Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.4. Исследование шестизвенного рычажного механизма




4. 4. Исследование шестизвенного рычажного механизма

 

Далее рассмотрим пример структурного, кинематического и кинетостатического исследований шестизвенного механизма, представленного на рис. 4. 2.

а

б в

Рис. 4. 2

4. 5. Структурный анализ плоского рычажного шестизвенного механизма

 

Структурный анализ обязательно проводится перед кинематическим и динамическим. В данном пособии полностью изложен в разделе 2.

 

4. 6. Кинематическое исследование шестизвенного рычажного механизма

 

Задачи и методы кинематического исследования изложены в разделе (3. 1) данного пособия. Построение планов положений механизмов и построение траекторий описаны в разделах (3. 2) и (3. 3).

Кинематическое исследование, как и для рассмотренного уже четырехзвенного механизма, проводится в прямом порядке. Определяется скорость точки А кривошипа, записываются векторные уравнения для определения скорости точки В звена 2 и строится план скоростей (см. уравнения (3. 7) и (3. 8) и рис. 3. 1, б) в выбранном масштабе kv по формуле (3. 2).

Далее, воспользовавшись свойством подобия плана скоростей, определяется место нахождения точки С, составив арифметическую пропорцию:

                                (4. 24)

где длины  и  снимаются с чертежа схемы в мм, а длина  – из плана скоростей, в мм.

Полученная точка С на плане скоростей отмечается стрелкой от полюса плана Рv. Вектор  – вектор скорости точки С механизма.

Определяем величину скорости точки D (ползуна) механизма. Точка D находится на звене 5 (ползуне), которое перемещается поступательно. Это движение на плане скоростей следует отметить горизонтальной (в данном примере) прямой х – х, проходящей через полюс плана Рv1О2) (cм. рис. 4. 2, б).

Кроме этого, точка D лежит и на звене 4 (CD – шатун). Ее движение следует рассматривать в зависимости от движения точки С, т. е. от относительной скорости VDC.

Представим скорость точки D в виде геометрической суммы переносной и относительной скоростей:

                                               (4. 25)

где – скорость точки С (известна по значению и направлению).

Из курса теоретической механики известно, что относительная скорость точки D во вращении вокруг точки С перпендикулярна к звену DC.

Точка С является «полюсом» для точки D. Из нее проводится вектор, перпендикулярно звену DC, до пересечения с линией хода ползуна хх. На пересечении и будет находиться точка d. Вектор  – вектор скорости точки D механизма (рис. 4. 2, б).

Зная величину масштабного коэффициента kv плана скоростей, определяем значения скоростей всех точек механизма, умножая его на длины векторов в мм:

 

             (4. 26)

Точки s2, s3 и s4 находятся посередине соответствующих им звеньев АВ, ВО2 и DC. Это точки центров тяжести. Центр тяжести ползуна совпадает с точкой D (рис. 4. 2, б).

Для нахождения значений ускорений всех точек механизма следует построить план ускорений. Аналогично определению ускорений для четырехзвенного механизма (см. пункт 3. 5), пользуемся свойствами планов ускорений.

Начинаем построение плана с ведущего звена (кривошипа). Звено АО1 вращается равномерно, поэтому точка А имеет только нормальное (центростремительное) ускорение , направленное по оси звена к центру вращения О1 (рис. 4. 2, в). Величину нормального ускорения вычисляем по формуле, м/с2:

                                          (4. 27)

Длину отрезка, изображающего вектор ускорения , принимаем произвольно, в пределах 80 – 100 мм, и определяем масштабный коэффициент по формуле, м/с2× мм-1:

                                    (4. 28)

Из полюса плана ускорений Ра параллельно звену АО1 в направлении от А к О1 откладываем вектор (80 – 100 мм).

Затем составляем векторное уравнение для определения ускорения точки В, относящейся к двум звеньям (АВ и ВО2). На звене АВ точка В движется относительно точки А, а ее полное ускорение складывается из геометрической суммы нормального и тангенциального ускорений, так как в отличие от кривошипа АО1 звено АВ совершает сложное (плоскопараллельное) движение. «Полюсом» для точки В на звене АВ будет точка А; аналогичное пояснение относится и к точке В, когда рассматриваем ее движение на звене ВО2 и она движется относительно точки О2:

 

на звене АВ:                                               (4. 29)

 

на звене ВО2:                                       (4. 30)

 

В этих уравнениях значения нормальных ускорений определяем аналогично формуле (4. 27); ускорение точки А известно по величине и по направлению, а = 0 (опора).

                (4. 31)                                               (4. 32)

Для построения плана ускорений следует определить с помощью масштаба  длины отрезков, выражающих эти ускорения, мм:

                (4. 33)                                               (4. 34)

Далее выполняем построение: из точки а плана ускорений откладываем вектор  параллельно звену АВ по направлению от В к А (см. звено! ). Через его конец проводим линию действия тангенциального  перпендикулярно звену АВ (можно пунктиром). По аналогии строим  из полюса Ра в сторону от В к О2 (см. звено! ), через его конец проводим линию действия тангенциального  перпендикулярно звену ВО2 до пересечения с . При пересечении получится точка В. Соединив точку В с полюсом Ра, получим вектор абсолютного ускорения точки В, а графически просуммировав  и , получим вектор полного относительного ускорения  (рис. 4. 2, в).

Находим места положений точек центров тяжести s2, s3, соединяем с полюсом Ра. Положение точки С на плане ускорений находим по свойству подобия (из пропорции):

                         (4. 35)

C помощью масштаба вычисляются значения ускорений точек группы Ассура АВО2 и точки С. Для этого длины векторов каждой точки следует умножить на величину коэффициента  (масштаба), м/с2:

(4. 36)   (4. 40)
(4. 37)   (4. 41)
(4. 38)   (4. 42)
(4. 39)      

 

У шестизвенного механизма, как было ранее сказано, две группы Ассура: АВО2 и СD, присоединенная в точке С к группе АВО2.

Звено СD, как и звено АВ, совершает сложное движение. Точка D принадлежит звеньям 4 и 5. На звене СD точка D перемещается относительно точки С, ускорение которой известно (4. 42), а полное относительное ускорение  состоит из геометрической суммы нормального и тангенциального ускорений. Векторное уравнение имеет вид:

 

                                (4. 43)

 

Аналогично формуле (4. 27), определим  по величине:

                                 (4. 44)        

Для построения плана ускорений определяем длину вектора, выражающего это ускорение, мм:

                                 (4. 45)        

Из точки С плана параллельно звену DС в направлении от D к С (см. звено! ) откладываем вектор . Из его конца пунктиром проводим линию действия тангенциального ускорения перпендикулярно звену DC до пересечения с линией хода х – х ползуна D (см. план ускорений). Точка пересечения обозначит точку d. Вектор  направлен к точке d и обозначает абсолютное ускорение точки D. На середине отрезка cd находится точка s4, соединив которую с точкой полюса Ра, получим вектор ускорения центра тяжести звена CD.

С помощью масштаба находим значения ускорений звеньев и точек группы Ассура CD:

 

(4. 46)   (4. 48)
(4. 47)   (4. 49)

 

Определяем величину и направление углового ускорения звена CD. Известно, что угловое ускорение зависит и по величине, и по направлению от тангенциального, с-2:

 

                                                (4. 50)

 

Для определения направления углового ускорения звена CD надо мысленно перенести вектор тангенциального ускорения в точку D звена CD. Точка D будет вращаться относительно точки C против часовой стрелки (рис. 4. 2, а). Ползун 5 совершает поступательное движение. Его угловое ускорение равно нулю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...