Глава 1. 2 Психология здоровья
Глава 1
чает Ломов, является той единственной методологической основой, на которой только и может быть рассмотрена природа психического в том множестве внутренних и внешних отношений, в которых она существует как целостная система. Один из наиболее важных среди обязательных принципов, которых следует придерживаться психологу, — принцип иерархичности, в соответствии с ним человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. Можно выделить три уровня рассмотрения категории «здоровья»: биологический, психологический, социальный. Именно так, еще в 1916 году, В. Н. Мясищев определил свою позицию в изучении личности, трактуя ее как биопсихосоциальное единство (Левченко, 1995). Впоследствии в этом же смысле достаточно определенно высказался А. Н. Леонтьев: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс»'. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. Определим подходы к сущности здоровья на биологическом уровне. Традиционный взгляд — это отсутствие болезни. Например, «здоровье —такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» (БМЭ).
На биологическом уровне раскрывается важная особенность медицинской модели болезни, где здоровье определяется как отсутствие болезни, а сама болезнь рассматривается как специфическая «сущность», имеющая свою причину, течение и исход, присущие именно ей и отличающие ее от других сущностей (И. Н. Гурвич). Медицинское суждение о болезни выражается в диагнозе. 1 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975 С. 231. Биомедицинскую модель характеризуют 4 главные идеи: теория возбудителя (инфекционного агента, бактериальная); традиционная эпидемиологическая теория, рассматривающая болезнь как «битву» трех взаимодействующих сущностей — хозяина, агента и окружения; клеточная концепция, согласно которой тело является машиной, а болезнь — «порча» какой-то части машины (Kosa, Robertson, 1969). Следующий подход к здоровью на биологическом уровне — как к нормальной функции организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность к статистической. Например, «здоровье — функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства» (Б. Г. Ильин, 1988). Относительный смысл здоровья хорошо раскрыл Н. М. Шустров (1924). Он считал, что трудно представить себе человека, который при всех негативных воздействиях извне остался бы неповрежденным. Иными словами, абсолютно здорового человека просто не существует. В организме человека есть свои наиболее восприимчивые места, которые при неблагоприятных условиях поражаются в первую очередь. Поэтому человек может быть здоровым только в определенных жизненных условиях. Так, например, для одного госслужащего руководящая деятельность не осложняется психосоматикой, вследствие его психических и биологических особенностей, в отличие от другого управленца, который «горит» на работе. Это говорит о том, что одни условия могут быть нормальными для одного, а для другого они уже будут вредны и приводить к нарушению функционирования организма.
Кратко, но достаточно точно основную сущность здоровья на биологическом уровне определяет индийский врач Ашок Тхакер (1973), понимая под ним динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Соответственно нарушение равновесия, неадекват-
Глава 1 ная реакция организма на факторы окружающей среды представляют собой не что иное, как болезнь. В работах Н. Noack и Т. Abelin тоже предложена концепция здоровья, построенная по принципу балансных отношений, которая связывает здоровье с потенциалом — ресурсом, используемым для преодоления внешних возмущений и выполнения внутренних мотиваций (Noack H., 1987). Сам же потенциал здоровья — это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую форму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ преодолевать стрессы. Тогда баланс здоровья — выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и потребностью в нем. Укрепление здоровья — силы, направленные на улучшение системы баланса (Noack H., 1987; Abelin Т., 1987). Понятно, что особый интерес ученых сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма. Жизнь каждого организма, как заметил Г. Спенсер (1876), есть непрерывное приспособление его внутренних сил к внешним воздействиям. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде — адаптация, где «здоровье — взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биофизических или психологических характеристик до социально-культурной реальности» (AlonzoA. A., 1985). Адаптационная концепция рассмотрена в работах Л. А. Брусиловского (1959), Г. Селье (1960), В. В. Фроль-киса (1969), И. А. Аршавского (1976), Д. С. Саркисова (1987), Ф. З. Меерсона (1988), Л. Х. Гаркави (1990) идр.
В ходе эволюции адаптационные возможности человека постоянно совершенствуются, и этот процесс сопровождается формированием целой системы защитных механизмов, назначение которых состоит в сохранении относительной устойчивости всех жизненно важных функций. В 1857 году Клод Бернар сформулировал фундаментальную мысль о постоянстве внутренней среды, то есть способности организма человека поддерживать в определенных пределах свои жизненно важ-
ные функции в ответ на возмущающие воздействия из внешней среды. Все, «что находится внутри организ-ма — его клеточное государство, — полагал К. Бер-Hapf —постоянно противостоит внешней среде и активно защищается». В этом помогает определенная избыточность многих тканевых образований и наличие в организме функциональных резервов. Бернар считал, что на сохранение внутренней среды, ее биологических констант направлена деятельность всех витальных организмов, но он не раскрывал содержание этих механизмов. Ответ на этот вопрос был дан в работах Уолтера Кеннона, одного из последователей Бернара, автора учения о «гомеостазе» как тенденции к сохранению относительно динамического постоянства состава и свойств внутренней среды, устойчивости основных физиологических функций организма. «Гомеостаз» от греч. гомеостазис — в переводе Ю. Г. Чиркова — «силаустойчивости». Этот термин был предложен им в 1929 году. Сущность гомеостатического механизма, как ее понимал Кеннон, заключается в противодействии со стороны организма в ответ на какое-либо воздействие, нарушающее нормальное протекание жизненных процессов. Иначе говоря, этот механизм приводится в действие с тем, чтобы вернуть систему в равновесное состояние. Таким образом, в основе гомеостатического механизма лежит принцип саморегуляции. Саморегуляция присуща любому живому существу, является универсальным и фундаментальным свойством, которое обеспечивает приспособление, сохранение и развитие разнообразных форм жизни, а в целом и успешность их взаимодействия с миром'.
Взгляды У. Кеннона и его последователей о гомеостазе являются очень важными и основополагающими для дальнейшего раскрытия одного из важнейших понятий данной работы, такого как «психическая устойчивость». После основополагающих работ К. Бернара, У. Кеннона новый шаг в развитии идеи гомеостаза был сделан Н. Венером, который преддожилприменить методы теории управления при моделировании гомеостатических систем. 1 Пайсахов М. Н. Система понятий теории психического самоуправления// Теоретические и прикладные исследования пси- п хической саморегуляции. Казань, 1982. С. 5-8. - ■ -. . ---. - О
Гомеостатическая модель является исходной также для ряда физиологических теорий, в том числе для теории адаптационного синдрома. Способность к уравновешиванию со средой, или адаптационные возможности организма, является одной из важнейших особенностей живой системы. Весь процесс адаптации во многом связан с изменениями гомеостаза. Адаптация и гомеос-таз — это взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы. Адаптация как одно из фундаментальных свойств живой материи является приспособлением к окружающим условиям. Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. Сущность адаптационного синдрома («реакция тревоги») — это вначале противостояние изменению гомеостаза за счет мобилизации внутренних резервов организма. Однако затем после перехода к повышенной ре-зистентности параметры гомеостаза находятся на новом, более высоком уровне. В данном случае важно не нарушать диалектическую категорию меры и не переходить в стадию истощения'. Адаптация представляет собой способность организма с течением времени все более адекватно реагировать в одинаковых условиях внешней среды, приспосабливаться к новым условиям, даже если они неблагоприятны; и напротив, адаптировать внешнюю среду к своим возможностям и потребностям. Основоположником «адаптационного синдрома» был Г. Селье. В теории Г. Се-лье неспецифические защитные реакции организма на стресс получили наименование адаптационного синдрома. В общем адаптационном синдроме приспособительное значение имеет не первое отрицание — «реакция тревоги», а именно второе — «реакция резистентное™», повышающая сопротивляемость организма к внешним воздействиям. Дальнейшее развитие резистентности ведет к третьей синтетической стадии — либо к адаптации в условиях напряженности, либо к истощению организма, отрицающей и сводящей на нет действие первых двух стадий.
Именно на третьей стадии возникают те состояния, которые именуются болезнью, где болезнь, как это ни стран- 4П ' Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. Ill СПб., 1999. С. 57. лвгяпюй*-**. ^ но звучит, является формой неэффективной адаптации. Однако необязательно болезнь возникает на фазе истощения. Она может проявиться и на стадии резистентности когда включаются все защитные механизмы против стресса. Например, воспаление или повышение температуры являются сопротивлением стрессу, защитной реакцией организма, направленной на оздоровление. Адаптация может происходить на индивидуальном уровне, где речь идет о функциональных состояниях, физическом и психическом ресурсе организма (биологическая адаптация), на личностном — норм, ценностей, требований и потребностей, мотивов, интересов личности (социальная адаптация), на субъективно-деятельнос-тном уровне — требований профессиональной деятельности и средств, способов реализации профессионального ресурса (профессиональная адаптация). Тема психологической адаптации госслужащих в условиях экстремальных производств является на сегодняшний день одной из самых животрепещущих. Эту тему, а также методы преодоления профессионального стресса и самосбережения в экстремальных условиях жизнедеятельности для госслужащих рассматривали в своих работах О. И. Жданов, Е. В. Рожнов с соавтором —для моряков и космонавтов, А. Маклаков —для военнослужащих, А. Т. Филатов (1979) — для спортсменов, А. Л. Гройсман (1980), Т. С. Яценко (1983) — для студентов, лиц, занимающихся эмоционально-напряженным умственным творческим трудом, С. И. Табачников (1981) —для работников угольных шахт. О. А. Колосовой (1993) была проделана работа по разработке технологии психологического сопровождения и поддержки персонала АЭС. На основе этих исследований можно сделать вывод, что решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки психического состояния индивида. Особенно важны навыки психологической адаптации руководящим работникам, так как именно их труд причисляется к экстремальным видам деятельности, а умение адаптироваться и является самосбережением, сохранением здоровья. А здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности государственных служащих. До сих пор остается неоднозначным само определение здоровья. Отечественные исследователи отталкива-
ются от определения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в центре которого находится понятие субъективного благополучия, т. е. отсутствия субъективной болезни, либо определяют здоровье как отсутствие болезни. По определению ВОЗ, здоровье — «состояние полного физического, душевого и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Позитивный смысл этого определения заключается в том, что в его содержании не фиксируются болезни или физические дефекты. В определении ВОЗ просматривается попытка соединить аспекты психического и организменного (биологического) здоровья. В 1913 году ДжонЛокк предложил краткую формулировку, удачно объединив эти два аспекта: «здоровый дух в здоровом теле», а следовательно, в теле больном и дух болен. Но реально во вполне здоровом теле может быть упадок духа, и, напротив, духовное здоровье и ясность сочетаться с болезнями тела. Однако если вопросы профилактики здоровья, укрепления защитных сил организма и лечения болезней находятся в поле зрения традиционной медицины, то сущностью и путях обеспечения здоровья, связанного с психологическим уровнем, охраной психического здоровья, занимается психология здоровья. Вопросы здоровья на этом уровне так или иначе связаны с человеком, где он предстает как психическое целое. Понятие «здоровья» невозможно определить без учета основных определений понятий «человек». Человек — высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры; человек — это высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью; человек — есть живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала. Основные функции организма человека заключаются в реализации генетической, безусловно-рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности, социальной деятельности, где здоровье является обязательным условием для выполнения этих функций. Человек в своем развитии испытывает социально обусловленную потреб-,. „ ность быть личностью и в социально значимой деятель-It ности реализует эту потребность.
В психологии под личностью чаще всего подразумевается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Разные теории усматривают такое ядро личности в различных сферах, делая акцент на психологических, биологических и социальных аспектах. В системно-деятельностном подходе личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство меж индивидуальных связей. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Здоровье выступает как характеристика целостного, акмеологического развития человека. Следовательно, здоровая личность психически устойчива, что позволяет ей поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и в конечном счете достигать поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. «Здоровая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе. Она движется к пределам совершенства с помощью самоконтроля и самонаблюдения»1. Проблеме психической устойчивости, а также путям
тойчивостьличности, по Леонтьеву А. Н. (1974), определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности. Анализ взглядов на проблему психической устойчивости позволяет сделать вывод, что это относительно устойчивое системное, но конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную направленность, выражающих гармоничность связи человека с внешней средой в конкретных условиях. На психическую устойчивость влияет доминирование определенных и негативных по своей сути черт характера, утрата равновесия в эмоциональной сфере, неадекватное отражение действительности — нарушение познавательных процессов и как следствие снижение эффективности функционирования личности. Б. С. Братусь предлагает рассмотрение психического Рассмотрим психику человека через соотношение; трех реальностей: биологической, психологической и| социальной. Собственно человеческая, сложно органи-| зованная психика может сформироваться и успешно! функционировать в каждом отдельном человеке лишь j при определенных биологических условиях. Существу-!
ет огромное количество этих параметров, которые «на выходе» обеспечивают необходимые для протекания психических процессов условия. В норме все системы находятся в динамическом внутреннем равновесии, создавая относительное постоянство диапазона условий, нужного для продуктивной работы психического аппарата Вместе с тем, как и на организменном уровне, на психологическом тоже функционируют механизмы, нацеленные на обеспечение надежности личности, поддержания ее здоровья'. Здоровье организма определяется запасом прочности, стойкости в отношении пагубных влияний, то есть тем, насколько легко и надежно защитные силы компенсируют эти влияния, не допуская искажения условий работы психики. Что касается больных организмов, то, как писал А. Л. Чижевский, их можно рассматривать как системы, находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия. Здесь отсутствует или крайне мал запас здоровья в отношении патогенных воздействий; такие воздействия вовремя не компенсируются, в результате чего общая неустойчивость еще более возрастает. Следовательно, искажается протекание основных психических процессов, что не может не сказаться на качестве этих процессов2. Итак, психическое всегда действует, протекает в рамках определенных биологических (организменных) условий. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым влияя на эти функции. Социальная реальность является формообразующей, ответственной за содержание психических процессов, ведущей специфической детерминантой развития человеческой психики. Внутренняя психическая реальность протекает в рамках условий, определяемых биологической, физиологической природой. В то же время, преломляясь через внешнее, психика сама себя изменяет, то есть движение психики — это взаимосозидание бытия и сознания. В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие протекания,
14 Братусь Б. С. Психология личности. М., 2000. С. 398 — 400. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. ^ СПб., 1996. 2 Братусь Б. С. Психология личности. Самара, 2000. С. 398.
развертывания психических процессов. Соматическое здоровье есть постоянство и оптимум этих условий; болезнь есть большее или меньшее их искажение. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что, несмотря на взаимообусловленность уровней психики, возможны различные варианты их степени и качества здоровья. Психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других. Проблема соотношения психической и соматической патологии является неотъемлемой частью целостного подхода к больному (Перожок И. Л., Жариков Н. М., 1986) и предметом психосоматического направления. Исторический аспект данной проблематики достаточно освещен в отечественной литературе (Николаева В. В., 1987; Исаев Д. Н., 1994). Отечественными авторами рассматривалась идея психосоматического единства (Гиляровский В. А., 1957), аутопластическая картина болезни (Лурия Р. А., 1935, репр. 1977), соматонозогнозия, то есть реакция личности на соматическую болезнь (Квасенко А. В., Зубарев Ю. Г., 1980) и невротическое расстройство внутренних органов (Карвасарский Б. Д., Простомолотов В. Ф., 1988). Таким образом, психосоматическая проблема изучается, главным образом, в рамках личностного подхода, где рассматривается только собственно психологический (переживаемый) аспект реакции личности на болезнь, тогда как поведенческий и социальный аспекты выпадают из поля зрения исследователей. J. Weiss (1977) формулирует четыре утверждения, описывающих составляющие расстройства, которое можно считать психосоматическим. Это: 1. «Психогенное утверждение», в котором этиология заболевания связана с психологическими происшествиями в прошлом или психологическими характеристиками пациента. 2. Течение болезни, независимо от ее этиологии, должно быть отмечено значительным влиянием психологических факторов. 3. Первичный симптом прямо связан с единичным специфическим психологическим фактором-4. Симптомы, которые чрезвычайно тяжелы и пролонгированы, существуют в том психологическом контексте, в котором возникли. Детальный анализ этих утверждений, проведенный И. Н. Гурвичем, приводит к выводу, что ни одно из них не босновывает адекватно теорию психосоматического расстройства. Действительно, традиционно определявшиеся как «психосоматические болезни» — церебро- и кардиоваскулярные, онкологические, диабет, ревматоидный артрит, пептическая язва и бронхиальная астма — оказались не более связанными с психологическими факторами, чем практически любое другое заболевание. Поэтому сегодня правильнее говорить о психосоматическом подходе, не связанном с нозологической концепцией психосоматической болезни. В нашей стране продолжается поиск психологических факторов психосоматических заболеваний. В. М. Блейхер и Н. Б. Фельдман (1988) обследовали 200 больных бронхиальной астмой, язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки и ишемической болезнью сердца. По сравнению с 70 больными неврастенией среди этих больных была выше доля акцентуированных личностей. Среди мужчин, больных бронхиальной астмой, преобладали педантичные, среди больных язвенной болезнью — дистимичные, а среди больных ИБС — сразу три акцентуированных типа. У женщин картина была другой, и все виды «предрасположенности» включали несколько типов акцентуации. Ю. М. Губачев, В. А. Ананьев и В. И. Симаненков (1988) на одном из промышленных предприятий обследовали мужчин, больных неосложненной язвенной болезнью, и после факторизации результатов психологических исследований получили три типа пациентов (пассивно-гетерономный, активно-автономный, уравновешенный) и четыре варианта «социально-психологической дезадаптации» (тревожно-депрессивный, аффективно-ригидный, ипохондрический и истероформный). Личность больных, следовательно, оказалась описанной в категориях, лишенных какого-либо клинического содержания, тогда как социально-психологическая дезадаптация — в клинико-психопатологических категориях. Существуют данные о взаимосвязи некоторых личностных черт с определенными заболеваниями, включая сердечно-сосудистые заболевания, язву желудка, алкоголизм, которые являются чрезвычайно актуальными среди руководящего звена. Между тем главный вклад психосоматического подхода осознание значения жизненных событий и ситу- I / 2 Психология здоровья
аций, их субъективной значимости для личности при раз-витии заболевания. Переход от психологического уровня к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности, как отмечает Б. Ф. Ломов (1984), вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Здесь на передний план выходит здоровье как способность к полноценному выполнению основных социальных функций. «Здоровье — это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций» (КудрявцеваЕ. Н., 1988). Элементы этого признака здоровья содержатся во многих формулировках. Здоровье здесь рассматривается сквозь призму жизнедеятельности человека. Известно, что психическое зд ровье испытывает воздействие со стороны различи социальных связей, в том числе родственных, профе сиональных и др. Причем последствия этих воздейств могут носить как благотворный, так и негативный харе тер. Только люди со здоровой психикой обычно чувств ют себя адекватными участниками социальной системы. Рассматривая личность как биосоциальный организм, А. Ф. Лазурский (1925) подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию. Дру/ гой ее важной стороной считал отношение личности внешней среде. Он придавал отношениям особое знач ние в достижении душевной гармонии личности, под к торой понимал разносторонность, полноту и согласи психических функций человека. Вершина разрабо идеи отношений в отечественной психологии представлена в работах В. Н, Мясищева'. Только устойчивость и постоянство активных отношений позволит личности поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и в конеч-ном счете достигать поставленных целей, осуществлять реализацию своих намерений. Для интеграции полярных взглядов на болезнь Джордж Энгель (Engel, 1977) предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе К
■ нкционированию индивиданел1олькона биологичес-м но и на личностно-психологическом уровне. А также на уровне социально-психологическом, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение, и на уровне соци-11ЛЬН0М — через включение индивида в различные институты общества в целом. Каждая система выступает компонентом системы более высокого уровня, включает в себя характеристики и подвержена влиянию той системы, частью которой является. Ни одна из подсистем не статична и, наряду со способностью к стабильности, обладает способностью к изменениям — росту, адаптации, восстановлению, выздоровлению, созданию новых форм. Общесистемные принципы позволяют, используя биопсихосоциальную модель, связать здоровье индивида с состоянием и внутренней, и предельно широко понимаемой внешней среды. С. К. Prokop с соавт. (1991) выдвигают модель «диатезстресс», согласно которой сами по себе биологические факторы не могут объяснить здоровье'. Психосоциальные факторы определяются как стресс. Их взаимодействие с диатезом (предрасположенностью) объясняет заболевание. Само воздействие стресса очень редко или никогда не выступает этиологическим фактором (причиной) конкретной болезни или группы болезней. Рассмотрим модель «диатезстресс» в свете нашей темы. Состояние госслужащего — «диатез» — сформировалось под влиянием конституционально-генетических факторов или прошлого негативного эмоционального опыта, оно может быть длительным, устойчивым и обозначается как предрасположенность (предис-позиция). Триггерным (запускающим) фактором болезни в данном случае будет состояние, обусловленное характером управленческой деятельности и вытекающей из этого стрессогенной ситуации (дистресс), или психологическим либо физиологическим состоянием управленца (например, усталостью, астенизацией). Важно отметить, что модель «диатезстресс» позволяет вполне определенно локализовать место всего круга
' Левченко Е. В. История психологии отношений: Автореф. докт- Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья: Моногра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|