Методические рекомендации и пояснения к Практикуму
Практикум включает в себя задания в соответствии с темами курса «Административное судопроизводство», а внутри каждой темы – по основным ее вопросам. Задания разбиты на две группы: основные и дополнительные. К каждому практическому занятию обучающиеся выполняют задания, рекомендованные преподавателем. Они включают в себя различного рода задачи (казусы), аналитические, творческие задания, задания по подготовке процессуальных документов, обобщению материалов судебной практики, вопросы для сравнительного исследования, для подготовки к дискуссии по спорным вопросам теории и практики. Большинство заданий носит комплексный характер, предполагает обращение как нормам процессуального, так и материального права, позволяет отработать применение теоретических знаний к конкретным практическим ситуациям. Дополнительные задания могут использоваться преподавателями и обучающимися для более глубокого овладения материалом темы, в том числе для добора баллов, ликвидации задолженностей по дисциплине. Для выполнения заданий по теме необходимо прежде изучить соответствующие разделы рекомендованных учебников, учебных пособий, материалов судебной практики. Решение задач (казусов) включает несколько обязательных этапов: - формулирование краткой фабулы (описания существа сложившейся материально-правовой и (или) процессуальной ситуации); - вычленение проблемы, спорного вопроса, который нужно решить; - определение норм материального и процессуального права, подлежащих применению к рассматриваемой ситуации; - определение состава субъектов спорного материального правоотношения и/или участников процессуального правоотношения (их надлежащего процессуального положения);
- выбор конкретной нормы права, ее толкование и применение к конкретной ситуации, выявление ошибок, допущенных участниками казуса (судом, сторонами и т. д. ), их исправление, предложение вариантов выхода из сложившейся ситуации. Наряду с практическими вопросами в задачах (казусах) содержатся задания теоретического характера, акцентирующие внимание обучающихся на определенной проблематике. На эти вопросы также необходимо готовить ответы, используя материалы учебной литературы и судебной практики. Одним из видов заданий является подготовка обобщений по материалам судебной практики, что не означает только подборку и копирование (распечатку) судебных актов. Работа с материалами судебной практики предполагает выяснение сути правового спора, определение субъектного состава спорного правоотношения, установление (проверку) надлежащей подсудности дела, выявление и анализ ошибок, допущенных судом при рассмотрении дела. Результаты работы с материалами судебной практики следует оформлять в виде обобщения, аналитической справки по следующему плану (примерный план): - вступление – формулировка проблемы, для поиска практических путей решения которой готовится обобщение; - основная часть – анализ конкретных практических материалов с обязательными ссылками на соответствующие судебные акты и источники их опубликования. В эту часть следует включать выдержки из судебных актов, относящиеся к исследуемой проблеме, и сопровождать их собственными комментариями относительно позиции суда (ее законности, обоснованности, мотивированности, справедливости и т. д. ); - заключение – общий вывод, сформулированный обучающимся относительно решения на практике исследуемой им проблемы. Еще одним видом заданий является подготовка дискуссий, которая представляет собой проектирование обучающимися обсуждения в группе проблем теоретического и (или) практического характера. В этих целях обучающемуся необходимо:
- ознакомиться с предложенными темами для дискуссии; - разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием рекомендованной по теме основной и дополнительной литературы, а также интернет-ресурсов и справочных правовых систем); - разработать и представить преподавателю план-конспект обсуждения с указанием времени, необходимого для обсуждения, перечня вопросов (проблем) и вариантов ответов. В качестве заданий в Практикум также включена подготовка проектов процессуальных документов, которая преследует цель развития у обучающихся навыков составления и надлежащего оформления с учетом конкретных практических ситуаций различного рода документов. При выполнении подобного рода заданий следует: - изучив ситуацию, описанную задании; - определить нормы материального и процессуального права, подлежащие применению в данной ситуации; - обратить внимание на требования к оформлению документа, выявить его обязательные реквизиты; - изучить рекомендации по стилю изложения информации в документе. При подготовке проектов процессуальных документов целесообразно использовать их образцы, доступные в специальных сборниках или справочных правовых системах. При этом обучающийся должен творчески подойти к выполнению задания: недопустимо простое копирование необходимых данных в имеющиеся образцы. В случае недостаточности исходных данных для составления документа, недостающие сведения обучающимся указываются самостоятельно. Подготовленный проект документа представляется для проверки преподавателю на бумажном носителе формата А4 или в электроном виде (по согласованию с преподавателям). Он должен быть оформлен аккуратно и грамотно. Все задания выполняются обучающимися в письменном виде и должны быть оформлены с учетом следующих обязательных требований: - текст должен быть оформлен на компьютере, с использованием текстового редактора Word, шрифт TimesNewRoman, высота шрифта 12-14, межстрочный интервал 1, 0 - 1, 5. Абзацный отступ (красная строка) - 1, 25 см. Поля: верхнее 2 см, нижнее 2 см, левое 3 см, правое 1 см. Нумерация страниц – в нижнем правом углу. Выравнивание текста с обеих сторон;
- сноски (если они необходимы) размещаются постранично, нумерация сносок сплошная, шрифт TimesNewRoman, высота шрифта 10, межстрочный интервал одинарный.
Критериями оценки выполненного задания являются: 1. Правильность решения практической ситуации или выполнения иного задания с точки зрения норм материального и процессуального права, учет позиций, разъяснений высших судебных инстанций; 2. Обоснованность (последовательное, логичное изложение своих рассуждений (доводов, аргументов и т. д. ); 3. Полнота (ответы на все поставленные вопросы, соблюдение рекомендаций по структуре); 4. Привлечение дополнительных источников; 5. Самостоятельность; 6. Оригинальность (при выполнении творческих заданий); 7. Соблюдение требований к оформлению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|