территории, планируемые для развития функциональных зон на прогнозируемый период – 5 %;

Земли водного фонда составляют  4%.

3. 2 Имущественно‑ правовая характеристика территории

Имущественно‑ правовая характеристика территории отражает распределение земельных участков по видам собственности.

Сведения об объектах недвижимости, учтенных в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) Санкт‑ Петербурга, предоставлены по данным ГИС АИС УГД КГА
на 10. 12. 2018 (Рисунок 6).

 

Рисунок 6 Распределение земельных участков по видам пользования, владения, распоряжения

Как следует из материалов аналитического этапа, разработанного для действующего Генерального плана ЗАО «НИПИград» в 2003 году, доля земель в государственной собственности в 2001 году составляла 88%.

3. 3 Кадастровая оценка недвижимости

С 01. 01. 2019 вступил в силу приказ Комитета имущественных отношений Санкт‑ Петербурга от 28. 11. 2018 № 130-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости», который определяет кадастровую стоимость всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории Санкт‑ Петербурга.

3. 4 Особенности исторически сложившейся планировочной структуры

Планировочная структура - одна из основных характеристик пространственной организации территории, представленная в виде системы планировочных осей, центров, районов и зон, в которой отражается расположение и взаимосвязь промышленных, жилых, коммунальных, транспортных и иных функциональных зон. Система планировочных центров и осей, представляющих собой структурообразующую основу пространственной организации территории (точечных и линейных компонентов ее картографического представления) в свою очередь создает планировочный каркас территории.

Историческая планировочная структура Санкт‑ Петербурга с момента образования города формировалась с учетом д вух основных типов планировочных осей:

o осей природно‑ ландшафтного каркаса, образованного такими природными элементами, как река Нева с ее дельтой, особенностями рельефа образующего своеобразный «амфитеатр», окруженный с севера, востока и юга возвышенностями
до 170 метров;

o связей внутри исторической системы расселения, которые сформировали три основные исторические планировочные направления: северо‑ западное, юго‑ западное и юго‑ восточное.

На территории Санкт‑ Петербурга определены следующие элементы исторической планировочной структуры:

1) историческая система расселения;

2) исторические дороги;

3) железнодорожные ветки и станции;

4) исторические кладбища;

5) элементы исторической ландшафтно‑ композиционной структуры:

- исторический рельеф;

- открытые ландшафты;

- исторические гидросистемы;

- панорамы с основных путей обзора;

- основные визуальные направления.

Вышеперечисленные элементы образуют исторический планировочный каркастерритории - устойчивую и ценную систему исторических дорог, улиц, набережных
и площадей.

Планировочная структура города формировалась в соответствии с тремя основными этапами развития, которые соответствую трем различным моделям социально‑ экономического и политического развития:

- 1 этап - планомерное формирование территории столицы Российской империи
по лучшим европейским образцам архитектуры и градостроительства (с момента основания и до 1917 года);

- 2 этап - градостроительное развитие Ленинграда в условиях централизованной модели экономики с исключительным правом государства на землю и жестким государственным планированием;

- 3 этап - новейший этап градостроительного развития Санкт‑ Петербурга, основанный на принципах рыночной экономики и праве частной собственности на землю.

Сложившуюся планировочнуюструктуру Санкт‑ Петербурга можно определить как ортогонально‑ радиальную, ее формирует градостроительный каркас – система основных транспортных магистралей, узлов и примыкающих к ним территорий наиболее активного освоения и использования. Особенностью этой структуры является ее моноцентричность и ассиметричность, что обусловлено прибрежным местоположением города. При этом наименее развиты восточные корресподенции города ввиду наличия водных преград (Ладожское озеро, Онежское озеро, Нева, Свирь).

Для планировочной структуры Санкт‑ Петербурга характерно сочетание освоенных территорий и свободных природных ландшафтов, наличие открытых пространств между городом внутри пояса основного расселения и окружающими его историческими городами, имеющими свою специализацию (курортную, дворцово‑ парковую, производственную), свои центры и характерные особенности городской среды. С южной стороны расположены в основном крупные пригороды, имевшие ранее статус самостоятельных административных единиц - города Колпино, Пушкин, Павловск, Петергоф; с северной стороны – преимущественно небольшие поселения, за исключением двух более крупных – Сестрорецка и Зеленогорска.

Территория городаимеет ярко выраженную концентрическую структуру. Отчетливо выделяется исторический центр, занимающий острова дельты Невы. Он включает в себя ядро городского центра и примыкающие промышленно‑ селитебные территории центральных районов. Исторический центр окружен почти сплошным промышленно‑ селитебным поясом, площадь которого превосходит площадь самого исторического центра. В свою очередь этот пояс окружен самым массивным поясом – селитебным поясом массовой застройки советского периода.

Развитие планировочного каркаса территории в соответствии с решениями действующего Генерального плана, а также оптимизация пространственной структуры города были связаны, прежде всего, с развитием уже существующих планировочных направлений главных осей планировочной структуры. В настоящее время реализованы следующие решения:

- вдоль берегов Невы и притоков дельты – вынос производственных территорий для строительства общественно‑ деловых жилых комплексов;

-  развитие освоенных территорий в южном направлении – вдоль проспекта Стачек, Московского проспекта, Лиговского проспекта, продолжения Измайловского проспекта;

- освоение новых территорий происходило преимущественно в юго‑ восточном
и северо‑ западном направлении. Частично реализован проект создания намывных территорий в восточной части Финского залива – к западу от Васильевского острова (сооружения пассажирского морского паромного терминала, жилая застройка.

- в западном направлении завершается формирование новых общественно‑ деловых зон на побережье Финского залива в западной оконечности Крестовского острова,
на Васильевском острове.

- ввод в эксплуатацию Кольцевой автомобильной дороги и Западного скоростного диаметра существенно повысил связность территорий города. Соответственно повысилась привлекательность городских земель расположенных вдоль этих объектов, а также сформировались предпосылки дальнейшего развитии города в западном направлении.

К недостатками сложившейся пространственной организации можно отнести:

1) Преобладание меридиональных направлений в транспортном каркасе. Реализация основных корреспонденций через центр города, что создаёт риски для сохранения исторического наследия Санкт‑ Петербурга, концентрирующегося в центральной части;

2) Наличие значительной доли нежилых (производственных, коммунальных) территорий, утративших первоначальную функцию и требующих конверсии, в общей структуре землепользования (в том числе, в центральных районах и вокруг них);

3) Отсутствие на этих территориях полноценной улично‑ дорожной сети, формирующей адекватную городскую планировочную структуру и связность с прилегающими селитебными районами. Текущая функциональная конверсия этих территорий в жилую функцию при сохранении сложившейся неполноценной планировочной структуры;

4) Неразвитость системы общественных центров районного значения и городской среды периферийных районов, что приводит к ориентации населения на центральные районы города для реализации потребностей жителей мегаполиса и «северной столицы»;

5) Исторически сложившийся дефицит зелёных насаждений в основной городской застройке. Удалённое от мест компактного проживания населения размещение основной части озелененных территорий общего пользования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...