Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посттравматические стрессовые расстройства 1 страница




Глава 4

том, что дистресс играет немаловажную роль в возник-новении таких заболеваний, как неврозы, ишемической болезни сердца, сахарного диабета, заболеваний желу­дочно-кишечного тракта, бронхиальной астмы, гиперто-нии и др.

При возникновении стресса часто возникает рассог­ласованность между предъявляемыми требованиями и способностью человека справиться с этими требования­ми, и, как следствие, состояние напряжения. Существует ряд приемов снятия такого напряжения. Это: медитация релаксация, гипноз, дыхательные и изометрические уп­ражнения (чередование и расслабление групп мышц в равномерном ритме), психотерапевтические воздействия.

Занятия спортом, общение с природой или искусст­вом, со своими друзьями, понимающими близкими, про­сто «создание» пусть небольшой, но зримой «победы» (сде­лать уборку, поменять прическу! и т. п. ) — все это может помочь человеку, находящемуся под воздействием дист­ресса. Применение алкоголя, наркотиков и психофарма­кологических средств не помогает справляться с пробле­мой, а лишь «отодвигает» ее на какое-то время, хотя не­большие дозы алкоголя, курение или употребление успо­коительного препарата позволяют иногда по-новому взглянуть на ситуацию. Следует подчеркнуть опасность привыкания к курению, алкоголю и лекарствам.

При проведении исследования о влиянии дистресса на возникновение у человека ишемической болезни сер­дца было выделено два типа людей — тип «А» (склонные к заболеванию сердца) и тип «Б» (несклонные к этому заболеванию).

К типу «А» (группа риска) были отнесены люди, кото­рые могут быть охарактеризованы следующими особен­ностями:

• высокий темп жизни, ускорение темпа многих фи­
зических и психических функций;

• постоянное стремление к соревнованию и конкУ'
ренции, к выдвижению;

 стремление к признанию;

 вечный дефицит времени, участие в разнообраз­ных видах деятельности;  нетерпеливость и постоянная спешка; ■ о* • отсутствие ощущения безопасности;  неспособность к релаксации.


                                                                        ____

Тип «Б» является противоположным типу «А» и «им-^^унным» по отношению к ишемической болезни. Име­ется данные о том, что люди типа «А» склонны и к дру­гим заболеваниям, связанным со стрессом. Один из те­стов на выявление стрессоустойчивости позволяет оп­ределить, к какому типу (тип «А» или тип «Б») Вы отно­ситесь.

На каждый вопрос теста возможны три варианта от­вета: «да», «нет» и «не знаю», не злоупотребляйте отве­том «не знаю», используйте его только в тех случаях, если Вас действительно затрудняет однозначный ответ («да» или «нет»).

1. Очень ли трудна и напряженна Ваша работа?

2. Часто ли Вы думаете о работе по вечерам и выходным
дням?

3. Часто ли Вам приходится задерживаться на работе
или дома заниматься делами, связанными с работой?

4. Чувствуете ли Вы, что Вам постоянно не хватает вре­
мени?

5. Часто ли Вам приходится торопиться, чтобы справить­
ся со своими делами?

6. Испытываете ли Вы нетерпение, когда видите, что кто-
то выполняет работу медленнее, чем Вы сами могли
бы это сделать?

7. Часто ли Вы заканчиваете мысль собеседника до того,
как он кончит говорить?

8. Если Вам приходится ждать кого-нибудь, испытывае­
те ли Вы нетерпение?

9. Если Вы испытываете напряжение или раздражение,
то трудно ли Вам скрыть это?

10. Часто ли Вас выводит из терпения ожидание в каких-либо очередях?

П. Часто ли у Вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

12. Предпочитаете ли Вы поехать как можно быстрее, что­
бы заняться более важными делами?

13. Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

14- Стараетесь ли Вы быть во всем первым и лучшим?

15. Считаете ли Вы себя человеком очень энергичным и напористым?

'Ь. Считают ли Вас человеком очень энергичным и напо­ристым Ваша жена или близкие?


 


 


 


             
   


17. Считают ли Ваши знакомые, хорошо знающие Вас
люди, что Вы относитесь к своей работе слишком се­
рьезно?

18. Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника,
Вы продолжаете думать о своих делах?

19. Часто ли Ваша жена или близкие просят Вас меньше
заниматься делами и больше времени уделять семье?

20. Прилагаете ли Вы усилия, чтобы победить в играх?

По каждому вопросу каждый ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» — в 0 баллов, а ответ «не знаю» — в 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набран­ное Вами при заполнении теста.

Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы принадлежи­те к типу « Б ». Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их возникновение подвергают анали­зу, делают правильные выводы. Могут долгое время ра­ботать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределить время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди этого типа об­ладают высокой стрессоустойчивостью.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, то у Вас проявля­ется склонность к типу «Б», но умеренно выраженная. Часто уровень стрессоустойчивости достаточно высок, но не всегда.

Если Вы набрали от 30 до 40 баллов, то Вы принадле" жите к типу «А». Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, бывают неудовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели.

Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность. У них быстрая речь. Постоянное на­пряжение лицевой мускулатуры. Такие люди ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил.

Если сумма от 20 до 30 баллов, то у Вас проявляется склонность к типу «А», но она умеренно выражена. Не­устойчивость к стрессам проявляется нередко. Следует отметить, что люди с разным типом темперамента по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Наиболее устойчивыми к воздействию стрессоров являются флеГ„' матики и сангвиники. Первые — в силу своей высокой


 

эмоциональной устойчивости, уравновешенности, невы­сокой скорости реакции на воздействие внешних раз­дражителей; вторые — также из-за своей высокой эмо­циональной устойчивости, некоторой поверхностности, а также благодаря хорошей приспособляемости к новым ситуациям.

Велика вероятность подверженности стрессу у холе­риков. Это объясняется неуравновешенностью их не­рвных процессов и преобладанием процессов возбуж­дения над процессами торможения. Но они могут отно­сительно легко избавиться от состояния нервно-психи­ческого напряжения за счет своей активной реакции на стрессогенное воздействие или выплеснув свои отрица­тельные эмоции на окружающих. Тяжелее всего стресс переживают меланхолики. Это обусловлено слабостью их нервной системы, особой ранимостью и быстрой утом­ляемостью. Имеются данные о связи реакции на стресс с рядом личностных факторов.

Люди, согласно классификации Д. Роттера, делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях) и на интерналов (склонных брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенные в себе и рас­считывающие на самого себя). Интерналы более устой­чивы к воздействию стресса, но при таком стрессоген-ном воздействии, когда интернал теряет веру в себя, у него могут проявляться свойства экстернала, и он ста­новится даже более беззащитным, чем экстернал, ока­завшийся в подобной критической ситуации.

Люди с низкой самооценкой и высокой личностной тревожностью менее устойчивы к воздействию стресса. Очень важно, как воспринимает себя человек в возник­шей критической ситуации: как жертву или как индиви­да, способного активно воздействовать на возникшую проблему. Люди, склонные воспринимать себя как жер­тву, больше подвержены влиянию дистресса, активно Действующий человек испытывает меньший стресс, чем Пассивный. В специальной литературе, рассматриваю­щей проблему психологии здоровья людей, часто встре­чается термин «синдром выгорания». Как пишет ряд ав­торов, профессиональное выгорание является истоще­нием энергии у профессионалов, когда они чувствуют Себя перегруженными проблемами. Один из основопо-


                 
   
   


ложников идеи выгорания С. Maslach определяет это по­нятие как «синдром физического и эмоционального ис­тощения», включая развитие отрицательной самооцен­ки, отрицательного отношения к работе и утрату пони­мания и сочувствия по отношению к сотрудникам. Но как же жить руководителю без напряженной деятельно­сти, без стрессов? Оказывается, что это не только не воз­можно, но и не нужно. Кроме того, многие из нас опреде­ленно нуждаются в некотором напряжении не только, чтобы нормально и успешно трудиться, но и для того, что­бы получать от работы удовлетворение. Если бы не было стрессов на работе, работа бы стала скучной, а отноше­ние к ней безразличным.

Руководитель испытывает так много видов давле­ния — информационного, когнитивного, эмоционально­го, коммуникативного и интерактивного характера, что многие опытные и молодые руководители начинают «вы­горать». Они испытывают фрустрацию, приходят в уны­ние, разочаровываются в нужности и полезности своей деятельности, стараются сменить работу. Много таких наблюдений было сделано нами в последние годы ре­формирования общества. Когда руководитель видел, что его стиль работы, его энтузиазм не находят отклика у со­трудников, а дисциплина, несмотря на все усилия, пада­ет, результаты работы коллектива в глазах окружающих и старших начальников как бы не особенно и востребо­ваны. Такой руководитель не был готов к социальным переменам, и стереотип его реагирования на изменив­шиеся условия деятельности остался прежним. И про­блема состоит не только в его собственных нереальных ожиданиях. У такого руководителя заложен определен­ный набор верований относительно своей профессии, которые выстроены прежними стандартами и культурой. Сказанное касается и руководителей со стажем и моло­дых специалистов. Например, мы думаем, что как только кто-то становится руководителем того или иного уровня, он немедленно приобретает умение справляться с лю­бой проблемой. Но это не так. Многие молодые руково­дители в течение первых шести месяцев работы начина­ют «выгорать». Они приходят в уныние, испытывают фрустрацию, разочарование и потребность сменить ра' __ боту. Чаще оказывается, что эти молодые управленцы* ill высокопрофессионально подготовленные, плохо подг°'


 

товлены к той стороне своей деятельности, которая ка­сается отношений между людьми или оценки своих пси­хологических возможностей. Молодые профессионалы сталкиваются с ситуациями, к которым не были подго­товлены, и зачастую чувствуют себя неадекватными, хотя сами и ожидали от себя компетентности.

При беседах с выпускниками по результатам психо­логического тестирования (выходной контроль 2000 — 2001 гг. ) на фоне достаточно высоких профессиональ­ных и общеобразовательных знаний выявляется недо­статочный для молодых управленцев уровень психоло­гической подготовки и психической устойчивости.

Уровень психологической грамотности управленца должен быть таким, чтобы он мог достаточно объективно оценить свой психологический потенциал как при при­нятии управленческого решения, так и при возникаю­щих предложениях продвижения по служебной лестни­це. Те, кто хорошо себя знают, лучше справляются со сво­ей жизнью. Люди, обладающие способностью к объек­тивной самооценке, имеют меньше проблем. Они с боль­шей уверенностью принимают решения и достигают ус­пеха. Б. С. Братусь (1988) утверждает, что до тех пор, пока «хотел бы» и «мог бы» не разведены, имеет место психо­логическая незрелость личности, а это можно преодо­леть лишь путем адекватной самооценки. Очень важно уметь оценить и нацелить свои чувства на достижение поставленной задачи.

Умение себя успокоить, стряхнуть беспричинное бес­покойство, тягостное настроение или раздражитель­ность — один из основополагающих навыков психоло­гической подготовки, необходимой руководителю. Те, кто таких навыков не получил, испытывают дискомфорт, а люди, обладающие ими, гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей. Они преуспевают бы­стрее остальных, особенно в такой сфере деятельности, как управление коллективом.

Стрессовые ситуации часто возникают в жизни лю­бого человека. На какие-то из них мы можем воздейство­вать, изменив ситуацию к лучшему, на какие-то — нет. Поэтому очень важно по возможности объективно оце­нивать реальность и действовать там, где это необходи-Moi а там, где наши действия бесполезны, просто при­нять ее как данность.


 


 


 


72


Как преодолеть стресс. Для быстрого и эффективно­го преодоления стрессовых состояний важно уметь рас­познавать возникающие у вас модели напряжения.

Модели напряжения «Прошивание стены»

Испытываем это, когда:

Сильное стремление

достичь цели

Желание «схватить ее»

Отчаяние,

«Напряженное ожидание»

не добившись желаемого

Разговариваем

с человеком, который нас

раздражает

Испытываем

физическую боль

Находимся

«Смятение»

в незнакомой обстановке

Беспокоимся о чем-либо

Не успеваем сделать

что-либо

Выполняем множество

различных дел

Антистрессовые методы необходимо использовать по их назначению. Методы релаксации используются при сильном мышечном напряжении, методы отвлечения внимания — для выхода из психотравмирующей ситуа­ции, методы избавления от напряжения — для сниже­ния напряжения и значимости стрессогенной ситуации.

Методы саморегуляции

Релаксаторы

Отвлечение внимания

Избавление от напряжения

Передышка, регуляция дыхания, дыхание на счет 7—11 Физическая разминка Самомассаж Непрерывное осознавание Переключение внимания Простые утверждения Вопросы к самому себе Ваши ценные качества Навстречу удовольствию


Итак, нужно запомнить следующее:

1. Не следует стремиться во что бы то ни стало
избегать стресса и бояться его.
Парадоксально, но факт:
чем больше Вы будете стараться жить и работать «все­
гда размеренно и спокойно», тем в большей степени Вас
будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы посте­
пенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправле­
нию собой в стрессе, Вы будете от него «убегать».

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если че­ловек, охваченный страхом, повернется к снежной ла­вине спиной и побежит от нее, она его настигнет и унич­тожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу, чтобы знать, как защититься от нее.

2. Для того чтобы управлять своим стрессом, необ­
ходимо использовать его полезные функции и исключать
вредоносные.

• При конструктивном стрессе возникает разряд­
ка накопившейся неудовлетворенности людей
друг другом, решается важная проблема и улуч­
шается взаимопонимание между людьми.

• При деструктивном стрессе резко ухудшаются
отношения до полного разрыва, проблема остает­
ся нерешенной, у людей возникают тяжелые
переживания вины и безысходности.

• Необходимо знать свой индивидуальный порог чув­
ствительности к стрессу,
т. е. знать, до какого
уровня силы Вы можете испытывать воздействие
стрессогенного фактора, не снижая своей успеш­
ности и даже ее повышая, и какие по силе воздей­
ствия факторы для Вас губительны, выводят из нор­
мального состояния настолько, что Вы не можете
сосредоточиться, не можете ничего делать.

3. Важно найти свои индивидуальные способы защи­
ты от разрушающего (деструктивного), длительного
стресса
и спокойно, без паники относиться к конструк­
тивному, кратковременному стрессу.


 


ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ (СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ!

ВЫ Г

Джоост Мерло, автор книги «Суицид и массовый су­ицид», утверждает: «80% людей признают, что они «иг­рали» идеями о суициде». Ни одна группа, националь­ность или класс людей не свободны от этого «непрости­тельного греха общества». Хотя человек может ни разу не произнести слово «самоубийство», означает ли это, что она или он полностью свободны от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интен­сивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне есте­ственны для обычных взрослых людей. Эти желания мо­гут быть выражены по-разному: «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо», «Лучше умереть, чем так дальше жить», «Я устал от жизни», «Вам без меня будет лучше», «Вам не придет­ся слишком долго меня терпеть».

Эти высказывания для случайного наблюдателя мо­гут показаться не связанными с самоубийством, но сле­дует подчеркнуть, что именно они используются в пре-суицидальньгх беседах и записках. Угрозы могут превра­титься в действия. Вместо пассивных непреодолимых трудностей возникает активная декларация независимо­сти: смерть от своих рук. Жертва как будто кричит: «По крайней мере я сумел сделать хотя бы это».

Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попыт­ку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 60 — 70 раз в день оканчиваются успешно'. Сейчас принято счи-

1 Исаев Д. С, Шерстнев К. В. Психология суицидального пове­дения. Самара: СГУ, 2000.


 

тать, что в среднем на одну «успешную» попытку прихо­дится 30 — 40 попыток, не приведших к смерти.

Проблема ухудшается, поскольку отмечается значи­тельное повышение числа суицидальных попыток и са­моубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Каждый год до 12 тысяч пожилых россиян кончают *

с собой.

Существуют люди, являющиеся суицидальными " личностями, но этого не признает их семья, друзья или сталкивающиеся с ними профессионалы. Отчаявшие­ся субъекты могут счесть жизнь невыносимой из-за не­преодолимых препятствий, и их поведение может быть устремлено к смерти. В 1897 году французский фило­соф Эмиль Дюркгейм назвал такое поведение «симво­лическим суицидом». В свою очередь, КарлМеннингер описал «хронический суицид» как «непрямое самораз­рушающее поведение, которое подрывало чье-либо соб­ственное здоровье». Американский исследователь Н. Б. Табачник определяет саморазрушающее поведе­ние как совершение «любых действий, над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциаль­ный, волевой контроль, способствующий продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти». Любое поведение, которое сокращает жизнь человека, кроме того, определяется как «частичное», «полупреднамеренное», «скрытое самоубийство», «бес­сознательное суицидальное поведение» или «суици­дальный эквивалент».

27 апреля 1910 года на заседании Венского психо­аналитического общества состоялась дискуссия на тему: «Самоубийство у детей». Фрейд утверждал, что в своем стремлении отучить детей от их опыта ранней сексу­альной жизни педагоги часто бросают еще незрелых учеников на произвол судьбы перед суровыми испыта­ниями дальнейшей жизни. Он говорил, что хотя о само­убийстве известно мало, но, по-видимому, оно действи­тельно является отрицанием жизни из-за страстного желания смерти. Это замечание предвещало поздней­шее положение Фрейда о существовании инстинкта

смерти.

По словам 3. Фрейда, есть два вида влечений: один из них — инстинкт жизни, Эрос, другой — это влече­ние к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для



 


Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степе­ни напористым до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь проведя его к смерти.

Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса. Убийство — это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправ­дать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен быть оправдан и может быть предотвращен.

Меннингер согласен с Фрейдом в том, что в жизни человека существует напряженная борьба между ин­стинктами самосохранения и саморазрушения. Иссле­довав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения.

Во-первых, необходимо иметь желание убить. Оно, например, проявляется в ярости младенцев, если их же­лания фрустрируются. Во-вторых, необходимо испыты­вать желание быть убитым. Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть уби­тым представляет собой крайнюю форму подчинения. Последним составным побуждением является желание умереть. Его можно проиллюстрировать стремления­ми некоторых отчаянных водителей или альпинистов, которые буквально нуждаются в том, чтобы подвергать себя постоянной опасности. Основным положением «индивидуальной психологии» Альфреда Адлера явля­ется стремление разрешить определенные жизненные проблемы, побуждает людей к преодолению своей не­полноценности. Но если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность унич­тожить окружающих. Суицид в этом контексте стано­вится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответствен за его снижен­ную самооценку.

7_    Касаясь вопроса о самоубийстве, Карл Юнг указы-/ О вал на бессознательное стремление человека к духовно-


 

му перерождению. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство.

Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков («ар­хетипах») есть знаменитое Распятие: после смерти чело­века ожидает награда в виде новой жизни вследствие Воскресения.

Герри Стек Салливэн разработал теорию межличнос­тного общения. Так же как электроны приводятся в дви­жение магнитным притяжением, так и человек реагиру­ет на других значимых для него людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим момен­том жизни. Каждый человек имееттри олицетворения «Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он является «хорошим Я»; в состоянии тревоги он становится «пло­хим Я»; в психотических кошмарах индивид превращает­ся в «не Я». Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей.

Если возникает угроза его безопасности из-за нераз­решенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое «пло­хое Я» в «не Я» и таким образом совершить суицид. В со­стоянии депрессии саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида. Суицид отражает, по мнению Салливэна, переориентированное на себя враждебное отношение индивида к другим лю­дям и внешнему миру.

Эмиль Дюркгейм в работе «Самоубийство» (1897) ут­верждал, что самоубийство, которое в то время счита­лось чисто личностным феноменом, может быть лучше объяснено как реакция человека на особенности обстоя­тельств, в которых он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными ус­ловиями. Дюркгейм установил взаимосвязь суицида — поступка конкретного индивида с окружением, в кото­ром он существует.

Согласно теории Дюркгейма существует три вида суицидов. Большинство суицидов эгоистичны. Самораз-


________________________________________

рушение в этом случае объясняется тем, что индивид чув­ствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями. Существует также аномическое (от аномия — «бесправие») самоубийство, которое возника­ет, если человек терпит неудачу в адаптации к соци­альным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая деп­рессия или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут при­способиться к новым для них стандартам жизни. После­дним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества.

Норман Фейбероу — психолог-исследователь, кото­рый работает в области профилактики самоубийств в те­чение более четверти века. В свое время он был прези­дентом Международной ассоциации профилактики су­ицидов и основал международное движение, деятель­ность которого способствовала организации более чем 200 центров профилактики самоубийств в одних только США. В своей книге «Многоликое самоубийство» (1980) Фейбероу впервые описал и систематически исследо­вал те формы саморазрушающего поведения, которые до этого не относились к суицидальным. Например, зло­употребление различными веществами, включая нарко­тики, алкоголь и табак; соматические болезни: заболева­ния сердца или травмы позвоночника, при которых па­циенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное поведение, которые опасны возможностью краха личности; риско­ванные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты или хенг-глайдинг. Фейбероу так комментирует эти рискованные увлечения: «Общество ценит опасные и рискованные поступки, так как они при­дают интерес жизни, способствуют проявлению интен­сивных эмоций, а также стимулируют исследование не­известного и познание всего нового» (Фейбероу, 1980).

Среди суицидентов различают две категории. Пер­вую из них составляют лица с низким уровнем социали­зации. Для них характерна не только социально-психо­логическая дезадаптация, то есть нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспо-


 

собленность к требованиям общества, которая проявля­ется в неумении или нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Суицид часто является последним шансом в ряду других норм девиантного по­ведения, свойственного лицам этой группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...