Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы и направления поддержки детской инициативы




Способы и направления поддержки детской инициативы

Виды или направления детской инициативы:

-      творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

-      инициатива как целеполагание и волевое усилие – предполагает включенность ребенка в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

-      коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

-      познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

На каждой возрастной ступени развития имеется приоритетная сфера проявления детской инициативы:

-      в раннем возрасте это самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования;

- 1, 5-2 года - самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования;

-      2-3 года - активная самостоятельная исследовательская деятельность с предметами;

-      3-4 года - продуктивная деятельность;

-      4-5 лет - познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками;

-      5-6 лет - внеситуативно-личностное общение со взрослым и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива;

-      6-7 лет - расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,

соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

-непосредственное общение с каждым ребенком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной

деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных

видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д. );

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе

принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным

слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные

ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень

развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными

сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона

ближайшего развития каждого ребенка), через:

-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,

воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического

развития детей;

-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и

пространства;

-оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования

ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе

посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Модель взаимодействия педагога и родителя

Педагоги Родители

I этап – ознакомительный

Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей) Сбор информации (знакомство с детским садом (адаптация)

II этап - общепрофилактический

Наглядная агитация (стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты, буклеты) Встреча со специалистами: просмотр открытых занятий, мероприятий

III этап – индивидуальная работа

Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, творческие мастерские. Выбор содержания форм с семьей ребенка Получение консультативной, индивидуальной помощи

IV этап - интегративный

Проведение мероприятий (досуги, праздники, «круглые столы», конференции, конкурсы, выставки, недели здоровья и т. д. ) Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры и т. д.

 

           

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...