Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

психология здоровья





как системное ярнятив


психологических факторов в причине болезни. Факторы
социально-психологического уровня выступают источ­
ником стресса окружения. Собственно психологические
факторы создают восприятие социального окружения
как угрожающего, то есть стрессогенного на основе па­
мяти, мышления и особенностей мотивационной сферы
личности. Поведенческие (внешние, бихевиоральные)
факторы могут модифицировать ближайшее социальное
окружение в направлении повышения или снижения его
стрессогенности. Психофизиологические факторы вклю­
чены в соматопсихические отношения и создают функ-:
циональные изменения в организме, которые могут при,
длительном действии этих факторов перейти в необра-j
тимые морфологические изменения на организменном1
уровне, то есть в болезнь.                                       ;

Рассмотрим основные направления в психологии и психотерапии через призму оценки здоровья. Основа­тель психоанализа 3. Фрейд делал акцент на освобожде­нии психотравмирующего материала, ранее вытеснен-* ного в бессознательное, чтобы можно было оперировать} им сознательно. Если человек освобождается от запре-, щений бессознательного, Эго устанавливает новый уро4 вень удовлетворения потребностей человека во всех об4 ластях жизнедеятельности. Таким образом, устранив! конфликт между сознанием и бессознательным, человек становится психически здоровым. Но поскольку он бу-| дет в жизни постоянно сталкиваться со стимулами, про-: воцирующими этот конфликт, то и психоанализ необхо­димо проводить на протяжении всей жизни'. Основным препятствием к психологическому росту согласно пси­хоаналитической теории является тревожность.

Из психоаналитических представлений исходит тео­рия «жизненных кризисов» о стадиях формирования личности, однако включает в себя и эволюционные пред­ставления о биологической адаптации, и подход Эриксо-на к стадиям развития. Кризисы определяются и как «большие жизненные события» в рамках социального стресса. Понятие «жизненного кризиса» является цент-j ральным для превентивной психологии и психиатрии, 1 поскольку рассматривается как переход опасной для индивида ситуации в стрессовую, когда еще есть воз-


можность для превентивного психотерапевтического вмешательства.

Теория «жизненных кризисов» подразумевает, что индивид как определенная точка в социальной структу­ре в своем эмоциональном и поведенческом функцио­нировании обычно действует с минимальным осознани­ем своего поведения и без большого внутреннего напря­жения. Для разрешения проблем используются обычные механизмы и реакции, выполняемая социальная роль со­ответствует позициям других. При кризисе это равнове­сие нарушается и возникает период поиска нового рав­новесия '.

Возникновение кризиса прежде всего зависит от дис­баланса между трудностью и важностью проблемы для индивида, с одной стороны, и имеющимися ресурсами для ее решения с другой. Рост напряжения проявляется в «приступе» в виде тревоги, страха, вины, стыда в зави­симости от природы ситуации. Чувства беспомощности и неэффективности сопровождаются некоторой дезор­ганизацией функционирования. В своем течении кризис проходит очерченные фазы: 1) инициальный рост напря­жения с попыткой применить для достижения гомеоста-за привычное решение; 2) отсутствие успеха, сопровож­дающееся ростом напряжения, со стадиями «приступа» и чувства неэффективности; 3) дальнейший рост напря­жения с мобилизацией всех внутренних и внешних ре­сурсов, использованием новых методов решения пробле­мы, переформулировкой проблемы и внешних условий средствами абстрактного мышления. Если проблема ре­шается, то восстанавливается нарушенная комплимен-тарность социальной группе; 4) если проблема не реше­на, нарастает внутриличностная и поведенческая дезор­ганизация (Caplan G., 1964).

Исход кризиса определяется решениями индивида, либо принимаемыми активно, либо возникающими слу­чайно как непосредственные реакции на ситуацию. Для последующего психического здоровья имеют большое значение детали решения кризиса. В кризисе могут быть выработаны и новые реакции преодоления, которые вхо-


 



Freud S. The major works of S. Freud. Chicago, 1952.


 G' Princlples of Preventive psychiatry. NY.: Basic


 a*


 


 

 

дят затем в личностный репертуар способов решения жизненных проблем.

В отличие от психоанализа аналитическая психоте­рапия К. Г. Юнга в расширенном варианте уравновеши­вает сознательные и бессознательные процессы и улуч­шает динамическое взаимодействие между ними. По Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к ин-; дивидуации (процесс «становления собой», развитие са-, мости, где цель в единении сознания и бессознательно-) го), или саморазвитию (процесс, означающий потреб-{ ностьбыть «единым», «однородным» существом). Рост для Эго — это расширение сознательной осведомленно­сти. Эго для К. Юнга — это центр сознания, а «самость» — это центр целостности человека, то есть это окружность, охватывающая и сознание, и бессознательное'.

Одним из основателей холистической (целостной) сис-f темы в индивидуальной психологии был А. Адлер, который} рассматривал здорового человека как интегративную цело-j стность в рамках социальной системы. Целостность, по* А. Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, со циального интереса и направленности поведения к цели Психологический рост — это движение от центрированно ста на себе и целях личного превосходства к задачам конст руктивного овладения средой и социального полезного раз вития. Путь к здоровью—это конструктивное стремление i совершенствуй сильное общественное чувство и коопера ция. Препятствием к здоровью личности в телесно-ориен тированных школах считают защитный «панцирь» в мышеч ной системе2. В. Райх определяет оздоровление как процесс рассасывания психологического и физического «панциря» процесс становления более свободным и открытым суще­ством. Ф. Перлз, основатель гештальттерапии, психологи­ческое здоровье человека определял как способностьперей-ти от опоры на среду и регулирование средой—к опоре н« себя и саморегуляцию. « Здоровая личность—это самосто j ятельное, саморегулирующееся существо»3. Таким образом! основная идея гештальттерапии — создание равновесий внутри себя и между собой и средой.

1 Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994. " fc
__      2 Reich W. Selected writings. New York, 1960.           .,

CL      3 Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб., 1995.


Основатели и последователи бихевиор-терапии, на­пример Б. Скиннер, рассматривают психологический рост как минимизацию дурных условий и возрастание благотворного контроля над средой. Среди бихевиори­стски ориентированных подходов к здоровью централь­ное место занимает сегодня теория социального науче­ния А. Bandura (1973). Согласно ей неблагоприятные пе­реживания продуцируют эмоциональное возбуждение. Это возбуждение может вести к различным типам ре­акций, в зависимости от того, каким реакциям люди на­учились для преодоления стрессогенных условий ок­ружения. При дистрессе некоторые люди обращаются за помощью и поддержкой, другие проявляют поведе­ние, направленное на достижение, третьи — уход или переобозначение ситуации. Возможны также реакции в виде агрессии, психосоматических расстройств, са­моанестезии лекарствами, алкоголем или наркотиками. Важное место в теории социального научения занима­ет представление о Я-эффективности: успешные соци­альные и экономические действия личности редуциру­ют болезненные реакции, а очевидность повреждаю­щих последствий своих действий ведет к дистрессу и потере самоуважения. При оценке исхода своих дей­ствий как контролируемых возникает поведение, на­правленное на самоутверждение, достижение, решение проблем, или агрессия. Если действия оцениваются как неконтролирующие исход, развиваются либо «притуп­лённые» реакции (переедание, секс, спорт, самоанес­тезия в виде алкоголизации, наркотизации), либо «не-притупленные» реакции в виде избегания или «обуче­ния беспомощности» (апатия, депрессия, смирение, психосоматические расстройства)'. Профилактикой депрессии является развитие чувства своего профес­сионального мастерства и эффективности.

Конструкт локуса контроля был введен Y. Rotter в рам­ках теории социального научения исходя из предполо­жения, что действия личности можно предсказать на ос­нове ее ценностей, ожиданий и ситуации, в которой она себя видит. То, насколько люди убеждены, что они явля­ется активными деятелями и могут в определенных пре-

of v, 7УГЛег а w-- Fenn M. R., Cole A. M. A social psychological analysis nn
°f violent behavior. 1981. P. 31-67.                                            .           23


 

 


 

делах влиять на свою судьбу, критически важно для вы-бора способа преодоления стресса.

Те, кому свойствен внешний локус-контроль (экстер-налы), полагают, что все жизненные события главным образом результат действия случая или удачи. Они по­стоянно ощущают себя заложниками судьбы, игра кото­рой им неподвластна. Люди, характеризующиеся внут­ренним локусом контроля (интерналы), считают, что они могут влиять на ход своей жизни, и то, что с ними про­изошло или произойдет, является результатом их соб­ственных решений. Исследования показывают, чтолицд с внутренним локусом контроля больше соответствуют и располагают к управленческой деятельности, в отлич» от интерналов, которые лучше себя чувствуют в услови ях директивного управления. Любопытното, какрассма-риваемая личностная особенность влияет на здоровь сотрудников и госслужащих в том числе. Интерналы счи тают, что их здоровье находится в их собственных руках, и поэтому они относятся к нему с большей ответственно^ стью, демонстрируя стремление к здоровому образу жиз-ни и готовность отказаться от вредных привычек. Это во! многом определяет их меньший, чем у экстерналов, аб сентеизм.

В настоящее время самостоятельное значение при обретает когнитивно-бихевиоральный подход. Клини ческая форма болезни и сохранение болезненной симп^ томатики рассматриваются как продукт не только тяже-j сти симптомов, физической нетрудоспособности, но так­же субъективных переживаний. В здоровье и болезнь' включены следующие системы личности: 1) ценности, убеждения и цели, относящиеся к поддержанию здоро­вья, предупреждению болезни и реакции на симптомы; 2) информация о «поведении риска» и болезнях, необхо­димая для поддержания и укрепления здоровья; 3) вос­принимаемая эффективность и своя компетентность, основанная на прошлом опыте; 4) ролевые ожидания И планы действий в ответ на ситуационные требования и внутренние состояния'. В качестве особенностей когни-тивно-бихевиорального подхода называются акцент на сотрудничестве с пациентом, включение когнитивной


нки в виде самомониторинга в лечебный процесс, ис­пользование терапии и профилактики.

Цель же гуманистической психотерапии — создание едеЛенных условий для личностного роста. Быть са­мим собой, а не таким, каким бы хотел казаться человек, — это признак душевного здоровья'. По К. Роджерсу, пол­ноценно функционирующая личность — синоним опти­мального психологического приспособления, психоло­гической зрелости. Существенным дополнением в пони­мании гуманистического подхода является собрание мыслей и гипотез А. Маслоу (1982; 1997). Он определял невротические страдания, психологическую неприспо­собляемость как «болезни лишенности», то естьнеудов-летворение фундаментальных потребностей. «Дурные привычки, механизмы психологической защиты меша­ют личностному росту, уменьшают гибкость и откры­тость»2.

На наш взгляд, из всех существующих подходов к здо­ровью госслужащих самым перспективным является психологический. Принимая все существующие теории личности, психология здоровья все же выходит за гра­ницы любой из них. Именно психология здоровья как научно-практическое направление призвано экологич­но расширять возможности восприятия и адаптивного поведения управленца в его профессиональной деятель­ности. Для психологии здоровья само понятие «здоро­вье» является интегральным показателем целостного развития госслужащего, а значит, фактором психичес­кой устойчивости, которая является условием его успеш­ной управленческой деятельности, жизненного успеха.


 



1 Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. С

35-36.    ., . _..... ,.. „ _ ,         ,.... .,. . ,.;.


М  °УжеРс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.

Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М, 1982. La


 



психология здоровья

И ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

РУКОВОДИТЕЛЯ___________

Психология здоровья — научная и клиническая спе. циальность внутри современной психологии, уходящая своими корнями в психоаналитическое движение и пси> хосоматическую медицину. Ее характерной особенное* тью является использование теорий, развитых для пси­хического здоровья, в целях понимания и укрепления физического здоровья. Психология здоровья рассматри^ вает здоровье с системных позиций, причем болезнь вы] ступает только как специальный случай здоровья. Пси? хология здоровья включает в свой предмет изучение ме? ханизмов влияния психосоциальных факторов и регуля­цию гомеостаза, а также превентивную психологию — концептуальные, программные и эмпирические харак­теристики профилактических усилий в сфере психичео кого здоровья.

Психология здоровья рассматривает вопросы сохра нения психического здоровья человека, изменения его сознания и мотивации здорового образа жизни, ориента­ции на такие ценности, как «человек», «жизнь», «здоро­вье», где сущность укрепления и сохранения здоровья заключается в процессе саморазвития управленца и пе­реориентации в этом плане профессионального самосоз­нания специалиста. Саморазвитие выступает как веду­щий механизм достижения вершин в целостном разви­тии госслужащего и в его управленческой деятельности. Психическое здоровье, наряду с физическим здоровьем, является составляющей общего здоровья. Психика — свойство высокоорганизованной материи, мозга, являю­щееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. В литературе немало примеров характеристики психического здоровья. Приведем неко-


 

из них. В способности познавать истину Декарт °дел здоровье души. Гельвеции (1938) считал, что отли-Вительный признак здорового ума заключается в его спо-бности правильно осуществлять сравнение сходств и С азличий, соответствий и несоответствий между различ­ными предметами. По замечанию А. Ф. Лазурского (1925), один из признаков здоровой личности предполагает уме­ние человека регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм. В качестве одного из важней­ших признаков душевного здоровья личности А. А. Мег-рабян (1978) называет способность к саморегуляции, то есть умение человека свободно управлять в бодрствую­щем состоянии своими сенсорно-перцептивными про­цессами, мыслями, эмоциями и моторными функциями. Единство Я и эффективная адаптация к социуму являют­ся, согласно Т. Рибо (1886), условиями психического здо­ровья личности. Если в здоровом человеке между его дву­мя Я, субъективным и объективным, существует правиль­ное, нормальное отношение, то, по мнению Н. Страхова (1894), в больном—эта связь нарушена. Психическое здо­ровье ассоциируется с потребностью человека в саморе­ализации как личности, то есть психическое здоровье обес­печивает ту сферу жизни, которую мы называем соци­альной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психи­ки, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адек­ватным его требованиям.

По мнению ученых, психическому фактору, который является наиболее близким и прямым регулятором кон­кретной деятельности и образа жизни, уделяется недо­статочное внимание. Учет возрастающего значения пси­хических факторов в возникновении, течении, компен­сации и декомпенсации различных соматических болез­ней определяет одну из особенностей психологии здоро­вья — ее «неспецифичность». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что не менее 30%, а по мнению боль­шинства авторов, не менее 50% больных, обращающих­ся с соматическими жалобами в поликлиники и стацио-ры, составляют, по существу, практически здоровые Ца, нуждающиеся лишь в известной коррекции эмо­ционального состояния.



 опросник, мы получили результаты, пред-
 Г      128

. ей гпелнего звена со стажем работы на занимае-
лителеи y-f^tv                                              ^

й должности более 5 лет, а группу «2» составили моло-М° руководители со стажем работы до 3 лет (36 чел. ).

Каждый вопрос начинался со следующего утверж-ения: «В последнее время я начал замечать, что у меня часто... ». Опрос имел анонимный характер.

В таблице представлен перечень выявленных призна­ков (жалоб), которые начали отмечать испытуемые в пос­леднее время. Вторая и третья колонки таблицы показы­вают процент лиц каждой группы испытуемых, отмеча­ющих у себя тот или иной симптом, влияющий на трудо­способность и впоследствии ведущий к психосоматичес­ким заболеваниям. В четвертой колонке отмечена разни­ца (в процентах) положительных выборов выявленных признаков каких-либо недомоганий у руководителей обе­их групп, колонка пять — номера вопросов.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что руководители, испытывая огромные психо­физиологические нагрузки, «расплачиваются» различ­ными психосоматическими нарушениями.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сказать, что в группе лиц, достигших определенного про­фессионального мастерства, появляются отдельные при-Нами было проведено исследование на определенкЯзнаки нарушения функционального состояния, влияю-


Статистика свидетельствует, что лиц, свободных oJ каких-либо психических нарушений, то есть «абсолют] но здоровых» в настоящее время насчитывается в сред, нем лишь 35%. Прослойка людей с предболезненныы состояниями (донозологические формы психической д задаптации) в населении достигает немалых размеров' по данным разных авторов — от 22 до 89%. Однако, со] гласно мнению экспертов, половина носителей псих» ческой симптоматики не нуждаются в психиатрическо{ помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде а возможно, нуждаются только в психологическом коц сультировании.

Исследования, проведенные в одном крупном на' но-производственном объединении, показали, что 4 работников предприятия имеют те или иные медико-пс хологические проблемы. У 10% обследованных выявл ны выраженные социально-психологические дезада тации. Актуальными проблемами для работников НП( являются следующие: 1) проблемы, связанные с физи ческим здоровьем; 2) проблемы, касающиеся психи ческого состояния, контроля эмоциональной сферы, р* гулирования настроения; 3) проблемы общения, в toj числе сексуального; 4) проблемы, связанные с семье! 5) проблемы, вызванные курением и злоупотребление

алкоголем

состояния здоровья руководящего звена госслужбы. В » следовании приняли участие две группы управленце: Первую группу (А) представляют мужчины с высши! образованием, в возрасте 43 — 50 лет, занимающие вьн шие должности руководителей коллективов на протяж нии 4 — 7 лет. Вторую группу (Б) составили мужчины высшим образованием, в возрасте 30 — 35 лет, проходи шие переподготовку в связи с назначением науправле] ческие должности

Используя тест общего здоровья Лангнера—Амъел мы выявили отдельные симптомы — жалобы испыту мых в двух группах управленцев. Постепенно из отдел ных донозологических признаков и складывается ка] тина того или иного заболевания. Используя разработа

1 Ананьев В. А., Никифоров Г. С. и др. Психология здоровья. СГ
2000. С. 42.                                                                            , «: -<. йл. а. чу„> у.,


 

 

 сШ  р

НЫ ленные в таблице. Группу «1» составили 28 руково-сТаВй  лнего звена со стажем работы на занимае-

щего на работоспособность. И процент таких признаков достаточно высок, чтобы не обратить на него внимание с точки зрения статистики.

Таким образом, на примере данного исследования можно увидеть, что большая часть управленцев в той или иной степени нуждается в помощи специалистов-пси­хологов, психотерапевтов и др.

Раннее тестирование и внимательное отношение к своему здоровью поможет выявлению тревожных сим­птомов и предотвращению развития заболевания до того, как это скажется на выполнении профессиональной де-йтельности.

Интерес к психологическим факторам в развитии за­болеваний связан с тем, что они в большей степени под-£ *^ся к°нтролю и во многом зависят от самого челове-• Следовательно, одним из руководящих принципов вентивного подхода должна быть установка на поиск



№учешеданньи, свидегельсгвующихоб имеющихся

донозолсяическихпризнакахуруководигелей государсгвенныхучреждений, потесгу общего здоровья, в%

Признаки


! ычитание »-«2»)


Группа «2»


р

вопросов опроса

руппа «1»


Повышенная раздражи-тельность, напряженность


Ощущениеодиночесгва


Факторы, вызывающие физический дискомфорт


Снижение настроения, грусть


Безразличие ко всему


Впечатление «черной полосы» вжизни, сплошные неудачи


Ощущение неусидчивости, трудно находиться на одном месте


Трудности с запоминанием обыденных вопросов


Ощущениеусгалостикисходу рабочего дня




Трудно приступить к работе, решению вопроса




Внезапные приливы жара


Тяжесть в голове, нет ясности
мысли                    ______


Частые расстройства сна, трудно уснуть




Частые головные боли


Изжога, дискомфорт в желудке


Частые ощущения сердцебиения


Ощущение нехватки воздуха,
удушье без видимых внешних
причин_________________


Чувствоозабоченности, излишняя
суетливость_______________


Частые ощущения холодного пота


Дрожь в пальцах рук в несложных ситуациях


Плохой аппетит

Полуобморочные состояния


 

образом, психология здоровья занимается психо-Эгическими причинами здоровья, а также разработкой Л° одов и средств его сохранения, укрепления и разви­то Основная задача психологии здоровья — как делать ^больных людей здоровыми, где само здоровье можно осматривать в качестве оптимальной предпосылки (ус-овия) для выполнения человеком намеченных жизнен­ных целей и задач, что перекликается с основной гипо­тезой и предметом данного исследования. Сущность пси­хологии здоровья как фактора психической устойчивос­ти в нашем исследовании заключается в подходе к изу­чению психического здоровья и управления им.

Психология здоровья опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается гармо-21 ] ничное развитие всех составляющих человека. Реализа-ция холистического подхода идет через раскрытие по­тенциалов человека. Целью превентивной работы, на­правленной на сохранение психического здоровья, яв­ляется раскрытие: эмоционально-волевой сферы, интел­лектуальной и профессионально-важных качеств, отра­жающих различные аспекты психического здоровья че­ловека (в частности, управленца). Гармоничность разви­тия этих сфер и является психической устойчивостью, как было выявлено в исследованиях (М. Ф. Секач, 1999). Раскроем составляющие психической устойчивости уп­равленцев.

 

Существенное значение в формировании психичес­кой устойчивости руководителя имеют эмоции. Эмо­ция — особый класс субъективных психологических со­стояний, отражающих в форме непосредственных пе­реживаний приятного или неприятного процесса и ре­зультаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. В различной литературе по психологии эмоции характеризуются обычно как переживания человеком его отношения к 1—, каким-либо значимым для него объектам, событиям. С их помощью выражается оценка факторов внешней и внут­ренней среды, их биологическое и социальное содержа­ние и значение.

каз Физиологических исследованиях их значение по-„, _ывается чаще всего через участие мозгового аппара-

_ ренн°ЦИИ " *" его отАельных структур в процессе внут-

его подкрепления, определяющим выбор поведен-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...