Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посттравматические стрессовые расстройства 3 страница




Но самые главные нарушения в жизни зависИ^в0. человека происходят в духовной сфере. И тогда мы г рим о системе ценностей человека. Дело в том, что в де. цессе формирования зависимости с неумолимой п ^ довательностью все то, что было дорого челоЕ^к^ что составляло его собственный духовный мир,


 

яо

~" ал ли он себя верующим или нет, все равно, ос°знаВоВНЫй мирвсе это отделяет человека, по-же есть аУ£ бе за его сердце в каждой битве побежда-томучтО R зт0 страшно: вот он собиралрадиоаппара-етнарк0Т '__ и распродает ее за месяц за наркотик; туру гоАазьЯ __ он занял у них денег и теперь бегает от были ДРУ^ отдавать нечем; не пришел прощаться к уми-НИХ'3 й маме — был пьян; все маленькие и большие цен-рающе ^ jj^jaHH последовательно предаются им за нар-н0С™ Еще естьдруг? Еще сумел не продать дочкины теп-К0ТИвещи за дозу? — Пока. Но если болезнь не остано-^ть то все, абсолютно все будет принесено в жертву дому идолу. И ужас весь в том, что подлинный человек в нем совершенно этого не хочет, страдает и мучается эти­ми потерями, но есть неумолимый ход болезни, который заставляет человека предавать самого себя.

Итак, зависимость от химических веществ — огром­ная проблема, захватывающая все стороны жизни чело­века, проявляющаяся в четырех главных аспектах его жизни: биологическом, психологическом, социальном и духовном. Она захватывает человека целиком, подчиняя его ужасному стремлению к самоуничтожению. Но эту болезнь можно остановить — и тогда выздоровление ока­зывается возможным...

Кризис (в психологии) — это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенно­стью собой и взаимоотношениями с внешним миром. Проблема наркомании, алкоголизма и самоубийств из экзотической и «заокеанской» стала по-настоящему ре­альной для нашей страны. Беда может войти в любую семью, в любой дом, в любой класс. Кризис в обществен-Ka^H3Hu Н6 может не сказываться на благополучии Филак™' ДаЖе самая грамотная и эффективная про-В статис Не Может оградить от этой проблемы всех. ком измеТрИеЧниГХ 0ТЧетах ~ это проценты, в человечес-" оит поборот ~ п° ЖИВЬЮ СуАьбы-И за каждую из них х°логам   ться- Всем — и педагогам, и врачам, и пси-


 


 

ПСИХОГЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Проблема сохранения здоровья и работоспособно
ти лиц, подвергшихся воздействию факторов экстре
мальных ситуаций, в последнее время привлекает вни­
мание большого числа исследователей. Подобное явле­
ние обусловлено тем, что ежегодно десятки и сотни ты­
сяч людей становятся жертвами различных природных
технологических или социальных бедствий и катастроф
Например, в сводных данных о крупнейших земле­
трясениях XX века приводятся сведения о 340 случаях,
унесших свыше одного миллиона человеческих жизней.
Не меньше жертв отмечается при наводнениях. Только
одно наводнение 12—13 ноября 1970 года в районе ост­
ровов и побережья Бенгальского залива сопровождалось
гибелью более 500 тысяч человек. Однако в последние
годы человечество пережило немало крупных техноло­
гических катастроф, явившихся результатом деятельно­
сти самих людей (введение опасных технологий или не­
компетентного их использования и др. ). К их числу мож­
но отнести аварии на химических заводах в Италии, Ин­
дии и Германии, а также на атомных электростанциях
Тримайл Айленд (США) и Чернобыле. Сюда же можно
включить взрыв на газопроводе в Башкирии, катастро­
фу в Арзамасе и др. В ряде случаев катастрофы подо
ного рода могут иметь более серьезные последствия п
сравнению со стихийными бедствиями, вызванными
лениями природы.                                                            „  х.

Говоря о последствиях стихийных бедствии и^0. нологических катастроф для здоровья людей, не димо иметь в виду не только наличие прямых са  ^ ных потерь, вызванных поражающими факт'У^о. „ (ударная волна, утопление, пожары и др. ). н0 хйЧес-l травмирующие воздействия, приводящие к пс


 

 из

различной выраженности. Исследо-je частоту психических нарушений ватели, и^ " Ксениях, пришли к выводу, что в момент при зеМЛбТа острые реактивные психозы возникают у воздействия а^вшего населениЯ1 а на последующих

10 - 25 /опо 'рофы нарушения выявляются у 35%. Бо-эТапах кат v^ КраЩения катастроф или стихий­нее того, п значительной части пострадавших от-нЫХ бедст_той^ое наруШение здоровья. Так, установ-мечаеТ течение года после землетрясения в Мана-лено, чество ГОСПИтализированных в психиатричес-^^линике увеличилось в два раза, а невротические К°И ихосоматические нарушения у пострадавших от-мГчались на протяжении ряда лет.

В работах, относящихся к началу века, психические реакции, возникающие при стихийных бедствиях и ка­тастрофах, определялись как неспецифические, «при­митивные», «интерхарактерологические», реакции «глу­бинной личности». Эти реакции, по мнению разных ис­следователей, связаны с филогенетически старыми ме­ханизмами — витальными инстинктами, а также с фи­логенетическими особенностями нервной системы. При­митивные реакции развиваются быстро и свойственны всякому живому существу, которомуугрожает опасность. Согласно Э. Кречмеру, примитивные реакции могут про­являться в виде гипобулических, т. е. протекающих ниже порога волевой активности (двигательная буря, негати-вистические реакции сопротивления внешним воздей­ствиям), и в виде гипоноических, проходящих без интел­лектуальной переработки (бессмысленная агрессия). По его мнению, такая реакция биологически целесообраз­на, так как между многими движениями находится та-ж°и' КОТ°роевывоДИт за пределы места, где есть угроза ДУетгГ РеихаРАполагал, что подобные реакции не сле-

психичИЧИСЛЯТЬКПСИХОгенным' иб° они «протекают вне-^ ческим путем, по физиологическим законам».

ях и

изучением системы взаимодействия и общества при стихийных бедстви-Лективы цг ^" ^ занимаются различные научные кол-Понятия'и " 10льзУЮ1ц. ие свои специфические подходы, ЗВать соттт, „! Т. °ДЫ исслеДования. Среди них можно на-[еские, социально-психологические, психопатологические. С другой сторо-


аз


ны, имеется широкий круг междисциплинарных вопро­сов, включающих изучение особенностей социальной структуры, культуральных различий, географической среды, индивидуальных биологических и психологичес­ких характеристик реагирующих людей'.

У. Тейлор считает, что поведение при экстремаль­ном воздействии организуется из взаимодействия по­литических, экономических и семейных структур. По мнению А. Бартона, существуют две части социальной системы, влияющей на поведение. Одна из них вклю­чает индивидуальные шаблоны адаптивных и неадап­тивных реакций; эти дискретные модели индивидуаль­ного поведения вызывают «неформальные» способы коллективного поведения, помогающие выходу из си­туации. Вторая часть — это формальные структуры об-'■ щества, также способствующие выходу людей из экст­ремальной ситуации.

Культурные теории рассматривают кросс-культур­ные различия как в ответ на экстремальное воздействие, так и на способы выхода из ситуации. Е. Кварантелли и Д. Венгер считают, что культурные различия в реакци­ях — это «выдумка, миф, созданный средствами массо­вой информации». В свою очередь, Р. Бонн, П. Болтон нашли значительные различия в реакциях на ситуацию со стороны культур, классов и этнических сообществ. Они подчеркивают важность учета этих особенностей при оказании помощи и поддержки пострадавших.

Ряд теоретических и практических разработок вклю­чает изучение роли геофизического воздействия. С. Фре­дерик пришел к выводу, что технологические катастро­фы вызывают более тяжелые нарушения психического | здоровья, чем природные стихийные бедствия, ибо пер-1 вые происходят не от «бога», а вызваны деятельностью | людей. Также справедливо полагают, что необходимо теоретическое и методологическое объединение различ­ных специалистов для анализа реакций и поведения людей во время стихийных бедствий, изучения их влия­ния на здоровье, а также для планирования помощи по­страдавшим. При этом, как свидетельствуют данные име­ющихся публикаций, в основном используются три на-

1 Александровский Ю. А. Психология экстремальных ситуаций.!
М: ACT, 2000. «#■ s/«.. -i,, . *_-.... л. ..,.. .  . .                             *|


правления изучения психологических состояний и пси­хопатологических проявлений у пострадавших во время катастроф и стихийных бедствий.

Во-первых, определение феноменов, составляющих особенности индивидуальных и коллективных реакций на экстремальную ситуацию; во-вторых, изучение час­тоты и структуры психических нарушений; в-третьих, разработка вопросов организации профилактики и спе­циализированной медицинской помощи.

Успешное решение эпидемиологических задач и свя­занных с ними проблем медико-психологической и пси­хиатрической помощи пострадавшим возможно лишь при установлении достаточно четких психопатологичес­ких границ и клинической верификации возникающих состояний. Однако изучение поведения людей при сти­хийных бедствиях сопряжено с целым рядом трудностей, главной из которых является ограниченная возможность непосредственного квалифицированного наблюдения за поведением в момент экстремального воздействия. Кро­ме того, от 21 % до 78% населения отказываются участво­вать в опросах, которые обычно проводятся с целью вос­становления ситуации. Поэтому данные о событиях час­то бывают разрозненными, обедненными, недостаточны­ми для решения практических задач и теоретического освоения темы. При ретроспективном анализе отдель­ные картины часто по-разному определяются, приобре­тая у тех или иных авторов различные толкования и нео­динаковый смысл. Это препятствует распознаванию ос­новных психопатологических закономерностей, выделе­нии характерной совокупности определенных симпто­мов и симптомов-комплексов.

Из многочисленных литературных источников вид­но, что авторы по-разному оценивают возможность раз­вития психических нарушений при стихийных бедстви­ях. Одна группа исследователей полагает, что стихий­ные бедствия могут вызывать множество психических и соматических расстройств, связанных с острой и хрони­ческой психотравматизацией.

Иной точки зрения придерживаются другие иссле­
дователи, по мнению которых, действительно имеющие­
ся негативные последствия для психического здоровья
некоторых групп населения сравнительно легки, крат- __
°временны и могут сами купироваться.                                     ии


 


 


 


Стихийные бедствия способны вызывать как крат­ковременные, так и более длительные психические рас­стройства. Последние развиваются только у «легкора­нимых субъектов и лиц с психическими заболеваниями в анамнезе». В свою очередь, некоторые исследователи оспаривают тезис об увеличении числа психических за­болеваний при стихийных бедствиях и утверждают, что катаклизмы, наоборот, вызывают чувство личной уверен­ности и социальной стабильности среди членов постра­давшей популяции.

Наряду с концепцией внеличностного, биологически целесообразного реагирования при стихийных бедстви­ях довольно широко обсуждалась проблема истерофор-мных реакций, генез которых связан с необычной силой раздражителя. При этом истерическими называли «... преимущественно такие психогенные формы реак­ций, где известная тенденция представления использу­ет инстинктивные рефлекторные или иные биологичес­ки предуготовленные механизмы» (Э. Кречмер). Исте-роформные проявления, по существу, детерминирова­ны биологической основой и внешне не отличаются от примитивных реакций. Различие состоит лишь в том, что при примитивных реакциях «сильнее выступают веге­тативно-вазомоторные признаки». Психические реак­ции при стихийных бедствиях и катастрофах обычно не­специфичны, малодифференцированы и могут разви­ваться при всех ситуациях, угрожающих жизни челове­ка. Спектр возникающих феноменов состоит из эмоций страха, вазовегетативных изменений, двигательных про­явлений.

Тревожное напряжение и страх лежат в основе аф­фективно-шоковых, истерических психозов, клиничес­ки представленных вариантами сумеречного расстрой­ства сознания, двигательными нарушениями в виде сту­пора или гипердинамии. Реакции психотического уров­ня также клинически однообразно окрашены и не содер­жат в себе личностного компонента, который собствен­но и придает своеобразие психореактивным расстрой­ствам.

Из работ упомянутых авторов вытекало, что при сти­хийных бедствиях, в частности, при землетрясениях  (именно они зачастую служили основой для разработки  проблемы), следует ожидать большого числа сумеречных


расстройств сознания, ступорозных расстройств, «при­падков истерии». Это позволило предположить возмож­ность возникновения у населения во время второй ми­ровой войны значительного числа психотических состо­яний, поэтому психиатрические клиники были ориенти­рованы на массовое поступление больных с психозами. Однако этого не случилось. Так, из более чем 100 тыс. жителей Фрайбурга после массированной бомбардиров­ки в клинику было доставлено лишь два человека. Ф. Пане в своей работе о страхе и ужасе подчеркивал, что бом­бардировки воздействовали менее психотравмирующе, чем землетрясения, при которых «ощущения качающей­ся земли и внезапность начала» усиливают страх. Опыт второй мировой войны многое внес в понимание различ­ных психопатологических аспектов жизнеопасных си­туаций и заставил обратить более пристальное внима­ние на непсихические формы реакций. Прежде всего был сделан принципиальный вывод о том, что война не дает новых, неизвестных психиатрам клинических форм расстройств. Далее было внесено новое понимание «ис­терического» и его роли в развитии психических рас­стройств. Наконец, были описаны реакции горя, «синд­ром выжившего», психические последствия нахождения в концентрационных лагерях, последствия длительного голодания.

В 1976 г. была организована Всемирная ассоциация по оказанию экстренной медицинской помощи при ка­тастрофах и стихийных бедствиях, известная также под названием «Клуб Майнца». С начала 1984 г. стал выхо­дить международный журнал «Медицина катастроф». Главная тема публикаций этого журнала — совершен­ствование средств и методов помощи населению в экст­ремальных условиях катастроф.

В США при Национальном институте психического здоровья организован центр по изучению психических расстройств при критических состояниях, обусловлен­ных стихийными бедствиями и катастрофами. Его дея­тельность направлена на изучение психосоциальных ре-акЦий в условиях стихийных бедствий и катастроф, про-ектиР°вание и оценку соответствующих служб психи-еского здоровья, разработку терапевтической практи-

и изучение роли общественного влияния на предотв- __ атт" е развития психических последствий.    ... >;   и/


7 Псих,

: °логия здоровья


 


 


 


Важное место занимает вопрос о динамике психоген­ных расстройств, развившихся в жизнеопасных ситуа­циях. Ему посвящено достаточно много специальных ис­следований. В соответствии с работами Национального института психического здоровья (США) психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре I фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и вое-1 становления.

В. Менингер в свое время предложил принцип, по которому можно было бы судить об уровне стресса при I наводнении, разделив людей на тех, чья собственность! страдала, и тех, которым наводнение непосредственно I не угрожало. Реакции каждой из групп в значительной! степени отличались друг от друга. Для тех, кто оказался I на периферии наводнения, характерным было развитие! напряжения, при котором возникало желание что-либо! делать; удовлетворение этого желания (предоставление! работы) вызывало облегчение. Во второй группе пред-1 восхищение угрозы вызывало не только тревогу, но и не-1 верие в то, что с ними может что-либо случиться; когда! угроза становилась очевидной, развивалось состояние! растерянности, подавленности. Утрата собственности! усиливала негативное воздействие, способствуя утяже-1 лению депрессивных расстройств. Дж. Глезер и соавто-1 ры обследовали лиц, пострадавших от наводнения, и на-1 шли, что у 12% детей и 20% взрослых имелись легкие пси-1 хические расстройства через несколько месяцев после бедствия. Осмотры пострадавших, проведенные через Г года после наводнения, выявили симптомы тревоги, рессии, напряженности, возбудимость, соматические расстройства, социальную изоляцию и изменение в мс делях поведения. У 30 % эти нарушения имели место: через 4 — 5 лет. Увеличение потребления алкоголя было отмечено в 30% семей, курения — в 44%, а потребление медикаментов увеличилось на 52%. Более чем у 3/4 пост радавших отмечены нарушения засыпания и кошмар-j ные сновидения.

Авторы отмечают, что те, кто «не потерял собственной сти и не был в воде», обнаруживали значительно меньше психических расстройств. Дж. Беннет через год после наводнения выявил симптомы соматических и психичесН ких нарушений у 32% из тех, чьи дома и имущество был» затоплены, и у 19% из числа людей, чьи дома оказалис!


вне зоны затопления. Другие исследователи отмечают, чТ0 через 1 год после наводнения у 24% из 250 обследо­ванных отмечались фобии, начальные признаки депрес­сии и другие симптомы. М. Мелик, проведя через три года после наводнения обследование 43 человек, чьи дома были затоплены, и 48 человек из незатопленной зоны, обнаружил у 41, 9% из затопленной зоны психосомати­ческие расстройства и такого же рода расстройства у 6, 1% из зоны, не подвергнутой затоплению. При этом 45% пострадавших обнаруживали «симптомы легкой депрес­сии».

Несмотря на некоторые различия в интенсивных по­казателях, четко проявляется тенденция к увеличению психических нарушений у лиц, которые оказались не­посредственно в зоне затопления. Наряду с этим приво­димые данные позволили сделать некоторые выводы, судя по которым, люди воспринимают и оценивают опас­ность, а также избирают пути приспособления для за­щиты в зависимости отличного опыта, возраста, продол­жительности проживания в районе бедствий и личных столкновений с опасностью. При этом необходимо раз­личать опыт, полученный в центре стихийного бедствия, от периферийного. Первый делает человека более осмот­рительным, второй позволяет недооценивать опасность.

По-видимому, значение опыта в переживании опас­ности может быть отмечено и при других стихийных бед­ствиях. Например, обнаружено, что нередко у многих лиц перед началом урагана отмечаются «неверие и отрица­ние» опасности. Лишь немногие испытывали страх, а не­которые описывали свое состояние как «сноподобную нереальность».

Автор не получил достаточно подробных описаний по­ведения в тот период, когда ураган достиг апогея, но ему Удалось выяснить, что подавляющее большинство пост­радавших испытывали страх либо с обездвиженностью, либо с двигательным беспокойством.

Сразу же после урагана многие описывали свое со­стояние как «радостное карнавальное возбуждение», которое через 3 — 5 дней сменилось вялостью, апатией; через 10 дней выявились случаи неглубоких транзитор-ных депрессий.

X. Мор выявил «страх погоды» улиц, живущих в рай-°нах, подверженных воздействию ураганов. Психичес-


               
 
 


t_______________________                                                       

кие последствия, вызванные этим бедствием, наблюда­лись через году 50% обследованных.

Дж. Милн через 7 месяцев после прохождения цик­лона выявилу 26% пострадавших страх «ветра и дождя». Дж. Паркер, изучив психические реакции населения во время циклона и более чем 14 месяцев спустя, отметил психические нарушения у 22% людей.

Из приведенных литературных данных не следует, что психические реакции при наводнении, урагане и других экстремальных ситуациях носят какой-то специ­фический характер, свойственный лишь конкретному стихийному бедствию. Это скорее универсальные реак­ции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интенсивностью стихийного бедствия. Так, выявляемый у ряда лиц « страх погоды» является ско­рее символическим: подобный же страх мог возникнуть в результате наводнения, землетрясения, урагана («страх наводнения», «страх землетрясения» и т. п. ).

Из стихийных бедствий наибольшим психотравми-рующим действием обладают землетрясения большой (иногда средней) силы. Внезапность возникновения (трудность непосредственного предсказания), фактичес­кое отсутствие эффективных методов защиты населения, огромные разрушения и ощущения качающейся земли определяют комплекс физических и психических трав­мирующих факторов.

Научная литература, посвященная различным аспек­там землетрясений и их последствий, весьма обширна. К сожалению, значительная часть работ не затрагивает вопросов нервно-психических реакций населения и ог­раничивается сугубо специальными проблемами сейс­мографии, масштабов и профилактики разрушений и т. д. Особого внимания заслуживает ставшая библиогра­фической редкостью монография Л. Я. Брусиловского, Н. П. Бруханского и Т. Е. Сегалова «Землетрясение в Кры­му и невропсихический травматизм», вышедшая неболь­шим тиражом в 1928 году.

Авторы этой монографии приводят многочисленные примеры «невропсихического травматизма» населения во время землетрясений, в частности, в г. Верном (ныне Алма-Ата) 28 мая (9 июня) 1887 г.; в Мессине в декабре 1908 г., где «... большинство переживших сошло с ума> оставшиеся здоровыми в лучшем случае так потрясейЬ1


______________________________

разразившимся бедствием, что не способны ни к какой деятельности». Изучение реакций населения при крым­ском землетрясении (1927), которые проводились на ме­сте во время самого землетрясения, позволили сделать авторам (они же являлись членами специальной комис­сии Наркомздрава РСФСР) ряд интересных выводов, в том числе о том, что в формировании реактивных со­стояний имеет значение не только «невропсихическая травма» (толчки, образование трещин в зданиях, их раз­рушение, человеческие жертвы и т. п. ), ноипостоянное напряжение, тоскливое, боязливое ожидание. К числу других заключений авторов относятся следующие по­ложения: 1) невропсихические реакции в связи с зем­летрясениями у предрасположенных могут протекать довольно длительно и неблагоприятно; 2) заболевания могут возникнуть не только «остро», но и спустя не­сколько месяцев после пережитого. Работу завершает следующее утверждение: «Вспоминая Н. И. Пирогова, определившего войну медицинским термином «травма­тическая эпидемия», мы имеем право сказать: земле­трясение — это эпидемия невропсихического травма­тизма».

Подробно излагая «общую симптоматологию невроп­
сихического травматизма», авторы не дают сведений о
частоте реактивных состояний у населения и ограничи­
ваются изложением следующих данных: «Описание ре­
акций, строго говоря, в части случаев не могут быть рас­
цениваемы иначе, как острые реактивные психотичес­
кие состояния. Но мы условимся здесь, что под этим на­
званием мы будем объединять лишь те случаи, продол­
жительность которых колебалась от нескольких часов до
нескольких дней. Особенно же о реактивных психозах,
потребовавших изоляции в психиатрическую больницу,
мы скажем позже. Каково количество их? На это трудно
ответить. Нами зарегистрировано всего 11 случаев, но,
по-видимому, их довольно много. Какого типа эти вспыш­
ки? Схематизировать их нельзя. Здесь встречаются слу­
чаи и с двигательно-речевым возбуждением, и ступороз-
ные состояния с резким аутизмом, недоступностью, иног-
Аа стереотипией, расцвеченные лабильными бредовы-
и идеями, и депрессивные состояния с идеями грехов-
°сти, и псевдодементные картины с причудливым под-. _.
часпуэрилизмом».                                                  . 101


 


 


Несколько иные данные о крымском землетрясении сообщает Т. П. Симпсон, обследовавшая 30 взрослых и 20 детей через 7 — 10 дней после землетрясения в Крыму и установившая у них 2 вида реакций: физиологические и патологические. Физиологические реакции имели фаз-ность протекания. Первая фаза характеризовалась фи­зическими ощущениями, связанными с катастрофой, в частности, с ощущением шаткости почвы; в следующей фазе (фазе сознательной переработки сенсорных раз­дражений) одни лица в соответствии с их преморбидны-ми свойствами действовали активно и целенаправлен­но, другие были пассивными, субступорозными; в тре­тьей фазе происходила «двигательная разрядка», сопро­вождающаяся вазовегетативными расстройствами. Та­кого рода реакции проходили без невротических послед­ствий. К патологическим реакциям относятся случаи с затяжными невротическими и депрессивными наруше­ниями, конституционально окрашенными. У детей все наблюдавшиеся реакции протекали рудиментарно и, как правило, сводились к моторной разрядке, следовавшей за вызванными землетрясением ощущениями. Во всяком случае, грубых психотических форм реакций она не вы­явила.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...