Цель: лечебная и профилактическая. Показания: наличие педикулеза.
Оснащение: дополнительный халат, косынка, 2 непромокаемых фартука, перчатки, клеенка, кувшин с теплой водой, противопедикулезное средство (педикулоцид), шампунь, 2 полотенца, расческа (гребешок), таз, целлофановая пелерина, шапочка для душа.
Этапы
| Обоснование
|
I. Подготовка к процедуре:
1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он се перенес.
| Установление контакта с пациентом.
|
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, если он с нею незнаком.
| Психологическая подготовка к манипуляции.
|
3. Получить его согласие.
| Соблюдение прав пациента.
|
4. Подготовить необходимое оснащение.
| Достижение эффективного проведения процедуры.
|
5. Вымыть руки социальным способом, надеть дополнительный халат, фартук, перчатки. Постелить на пол клеенку и поставить на нее стул.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
6. Помочь пациенту надеть фартук и сесть (если позволяет состояние) на стул, закрыть плечи пациента целлофановой пелериной.
| Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
|
7. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце и попросить закрыть им глаза.
Если пациент не в состоянии держать полотенце, это делает за него помощник медсестры, у которого также должны быть дополнительный халат, косынка и перчатки. Развести педикулоцид в соответствии с инструкцией по применению.
| Исключение попадания педикулоци-да в глаза пациенту. Обеспечение качества проведения процедуры и безопасности сестры и пациента.
|
II. Выполнение процедуры:
8. Смочить волосы небольшим количеством воды из кувшина (температура воды = 36-37°С).
| Обеспечение условий для нанесения педикулицидного средства.
|
9. Обработать равномерно волосы пациента приготовленным педикулоцидным средством (Т=27°С).
10. Покрыть голову пациента шапочкой на 20-60 мин (экспози- ция зависит от используемого средства).
| Обеспечение качества противопеди-кулезной обработки.
|
11. Промыть волосы теплой водой, ополоснуть их 4-5% раство- ром столового уксуса (Т=27°С).
12. Разделить волосы на пряди и вычесать частым гребнем каж- дую прядь.
13. Убрать пеленку, прикрывающую глаза.
14. Высушить и осмотреть волосы пациента.
Примечание: при наличии плошиц волосы в подмышечных впадинах и на лобке сбривают или обрабатывают тем Dice педикулоцидным средством.
| Контроль качества обработки.
Обеспечение качественной обработки.
|
15. Спросить пациента о самочувствии.
| Определение реакции пациента на процедуру.
|
III. Завершение процедуры.
16. Сложить белье и одежду пациента в мешок и отправить в дез камеру.
17. Снять фартук, халат, перчатки, поместить в мешок для де- зинсекции. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
18. Сделать отметку о педикулезе: на титульном листе в правом верхнем углу «Медицинской карты стационарного больного» поставить красным карандашом букву «Р».
|
Обеспечение преемственности дальнейшего контроля и наблюдения за пациентом.
|
19. Заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в филиал федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» (Ф. №058/У), зарегистрировать данные о пациенте в «Журнал учета инфекционных заболеваний» (Ф. № 060/У).
| Соблюдение требований, обеспечивающих контроль за ВБИ.
|
При выявлении педикулеза у мужчин волосы можно коротко остричь (при согласии пациента).
Остриженные волосы собирают в мешок и сжигают. Использованные инструменты и предметы ухода, помещение, где проводилась обработка пациента, дезинсецируют теми же средствами.
8. ПОВОРАЧИВАНИЕ ПАЦИЕНТА И РАЗМЕЩЕНИЕ ЕГО В ПОЛОЖЕНИЕ НА ПРАВОМ БОКУ (выполняется одной медсестрой; пациент может помочь)
Цель: придание пациенту физиологического положения.
Показания: смена белья; предварительный этап для другого перемещения; риск развития пролежней.
Оснащение: дополнительная подушка, упор для ног гит мешок с песком.
Примечание: процедура может выполняться как на функциональной, так и на обычной кровати.
Этапы
| Обоснование
|
I. Подготовка к процедуре:
1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые.
| Установление контакта с пациентом.
|
2. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры (если он с нею незнаком).
| Обеспечение психологической подготовки к предстоящей процедуре.
|
3. Получить его согласие.
| Соблюдение прав пациента.
|
4. Подготовить необходимое оснащение.
| Обеспечение эффективного проведения процедуры.
|
5. Вымыть и осушить руки. При риске контакта с биологической жидкостью надеть перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала.
|
II. Выполнение процедуры
6. Закрепить тормоза кровати. Поднять кровать на максимально удобную для работы с пациентом высоту.
| Обеспечение безопасности пациента и правильной биомеханики тела сестры.
|
7. Опустить боковые поручни (если они есть) с левой стороны пациента. Перевести изголовье кровати в горизонтальное положение (или убрать подушки).
| Обеспечение доступа к пациенту и его безопасности. Обеспечение необходимой выпрямленное™ тела пациента.
|
8. Передвинуть пациента ближе к левому краю кровати.
| Обеспечение достаточное место дзя переворачивания пациента набок.
|
9. Сообщить пациенту, что он может помочь медсестре, если скрестит руки на груди и положит левую ногу, согнутую в колене, под правую. Если он сам не может этого сделать, медсестре следует помочь ему. Для этого необходимо обхватить одной рукой тыл стопы пациента и переместить ее по направлению к тазу, скользя по кровати. Одновременно другой рукой, расположенной в подколенной впадине, приподнимать ногу вверх.
| Обеспечение активного участия пациента. Снижение физической нагрузки на персонал.
|
10. Поднять боковые поручни. Перейти на правую сторону кровати и опустить поручни.
| Обеспечение безопасности пациента.
|
11. Положить протектор на кровать рядом с пациентом. Встать как можно ближе к кровати, согнуть одну ногу в колене и поставить колено на протектор (вторая нога является опорой, сели уровень кровати не регулируется).
| Обеспечение правильной биомеха-пики тела медсестры. Обеспечение безопасности медсестры и пациента.
|
12. Положить левую руку на левое плечо пациента, а правую -на его левое бедро и повернуть пациента набок, перенося свой вес на ногу, стоящую на полу.
|
Обеспечение правильной биомеханики тела медсестры. Снижение риска падения и трения кожи при перемещении пациента по направлению к медсестре.
|
13. Подложить подушку под голову и шею пациента.
| Обеспечение выпрямленного положения тела пациента. Уменьшение бокового сгибания шеи. Снижение напряжения грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Обеспечение нормального кровоснабжения головного мозга.
|
14. Выдвинуть вперед правое плечо пациента, чтобы он не лежал на своей руке.
| Предотвращение непосредственного воздействия массы тела на плечевой с устав.
|
15. Подложить пациенту под спину сложенную подушку (подушку сложить по длине и слегка подсунуть ее ровной поверхностью под спину пациента).
| Обеспечение поддержки пациента в положении лежа на боку.
|
16. Поместить подушку под полусогнутую «верхнюю» ногу пациента, лежащую немного впереди нижней (от паховой области до стопы включительно).
| Предотвращение переразгибания ноги в тазобедренном суставе. Обеспечение надлежащей выпрямленности ноги. Устранение давления на костные выступы.
|
17. Поместить мешок с песком (упор) у подошвы «нижней» ноги.
| Обеспечение тыльного сгибания стопы. Профилактика отвислости стопы.
|
18. Убедиться, что пациент лежит удобно, расправить простыню. Поднять боковые поручни. Опустить кровать на прежнюю высоту.
| Обеспечение безопасности пациента.
|
III. Завершение процедуры:
19. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
|
20. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента.
| Обеспечение преемственности сестринского ухода.
|