психология здоровья
1В как системное ярнятив психологических факторов в причине болезни. Факторы Рассмотрим основные направления в психологии и психотерапии через призму оценки здоровья. Основатель психоанализа 3. Фрейд делал акцент на освобождении психотравмирующего материала, ранее вытеснен-* ного в бессознательное, чтобы можно было оперировать} им сознательно. Если человек освобождается от запре-, щений бессознательного, Эго устанавливает новый уро4 вень удовлетворения потребностей человека во всех об4 ластях жизнедеятельности. Таким образом, устранив! конфликт между сознанием и бессознательным, человек становится психически здоровым. Но поскольку он бу-| дет в жизни постоянно сталкиваться со стимулами, про-: воцирующими этот конфликт, то и психоанализ необходимо проводить на протяжении всей жизни'. Основным препятствием к психологическому росту согласно психоаналитической теории является тревожность.
Из психоаналитических представлений исходит теория «жизненных кризисов» о стадиях формирования личности, однако включает в себя и эволюционные представления о биологической адаптации, и подход Эриксо-на к стадиям развития. Кризисы определяются и как «большие жизненные события» в рамках социального стресса. Понятие «жизненного кризиса» является цент-j ральным для превентивной психологии и психиатрии, 1 поскольку рассматривается как переход опасной для индивида ситуации в стрессовую, когда еще есть воз- можность для превентивного психотерапевтического вмешательства. Теория «жизненных кризисов» подразумевает, что индивид как определенная точка в социальной структуре в своем эмоциональном и поведенческом функционировании обычно действует с минимальным осознанием своего поведения и без большого внутреннего напряжения. Для разрешения проблем используются обычные механизмы и реакции, выполняемая социальная роль соответствует позициям других. При кризисе это равновесие нарушается и возникает период поиска нового равновесия '. Возникновение кризиса прежде всего зависит от дисбаланса между трудностью и важностью проблемы для индивида, с одной стороны, и имеющимися ресурсами для ее решения с другой. Рост напряжения проявляется в «приступе» в виде тревоги, страха, вины, стыда в зависимости от природы ситуации. Чувства беспомощности и неэффективности сопровождаются некоторой дезорганизацией функционирования. В своем течении кризис проходит очерченные фазы: 1) инициальный рост напряжения с попыткой применить для достижения гомеоста-за привычное решение; 2) отсутствие успеха, сопровождающееся ростом напряжения, со стадиями «приступа» и чувства неэффективности; 3) дальнейший рост напряжения с мобилизацией всех внутренних и внешних ресурсов, использованием новых методов решения проблемы, переформулировкой проблемы и внешних условий средствами абстрактного мышления. Если проблема решается, то восстанавливается нарушенная комплимен-тарность социальной группе; 4) если проблема не решена, нарастает внутриличностная и поведенческая дезорганизация (Caplan G., 1964).
Исход кризиса определяется решениями индивида, либо принимаемыми активно, либо возникающими случайно как непосредственные реакции на ситуацию. Для последующего психического здоровья имеют большое значение детали решения кризиса. В кризисе могут быть выработаны и новые реакции преодоления, которые вхо-
Freud S. The major works of S. Freud. Chicago, 1952. G' Princlples of Preventive psychiatry. NY.: Basic a*
дят затем в личностный репертуар способов решения жизненных проблем. В отличие от психоанализа аналитическая психотерапия К. Г. Юнга в расширенном варианте уравновешивает сознательные и бессознательные процессы и улучшает динамическое взаимодействие между ними. По Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к ин-; дивидуации (процесс «становления собой», развитие са-, мости, где цель в единении сознания и бессознательно-) го), или саморазвитию (процесс, означающий потреб-{ ностьбыть «единым», «однородным» существом). Рост для Эго — это расширение сознательной осведомленности. Эго для К. Юнга — это центр сознания, а «самость» — это центр целостности человека, то есть это окружность, охватывающая и сознание, и бессознательное'. Одним из основателей холистической (целостной) сис-f темы в индивидуальной психологии был А. Адлер, который} рассматривал здорового человека как интегративную цело-j стность в рамках социальной системы. Целостность, по* А. Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, со циального интереса и направленности поведения к цели Психологический рост — это движение от центрированно ста на себе и целях личного превосходства к задачам конст руктивного овладения средой и социального полезного раз вития. Путь к здоровью—это конструктивное стремление i совершенствуй сильное общественное чувство и коопера ция. Препятствием к здоровью личности в телесно-ориен тированных школах считают защитный «панцирь» в мышеч ной системе2. В. Райх определяет оздоровление как процесс рассасывания психологического и физического «панциря» процесс становления более свободным и открытым существом. Ф. Перлз, основатель гештальттерапии, психологическое здоровье человека определял как способностьперей-ти от опоры на среду и регулирование средой—к опоре н« себя и саморегуляцию. « Здоровая личность—это самосто j ятельное, саморегулирующееся существо»3. Таким образом! основная идея гештальттерапии — создание равновесий внутри себя и между собой и средой.
1 Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994. " fc CL 3 Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб., 1995. Основатели и последователи бихевиор-терапии, например Б. Скиннер, рассматривают психологический рост как минимизацию дурных условий и возрастание благотворного контроля над средой. Среди бихевиористски ориентированных подходов к здоровью центральное место занимает сегодня теория социального научения А. Bandura (1973). Согласно ей неблагоприятные переживания продуцируют эмоциональное возбуждение. Это возбуждение может вести к различным типам реакций, в зависимости от того, каким реакциям люди научились для преодоления стрессогенных условий окружения. При дистрессе некоторые люди обращаются за помощью и поддержкой, другие проявляют поведение, направленное на достижение, третьи — уход или переобозначение ситуации. Возможны также реакции в виде агрессии, психосоматических расстройств, самоанестезии лекарствами, алкоголем или наркотиками. Важное место в теории социального научения занимает представление о Я-эффективности: успешные социальные и экономические действия личности редуцируют болезненные реакции, а очевидность повреждающих последствий своих действий ведет к дистрессу и потере самоуважения. При оценке исхода своих действий как контролируемых возникает поведение, направленное на самоутверждение, достижение, решение проблем, или агрессия. Если действия оцениваются как неконтролирующие исход, развиваются либо «притуплённые» реакции (переедание, секс, спорт, самоанестезия в виде алкоголизации, наркотизации), либо «не-притупленные» реакции в виде избегания или «обучения беспомощности» (апатия, депрессия, смирение, психосоматические расстройства)'. Профилактикой депрессии является развитие чувства своего профессионального мастерства и эффективности.
Конструкт локуса контроля был введен Y. Rotter в рамках теории социального научения исходя из предположения, что действия личности можно предсказать на основе ее ценностей, ожиданий и ситуации, в которой она себя видит. То, насколько люди убеждены, что они является активными деятелями и могут в определенных пре- of v, 7УГЛег а w-- Fenn M. R., Cole A. M. A social psychological analysis nn
делах влиять на свою судьбу, критически важно для вы-бора способа преодоления стресса. Те, кому свойствен внешний локус-контроль (экстер-налы), полагают, что все жизненные события главным образом результат действия случая или удачи. Они постоянно ощущают себя заложниками судьбы, игра которой им неподвластна. Люди, характеризующиеся внутренним локусом контроля (интерналы), считают, что они могут влиять на ход своей жизни, и то, что с ними произошло или произойдет, является результатом их собственных решений. Исследования показывают, чтолицд с внутренним локусом контроля больше соответствуют и располагают к управленческой деятельности, в отлич» от интерналов, которые лучше себя чувствуют в услови ях директивного управления. Любопытното, какрассма-риваемая личностная особенность влияет на здоровь сотрудников и госслужащих в том числе. Интерналы счи тают, что их здоровье находится в их собственных руках, и поэтому они относятся к нему с большей ответственно^ стью, демонстрируя стремление к здоровому образу жиз-ни и готовность отказаться от вредных привычек. Это во! многом определяет их меньший, чем у экстерналов, аб сентеизм. В настоящее время самостоятельное значение при обретает когнитивно-бихевиоральный подход. Клини ческая форма болезни и сохранение болезненной симп^ томатики рассматриваются как продукт не только тяже-j сти симптомов, физической нетрудоспособности, но также субъективных переживаний. В здоровье и болезнь' включены следующие системы личности: 1) ценности, убеждения и цели, относящиеся к поддержанию здоровья, предупреждению болезни и реакции на симптомы; 2) информация о «поведении риска» и болезнях, необходимая для поддержания и укрепления здоровья; 3) воспринимаемая эффективность и своя компетентность, основанная на прошлом опыте; 4) ролевые ожидания И планы действий в ответ на ситуационные требования и внутренние состояния'. В качестве особенностей когни-тивно-бихевиорального подхода называются акцент на сотрудничестве с пациентом, включение когнитивной
нки в виде самомониторинга в лечебный процесс, использование терапии и профилактики. Цель же гуманистической психотерапии — создание едеЛенных условий для личностного роста. Быть самим собой, а не таким, каким бы хотел казаться человек, — это признак душевного здоровья'. По К. Роджерсу, полноценно функционирующая личность — синоним оптимального психологического приспособления, психологической зрелости. Существенным дополнением в понимании гуманистического подхода является собрание мыслей и гипотез А. Маслоу (1982; 1997). Он определял невротические страдания, психологическую неприспособляемость как «болезни лишенности», то естьнеудов-летворение фундаментальных потребностей. «Дурные привычки, механизмы психологической защиты мешают личностному росту, уменьшают гибкость и открытость»2. На наш взгляд, из всех существующих подходов к здоровью госслужащих самым перспективным является психологический. Принимая все существующие теории личности, психология здоровья все же выходит за границы любой из них. Именно психология здоровья как научно-практическое направление призвано экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения управленца в его профессиональной деятельности. Для психологии здоровья само понятие «здоровье» является интегральным показателем целостного развития госслужащего, а значит, фактором психической устойчивости, которая является условием его успешной управленческой деятельности, жизненного успеха.
1 Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. С 35-36. ., . _..... ,.. „ _ , ,.... .,. . ,.;. М °УжеРс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М, 1982. La
психология здоровья И ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ___________ Психология здоровья — научная и клиническая спе. циальность внутри современной психологии, уходящая своими корнями в психоаналитическое движение и пси> хосоматическую медицину. Ее характерной особенное* тью является использование теорий, развитых для психического здоровья, в целях понимания и укрепления физического здоровья. Психология здоровья рассматри^ вает здоровье с системных позиций, причем болезнь вы] ступает только как специальный случай здоровья. Пси? хология здоровья включает в свой предмет изучение ме? ханизмов влияния психосоциальных факторов и регуляцию гомеостаза, а также превентивную психологию — концептуальные, программные и эмпирические характеристики профилактических усилий в сфере психичео кого здоровья. Психология здоровья рассматривает вопросы сохра нения психического здоровья человека, изменения его сознания и мотивации здорового образа жизни, ориентации на такие ценности, как «человек», «жизнь», «здоровье», где сущность укрепления и сохранения здоровья заключается в процессе саморазвития управленца и переориентации в этом плане профессионального самосознания специалиста. Саморазвитие выступает как ведущий механизм достижения вершин в целостном развитии госслужащего и в его управленческой деятельности. Психическое здоровье, наряду с физическим здоровьем, является составляющей общего здоровья. Психика — свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. В литературе немало примеров характеристики психического здоровья. Приведем неко-
из них. В способности познавать истину Декарт °дел здоровье души. Гельвеции (1938) считал, что отли-Вительный признак здорового ума заключается в его спо-бности правильно осуществлять сравнение сходств и С азличий, соответствий и несоответствий между различными предметами. По замечанию А. Ф. Лазурского (1925), один из признаков здоровой личности предполагает умение человека регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм. В качестве одного из важнейших признаков душевного здоровья личности А. А. Мег-рабян (1978) называет способность к саморегуляции, то есть умение человека свободно управлять в бодрствующем состоянии своими сенсорно-перцептивными процессами, мыслями, эмоциями и моторными функциями. Единство Я и эффективная адаптация к социуму являются, согласно Т. Рибо (1886), условиями психического здоровья личности. Если в здоровом человеке между его двумя Я, субъективным и объективным, существует правильное, нормальное отношение, то, по мнению Н. Страхова (1894), в больном—эта связь нарушена. Психическое здоровье ассоциируется с потребностью человека в самореализации как личности, то есть психическое здоровье обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. По мнению ученых, психическому фактору, который является наиболее близким и прямым регулятором конкретной деятельности и образа жизни, уделяется недостаточное внимание. Учет возрастающего значения психических факторов в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья — ее «неспецифичность». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что не менее 30%, а по мнению большинства авторов, не менее 50% больных, обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стацио-ры, составляют, по существу, практически здоровые Ца, нуждающиеся лишь в известной коррекции эмоционального состояния.
Статистика свидетельствует, что лиц, свободных oJ каких-либо психических нарушений, то есть «абсолют] но здоровых» в настоящее время насчитывается в сред, нем лишь 35%. Прослойка людей с предболезненныы состояниями (донозологические формы психической д задаптации) в населении достигает немалых размеров' по данным разных авторов — от 22 до 89%. Однако, со] гласно мнению экспертов, половина носителей псих» ческой симптоматики не нуждаются в психиатрическо{ помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде а возможно, нуждаются только в психологическом коц сультировании. Исследования, проведенные в одном крупном на' но-производственном объединении, показали, что 4 работников предприятия имеют те или иные медико-пс хологические проблемы. У 10% обследованных выявл ны выраженные социально-психологические дезада тации. Актуальными проблемами для работников НП( являются следующие: 1) проблемы, связанные с физи ческим здоровьем; 2) проблемы, касающиеся психи ческого состояния, контроля эмоциональной сферы, р* гулирования настроения; 3) проблемы общения, в toj числе сексуального; 4) проблемы, связанные с семье! 5) проблемы, вызванные курением и злоупотребление алкоголем состояния здоровья руководящего звена госслужбы. В » следовании приняли участие две группы управленце: Первую группу (А) представляют мужчины с высши! образованием, в возрасте 43 — 50 лет, занимающие вьн шие должности руководителей коллективов на протяж нии 4 — 7 лет. Вторую группу (Б) составили мужчины высшим образованием, в возрасте 30 — 35 лет, проходи шие переподготовку в связи с назначением науправле] ческие должности Используя тест общего здоровья Лангнера—Амъел мы выявили отдельные симптомы — жалобы испыту мых в двух группах управленцев. Постепенно из отдел ных донозологических признаков и складывается ка] тина того или иного заболевания. Используя разработа 1 Ананьев В. А., Никифоров Г. С. и др. Психология здоровья. СГ
сШ р НЫ ленные в таблице. Группу «1» составили 28 руково-сТаВй лнего звена со стажем работы на занимае- щего на работоспособность. И процент таких признаков достаточно высок, чтобы не обратить на него внимание с точки зрения статистики. Таким образом, на примере данного исследования можно увидеть, что большая часть управленцев в той или иной степени нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов и др. Раннее тестирование и внимательное отношение к своему здоровью поможет выявлению тревожных симптомов и предотвращению развития заболевания до того, как это скажется на выполнении профессиональной де-йтельности. Интерес к психологическим факторам в развитии заболеваний связан с тем, что они в большей степени под-£ *^ся к°нтролю и во многом зависят от самого челове-• Следовательно, одним из руководящих принципов вентивного подхода должна быть установка на поиск
образом, психология здоровья занимается психо-Эгическими причинами здоровья, а также разработкой Л° одов и средств его сохранения, укрепления и развито Основная задача психологии здоровья — как делать ^больных людей здоровыми, где само здоровье можно осматривать в качестве оптимальной предпосылки (ус-овия) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что перекликается с основной гипотезой и предметом данного исследования. Сущность психологии здоровья как фактора психической устойчивости в нашем исследовании заключается в подходе к изучению психического здоровья и управления им. Психология здоровья опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается гармо-21 ] ничное развитие всех составляющих человека. Реализа-ция холистического подхода идет через раскрытие потенциалов человека. Целью превентивной работы, направленной на сохранение психического здоровья, является раскрытие: эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной и профессионально-важных качеств, отражающих различные аспекты психического здоровья человека (в частности, управленца). Гармоничность развития этих сфер и является психической устойчивостью, как было выявлено в исследованиях (М. Ф. Секач, 1999). Раскроем составляющие психической устойчивости управленцев.
Существенное значение в формировании психической устойчивости руководителя имеют эмоции. Эмоция — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. В различной литературе по психологии эмоции характеризуются обычно как переживания человеком его отношения к 1—, каким-либо значимым для него объектам, событиям. С их помощью выражается оценка факторов внешней и внутренней среды, их биологическое и социальное содержание и значение. каз Физиологических исследованиях их значение по-„, _ывается чаще всего через участие мозгового аппара- _ ренн°ЦИИ " *" его отАельных структур в процессе внут- его подкрепления, определяющим выбор поведен-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|