Посттравматические стрессовые расстройства 1 страница
Глава 4 том, что дистресс играет немаловажную роль в возник-новении таких заболеваний, как неврозы, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхиальной астмы, гиперто-нии и др. При возникновении стресса часто возникает рассогласованность между предъявляемыми требованиями и способностью человека справиться с этими требованиями, и, как следствие, состояние напряжения. Существует ряд приемов снятия такого напряжения. Это: медитация релаксация, гипноз, дыхательные и изометрические упражнения (чередование и расслабление групп мышц в равномерном ритме), психотерапевтические воздействия. Занятия спортом, общение с природой или искусством, со своими друзьями, понимающими близкими, просто «создание» пусть небольшой, но зримой «победы» (сделать уборку, поменять прическу! и т. п. ) — все это может помочь человеку, находящемуся под воздействием дистресса. Применение алкоголя, наркотиков и психофармакологических средств не помогает справляться с проблемой, а лишь «отодвигает» ее на какое-то время, хотя небольшие дозы алкоголя, курение или употребление успокоительного препарата позволяют иногда по-новому взглянуть на ситуацию. Следует подчеркнуть опасность привыкания к курению, алкоголю и лекарствам. При проведении исследования о влиянии дистресса на возникновение у человека ишемической болезни сердца было выделено два типа людей — тип «А» (склонные к заболеванию сердца) и тип «Б» (несклонные к этому заболеванию). К типу «А» (группа риска) были отнесены люди, которые могут быть охарактеризованы следующими особенностями: • высокий темп жизни, ускорение темпа многих фи
• постоянное стремление к соревнованию и конкУ' стремление к признанию; вечный дефицит времени, участие в разнообразных видах деятельности; нетерпеливость и постоянная спешка; ■ о* • отсутствие ощущения безопасности; неспособность к релаксации. ____ Тип «Б» является противоположным типу «А» и «им-^^унным» по отношению к ишемической болезни. Имеется данные о том, что люди типа «А» склонны и к другим заболеваниям, связанным со стрессом. Один из тестов на выявление стрессоустойчивости позволяет определить, к какому типу (тип «А» или тип «Б») Вы относитесь. На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да», «нет» и «не знаю», не злоупотребляйте ответом «не знаю», используйте его только в тех случаях, если Вас действительно затрудняет однозначный ответ («да» или «нет»). 1. Очень ли трудна и напряженна Ваша работа? 2. Часто ли Вы думаете о работе по вечерам и выходным 3. Часто ли Вам приходится задерживаться на работе 4. Чувствуете ли Вы, что Вам постоянно не хватает вре 5. Часто ли Вам приходится торопиться, чтобы справить 6. Испытываете ли Вы нетерпение, когда видите, что кто- 7. Часто ли Вы заканчиваете мысль собеседника до того, 8. Если Вам приходится ждать кого-нибудь, испытывае 9. Если Вы испытываете напряжение или раздражение, 10. Часто ли Вас выводит из терпения ожидание в каких-либо очередях? П. Часто ли у Вас возникает чувство, что время течет слишком быстро? 12. Предпочитаете ли Вы поехать как можно быстрее, что
13. Вы почти всегда ходите и делаете все быстро? 14- Стараетесь ли Вы быть во всем первым и лучшим? 15. Считаете ли Вы себя человеком очень энергичным и напористым? 'Ь. Считают ли Вас человеком очень энергичным и напористым Ваша жена или близкие?
17. Считают ли Ваши знакомые, хорошо знающие Вас 18. Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, 19. Часто ли Ваша жена или близкие просят Вас меньше 20. Прилагаете ли Вы усилия, чтобы победить в играх? По каждому вопросу каждый ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» — в 0 баллов, а ответ «не знаю» — в 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набранное Вами при заполнении теста. Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы принадлежите к типу « Б ». Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределить время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди этого типа обладают высокой стрессоустойчивостью. Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу «Б», но умеренно выраженная. Часто уровень стрессоустойчивости достаточно высок, но не всегда. Если Вы набрали от 30 до 40 баллов, то Вы принадле" жите к типу «А». Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, бывают неудовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность. У них быстрая речь. Постоянное напряжение лицевой мускулатуры. Такие люди ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил. Если сумма от 20 до 30 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу «А», но она умеренно выражена. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко. Следует отметить, что люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флеГ„' матики и сангвиники. Первые — в силу своей высокой
эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невысокой скорости реакции на воздействие внешних раздражителей; вторые — также из-за своей высокой эмоциональной устойчивости, некоторой поверхностности, а также благодаря хорошей приспособляемости к новым ситуациям. Велика вероятность подверженности стрессу у холериков. Это объясняется неуравновешенностью их нервных процессов и преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Но они могут относительно легко избавиться от состояния нервно-психического напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрицательные эмоции на окружающих. Тяжелее всего стресс переживают меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утомляемостью. Имеются данные о связи реакции на стресс с рядом личностных факторов. Люди, согласно классификации Д. Роттера, делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях) и на интерналов (склонных брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенные в себе и рассчитывающие на самого себя). Интерналы более устойчивы к воздействию стресса, но при таком стрессоген-ном воздействии, когда интернал теряет веру в себя, у него могут проявляться свойства экстернала, и он становится даже более беззащитным, чем экстернал, оказавшийся в подобной критической ситуации. Люди с низкой самооценкой и высокой личностной тревожностью менее устойчивы к воздействию стресса. Очень важно, как воспринимает себя человек в возникшей критической ситуации: как жертву или как индивида, способного активно воздействовать на возникшую проблему. Люди, склонные воспринимать себя как жертву, больше подвержены влиянию дистресса, активно Действующий человек испытывает меньший стресс, чем Пассивный. В специальной литературе, рассматривающей проблему психологии здоровья людей, часто встречается термин «синдром выгорания». Как пишет ряд авторов, профессиональное выгорание является истощением энергии у профессионалов, когда они чувствуют Себя перегруженными проблемами. Один из основопо-
ложников идеи выгорания С. Maslach определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения», включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам. Но как же жить руководителю без напряженной деятельности, без стрессов? Оказывается, что это не только не возможно, но и не нужно. Кроме того, многие из нас определенно нуждаются в некотором напряжении не только, чтобы нормально и успешно трудиться, но и для того, чтобы получать от работы удовлетворение. Если бы не было стрессов на работе, работа бы стала скучной, а отношение к ней безразличным. Руководитель испытывает так много видов давления — информационного, когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера, что многие опытные и молодые руководители начинают «выгорать». Они испытывают фрустрацию, приходят в уныние, разочаровываются в нужности и полезности своей деятельности, стараются сменить работу. Много таких наблюдений было сделано нами в последние годы реформирования общества. Когда руководитель видел, что его стиль работы, его энтузиазм не находят отклика у сотрудников, а дисциплина, несмотря на все усилия, падает, результаты работы коллектива в глазах окружающих и старших начальников как бы не особенно и востребованы. Такой руководитель не был готов к социальным переменам, и стереотип его реагирования на изменившиеся условия деятельности остался прежним. И проблема состоит не только в его собственных нереальных ожиданиях. У такого руководителя заложен определенный набор верований относительно своей профессии, которые выстроены прежними стандартами и культурой. Сказанное касается и руководителей со стажем и молодых специалистов. Например, мы думаем, что как только кто-то становится руководителем того или иного уровня, он немедленно приобретает умение справляться с любой проблемой. Но это не так. Многие молодые руководители в течение первых шести месяцев работы начинают «выгорать». Они приходят в уныние, испытывают фрустрацию, разочарование и потребность сменить ра' __ боту. Чаще оказывается, что эти молодые управленцы* ill высокопрофессионально подготовленные, плохо подг°'
товлены к той стороне своей деятельности, которая касается отношений между людьми или оценки своих психологических возможностей. Молодые профессионалы сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены, и зачастую чувствуют себя неадекватными, хотя сами и ожидали от себя компетентности. При беседах с выпускниками по результатам психологического тестирования (выходной контроль 2000 — 2001 гг. ) на фоне достаточно высоких профессиональных и общеобразовательных знаний выявляется недостаточный для молодых управленцев уровень психологической подготовки и психической устойчивости. Уровень психологической грамотности управленца должен быть таким, чтобы он мог достаточно объективно оценить свой психологический потенциал как при принятии управленческого решения, так и при возникающих предложениях продвижения по служебной лестнице. Те, кто хорошо себя знают, лучше справляются со своей жизнью. Люди, обладающие способностью к объективной самооценке, имеют меньше проблем. Они с большей уверенностью принимают решения и достигают успеха. Б. С. Братусь (1988) утверждает, что до тех пор, пока «хотел бы» и «мог бы» не разведены, имеет место психологическая незрелость личности, а это можно преодолеть лишь путем адекватной самооценки. Очень важно уметь оценить и нацелить свои чувства на достижение поставленной задачи. Умение себя успокоить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное настроение или раздражительность — один из основополагающих навыков психологической подготовки, необходимой руководителю. Те, кто таких навыков не получил, испытывают дискомфорт, а люди, обладающие ими, гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей. Они преуспевают быстрее остальных, особенно в такой сфере деятельности, как управление коллективом. Стрессовые ситуации часто возникают в жизни любого человека. На какие-то из них мы можем воздействовать, изменив ситуацию к лучшему, на какие-то — нет. Поэтому очень важно по возможности объективно оценивать реальность и действовать там, где это необходи-Moi а там, где наши действия бесполезны, просто принять ее как данность.
72 Как преодолеть стресс. Для быстрого и эффективного преодоления стрессовых состояний важно уметь распознавать возникающие у вас модели напряжения.
Испытываем это, когда: Сильное стремление достичь цели Желание «схватить ее» Отчаяние,
не добившись желаемого Разговариваем с человеком, который нас раздражает Испытываем физическую боль Находимся
в незнакомой обстановке Беспокоимся о чем-либо Не успеваем сделать что-либо Выполняем множество различных дел Антистрессовые методы необходимо использовать по их назначению. Методы релаксации используются при сильном мышечном напряжении, методы отвлечения внимания — для выхода из психотравмирующей ситуации, методы избавления от напряжения — для снижения напряжения и значимости стрессогенной ситуации. Методы саморегуляции Релаксаторы
Передышка, регуляция дыхания, дыхание на счет 7—11 Физическая разминка Самомассаж Непрерывное осознавание Переключение внимания Простые утверждения Вопросы к самому себе Ваши ценные качества Навстречу удовольствию Итак, нужно запомнить следующее: 1. Не следует стремиться во что бы то ни стало Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу, чтобы знать, как защититься от нее. 2. Для того чтобы управлять своим стрессом, необ • При конструктивном стрессе возникает разряд • При деструктивном стрессе резко ухудшаются • Необходимо знать свой индивидуальный порог чув 3. Важно найти свои индивидуальные способы защи
ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ (СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ! ВЫ Г Джоост Мерло, автор книги «Суицид и массовый суицид», утверждает: «80% людей признают, что они «играли» идеями о суициде». Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого «непростительного греха общества». Хотя человек может ни разу не произнести слово «самоубийство», означает ли это, что она или он полностью свободны от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей. Эти желания могут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придется слишком долго меня терпеть». Эти высказывания для случайного наблюдателя могут показаться не связанными с самоубийством, но следует подчеркнуть, что именно они используются в пре-суицидальньгх беседах и записках. Угрозы могут превратиться в действия. Вместо пассивных непреодолимых трудностей возникает активная декларация независимости: смерть от своих рук. Жертва как будто кричит: «По крайней мере я сумел сделать хотя бы это». Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 60 — 70 раз в день оканчиваются успешно'. Сейчас принято счи- 1 Исаев Д. С, Шерстнев К. В. Психология суицидального поведения. Самара: СГУ, 2000.
тать, что в среднем на одну «успешную» попытку приходится 30 — 40 попыток, не приведших к смерти. Проблема ухудшается, поскольку отмечается значительное повышение числа суицидальных попыток и самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Каждый год до 12 тысяч пожилых россиян кончают * с собой. Существуют люди, являющиеся суицидальными " личностями, но этого не признает их семья, друзья или сталкивающиеся с ними профессионалы. Отчаявшиеся субъекты могут счесть жизнь невыносимой из-за непреодолимых препятствий, и их поведение может быть устремлено к смерти. В 1897 году французский философ Эмиль Дюркгейм назвал такое поведение «символическим суицидом». В свою очередь, КарлМеннингер описал «хронический суицид» как «непрямое саморазрушающее поведение, которое подрывало чье-либо собственное здоровье». Американский исследователь Н. Б. Табачник определяет саморазрушающее поведение как совершение «любых действий, над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциальный, волевой контроль, способствующий продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти». Любое поведение, которое сокращает жизнь человека, кроме того, определяется как «частичное», «полупреднамеренное», «скрытое самоубийство», «бессознательное суицидальное поведение» или «суицидальный эквивалент». 27 апреля 1910 года на заседании Венского психоаналитического общества состоялась дискуссия на тему: «Самоубийство у детей». Фрейд утверждал, что в своем стремлении отучить детей от их опыта ранней сексуальной жизни педагоги часто бросают еще незрелых учеников на произвол судьбы перед суровыми испытаниями дальнейшей жизни. Он говорил, что хотя о самоубийстве известно мало, но, по-видимому, оно действительно является отрицанием жизни из-за страстного желания смерти. Это замечание предвещало позднейшее положение Фрейда о существовании инстинкта смерти. По словам 3. Фрейда, есть два вида влечений: один из них — инстинкт жизни, Эрос, другой — это влечение к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь проведя его к смерти. Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса. Убийство — это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен быть оправдан и может быть предотвращен. Меннингер согласен с Фрейдом в том, что в жизни человека существует напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Исследовав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения. Во-первых, необходимо иметь желание убить. Оно, например, проявляется в ярости младенцев, если их желания фрустрируются. Во-вторых, необходимо испытывать желание быть убитым. Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть убитым представляет собой крайнюю форму подчинения. Последним составным побуждением является желание умереть. Его можно проиллюстрировать стремлениями некоторых отчаянных водителей или альпинистов, которые буквально нуждаются в том, чтобы подвергать себя постоянной опасности. Основным положением «индивидуальной психологии» Альфреда Адлера является стремление разрешить определенные жизненные проблемы, побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Но если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность уничтожить окружающих. Суицид в этом контексте становится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответствен за его сниженную самооценку. 7_ Касаясь вопроса о самоубийстве, Карл Юнг указы-/ О вал на бессознательное стремление человека к духовно-
му перерождению. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство. Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков («архетипах») есть знаменитое Распятие: после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни вследствие Воскресения. Герри Стек Салливэн разработал теорию межличностного общения. Так же как электроны приводятся в движение магнитным притяжением, так и человек реагирует на других значимых для него людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим моментом жизни. Каждый человек имееттри олицетворения «Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он является «хорошим Я»; в состоянии тревоги он становится «плохим Я»; в психотических кошмарах индивид превращается в «не Я». Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей. Если возникает угроза его безопасности из-за неразрешенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое «плохое Я» в «не Я» и таким образом совершить суицид. В состоянии депрессии саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида. Суицид отражает, по мнению Салливэна, переориентированное на себя враждебное отношение индивида к другим людям и внешнему миру. Эмиль Дюркгейм в работе «Самоубийство» (1897) утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось чисто личностным феноменом, может быть лучше объяснено как реакция человека на особенности обстоятельств, в которых он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными условиями. Дюркгейм установил взаимосвязь суицида — поступка конкретного индивида с окружением, в котором он существует. Согласно теории Дюркгейма существует три вида суицидов. Большинство суицидов эгоистичны. Самораз- ________________________________________ рушение в этом случае объясняется тем, что индивид чувствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями. Существует также аномическое (от аномия — «бесправие») самоубийство, которое возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни. Последним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества. Норман Фейбероу — психолог-исследователь, который работает в области профилактики самоубийств в течение более четверти века. В свое время он был президентом Международной ассоциации профилактики суицидов и основал международное движение, деятельность которого способствовала организации более чем 200 центров профилактики самоубийств в одних только США. В своей книге «Многоликое самоубийство» (1980) Фейбероу впервые описал и систематически исследовал те формы саморазрушающего поведения, которые до этого не относились к суицидальным. Например, злоупотребление различными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак; соматические болезни: заболевания сердца или травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное поведение, которые опасны возможностью краха личности; рискованные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты или хенг-глайдинг. Фейбероу так комментирует эти рискованные увлечения: «Общество ценит опасные и рискованные поступки, так как они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулируют исследование неизвестного и познание всего нового» (Фейбероу, 1980). Среди суицидентов различают две категории. Первую из них составляют лица с низким уровнем социализации. Для них характерна не только социально-психологическая дезадаптация, то есть нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспо-
собленность к требованиям общества, которая проявляется в неумении или нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Суицид часто является последним шансом в ряду других норм девиантного поведения, свойственного лицам этой группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|