Факторы риска, влияющие на психическую устойчивость
d I
руководителя
в
д i преодолеть возникающие трудности, опасности. R эмоциональной реакции в таком аспекте можно выделить два взаимосвязанных компонента: 1) отражение в сознании отношения к таким возмущающим факторам, как чувства удовлетворения или неудовольствия и т. д.; проддения своего рода. Эти субъективные состояния провождаются целым рядом объективных биохимии ких и физиологических изменений в нашем организ: Известный нейрофизиолог П. В. Симонов считает, эмоции — как бы дополнительный инструмент для знания окружающего мира и быстрого приспособле: организма к меняющимся условиям среды
Итак, занимая столь значительное место в психо. гической структуре индивидуальности, эмоции не мом не оказывать влияния на процесс и продуктивность щ тельности руководителя. Принципиальный вывод сосц ит в том, что в управлении собой эмоции для руководит^ ля имеют доминирующее значение, так как относятся) процессам внутренней регуляции поведения. Являяв субъективной формой выражения потребности, эмоци предшествуют деятельности по их удовлетворению, Щ буждая и направляя ее. Таким образом, эмоции отраж! ют состояние психической устойчивости.
Возникая в деятельности, эмоции также способа выполнять свою ведущую функцию — функцию вну! ренней регуляции деятельности, которая, по сути, вкли чивость психических процессов. Одним из наиболее ха- рактерных в таком аспекте состояний является эмоцио- нальности как индивидуально-устойчивой характери( нальная напряженность2. Под эмоциональной напряжен-тики субъекта в его психическом развитии подчеркив< тостью понимается состояние, характеризуемое времен-лось многими исследователями. Указанные функцй ным понижением устойчивости психических и психомо-эмоций свидетельствуют о той огромной роли, котору) г°рных процессов, падением работоспособности, эмоции играют в процессе порождения и протекания д< Если человек отправляет сознательную активную ятельности. Эмоциональные проявления настолько раз деятельность на основе волевых актов, развивается нообразны, что практически не укладываются в рамЯ )М°Циональное напряжение как сигнальный процесс какой-либо строгой классификации. Мы обратимся пр« * Регуляция функциональных резервов, преимуще-
но их мобилизация. Однако при чрезмерных по имущественно к их влиянию на функциональные резер вы человека, а следовательно, и на возможность успей ного выполнения определенных задач, в том числе й профессиональной деятельности.
Биологическая сущность эмоций в их целесообрз3 ности. Они как бы стимулируют активность при возни* Психология здоровья
силе или астенических по окраске и направленно^ эмоциях может развиться состояние эмоциональц0] напряженности. Характерны в таком аспекте излиц, " няя мотивация и самовозбуждение, очень сильям всплеск стенических эмоций, неоправданно тревожность и др. Наряду с эмоциями в психической устойчивости щ ководителя особое значение придается волевой регу/щ ции. Следует отметить, что в европейской культуре net вым обозначил проблему воли Аристотель. Воля пониищ лась им как особая часть души, способная «приводить] пространственное движение», как «сообразное разум] стремление». Это понятие было призвано объяснить, ким образом осуществляется поведение человека в сооц ветствии со знанием (которое само по себе лишено поб» дительности). В историческом плане выделяются разлщ ные направления изучения воли, в которых ее природ сводилась к сложным психическим процессам нево* вого характера, среди них можно отметить интеллекту листические, где проявления воли сводились к борш представлений, ассоциативной связи между мотивом действием; эмоциональные, в которых основой волевм! действия является стремление продлить удовольстви или избежать страдания; моторные, вводившие понята «моторная идея» как основу воли, которая сопровождав движения, обусловленные нервными процессами, со«п ветствующими идеями и др. Существенным фактором, влияющим на формироЯБ. ф. Андерсон (1977), процесс подготовления возможно-
ста осуществлять ту или иную операцию или навык А. Н. ^еонтьев и др. Характеризуя различные стороны интеллекта как явления, исследователи указывают на его сложную струк- внутреннюю предпосылку, волевой стиль обеспечевШгуру и функции. В нем существуют не только знания, ин-успешной деятельности; В. И. Селиванов связывал рев№идуальные семантические структуры— знания ляцию деятельности с созданием психической устоиясубъекта об объекте, мыслительные способности, но и
пособности знания, контролирующие процесс мышле-[ия. Кроме этого, в систему интеллекта входят динами-• ские составляющие — интеллектуальные интересы и реддочтения, интеллектуальная направленность (осоз-анные или неотрефлексированные). амечено, что интеллект тесно связан как с личност- торые характеризуются наличием выбора, принятие^Г труктурой человека, его способностями, так и фун-
нальной структурой личности — восприятием,
мятью, мышлением и рефлексией. В целевой т ции — с личностно-профессиональными качествами. М. А. Холодная подразделяет интеллектуальную ощ К интеллектуальным способностям руководителя mJ относим: интеллектуальную продуктивность, способ! структурирования, кодирования информации, креатив ность, оригинальность, комбинаторные свойства, спс собности к анализу, синтезу и т. п. Интеллект руководи теля является сложной психологической системой, ко торая без определенных норм мышления, присвоен! «культуры мышления» прошлого и своего времени в может выполнить исключительно важную функцию в са морегуляции психической устойчивости руководители Интеллект как всякая совокупность умственных способ ностей человека обеспечивает целостность и гармони ность отражательной деятельности мозга. Oi но, интеллект руководителя целесообразно рассматр! вать как дифференцированную целостность, состоящу] из психологических процессов, механизмов, функций свойств.
Анализ психической устойчивости указал на актуаЛ ность и такого компонента, как личностно-професо» нальные качества госслужащего. Как категория дни2 мичная, личностно-профессиональные качества фикО руют степень познания на данной стадии развития, данный момент, отражают особенность этой стадий потому являются одновременно и ступенью Познани* ступенью развития руководителя как личности и К* 1 Холодная МЛ. Интегральные структуры понятийного -Ь бъекта деятельности. Неразрывно связаны личност-СУ офеСсиональные качества с понятиями деятельно-Нти Деятельность определяют как специфическую фор-Cfv активности, содержанием которой является целесо-боазное изменение и преобразование мира и себя. В деятельности проявляется сущность личностно-професси-ональных качеств руководителя. С точки зрения деятельностного подхода личностно-профессиональные качества можно определить как системное образование государственного служащего, которое представляет собой сущностное содержание его соответствия процессу деятельности, взаимосвязи с социальной средой и имеет субъективную форму выражения. Анализ психолого-акмеологических особенностей госслужащих позволяет осуществить структурное представление личностно-профессиональных качеств: • уровень общих способностей к управленческой де • характеристики ценностных ориентации и моти • уровень интеллектуальных качеств и умений; уро • уровень развития конкретных личностно-деловых Все компоненты психической устойчивости: эмоционально-волевые, интеллектуальные и личностно-профессиональные качества в органической взаимосвязи создают базу психической устойчивости госслужащего. Через раскрытие и развитие составляющих психической устойчивости мы формируем психически здоровую личность, которая имеет способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих, имеет развитую систему ценностей, сознательно руководит своими действиями и поступками, имеет тенденции к развитию, росту и амореализации. Только деятельность психически здо-Р^вого управленца будет эффективной, так как он как ^ециалист будет стремиться знать и уметь больше, чем н тРебУется для выполнения конкретной работы в дан-АУт В^СЛОВИЯХ- Э™ дополнительные знания и умения бу-альн Ы(\Тупать в качестве функциональных (интеллекту-°бесп резервнь1хвозможностеи управленца, которые ечат эффективность и надежность деятельности в случае осложнения ситуации, в частности, действия э* стремальных факторов. Еще раз подчеркнем, что для сохранения психичес кого здоровья важным являются превентивные мерьц, гармонизации всех составляющих психической ycrojj чивости управленца. Для этого и нужна психология здо. ровья как наука, изучающая здоровье здорового, чере-. раскрытие различных аспектов психического здоров^ человека (в частности управленца). Но не разработащ надежные методы определения и измерения уровня здо. ровья, количественного выражения его динамики и тен денции его изменения, методики контроля своего сосн> яния, простые и доступные населению тесты для опре. деления состояния здоровья и начальных стадий заболе вания. Для сохранения психической устойчивости ynpas ленцев необходимы методы именно донозологической дв агностики. Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько гра даций здоровья. Гален сформировал понятие «третьей состояния» — переходного между здоровьем и болез нью. В той или иной степени этой проблемы касалио! И. М. Сеченов, СП. Боткин, И. П. Павлов, И. А. Аршавс кий, Н. М. Амосов и др. В настоящее время выделяю: следующие состояния организма: 1. Здоровье — оптимальная устойчивость к дей ствию патогенных агентов, физическая, психическая! социальная адаптивность к меняющимся условия) жизнедеятельности. Состояние организма с достаток ными функциональными (адаптивными) возможности ми (резервами). Здесь задействован комплекс адаптационно-компа саторных паттернов, при отлаженной работе которы данное состояние будет свидетельствовать о психичес ком и соматическом благополучии. При адаптации сйс тема перестраивает, изменяет свои структурные связ| для сохранения функций, обеспечивающих ее существе вание как целого в условиях изменяющейся среды. К< * пенсация направлена на сохранение функции систем! даже в случае нарушения деятельности функционал* ного элемента. То есть адаптация направлена на из1* нение функций структуры, а компенсация — на coxp* нение, восстановление функций и структуры. Это люса реакций организма на возмущение среды
Основой адаптации как приспособления является из-ость психосоматических признаков в результате Ме йствия на них внешних сил. В то же время сохране-В°ЗДгтизнаков возлагается на наследственность, то есть Нтттоеннюю конституциональную программу здорово-В организма. Построение эмоционально-когнитивно-Г° еленческой стратегии в соответствии с конституциональным стержнем создает условия здорового существования человека. 2 Состояние, при котором функции организма реализуются более высоким, чем в норме, напряжением ре-гуляторных систем. Это тот уровень, который не может компенсировать происходящие в организме под влиянием негативных факторов изменения и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию процесса. Совершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различных условиях существования, этот («безопасный») уровень может отличаться: для руководящего работника необходимы большие резервы здоровья, чем для обычного служащего, чтобы сохранить необходимый оптимум «степеней свободы». Если человек игнорирует или нарушает законы природы своего тела и психики, то это, в свою очередь, ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма (Ананьев В. А., 1995). Это условия, когда нарушается соответствие уровня адаптационно-компенсаторных процессов «норме адаптации». «Норма адаптации» — это пределы изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих на систему условий среды, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи со средой, что обеспечивает существование системы. Для человека (организма), существующего в условиях его адаптационной нормы, необходимость адаптации отсутствует, поскольку он к этим условиям уже адаптирован. Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, однако норма психической адаптации формируется благодаря научению, то есть является приобретенным факто-Р°м. Норма психической адаптации, опираясь на инди-идные характеристики, во многом зависит от сформи- энных окружающей средой границ адаптационно- пенсаторных реакций. Границы нормы социальной адаптации определяются обществом. Таким образом, ц. каждом уровне: биологическом, социальном, психологц, ческом существует своя норма адаптации, когда процс* ходит нарушение границ нормы адаптации, как в этой состоянии, то последствия обнаруживаются на всехур08< нях, но раньше на биологическом. Следовательно, bJ никаеттретье состояние. 3. Преморбидное состояние (предболезнь) — можность развития патологического процесса без и нения силы действующего фактора (факторов) вс ствие снижения резервов адаптации и признаками моразвития процесса. Снижение функциональных можностей организма проявляется в виде двух ста ^ а) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных сио тем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы; б) с преобладанием специфических изменений се стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсацщ проявление заболеваний может быть выражено или находиться в начальной фазе и имеет компенсаторный ха-1 рактер. Преморбидное состояние является предупреж' дением, что что-то не так. Организм сигнализирует, чтр следует обратить внимание на свое здоровье, пока не наступила болезнь. Но на этом этапе развития патологии человек либо вытесняет тревожащую его информацию, либо рацвд нализирует ситуацию на уровне: «просто устал, на$ выспаться как следует, и все пройдет». Если нервньй тик — «видимо, продуло, сквозняк на работе» и мной других расхожих псевдообъяснений своего уже боле! ненного, изменившегося состояния. Предболезнь — это латентный, скрытый период б» лезни, оценка которого осуществляется по избыточно» эмоциональной напряженности донозологического ур< # ня, имеющего выраженный вегето-соматический эквЯ' валент. При чрезмерно сильных и длительных эмоци* работоспособность, психическая устойчивость измен*' ются близко к тому, как это описано известной в псих^ логии инвертированной V-кривой Йеркса—Додсона. С* гласно закономерности, описываемой данной кривой. ' соответствии с ростом эмоционального напряжения {* зультативность выполняемой деятельности сначала в" 3
затем эмоциональная стимуляция перестает ывать положительное воздействие и, наконец, на-°ка3 юТСЯ реверсивные действия — рост эмоций опре-ЧИН ет ухудшение деятельности, понижение показатели психических (например: ухудшение восприятия, леимания, концентрации, ступор в мыслительных провесах, ухудшение воспроизведения в памяти, критичности мышления) и психомоторных процессов (ухудшение согласованности, точности движений, нарушение соразмерности усилий со склонностью к передозированию), вегето-соматические реакции (резкое, неадекватное учащение пульса, дыхания, сокращение фазы выдоха нарушение нормотонических реакций кровяного давления, профузный пот, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики, позывы на диурез и др. ). «Тело здоровое, но не до предела, тело не здоровое, но и не больше», — так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. Таким образом, эмоциональнострессовые реакции довольно жестко сопряжены с предболезненными состояниями. Третье состояние, по Авиценне, есть не патологическое, однако адаптационные реакции становятся похожими на невротические проявления. Признаки, определяющие это состояние, часто интерпретируются, особенно психиатрами, как начало того или иного патологического процесса и оформляются в диагноз. Однако астения, тревога, вегетативные дисфункции, снижение порога переносимости различных воздействий из окружающей среды — скорее отражают динамику здоровья как процесса. При этом у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью самопознания, саморегуляции, с помощью креативного процесса отлаживания адаптационно-компенсаторных механизмов. Если и дальше из-за незнания себя, возможностей коррекции своего состояния продолжается давление на нормативные границы адаптации, то резервные возможности защитных систем (компенсаторных механизмов, Одерживающих норму адаптации) оказываются исчер- ными, и человек переходит в новое состояние — бо- Именно второе и третье состояния как донозологи-КИе вследствие скомпенсированности не находятся в поле зрения врачей. Донозологическое состояние—е реходное между здоровьем и болезнью, ограничиваемое с одной стороны, степенью (уровнем) снижения резер! вов здоровья и возможностью развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой — начальными признаками нарушения функций — манифестацией патологического процесса. Однако при донозологических и премор. бидных состояниях наблюдаемые изменения физиологических показателей, как правило, не выходят за пределы так называемой клинической нормы и поэтому остаются вне поля зрения врачей при проведении диспансерных осмотров. В результате этого, как известно, только срыв адаптации с развитием конкретных нозологических форм заболевания становится основанием для проведения лечебных мероприятий. В лучшем случае, при более раннем выявлении начальных признаков заболевания могут быть применены специфические меры вторичной профилактики. Исходя из законов диалектики, происходит накопление тех или иных «предболезненных» факторов и их переход в новое качество — ту или иную оформившуюся нозологическую единицу. Эти факторы являются информативными маркерами повышенного риска развития заболеваний. В переводе с латинского «фактор» означает «делающий», «производящий», то есть движущая сила какого-либо процесса, отражает его отношение к объективной реальности, положительный или отрицательный эффект его действия. Поэтому фактор можно отнести к вероятности заболеть или умереть — фактор риска. Определение характера и выраженности факторов заболеваемости, факторов риска поможет построить собственный прогноз своего здоровья. В учении об этиологии заболеваний и построении задач их первичной профилактики важное место занимает принцип детерминизма. С. С. Гурвич, В. П. Петленко и Г. И. Царегородцев считают, что на основании этого принципа заболевания являются следствиями причин, а конкретная обстановка, в которой действуют причины, ■ " есть условия, вызывают болезни причины. Условия сам" по себе не могут вызвать болезнь, но это и не индифф6' . „ рентный фон, условия влияют на действие причин и на 4/ возникающие следствия. __________________________ | Исходя из изложенного, Л. А. Лещинский и А. С. Ды-ставят вопрос о том, как согласуется понятие «фак-м°в риска» с хорошо известными и принятыми в фило-Т°Лии и медицине понятиями «причина», «условие» и с0 дСТВие». Например, гиподинамия (малая двигатель-< < С я активность) или курение являются не причинами, а Н ловиями атеросклероза и ишемической болезни серд-У Ведь известны случаи, когда эти заболевания были у некурящих и подвижных людей. Другие факторы риска: артериальная гипертензия, ожирение, диабет — являются самостоятельными нозологическими единицами. Ги-перхолестеринемия (большое содержание холестерина в крови) рассматривается как фактор риска для ишемической болезни сердца, может являться условием для развития атеросклероза и ишемической болезни сердца, иногда быть нейтральным фактором у здоровых лиц, а часто представлять симптом развивающегося атеросклероза. Также факторы риска могут иметь компенсаторное значение (например, избыточная масса тела, курение). Все это следует учитывать в разработке профилактических программ. Существует точка зрения, согласно которой на протяжении жизни человека наблюдается накопление факторов риска. При достижении критической, «пороговой» суммы факторов развивается болезнь. Выделяют следующие факторы, влияющие на здоровье: • социально обусловленные: эндогенные (как при • социально-биологически обусловленные: внутри- биологически обусловленные: эндогенные (причины) — инертность и неуравновешенность высшей нервной деятельности, недостаточность правопо-
лушарного регулирования функций, артериальная неустойчивость, нарушение обмена липидов, дцс. гормональные сдвиги; эндогенные (условия) -, морфофункциональные, генетические (пол, воз-раст, конституция, принадлежность к определенной группе крови). Действие факторов риска на организм сугубо инди-видуально. Общим для всех является развитие неспеци-фических адаптационных реакций с формированием определенных донозологических состояний. Следо тельно, все факторы риска могут рассматриваться факторы риска дезадаптации. Факторы риска разви дезадаптации одновременно являются и факторами ка развития заболеваний, поскольку последние пред» ляют собой следствие нарушения гомеостаза и ср адаптационных механизмов. Такой переход из донозо логического состояния в нозологическое осуществляет ся в результате длительного воздействия факторов риска как необходимого условия развития неспецифических адаптационных реакций, что ведет к снижению психической устойчивости, а следовательно, снижает профессиональное долголетие госслужащих. Для того чтобы разработать алгоритм по повышению психической устойчивости в эмоционально-волевой сфере, интеллектуальной и профессиональной, надо более подробно рассмотреть наиболее характерные факторы риска для управленцев на госслужбе. ФАКТОРЫ РИСКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ Объединение многочисленных факторов риска в качественно однородные группы позволило определить относительную значимость каждой группы в возникновении и развитии заболевания и снижении профессионального долголетия у руководителей. Выделим группы донозологических признаков, негативно влияющих на здоровье руководителей. Из критериев, на прогностическую значимость которых можно опираться при прогнозе здоровья на донозологическом этапе, необходимо отметить следующие: экзогенные (образ жизни, особенности профессиональной деятельности — экстремальные факторы, условия труда), эндогенные (возраст, пол, тип конституции, группа крови). Естественное стремление руководителя к ежедневному достижению успехов требует от него не только огромного умственного напряжения, но и способностей к регенерации и пополнению жизненной энергии. Заболеваемость от умственных перегрузок очень велика, особенно в группах сердечно-сосудистых и неврологических болезней. Необходимость принятия оперативных решений нередко требует от управленцев больших умственных и эмоциональных нагрузок, при этом физическая активность остается очень незначительной, поэтому зат-РУДНяется кровоток, нарушается дыхание. Это отражается на деятельности практически всех органов, постепенно нарушается и само их структурное ° Разование. Нередко отмечаются головные боли, боли еРАДе или сердцебиение, головокружение, повышен- ж*" * Утомляемость, нарушение сна, апатия или раздра- ельность, могут появиться нарушения деятельности лУДка, печени, кишечника. Все это ведет к тому, что У руководителей, работающих в постоянном напря. жении, часто развивается язвенная болезнь желудка, гц. пертоническая болезнь. Больной вначале может не ощ. щать болезни. У людей с малоподвижным образом жиз. ни, к коим относятся и управленцы, зачастую повышает, ся артериальное давление. При постоянных перегру3. ках может развиваться уже не транзиторная (времен-ная) гипертензия, а гипертоническая болезнь с более щц менее стойким повышением АД. Из психосоматических заболеваний с работой руководителя наиболее связанными признаются сердечно-сосудистые и хронические желудочно-кишечные заболевания. В развитых странах нервно-психические расстройства занимают первые места среди других заболеваний из-за перегрузок, легко возникающих стрессов, особенно у руководящего звена. В управленческой деятельности психическую устойчивость руководителей целесообразно рассматривать как конкретную комплексную сформированность психики личности руководителя и проявление ее компонентов на практике с присущей направленностью и степенью напряженности в данный момент времени. Доказано, что даже незначительные нарушения нервно-психического здоровья руководителя способны вызвать нарушение психологического благополучия и стабильного функционирования сотрудников всего возглавляемого им подразделения '. Развивающиеся при стрессах, неврозах заболевания других органов и систем, в свою очередь, могут ухудшить состояние нервной системы. Стрессы способствуют резкому снижению сахара в крови, при этом могут появиться слабость, усиленное сердцебиение, страх. Пренебрежение правилами здоровой жизни, незнание особенностей своей нервной системы и способах адекватного реагирования на стрессы повышает вероятность возникновения различных заболеваний. В последние годы на первые места среди причин смерти вышли сердечно-сосудистые заболевания, новообразования и травматизм, которые опосредуются поведением человека, его установками и потребностями в самосохранении. Негативные типы самосохранительного 1 Гурвич ИМ. Социальная психология здоровья. СПб., 2000. едения — курение, употребление спиртного и т. п. — п°в еТВОряющие какие-либо актуальные социально-^яхологические потребности личности и одновремен-ПС связанные с негативными последствиями этого для н° оВЬЯ и продолжительности жизни, но отдаленные по емени и своей вероятности. Образ жизни, условия тру-а формы и способы поведения, неблагоприятные для здоровья, и предшествуют во времени неизбежным в будущем заболеваниям. В исследовании В. Л. Красненкова, Д. П. Дербенева и Г Д. Козловой1 уровень заболеваемости у руководителей был связан с профессией и стажем работы, употреблением алкоголя и условиями труда. Изучая проблему профессионального долголетия, М. А. Дмитриева приходит к выводу, что фундамент профессионального долголетия закладывается на протяжении продуктивного периода жизни человека, начиная с выбора профессии. Под профессией госслужащего понимается «совокупность знаний, умений, навыков, а также деловых, личностно-психологических и нравственных качеств человека, позволяющих ему успешно выполнять трудовые функции на определенных должностях государственной службы»2. Деятельность госслужащего можно определить как снижение уровня неопределенности в процессах достижения тех или иных целей общественного развития. Осуществляют эту деятельность люди, которым присущи свои личностные качества, такие как умение совершить правильный выбор, принять эффективное решение, что психологически сопровождается взятием на себя ответственности. Особенно возрастает психическое напряжение, когда принимаемые индивидом решения касаются не только его самого, но и затрагивают других членов коллектива, а порой, и судьбы многих других людей. Такого Рода психическое напряжение не проходит бесследно. Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководи- Красненков В. Л., Дербенев Д. П., Козлова Г. Д. Некоторые воп-Зл ИзУчения образа жизни и отношения к своему здоровью // АРавоохранение РФ. 1986. № 1. С. 7-10. Век ^ттриева М. А. Психологический анализ системы «Чело-~~ професси
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|