Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы риска, влияющие на психическую устойчивость




 d I


 


 шатт


 руководителя


 


ческих реакций и способ их осуществления. Например ИП Павлов считал что сложнейшие безусловные рф

вении сложных условий, мобилизуя новые силы, что- леть возникающие трудности опасности

И. П. Павлов считал, что сложнейшие безусловные р лексы связаны с деятельностью ближайшей к

в

риям подкорки, и это есть то, что психологами называет ся эмоциями. По мнению академика П. К. Анохина, ции не что иное, как приспособительные реакции, во:

никшие в процессе эволюции, для сохранения жизни! 2) физиологический процесс усиления или понижения г, ™,, „„„., ™™™ ™»а ci™ ^, r^oTT^DUtTO г-ПгтПат, г.. 1 с^^ветствук)щИх функций организма в ответ на данные

возмущающие факторы. В большом количестве случаев эти реакции целесообразны и по крайней мере детерми­нированы удовлетворением потребностей'. Особенно это характерно для стенических эмоций, когда они опреде­ляют некоторый оптимальный уровень возбуждения, со­ответствующий максимуму длительной работоспособно­сти, или же обеспечивают мощный всплеск функцио-

д i преодолеть возникающие трудности, опасности. R эмоциональной реакции в таком аспекте можно выде­лить два взаимосвязанных компонента: 1) отражение в сознании отношения к таким возмущающим факторам, как чувства удовлетворения или неудовольствия и т. д.;

проддения своего рода. Эти субъективные состояния провождаются целым рядом объективных биохимии ких и физиологических изменений в нашем организ: Известный нейрофизиолог П. В. Симонов считает, эмоции — как бы дополнительный инструмент для знания окружающего мира и быстрого приспособле: организма к меняющимся условиям среды

нальных резервов организма.

Эмоции как психические процессы находятся в орга­ническом единстве с потребностями и соответствующи­ми психофизиологическими и физиологическими явле­ниями в нервной системе и других органах и системах человека.

Как мы говорили, что важное предназначение эмо­ций — это их сигнальная, регулирующая роль, усиление функциональных возможностей, мобилизация резервов, но часто бывает и наоборот. Они могут привести и к об­щей астенизации и диссоциации функций организма, : нижают или парализуют волю, резко нарушают устой-

Итак, занимая столь значительное место в психо. гической структуре индивидуальности, эмоции не мом не оказывать влияния на процесс и продуктивность щ тельности руководителя. Принципиальный вывод сосц ит в том, что в управлении собой эмоции для руководит^ ля имеют доминирующее значение, так как относятся) процессам внутренней регуляции поведения. Являяв субъективной формой выражения потребности, эмоци предшествуют деятельности по их удовлетворению, Щ буждая и направляя ее. Таким образом, эмоции отраж! ют состояние психической устойчивости.

чает функции оценки и побуждения. Значение эмоци<

Возникая в деятельности, эмоции также способа выполнять свою ведущую функцию — функцию вну! ренней регуляции деятельности, которая, по сути, вкли чивость психических процессов. Одним из наиболее ха-

рактерных в таком аспекте состояний является эмоцио-

нальности как индивидуально-устойчивой характери( нальная напряженность2. Под эмоциональной напряжен-тики субъекта в его психическом развитии подчеркив< тостью понимается состояние, характеризуемое времен-лось многими исследователями. Указанные функцй ным понижением устойчивости психических и психомо-эмоций свидетельствуют о той огромной роли, котору) г°рных процессов, падением работоспособности, эмоции играют в процессе порождения и протекания д< Если человек отправляет сознательную активную ятельности. Эмоциональные проявления настолько раз деятельность на основе волевых актов, развивается нообразны, что практически не укладываются в рамЯ °Циональное напряжение как сигнальный процесс какой-либо строгой классификации. Мы обратимся пр« * Регуляция функциональных резервов, преимуще-

но их мобилизация. Однако при чрезмерных по

имущественно к их влиянию на функциональные резер вы человека, а следовательно, и на возможность успей ного выполнения определенных задач, в том числе й профессиональной деятельности.

ивекл              ' ЕвЯокимов В. И. Поведение и саморегуляция

а в условиях стресса. СПб., 2001. С. 77-78.                                          пп

1амже. С. 78-81                                                                               00

 Биологическая сущность эмоций в их целесообрз3  ности. Они как бы стимулируют активность при возни*


Психология


здоровья


ошичвсш устойчивость руководителя



 

Правомерно утверждение, что одни исследователи во уоценки ставят сознательный аспект волевых про-Л ний ДРУ™6их ЦеленапРавленность> избиратель-

ВЛ6

ЯВЛ6 ь третьи — иные признаки проявления воли в дея-Н° ности, в том числе и управленческой. С акмеологи-тесК0Й т0чки зрения можно утверждать, что воля харак-Черизует человека как субъекта деятельности, своего раз­вития, жизненного пути, которая во многом определяет его личные особенности и результаты достижения цели. Но также доказана биполярность волевой регуляции, из которой следует, что чем более волевой человек, тем ме­нее психически устойчив. Нарушение волевой регуля­ции также характеризует снижение психической устой­чивости.

Анализ ряда исследований, проведенных отечествен­ными и зарубежными учеными, позволяет выделить наи­более существенные признаки, механизмы и условия развития интеллекта и личностно-профессиональных качеств.

В частности, ряд исследователей определяет «интел­лект» как систему «наиболее жизненных и актуальных операций», совокупность мыслительных способностей и регулирующих функций психики, например С. Л. Ру­бинштейн (1946), систему ориентировки на существен­ные отношения к решаемой задаче П. Я. Гальперин (1966), ответственности за качество процесса мышления Ф. Клике (1983), способности изменять свое знание

силе или астенических по окраске и направленно^ эмоциях может развиться состояние эмоциональц0] напряженности. Характерны в таком аспекте излиц, " няя мотивация и самовозбуждение, очень сильям всплеск стенических эмоций, неоправданно тревожность и др.

Наряду с эмоциями в психической устойчивости щ ководителя особое значение придается волевой регу/щ ции. Следует отметить, что в европейской культуре net вым обозначил проблему воли Аристотель. Воля пониищ лась им как особая часть души, способная «приводить] пространственное движение», как «сообразное разум] стремление». Это понятие было призвано объяснить, ким образом осуществляется поведение человека в сооц ветствии со знанием (которое само по себе лишено поб» дительности). В историческом плане выделяются разлщ ные направления изучения воли, в которых ее природ сводилась к сложным психическим процессам нево* вого характера, среди них можно отметить интеллекту листические, где проявления воли сводились к борш представлений, ассоциативной связи между мотивом действием; эмоциональные, в которых основой волевм! действия является стремление продлить удовольстви или избежать страдания; моторные, вводившие понята «моторная идея» как основу воли, которая сопровождав движения, обусловленные нервными процессами, со«п ветствующими идеями и др.

Существенным фактором, влияющим на формироЯБ. ф. Андерсон (1977), процесс подготовления возможно-

ние психической устойчивости руководителя, являет воля как способность преодолевать препятстви В. А. Крутецкий рассматривает волю как «ядро, стерже характера»; В. К. Калин рассматривает волю как важн)

ста осуществлять ту или иную операцию или навык А. Н. ^еонтьев и др.

Характеризуя различные стороны интеллекта как яв­ления, исследователи указывают на его сложную струк-

внутреннюю предпосылку, волевой стиль обеспечевШгуру и функции. В нем существуют не только знания, ин-успешной деятельности; В. И. Селиванов связывал рев№идуальные семантические структуры— знания ляцию деятельности с созданием психической устоиясубъекта об объекте, мыслительные способности, но и

вости, контролем эмоций и психических состоя Н. П. Рапохин предложил учитывать эмоционально-в* вую устойчивость как необходимую при функцио] вании в сложных условиях деятельности; А. Н. Лео охарактеризовал волю «как особый вид внутреннего лия и произвольных и преднамеренных действий»

пособности знания, контролирующие процесс мышле-[ия. Кроме этого, в систему интеллекта входят динами-• ские составляющие — интеллектуальные интересы и реддочтения, интеллектуальная направленность (осоз-анные или неотрефлексированные).

амечено, что интеллект тесно связан как с личност-

торые характеризуются наличием выбора, принятие^Г труктурой человека, его способностями, так и фун-

шений и преодолением препятствий.

па-

нальной структурой личности — восприятием,


 


 


 


 



мятью, мышлением и рефлексией. В целевой   т

ции — с личностно-профессиональными качествами.

М. А. Холодная подразделяет интеллектуальную ощ
низацию субъекта на интеллектуальные структуры (ф
сированные и накопленные формы опыта — как ф
организации индивидуального познавательного опыта
Эта модель является наиболее подходящей для анализ!
профессиональных особенностей интеллекта руководЛ
теля, поскольку объединяет, синтезирует и включает
себя многие элементы, входящие в другие модели. Это]
база знаний субъекта, его понятийные психически
структуры, субъективное когнитивное пространство лад
ности; интеллектуальные способности; интеллектуала
ный контроль; интеллектуальная направленность и ад
теллектуальные критерии1.                                    I

К интеллектуальным способностям руководителя mJ относим: интеллектуальную продуктивность, способ! структурирования, кодирования информации, креатив ность, оригинальность, комбинаторные свойства, спс собности к анализу, синтезу и т. п. Интеллект руководи теля является сложной психологической системой, ко торая без определенных норм мышления, присвоен! «культуры мышления» прошлого и своего времени в может выполнить исключительно важную функцию в са морегуляции психической устойчивости руководители Интеллект как всякая совокупность умственных способ ностей человека обеспечивает целостность и гармони ность отражательной деятельности мозга. Oi но, интеллект руководителя целесообразно рассматр! вать как дифференцированную целостность, состоящу] из психологических процессов, механизмов, функций свойств.

Анализ психической устойчивости указал на актуаЛ ность и такого компонента, как личностно-професо» нальные качества госслужащего. Как категория дни2 мичная, личностно-профессиональные качества фикО руют степень познания на данной стадии развития, данный момент, отражают особенность этой стадий потому являются одновременно и ступенью Познани* ступенью развития руководителя как личности и К*

1 Холодная МЛ. Интегральные структуры понятийного
ния. Томск, 1983., м& ~*  s     ■   v, «,, > и<.,.. ■ > *


-Ь

бъекта деятельности. Неразрывно связаны личност-СУ офеСсиональные качества с понятиями деятельно-Нти Деятельность определяют как специфическую фор-Cfv активности, содержанием которой является целесо-боазное изменение и преобразование мира и себя. В де­ятельности проявляется сущность личностно-професси-ональных качеств руководителя.

С точки зрения деятельностного подхода личностно-профессиональные качества можно определить как си­стемное образование государственного служащего, ко­торое представляет собой сущностное содержание его соответствия процессу деятельности, взаимосвязи с со­циальной средой и имеет субъективную форму выраже­ния. Анализ психолого-акмеологических особенностей госслужащих позволяет осуществить структурное пред­ставление личностно-профессиональных качеств:

• уровень общих способностей к управленческой де­
ятельности;

• характеристики ценностных ориентации и моти­
вации достижений;

• уровень интеллектуальных качеств и умений; уро­
вень профессиональной компетентности; уровень
развития профессиональных умений и навыков;

• уровень развития конкретных личностно-деловых
качеств.

Все компоненты психической устойчивости: эмоцио­нально-волевые, интеллектуальные и личностно-профес­сиональные качества в органической взаимосвязи созда­ют базу психической устойчивости госслужащего. Че­рез раскрытие и развитие составляющих психической устойчивости мы формируем психически здоровую лич­ность, которая имеет способность адекватно восприни­мать самого себя и окружающих, имеет развитую систе­му ценностей, сознательно руководит своими действия­ми и поступками, имеет тенденции к развитию, росту и амореализации. Только деятельность психически здо-Р^вого управленца будет эффективной, так как он как ^ециалист будет стремиться знать и уметь больше, чем н тРебУется для выполнения конкретной работы в дан-АУт В^СЛОВИЯХ- Э™ дополнительные знания и умения бу-альн Ы(\Тупать в качестве функциональных (интеллекту-°бесп резервнь1хвозможностеи управленца, которые ечат эффективность и надежность деятельности в


     
 


случае осложнения ситуации, в частности, действия э* стремальных факторов.

Еще раз подчеркнем, что для сохранения психичес кого здоровья важным являются превентивные мерьц, гармонизации всех составляющих психической ycrojj чивости управленца. Для этого и нужна психология здо. ровья как наука, изучающая здоровье здорового, чере-. раскрытие различных аспектов психического здоров^ человека (в частности управленца). Но не разработащ надежные методы определения и измерения уровня здо. ровья, количественного выражения его динамики и тен денции его изменения, методики контроля своего сосн> яния, простые и доступные населению тесты для опре. деления состояния здоровья и начальных стадий заболе вания. Для сохранения психической устойчивости ynpas ленцев необходимы методы именно донозологической дв агностики.

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько гра даций здоровья. Гален сформировал понятие «третьей состояния» — переходного между здоровьем и болез нью. В той или иной степени этой проблемы касалио! И. М. Сеченов, СП. Боткин, И. П. Павлов, И. А. Аршавс кий, Н. М. Амосов и др. В настоящее время выделяю: следующие состояния организма:

1. Здоровье — оптимальная устойчивость к дей ствию патогенных агентов, физическая, психическая! социальная адаптивность к меняющимся условия) жизнедеятельности. Состояние организма с достаток ными функциональными (адаптивными) возможности ми (резервами).

Здесь задействован комплекс адаптационно-компа саторных паттернов, при отлаженной работе которы данное состояние будет свидетельствовать о психичес ком и соматическом благополучии. При адаптации сйс тема перестраивает, изменяет свои структурные связ| для сохранения функций, обеспечивающих ее существе вание как целого в условиях изменяющейся среды. К< * пенсация направлена на сохранение функции систем! даже в случае нарушения деятельности функционал* ного элемента. То есть адаптация направлена на из1* нение функций структуры, а компенсация — на coxp* нение, восстановление функций и структуры. Это люса реакций организма на возмущение среды


 

Основой адаптации как приспособления является из-ость психосоматических признаков в результате Ме йствия на них внешних сил. В то же время сохране-В°ЗДгтизнаков возлагается на наследственность, то есть Нтттоеннюю конституциональную программу здорово-В организма. Построение эмоционально-когнитивно-Г° еленческой стратегии в соответствии с конституцио­нальным стержнем создает условия здорового существо­вания человека.

2 Состояние, при котором функции организма реа­лизуются более высоким, чем в норме, напряжением ре-гуляторных систем. Это тот уровень, который не может компенсировать происходящие в организме под влия­нием негативных факторов изменения и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию процесса. Со­вершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различ­ных условиях существования, этот («безопасный») уро­вень может отличаться: для руководящего работника не­обходимы большие резервы здоровья, чем для обычного служащего, чтобы сохранить необходимый оптимум «сте­пеней свободы».

Если человек игнорирует или нарушает законы при­роды своего тела и психики, то это, в свою очередь, ведет к «возмущению» тех или иных заблокированных систем организма (Ананьев В. А., 1995). Это условия, когда нару­шается соответствие уровня адаптационно-компенса­торных процессов «норме адаптации». «Норма адапта­ции» — это пределы изменения структуры системы (или элемента) под влиянием действующих на систему усло­вий среды, при которых не нарушаются структурно-фун­кциональные связи со средой, что обеспечивает суще­ствование системы.

Для человека (организма), существующего в услови­ях его адаптационной нормы, необходимость адаптации отсутствует, поскольку он к этим условиям уже адапти­рован. Норма биологической адаптации сформировалась в адаптациогенезе и закрепилась наследственно, одна­ко норма психической адаптации формируется благода­ря научению, то есть является приобретенным факто-Р°м. Норма психической адаптации, опираясь на инди-идные характеристики, во многом зависит от сформи-

энных окружающей средой границ адаптационно-

пенсаторных реакций. Границы нормы социальной


адаптации определяются обществом. Таким образом, ц. каждом уровне: биологическом, социальном, психологц, ческом существует своя норма адаптации, когда процс* ходит нарушение границ нормы адаптации, как в этой состоянии, то последствия обнаруживаются на всехур08< нях, но раньше на биологическом. Следовательно, bJ никаеттретье состояние.

3. Преморбидное состояние (предболезнь) — можность развития патологического процесса без и нения силы действующего фактора (факторов) вс ствие снижения резервов адаптации и признаками моразвития процесса. Снижение функциональных можностей организма проявляется в виде двух ста ^ а) с преобладанием неспецифических изменений при со­хранении гомеостаза основных жизненно важных сио тем организма, в том числе сердечно-сосудистой систе­мы; б) с преобладанием специфических изменений се стороны определенных органов и систем, гомеостаз ко­торых нарушен, но благодаря механизмам компенсацщ проявление заболеваний может быть выражено или на­ходиться в начальной фазе и имеет компенсаторный ха-1 рактер. Преморбидное состояние является предупреж' дением, что что-то не так. Организм сигнализирует, чтр следует обратить внимание на свое здоровье, пока не на­ступила болезнь.

Но на этом этапе развития патологии человек либо вытесняет тревожащую его информацию, либо рацвд нализирует ситуацию на уровне: «просто устал, на$ выспаться как следует, и все пройдет». Если нервньй тик — «видимо, продуло, сквозняк на работе» и мной других расхожих псевдообъяснений своего уже боле! ненного, изменившегося состояния.

Предболезнь — это латентный, скрытый период б» лезни, оценка которого осуществляется по избыточно» эмоциональной напряженности донозологического ур< # ня, имеющего выраженный вегето-соматический эквЯ' валент. При чрезмерно сильных и длительных эмоци* работоспособность, психическая устойчивость измен*' ются близко к тому, как это описано известной в псих^ логии инвертированной V-кривой Йеркса—Додсона. С* гласно закономерности, описываемой данной кривой. ' соответствии с ростом эмоционального напряжения {* зультативность выполняемой деятельности сначала в" 3


 

затем эмоциональная стимуляция перестает

ывать положительное воздействие и, наконец, на-°ка3 юТСЯ реверсивные действия — рост эмоций опре-ЧИН ет ухудшение деятельности, понижение показате­ли психических (например: ухудшение восприятия, леимания, концентрации, ступор в мыслительных про­весах, ухудшение воспроизведения в памяти, критич­ности мышления) и психомоторных процессов (ухудше­ние согласованности, точности движений, нарушение соразмерности усилий со склонностью к передозирова­нию), вегето-соматические реакции (резкое, неадекват­ное учащение пульса, дыхания, сокращение фазы выдо­ха нарушение нормотонических реакций кровяного дав­ления, профузный пот, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики, позывы на диурез и др. ). «Тело здоровое, но не до предела, тело не здоровое, но и не больше», — так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье. Таким образом, эмоциональнострессовые реакции довольно жестко сопряжены с предболезненными состояниями.

Третье состояние, по Авиценне, есть не патологи­ческое, однако адаптационные реакции становятся по­хожими на невротические проявления. Признаки, оп­ределяющие это состояние, часто интерпретируются, особенно психиатрами, как начало того или иного пато­логического процесса и оформляются в диагноз. Одна­ко астения, тревога, вегетативные дисфункции, сниже­ние порога переносимости различных воздействий из окружающей среды — скорее отражают динамику здо­ровья как процесса. При этом у человека есть все ре­сурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помо­щью самопознания, саморегуляции, с помощью креа­тивного процесса отлаживания адаптационно-компен­саторных механизмов.

Если и дальше из-за незнания себя, возможностей коррекции своего состояния продолжается давление на нормативные границы адаптации, то резервные возмож­ности защитных систем (компенсаторных механизмов, Одерживающих норму адаптации) оказываются исчер-

ными, и человек переходит в новое состояние — бо-

Именно второе и третье состояния как донозологи-КИе вследствие скомпенсированности не находятся



в поле зрения врачей. Донозологическое состояние—е реходное между здоровьем и болезнью, ограничиваемое с одной стороны, степенью (уровнем) снижения резер! вов здоровья и возможностью развития вследствие это­го патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой — начальными признака­ми нарушения функций — манифестацией патологичес­кого процесса. Однако при донозологических и премор. бидных состояниях наблюдаемые изменения физиоло­гических показателей, как правило, не выходят за пре­делы так называемой клинической нормы и поэтому ос­таются вне поля зрения врачей при проведении диспан­серных осмотров. В результате этого, как известно, толь­ко срыв адаптации с развитием конкретных нозологи­ческих форм заболевания становится основанием для проведения лечебных мероприятий. В лучшем случае, при более раннем выявлении начальных признаков за­болевания могут быть применены специфические меры вторичной профилактики.

Исходя из законов диалектики, происходит накопле­ние тех или иных «предболезненных» факторов и их пе­реход в новое качество — ту или иную оформившуюся нозологическую единицу. Эти факторы являются инфор­мативными маркерами повышенного риска развития за­болеваний. В переводе с латинского «фактор» означает «делающий», «производящий», то есть движущая сила какого-либо процесса, отражает его отношение к объек­тивной реальности, положительный или отрицательный эффект его действия. Поэтому фактор можно отнести к вероятности заболеть или умереть — фактор риска. Оп­ределение характера и выраженности факторов заболе­ваемости, факторов риска поможет построить собствен­ный прогноз своего здоровья.

В учении об этиологии заболеваний и построении за­дач их первичной профилактики важное место занимает принцип детерминизма. С. С. Гурвич, В. П. Петленко и Г. И. Царегородцев считают, что на основании этого прин­ципа заболевания являются следствиями причин, а кон­кретная обстановка, в которой действуют причины, ■ " есть условия, вызывают болезни причины. Условия сам" по себе не могут вызвать болезнь, но это и не индифф6'

. „ рентный фон, условия влияют на действие причин и на

4/ возникающие следствия.


__________________________ |

Исходя из изложенного, Л. А. Лещинский и А. С. Ды-ставят вопрос о том, как согласуется понятие «фак-м°в риска» с хорошо известными и принятыми в фило-Т°Лии и медицине понятиями «причина», «условие» и с0 дСТВие». Например, гиподинамия (малая двигатель-< < С я активность) или курение являются не причинами, а Н ловиями атеросклероза и ишемической болезни серд-У Ведь известны случаи, когда эти заболевания были у некурящих и подвижных людей. Другие факторы риска: артериальная гипертензия, ожирение, диабет — являют­ся самостоятельными нозологическими единицами. Ги-перхолестеринемия (большое содержание холестерина в крови) рассматривается как фактор риска для ишеми­ческой болезни сердца, может являться условием для раз­вития атеросклероза и ишемической болезни сердца, иногда быть нейтральным фактором у здоровых лиц, а часто представлять симптом развивающегося атероск­лероза. Также факторы риска могут иметь компенсатор­ное значение (например, избыточная масса тела, куре­ние). Все это следует учитывать в разработке профилак­тических программ.

Существует точка зрения, согласно которой на про­тяжении жизни человека наблюдается накопление фак­торов риска. При достижении критической, «пороговой» суммы факторов развивается болезнь. Выделяют следу­ющие факторы, влияющие на здоровье:

• социально обусловленные: эндогенные (как при­
чины), которые зависят от индивидуально-психо­
логических особенностей личности — недостаточ­
ный уровень активности личности, мотивационной
сферы и экзогенные (внешние условия) — образ
жизни (вредные привычки, особенности питания
и др. ), социальный микроклимат (режим труда и
отдыха, стрессы, условия труда);

• социально-биологически обусловленные: внутри-
личностные причины — недостаточность опыта,
навыков, умения приобретения знаний; недоста­
точный уровень психических процессов — памя­
ти, внимания, сенсомоторики и др. профессио­
нально-важных качеств;

биологически обусловленные: эндогенные (причи­ны) — инертность и неуравновешенность высшей нервной деятельности, недостаточность правопо-



     
 

 

 


лушарного регулирования функций, артериальная неустойчивость, нарушение обмена липидов, дцс. гормональные сдвиги; эндогенные (условия) -, морфофункциональные, генетические (пол, воз-раст, конституция, принадлежность к определен­ной группе крови).

Действие факторов риска на организм сугубо инди-видуально. Общим для всех является развитие неспеци-фических адаптационных реакций с формированием определенных донозологических состояний. Следо тельно, все факторы риска могут рассматриваться факторы риска дезадаптации. Факторы риска разви дезадаптации одновременно являются и факторами ка развития заболеваний, поскольку последние пред» ляют собой следствие нарушения гомеостаза и ср адаптационных механизмов. Такой переход из донозо логического состояния в нозологическое осуществляет ся в результате длительного воздействия факторов рис­ка как необходимого условия развития неспецифичес­ких адаптационных реакций, что ведет к снижению пси­хической устойчивости, а следовательно, снижает про­фессиональное долголетие госслужащих. Для того что­бы разработать алгоритм по повышению психической устойчивости в эмоционально-волевой сфере, интеллек­туальной и профессиональной, надо более подробно рас­смотреть наиболее характерные факторы риска для уп­равленцев на госслужбе.


ФАКТОРЫ РИСКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ

Объединение многочисленных факторов риска в ка­чественно однородные группы позволило определить относительную значимость каждой группы в возникно­вении и развитии заболевания и снижении профессио­нального долголетия у руководителей. Выделим группы донозологических признаков, негативно влияющих на здоровье руководителей. Из критериев, на прогности­ческую значимость которых можно опираться при про­гнозе здоровья на донозологическом этапе, необходимо отметить следующие: экзогенные (образ жизни, особен­ности профессиональной деятельности — экстремаль­ные факторы, условия труда), эндогенные (возраст, пол, тип конституции, группа крови).

Естественное стремление руководителя к ежеднев­ному достижению успехов требует от него не только ог­ромного умственного напряжения, но и способностей к регенерации и пополнению жизненной энергии. Забо­леваемость от умственных перегрузок очень велика, осо­бенно в группах сердечно-сосудистых и неврологичес­ких болезней. Необходимость принятия оперативных ре­шений нередко требует от управленцев больших умствен­ных и эмоциональных нагрузок, при этом физическая активность остается очень незначительной, поэтому зат-РУДНяется кровоток, нарушается дыхание.

Это отражается на деятельности практически всех

органов, постепенно нарушается и само их структурное

° Разование. Нередко отмечаются головные боли, боли

еРАДе или сердцебиение, головокружение, повышен-

ж*" * Утомляемость, нарушение сна, апатия или раздра-

ельность, могут появиться нарушения деятельности

лУДка, печени, кишечника. Все это ведет к тому, что
ижается трудоспособность.                     . ., ,. ■,


У руководителей, работающих в постоянном напря. жении, часто развивается язвенная болезнь желудка, гц. пертоническая болезнь. Больной вначале может не ощ. щать болезни. У людей с малоподвижным образом жиз. ни, к коим относятся и управленцы, зачастую повышает, ся артериальное давление. При постоянных перегру3. ках может развиваться уже не транзиторная (времен-ная) гипертензия, а гипертоническая болезнь с более щц менее стойким повышением АД. Из психосоматических заболеваний с работой руководителя наиболее связан­ными признаются сердечно-сосудистые и хронические желудочно-кишечные заболевания.

В развитых странах нервно-психические расстрой­ства занимают первые места среди других заболеваний из-за перегрузок, легко возникающих стрессов, особен­но у руководящего звена. В управленческой деятельнос­ти психическую устойчивость руководителей целесооб­разно рассматривать как конкретную комплексную сформированность психики личности руководителя и проявление ее компонентов на практике с присущей на­правленностью и степенью напряженности в данный момент времени. Доказано, что даже незначительные нарушения нервно-психического здоровья руководите­ля способны вызвать нарушение психологического бла­гополучия и стабильного функционирования сотрудни­ков всего возглавляемого им подразделения '. Развива­ющиеся при стрессах, неврозах заболевания других ор­ганов и систем, в свою очередь, могут ухудшить состоя­ние нервной системы. Стрессы способствуют резкому снижению сахара в крови, при этом могут появиться сла­бость, усиленное сердцебиение, страх.

Пренебрежение правилами здоровой жизни, незна­ние особенностей своей нервной системы и способах адекватного реагирования на стрессы повышает веро­ятность возникновения различных заболеваний.

В последние годы на первые места среди причин смерти вышли сердечно-сосудистые заболевания, ново­образования и травматизм, которые опосредуются пове­дением человека, его установками и потребностями в са­мосохранении. Негативные типы самосохранительного

1 Гурвич ИМ. Социальная психология здоровья. СПб., 2000.
286 — 304.   .                                                  . и;.. -. -. -; ^л... лй1'ч»


едения — курение, употребление спиртного и т. п. — п°в еТВОряющие какие-либо актуальные социально-^яхологические потребности личности и одновремен-ПС связанные с негативными последствиями этого для н° оВЬЯ и продолжительности жизни, но отдаленные по емени и своей вероятности. Образ жизни, условия тру-а формы и способы поведения, неблагоприятные для здоровья, и предшествуют во времени неизбежным в бу­дущем заболеваниям.

В исследовании В. Л. Красненкова, Д. П. Дербенева и Г Д. Козловой1 уровень заболеваемости у руководителей был связан с профессией и стажем работы, употребле­нием алкоголя и условиями труда.

Изучая проблему профессионального долголетия, М. А. Дмитриева приходит к выводу, что фундамент про­фессионального долголетия закладывается на протяже­нии продуктивного периода жизни человека, начиная с выбора профессии. Под профессией госслужащего по­нимается «совокупность знаний, умений, навыков, а так­же деловых, личностно-психологических и нравствен­ных качеств человека, позволяющих ему успешно выпол­нять трудовые функции на определенных должностях го­сударственной службы»2.

Деятельность госслужащего можно определить как снижение уровня неопределенности в процессах дости­жения тех или иных целей общественного развития. Осу­ществляют эту деятельность люди, которым присущи свои личностные качества, такие как умение совершить пра­вильный выбор, принять эффективное решение, что пси­хологически сопровождается взятием на себя ответствен­ности. Особенно возрастает психическое напряжение, когда принимаемые индивидом решения касаются не только его самого, но и затрагивают других членов кол­лектива, а порой, и судьбы многих других людей. Такого Рода психическое напряжение не проходит бесследно.

Принятие решений справедливо признается цент­ральным звеном многогранной деятельности руководи-

Красненков В. Л., Дербенев Д. П., Козлова Г. Д. Некоторые воп-Зл ИзУчения образа жизни и отношения к своему здоровью // АРавоохранение РФ. 1986. № 1. С. 7-10.

Век ^ттриева М. А. Психологический анализ системы «Чело-~~ професси

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...