Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Последовательность выполнения




1. 4. Последовательность выполнения

 

Задание состоит из двух частей. В первой части следует выполнить анализ и синтез плоского рычажного механизма:

1) вычертить схему механизма в заданном положении, выбрав масштабный коэффициент длины;

2) выполнить структурный анализ механизма;

3) построить планы положений механизма для восьми равноотстоящих друг от друга положений кривошипа;

4) начертить траектории всех точек механизма, в том числе и точек центров тяжести звеньев;

5) построить план скоростей для заданного положения механизма и определить с помощью масштабного коэффициента значения скоростей всех его точек;

6) определить значения угловых скоростей звеньев и указать их направления на схеме механизма;

7) построить план ускорений для заданного положения механизма и определить с помощью масштабного коэффициента значения ускорений всех его точек;

8) определить значения угловых ускорений звеньев и указать их направления на схеме механизма;

9) вычертить группу Ассура в том же положении и масштабе, как на схеме механизма;

10) определить значения и направления всех сил, действующих на звенья механизма, и приложить их в виде векторов на группе Ассура в соответствующих точках;

11) построить план сил группы Ассура и с помощью масштабного коэффициента сил определить реакции в кинематических парах;

12) выполнить расчет ведущего звена;

13) построить рычаг Жуковского (по указанию преподавателя).

Во второй части работы требуется выполнить геометрический расчет нулевой* цилиндрической прямозубой передачи с эвольвентным профилем зуба и определить (или проверить, если задано) передаточное отношение (число):

1) по данным расчета вычертить зацепление с контактом в полюсе зацепления (по три зуба на каждом колесе);

2) выделить активный участок линии зацепления и рабочие участки профилей зубьев обоих колес;

3) вычислить теоретическое значение коэффициента перекрытия;

4) по данным вычерченного зацепления определить значение действительного коэффициента перекрытия и сравнить его с теоретическим;

5) вычислить относительную ошибку, которая не должна превышать 5%**;

6) построить диаграмму коэффициентов относительного скольжения.

Внимание!

*) Преподаватель по желанию студента может предложить выполнить неравносмещенное зацепление, используемое в тяговых редукторах.

**) Если превышает 5%, объяснить возможную причину и способы изменения величины коэффициента перекрытия в обоих случаях.

2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПЛОСКИХ РЫЧАЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ

 

Чтобы провести структурный анализ механизма, следует изучить его структуру.

 

2. 1. Структура механизма

2. 1. 1. Основные понятия и определения

 

Для облегчения труда человека и повышения его производительности создаются машины, механизмы, передачи [12].

Долгое время считалось, что машина – это устройство для выполнения механических движений. Но с развитием техники это понятие уточнялось, и сейчас оно несколько иное:

машина – это устройство для преобразования энергии, движения, материалов и информации для облегчения физического или умственного труда человека.

Для преобразования движения одного или нескольких элементов в требуемые движения других создается система элементов, которая называется механизмом.

Механизмы не совершают полезной работы, а только осуществляют требуемые законы движения их звеньев. Например, механические часы, пантографы, инверсоры и так далее.

 

2. 1. 2. Звенья механизма

 

Механизм состоит из отдельных элементов, называемых звеньями. Они могут быть твердыми (жесткими), упругими (пружины, мембраны), гибкими (цепи, ремни, канаты), жидкими (масло, вода). В данном пособии будут рассматриваться механизмы только с твердыми (жесткими) звеньями. Основные виды звеньев и их условные обозначения представлены в таблице 2. 1.

Звенья бывают неподвижные и подвижные. Неподвижные звенья – стойки. В станках это станины, в редукторах – корпус, в автомобилях – шасси или кузов. К стойке могут присоединить несколько звеньев, но в механизме она всегда одна. Подвижные звенья могут совершать вращательное, поступательное, сложное движение (см. табл. 2. 1).

 

Таблица 2. 1

Основные виды звеньев

№ п/п Название Условное обозначение Движение Особенности
Стойка Отсутствует  
Стойка Отсутствует  
Кривошип Вращательное Полный оборот
Шатун Сложное Нет пар, связанных со стойкой
Коромысло Качательное Неполный оборот
Ползун Возвратно-поступательное Направляющая неподвижна
1 Кулиса 2 Камень Вращательное, колебательное Направляющая подвижна
1 Кулиса 2 Камень Сложное Направляющая подвижна

Окончание таблицы 2. 1

 

1 Кулиса 2 Камень Возвратно-поступательное Направляющая подвижна
1 Шток 2 Качающийся ползун Вращательное, колебательное и поступательное Ползун вращается
1 Кулачок 2 Толкатель Вращательное, колебательное Профиль определяет закон движения ведомого звена
1 Кулачок 2 Толкатель Возвратно-поступательное Профиль определяет закон движения ведомого звена
Зубчатое колесо Вращательное, качательное Зубчатый контур
Фрикционное колесо Вращательное, качательное  
Рейка Возвратно-поступательное Может иметь зубчатый контур

 

2. 1. 3. Кинематические пары и их классификация

 

При конструировании машин необходима высокая точность их сборки и уменьшение сил трения в соединениях звеньев (в шарнирах, шаровых соединениях, поступательных движениях). Такие подвижные соединения двух звеньев называются кинематическими парами. В таблице 2. 2 приведены названия, условные обозначения и классификация кинематических пар.

 

Таблица 2. 2

Классификация кинематических пар

№ п/п Рисунок Название пары Условное обозначение Подвижность пары Высшая или Низшая Геометрическая или Силовая
Вращательная Н Г
Поступательная Н Г
Винтовая Н Г
Цилиндрическая Н Г
Сферическая Н Г С
Цилиндр-плоскость В С
Шар-плоскость В С

Кинематические пары в зависимости от вида контактов звеньев могут быть высшими (когда элементы звеньев касаются в точке или по линии) и низшими (когда звенья соприкасаются по поверхности).

Чтобы звенья свободно двигались в местах соединений (в кинематических парах), они должны быть постоянно в контакте, то есть быть замкнутыми. Замыкание может быть силовым (массой, пружинами) или геометрическим (см. табл. 2. 2).

Примером механизма с низшими кинематическими парами может быть кривошипно-ползунный механизм, который является основным в поршневых машинах (двигателях внутреннего сгорания, компрессорах). Его конструкция и кинематическая схема приведены на рис. 2. 1, а, где звено
1 – кривошип, 2 – шатун, 3 – ползун, 4 – стойка (станина). Звено 1 соединяется со стойкой 4 вращательной кинематической парой I, звено 2 – со звеньями 1 и 3 – вращательными кинематическими парами II и III, а звено 3 (ползун) – со звеном 4 поступательной парой IV.

а б

Рис. 2. 1

 

Примером механизма с высшей кинематической парой является кулачковый механизм (рис. 2. 1, б). Форма кулачка 1 определяет закон движения толкателя 2. Кулачок 1 с толкателем 2 образуют высшую кинематическую пару (р4), кулачок 1 со стойкой 3 – низшую вращательную пару I, толкатель 2 со стойкой 3 – низшую поступательную пару II.

 

2. 1. 4. Кинематические цепи

 

Кинематической цепью называется связанная система звеньев, образующих между собой кинематические пары.

Кинематические цепи могут быть простыми и сложными. Простые – когда каждое звено входит не более, чем в две, кинематические пары (рис 2. 2, а, б). Сложные – в которых есть хотя бы одно звено, входящее более чем в две кинематические пары (рис. 2. 2, в, г). Простые и сложные кинематические цепи могут быть замкнутыми и незамкнутыми. Замкнутая – это такая цепь, у которой каждое звено входит хотя бы в две кинематические пары (рис. 2. 2, в, г). Незамкнутая – это когда есть звенья, входящие только в одну кинематическую пару (рис. 2. 2, а, б). И также надо отметить, что те и другие могут быть плоскими и пространственными.

 

а б в г

Рис. 2. 2

 

Таким образом, механизм – замкнутая кинематическая цепь, у которой при заданных законах движения ведущих звеньев остальные совершают определенные движения. Примеры механизмов см. на рис. 2. 1, а, б.

 

2. 1. 5. Структурная формула плоского механизма

 

В общем случае число степеней свободы механизма W может быть определено по структурной формуле Сомова – Малышева

W = 6n - 5p5 - 4p4 - 3p3 - 2p2 - 1p1, (2. 1)

где n – количество подвижных звеньев;

 p1p5 – количество кинематических пар соответственно индексу.

Если на движение всех звеньев наложено три ограничения, то число степеней свободы подвижных звеньев будет не 6n, а 3n: (6 – 3) n = 3n. Соответственно и вместо 5p5 связей, накладываемых парами пятого класса, в этом механизме пары пятого класса будут накладывать (5 – 3) p5 = 2p5 связей и так далее. Структурная формула будет такой:

 

W = (6 – 3)n - (5 – 3)p5 - (4 – 3)p4

 

то есть степень свободы плоского механизма будет равна:

 

W = 3n - 2p5 - 1p4;                                            (2. 2)

 

В состав плоских механизмов пары первого, второго и третьего классов входить не могут, так как обладают пространственным характером относительных движений. А формула (2. 2) носит название формулы Чебышева. Ее физический смысл в том, что она определяет количество ведущих звеньев в механизме. То есть, если W = 1, то механизм будет работать, имея один двигатель (одно ведущее звено); если W = 2, то надо двум звеньям задать движение, чтобы остальные работали и так далее.

В формуле (2. 2) учтены только подвижные звенья (n). Если учитывать число звеньев, включая стойку, (k– общее число звеньев), то формула будет иметь вид:

 

W = 3k - 2p5 - 1p4 3*;                                     (2. 3)

 

где 3* означает степень подвижности самой стойки, которая включена в 3k. Так как стойка не двигается, ее степень подвижности следует вычесть.

 

2. 1. 6. Основной принцип образования механизмов. Группы Ассура

 

Любой механизм должен иметь одно неподвижное звено – стойку, одно или несколько ведущих звеньев и кинематические цепи, подвижность каждой из которых (отдельно) равна нулю. Впервые этот принцип был сформулирован в 1914 году русским ученым Л. В. Ассуром.

Порядок присоединения групп звеньев с нулевой степенью подвижности следующий: первая группа присоединяется к ведущему звену и к стойке. Полученная схема механизма имеет подвижность, равную числу ведущих звеньев.

Для получения более сложных механизмов к звеньям присоединенной группы можно прикреплять такие же кинематические цепи с нулевой подвижностью. И опять степень подвижности полученного сложного механизма будет равна числу ведущих звеньев [4].

Кинематические цепи, имеющие нулевую подвижность, называются структурными группами или группами Ассура.

Класс группы определяется наивысшим классом контура, образуемого звеньями группы. Группы Ассура 2-го класса приведены на рис. 2. 3 а, б;
3-го класса – на рис. 2. 3 в, г.

 

а                        б                        в                        г

Рис. 2. 3

 

Для определения класса механизма необходимо разделить его на группы Ассура, начиная с самой удаленной от ведущего звена группы 2-го класса, каждый раз проверяя степень подвижности оставшегося механизма, которая не должна изменяться, если отсоединение выполнено верно. Если подвижность изменилась или механизм распался, надо отсоединить группу более высокого класса, вновь проверить подвижность и так далее, пока не останется одно ведущее звено. По наивысшему классу групп Ассура определяется класс механизма.

Пример. Определить подвижность механизма, схема которого приведена на рис. 2. 4.

Воспользуемся формулой Чебышева:

 

W = 3n - 2p5 - 1p4;

при n = 9; p5 = 13; р4 = 0

 

 

Назначаем ведущим звено № 1.

Данный механизм разделяем на группы Ассура, начиная с самой удаленной от ведущего звена (см. рис. 2. 5).

 

Рис. 2. 4 Рис. 2. 5

 

Таким образом, в состав механизма входят одно ведущее звено (1), двухповодковая группа Ассура 2-го класса (2, 3), трехповодковая группа 3-го класса (4, 5, 6, 7), двухповодковая группа 2-го класса (8, 9) (см. рис. 2. 6). Итак, имеем механизм третьего класса.

Структурная формула данного механизма записывается в порядке присоединения групп Ассура, начиная с ведущего звена:

 

[1]®[2; 3]®[4; 5; 6; 7]®[8; 9].

 

3. КИНЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ПЛОСКИХ
РЫЧАЖНЫХ  МЕХАНИЗМОВ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...