И колакретов.., а тем, которые принадлежат к классу фе-дал участие только в народном собрании и судах.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, доктор юридических наук Председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии А.В.ИВАНЧЕНКО В.В. СУДАРЕНКО
ВВЕДЕНИЕ Настоящая книга включает ряд очерков, объединенных общей темой: «История выборов и избирательного права». Ее издание во многом обусловлено реалиями российской действительности последних лет. Развитие и упрочение демократических институтов, кардинальное изменение системы органов государственной власти способствовало вовлечению миллионов граждан Российской Федерации в общественно-политическую деятельность. Это проявилось в создании многочисленных партий и неправительственных организаций, проведении массовых митингов и демонстраций. Но наиболее масштабным явлением гражданской активности стало участие населения в выборах. Действительно, избирательные процедуры являются самыми доступными и распространенными формами участия граждан в принятии решений, затрагивающих интересы всего общества. В странах с устоявшейся демократической формой правления выборы давно стали обыденной, «рутинной» процедурой. Для России они все еще остаются чрезвычайно важным событием. Отсюда и большой общественный интерес ко всему, что так или иначе связано с всенародной подачей голосов. Современная Россия уже имеет собственный опыт проведения выборов. Это обстоятельство никоим образом не уменьшает, но придает еще большую актуальность изучению избирательных законов и иных правовых норм других стран и эпох. Отличительной чертой сегодняшнего дня является растущий интерес населения к знаниям основ государственного устройства, конституционных прав и обязанностей граждан, принципов организации органов власти. Не последнюю роль в этом процессе играет школа. В средних общеобразовательных учебных заведениях, лицеях, гимназиях ширится сеть специализированных классов, учебных групп и факультативов, углубленно изучающих правовые дисциплины и тесно связанные с ними фундаментальные понятия политологии. Неизменно высок интерес учащейся аудитории и к проблемам истории. Все больше приверженцев становится у нового междисциплинарного учебного курса «Граж-дановедение».
С 1995 г. в Российской Федерации действует программа, предусматривающая ряд мер, направленных на создание условий для ознакомления учащихся средних, специальных и высших учебных заведений с основами теории и практики избирательного процесса. С актуальностью этой программы трудно не согласиться. Комплексное изучение одного из важнейших конститу- ионных прав - права избирать и быть избранным - позволит оЛодым гражданам осознать серьезность такой простой, на первый взгляд, процедуры как выборы. В рамках Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов выходит в свет и книга, с которой предстоит познакомиться читателям. Институт выборов в его ретроспективе еще не стал предметом пристального внимания отечественной исторической науки. Исследователями рассмотрены лишь отдельные аспекты избирательной практики, связанные прежде всего с процессом функционирования государства, формирования властных структур и других явлений этого ряда. В настоящей книге авторский коллектив попытался показать читателям выборы как социокультурный феномен, проходящий красной нитью через историю человечества, начиная с самых древних и примитивных людских сообществ и заканчивая цивилизацией нового времени. Авторы считали необходимым рассмотреть основные черты избирательных норм и процедур не изолированно, а в историческом контексте, на фоне сопутствовавших им политических событий, этапов развития государственности.
Понятие «выборы» имеет различное содержание в различные эпохи. Порой оно бывает весьма далеким от того значения, которое мы придаем ему сегодня. Очень важно выявить конкретный смысл этого понятия в каждый исторический период. На страницах «Очерков» читатели найдут ряд деталей, отражающих живую практику избирательного процесса. При написании данного пособия авторы-составители опирались на широкий круг отечественной и, в меньшей степени, зарубежной литературы, посвященной развитию общества и государства различных эпох. Особенно важными были труды С.Л Ут-ченко, Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко, Е.М. Штаерман, И.Л. Маяк, С.Д. Сказкина, В.В. Стоклицкой-Терешкович, Е.В. Гутно-вой, А.Р. Корсунского, Л.А. Котельниковой, В.И. Рутенбурга, А.А. Сванидзе, Н.А. Хачатурян, И.Я. Фроянова, В.Л. Янина, Л.В. Черепнина, СО. Шмидта, Н.П. Ерошкина, Е.А. Скрипилева и ряда других, без которых создание наших очерков было бы невозможным. «Выборы всегда интересное явление», - заметил однажды Томас Карлейль. Чтобы сделать изложение более живым и наглядным, в книгу включены иллюстрации, тексты исторических документов и отрывки из литературных произведений. Выборы нашли отражение в разнообразных отечественных и зарубежных источниках. Среди них - политические трактаты и речи мыслителей Древней Греции и Рима, избирательные надписи, обнаруженные в Помпеях, фрагменты средневековых западноевропейских хроник, берестяные грамоты древнего Новгорода, документы, относящиеся к первым векам существования английского парламента, публицистика времен Французской революции, ме-муары русских общественных деятелей начала XX века. Авто-Рьсоставители стремились по возможности полно осветить кор- НЫ-СОС' '-2-1606 пус правовых норм, на основании которых осуществлялось избрание членов представительных органов власти и должностных лиц. С этой целью приведен ряд юридических документов, позволяющих получить представление об истории правовой регламентации избирательных процедур. С помощью всех этих источников читатели смогут попытаться реконструировать выборы как события повседневной жизни, вступить в диалог с прошлым.
Также хотелось бы сказать несколько слов о наших будущих читателях. Эта книга является учебным пособием, адресованным преподавателям средней общеобразовательной школы, ведущим занятия по истории, праву и граждановедению. Вполне естественно, что наряду с традиционными историческими дисциплинами и отраслями права, в школьной аудитории будет изучаться и социальный опыт электоральной практики прошедших веков. Вышесказанное вовсе не означает, что книга имеет исключительно «школьную» ориентацию. В настоящее время методические пособия, использующиеся в учебных целях, одновременно являются также и научно-популярными изданиями. «Очерки по истории избирательного права» могут быть отнесены к указанной категории изданий. В связи с этим авторы считают необходимым кратко охарактеризовать структуру своей книги. Генезис выборов показан в книге на примерах истории европейских государств, включая Россию. Два первых очерка посвящены избирательной практике двух великих государств античности - Древних Афин и Древнего Рима. В них показана роль и функциональное назначение избирательного процесса в условиях так называемой «прямой», «непосредственной» демократии, когда верховным носителем политической власти являлась гражданская община. Выборы были неотъемлемой частью повседневной жизни древних греков и римлян. С помощью избирательных процедур коллектив полноправных граждан принимал или отклонял законы, назначал своих членов на ответственные государственные должности, решал другие важные вопросы, затрагивающие интересы полиса или республики. При всей специфичности выборов в античную эпоху первый электоральный опыт на территории Европы представляется весьма ценным. Наследием Греции и Рима стали такие в!ажные элементы избирательного законодательства, как письменная фиксация юридических норм, по которым проводились выборы, установление перечня должностных лиц, подлежащих избранию, четкие временные промежутки между выборами, два типа голосования: тайное и открытое. Наконец, античность сформировала основные критерии, по которым определялся правовой статус избирателей и кандидатов, претендующих на занятие выборных должностей.
В третьем, четвертом и пятом очерках речь идет о вкладе, внесенном в историю выборов эпохой западноевропейского средневековья. Третий очерк рассказывает об элементах выборности, существовавших у германских племен в первые века п. э., а так-же в варварских королевствах, сложившихся в Европе после падения Западной Римской империи. Особое внимание уделяется эволюции народных собраний, различным органам самоуправления и ритуалам избрания «конунгов» и королей. В четвертом очерке рассматривается своеобразие выборных институтов в средневековом (прежде всего итальянском) городе. Большое внимание уделяется анализу статутов и иных документов, в которых были узаконены права горожан избирать органы местного управления. Их изучение позволяет сделать вывод о том, что выборы как элемент городской культуры во многом способствовали формированию правосознания у значительной части населения. Пятый очерк посвящен истории происхождения и развития представительных органов периода сословной монархии в Западной Европе. В центре внимания находятся английский парламент и Генеральные Штаты Франции. Автор очерка прослеживает историю формирования депутатского корпуса парламента и Штатов и выявляет особенности избрания депутатов этих ассамблей, уделяет внимание генезису выборного законодатель-ств а. Предметом рассмотрения шестого и седьмого очерков являются избирательные нормы и процедуры, сложившиеся в эпоху Великой французской революции, а также на протяжении XIX столетия в основных европейских государствах. Период XVIII -XIX вв. стал временем, когда в условиях революционных выступлений населения постепенно выкристаллизовались основные черты современного избирательного права, сложилась привычная нам форма подачи голосов. В течение XIX в. во всех государствах Европы был узаконен принцип разделения властей, образовались представительные органы власти, депутаты которых избирались населением. Право голоса стало неотъемлемым правом личности. В конституциях большинства европейских государств появляются разделы, регламентирующие основные правила проведения общенациональных избирательных кампаний. Повсеместно распространился тайный способ подачи голосов с использованием избирательных бюллетеней или записок.
В восьмом, девятом и десятом очерках раскрывается своеобразие отечественного опыта организации выборов различных должностных лиц и представительных органов власти. Хронологические рамки этой части книги обширны: X - начало XX века. История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Особенно яркие примеры Дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления - феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем 1-2' собрании горожан. Институт выборов играл здесь важную общественно-политическую роль. Еще одной яркой страницей в истории избирательных традиций нашего государства стало формирование представительных учреждений сословной монархии - земских соборов. В условиях Смутного времени складывается практика делегирования различными сословиями своих депутатов для обсуждения важных государственных вопросов. Она способствовала росту общественного и национального самосознания в переломный для Русского государства этап истории. Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые вновь появились уже в иных исторических условиях. Выборы в I-IV Государственные думы, несмотря на их ограниченность, стали важным событием российской общественно-политической жизни начала XX века. Они явились первым опытом относительно широкого участия граждан в управлении государством через своих представителей, подготовили условия для дальнейшего совершенствования избирательного права. В 1917 г. депутаты Учредительного собрания были впервые выбраны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Последний, одиннадцатый очерк, автором которого является член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, доктор юридических наук Ю. А. Веденеев, посвящен некоторым теоретическим аспектам современного состояния правосознания и его реализации в ряде законодательных актов, составляющих корпус современного отечественного избирательного права. Очеркам сопутствуют методические приложения, призванные помочь учителю в подготовке и проведении уроков. Кроме текстов для чтения, в них содержится ряд примерных вопросов и заданий для учащихся, а также список литературы по теме. Эти материалы носят рекомендательный характер. Работу с пособием призван облегчить справочный аппарат, который включает словари географических названий, имен, исторических терминов и понятий. Авторский коллектив, разумеется, не мог осветить все проблемы, так или иначе связанные с историей выборов. За рамками очерков остались многие важные сюжеты: средневековые традиции избрания ректоров в европейских университетах, практика выборов высших иерархов христианской церкви, избирательный опыт испанских кортесов и польских сеймов. Развитие американской электоральной системы, избирательные процессы XX столетия в Европе и России после 1917 г. также не представлены в книге, так как должны, по нашему мнению, составить предмет отдельного повествования. Надеемся, что в будущем нам удастся восполнить эти пробелы и внести необходимые дополнения в содержание книги. Не последнюю роль в этом должны сыграть благожелательные замечания читателей «Очерков». Авторы-составители считают своим приятным долгом выразить признательность тем, кто принимал участие в данном издании. Данное учебное пособие смогло выйти в свет благодаря поддержке нашей инициативы Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.В. Иванченко, Председателем комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Губернатора Калужской области В.В. Сударенковым, членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Ю.А Веденеевым, О.Н. Волковой, Н.Т. Рябовым, Председателем избирательной комиссии Калужской области В.В. Жидких. Коллектив авторов искренне благодарит кандидата исторических наук Н.А. Богодарову, осуществившую редактирование «Очерков». Ее замечания и предложения оказали существенную помощь всем авторам этой книги. При подготовке издания были учтены также ценные замечания и предложения рецензентов - доктора исторических наук, начальника Отдела русского народа Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям А.В. Никонова и доктора исторических наук, директора Департамента образования и науки Калужской области В.Я. Филимонова. Считаем также необходимым отметить значительную работу по оформлению книги, проделанную Н.О. Майоровой.
.
Очерк первый Народовластие в Афинском государстве Основные вопросы: 1. Институты афинской демократии в VIII - VI вв. до н. э. 2. Политические права и свободы афинского гражданина. 3. Избирательные процедуры в афинском государстве. Политическая жизнь государств Древней Греции вошла в историю человечества как один из первых удачных и наглядных примеров демократического правления. Идеи и принципы народовластия, выработанные древнегреческой цивилизацией, оказали большое влияние на теорию и практику государственного строительства последующих эпох. Именно на земле древней Эллады берут свое начало фундаментальные понятия демократии: верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов. В данном очерке рассматривается важный аспект истории античного общества - особенности народовластия в Древних Афинах. Здесь наиболее ярко проявилась система прямой демократии, позволяющей свободным и полноправным жителям принимать законы, избирать состав различных органов, управляющих АфинаМи. 1. Институты афинской демократии в VIII - VI вв. до н. э. Начало истории Афинского государства относится к первой половине II тысячелетия до н.э. В этот период на территории Греции развивалось несколько царств, во главе которых стояли монархические династии. Афины уже существовали и были значительным поселением, однако уступали по численности населения, уровню богатства и могущества другим городам Балканско- го полуострова: Микенам, Фивам, Пилосу. В XIII в. до н.э. на Балканы вторглись дикие племена, назван-ные античными историками «дорийцами». Под натиском этих поварских народов рухнули древнейшие греческие царства. Города были разрушены, значительная часть населения уничтожена' Постепенно "были утрачены навыки ремесла и письменности. Особенности повседневной жизни людей, населявших Грецию в Х1~1Х вв. до н.э. известны нам во многом благодаря «Илиаде» и «Одиссее» - двум эпическим поэмам, созданным в первой ио-ловине VIII в. до н. э. и приписываемым полулегендарному поэту Гомеру. По сложившейся традиции период древнегреческой истории XI-IX вв. до н.э. называется «гомеровским». В гомеровский период Афины постепенно развиваются и укрепляют свой военный и экономический потенциал. Аттика (область, над которой господствовали Афины) в меньшей степени пострадала от дорийского нашествия, и это обстоятельство во многом способствовало ее будущему расцвету. Аттическая Греция подразделялась на роды, братства {фратрии) и племена {филы). Каждая фила имела свои простейшие органы управления: Народное соорание {Экклесия), войско и царя (филобаси-лея). Высшим властным институтом считалось Народное собрание, куда имели доступ все свободные люди, имевшие право носить оружие. Царь не мог решать важные вопросы жизни общины, не посоветовавшись с войском и не получив его согласия на те или иные действия. Воины должны были поддержать намерения филобасилея или отклонить их. В действительности возможности Собрания были весьма ограничены: его ход, а также его постановления во многом предопределялись предварительным решением аристократических кругов. Рассмотрим порядок проведения Народного собрания гомеровского периода, используя данные, содержащиеся во второй песне «Илиады». Один из вождей греков - Агамемнон - созывает собрание воинов для того, чтобы убедить их продолжать осаду Трои. Экклесии предшествует совет знати, где происходит первоначальное рассмотрение вопроса: И Атрид повелел провозвестникам звонкоголосым Всех к собранию кликать ахейских сынов кудреглавых. Вестники подняли клич, - и ахейцы стекалися быстро. Прежде же он посадил на совет благодумных старейшин, Их пригласив к кораблю скиптроносного старца Нелида. Там Агамемнон, собравшимся, мудрый совет им устроил. (Гомер. Илиада. II, 50-55. Л., 1990. С. 20) На Собрании часто возникали конфликтные ситуации, стычки между различными противоборствующими группировками. Аристократы нередко применяли силу, убеждая соплеменников в необходимости принятия того или иного решения. В приведенном эпизоде второй песни «Илиады» царь Одиссей по-разному ведет себя, разговаривая на Собрании с знатными людьми и простыми воинами. К первым он обращается достаточно корректно: Там, властелина или знаменитого мужа встречая, К каждому он подходил и удерживал кроткою речью: ■«Муж знаменитый! тебе ли, как робкому, страху вдаваться? Сядь, успокойся и сам, успокой и других меж народа». (Гомер. Илиада. II, 188-191. С.23) Со вторыми же Одиссей поступает более решительно: Если ж кого-либо шумного он находил меж народа, Скиптром его поражал и обуздывал грозною речью: «Смолкни, несчастный, воссядь и других совещания слушай, Боле почтенных, как ты! Невоинственный муж и бессильный, Значащим ты никогда не бывал ни в боях, ни в советах. Всем не господствовать, всем здесь не царствовать нам, аргивянам! Нет в многовластии блага; да будет единый властитель». (Гомер. Илиада. II, 198-204. Там же) Наряду с письменными и другими материальными источниками поэмы Гомера раскрывают перед нами картину достаточно примитивного социального устройства. Древнегреческое общество этого периода стоит на пороге образования классов и органов государственной власти. Среди массы рядовых членов общины уже сформировалась группа знати, но ее могущество не было абсолютным и основывалось в значительной степени на авторитете военной силы. Древняя Аттика представляла собой конгломерат небольших и независимых друг от друга общин. В них постепенно слабела власть царей и усиливалось влияние аристократов (эвиатридов или «благороднорожденных»). К VIII в. до н.э. завершился процесс объединения аттических фил в единое государство. Греки назвали это явление синойкизмом яла «сселением». Афины начинают доминировать над всей территорией Аттики, создается единый Совет и общая система органов власти для всех фил. Постепенно община приобретает качественно новые политические основы своего существования. В условиях постоянной угрозы нападения извне особенно актуальной была проблема защиты поселений от агрессивных соседей. Полноправные жители Аттики были не просто земледельцами и ремесленниками. Каждый взрослый мужчина был обязан в случае войны выступить с оружием в составе ополчения. Совместное участие в таком важном деле, каким было несение воинской службы, неизбежно приводило к распространению принципа равенства и на другие сферы жизнедеятельности общины, среди которых важное место за- нимало управление государством. Политическими правами в аттической Греции (как и в других регионах Эллады) обладала определенная часть населения. В категорию полноправных граждан включались мужчины, достиг- шие совершеннолетия, обладавшие земельной собственностью и способные нести военную службу. Территория, управлявшаяся при самом широком участии населения, получила название полиса. В дальнейшем, рассматривая особенности народовластия в Афинах, мы должны помнить о его полисной основе. Взаимоотношения человека и государства имели здесь ряд характерных черт. Каждый член полиса должен был проявлять высокую политическую активность, выполнять военные, дипломатические или иные поручения, данные ему от имени общины. Равенство прав и обязанностей предполагало равную ответственность, лежащую на всех членах коллектива: «Так как надежды при опасностях были у всех одинаковы, то они (афиняне - Прим. авт.) жили с чувством гражданской свободы в душе» (Лисий. Надгробное слово в честь афинян, павших при защите Коринфа. 18 // Лисий. Речи. М., 1994. С.61). Другой существенной стороной полисного устройства было подчинение воли отдельного человека общему решению. Постановления, принятые большинством голосов, были обязательными к исполнению. Важным этапом в истории Афин стал рубеж VII-VI вв. до н.э. Имущественное расслоение в обществе достигло в это время значительных масштабов. В условиях постоянных набегов агрессивных соседей, частых неурожаев, неблагоприятных природных факторов, рядовые земледельцы были вынуждены прибегать к помощи знати. Аристократия стремилась использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. В качестве залога бедняки зачастую могли предоставить лишь свою личную свободу. В результате тысячи людей попадали в долговое рабство, теряли экономическую независимость и свободу. В государствах Востока этот процесс закончился переходом большей части свободных общинников в категорию зависимого населения. Но в античных обществах и, в частности, в Древних Афинах, благодаря особенностям полисного устройства, удалось приостановить ход разорения граждан. Ряд факторов, среди которых не последнюю роль играл рост общественного сознания граждан, позволил выдающемуся мыслителю и государственному Деятелю Афин Солону осуществить преобразования, которые значительно расширили права граждан и способствовали сохранению и упрочению основ полисной демократии. Солон стал первым архонтом в 594 г. до н.э. Система органов власти Афин включала в это время Народное собрание, Ареопаг, Совет Четырехсот, коллегию архонтов и некоторые другие магистратуры. Ареопаг представлял собой совет старейшин родовой знати. o члены (а эта должность была пожизненной) наблюдали за Афины. I в. н. э. Современная реконструкция. соблюдением законов гражданами и должностными лицами, участвовали в формировании коллегии архонтов. Совет Четырехсот представлял Народное собрание в перерывах между его заседаниями. Реальная власть находилась в руках девяти архонтов («начальствующих»). Архонт-эпоним возглавлял городские власти, его именем назывался текущий год. Архонт-басилей руководил проведением общеполисных празднеств в честь богов и древних героев, совершал наиболее важные жертвоприношения. Данные представительские функции, имевшие сакральную основу, делали эту должность весьма авторитетной в глазах жителей города. Архонт-полемах командовал войсками. Шесть архон-тов-фесмофетов ведали правовыми вопросами. По предложению Солона были произведены изменения в государственном устройстве Афин. К участию в непосредственном управлении городом были привлечены в той или иной мере все полноправные жители полиса. Объем политических прав афинских граждан и при Солоне во многом зависел от уровня их богатства, но его законодательство положило предел порабощению свободных людей (было отменено долговое рабство) и четко определило степень участия в государственных делах всех социальных групп. Солон вводит имущественные цензы для граждан: «На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса... - на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. Притом все вообще должности он предоставил исправлять гражданам из пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов -должности девяти архонтов, казначеев, полетов, одиннадца- и колакретов.., а тем, которые принадлежат к классу фе-дал участие только в народном собрании и судах. К пентакосиомедимнам должен был принадлежать всякий, кто своей земли получает 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов; к всадникам - получающие 300 или, по утверждению некоторых, такие люди, которые могли содержать коня... К классу зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 мер того и другого вместе, а остальные - к классу фетов, и эти последние не имели доступа ни к какой государственной должности» (Аристотель. Афинская полития. 7, 3-4 // Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С. 35). В соответствии с этим делением афиняне, входившие в три первые цензовые группы, законодательно закрепили свое право занимать высшие государственные должности. Отныне начальником полисного войска {стратегом) мог быть только землевладелец. Лопавшие в разряд фетов участвовали в выборах должностных лиц, но сами не могли исполнять никакой государственной службы. Высшим органом власти в Афинах становится Экклесия. Солон строго обозначил обязанности Народного собрания, процедуру его созыва и проведения. Собрание проводилось практически каждую неделю (всего сорок раз в году, не считая чрезвычайных). К числу его важнейших функций относились объявление войны и мира, издание законов, избрание должностных лиц афинского государства, принятие специальных постановлений. Воля народа, выраженная путем общего голосования в Собрании, приобретала силу закона (нома), обязательного для всех. Постановления Народного собрания (псефисмы) начинались со слов: «Совет и народ решили». В противовес Ареопагу усиливается влияние Совета четырехсот (Буле). В него входило по сто представителей ото всех афинских фил. Совет рассматривал законопроекты, прежде чем они поступали на утверждение в Народное собрание. При Солоне функции Ареопага изменились. Ранее он назначал архонтов по своему усмотрению. Теперь Ареопаг лишился этого важного права, а должность архонта стала избираемой по жребию. Отныне совет Ареопага занимался главным образом наблюдением за исполнением законов. В его руках еще оставался ряд полномочий: он мог привлекать к ответственности должностных лиц, опротестовывать решения Совета и Собрания. Народное собрание стало избирать Гелиэю - народный суд, куда входили и члены низшей, четвертой имущественной группы. Число судей было значительным. В V веке до н.э. оно до-стигало шести тысяч человек (пять тысяч действующих судей и одна тысяча запасных). Большое количество судей должно было, по мнению афинян, сделать невозможным их подкуй, а следовательно, гарантировать справедливость процесса. Для формирования коллегии судей ежегодно составлялся список, куда по жребию попадали афиняне независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках. В 510 г. до н.э. активное участие в управлении Афинским государством принимал Клисфен. Новые демократические реформы, направленные на усиление власти Народного собрания, и дальнейшее развитие принципа выборности должностных лиц были проведены под его руководством. Одной из реформ Клисфена стало разделение Аттики по территориальному принципу. Это подрывало устои родовой аристократии, традиционно имевшей в филах большое влияние. Вместо четырех прежних было образовано десять новых административных единиц. Каждая фила включала три округа: в Афинах, в приморской полосе и во внутренней области. Самыми мелкими единицами стали демы (их было около ста). Эти меры преследовали ясную цель: разрушить связи между знатью и рядовыми гражданами. Реформа фил положила предел региональному сепаратизму в Аттике. Античные авторы высоко оценивали преобразования, осуществленные Клисфеном. Вот что писал по этому поводу Аристотель. «Для такой демократии полезны, далее, и те установления, которыми воспользовался в Афинах Клисфен в целях усиления демократии, равно как и основатели демократического строя в Кирене. Следует вводить новые филы и фратрии, притом увеличить их число.., чтобы все граждане как можно больше перемешались между собой, а прежние соединения распались» (Аристотель. Политика. VI, 1319 Ь, 11 / / Аристотель. Сочинения. Т.4. М., 1984. С. 577). Клисфен уравнял в правах коренное и пришлое население Аттики, а гражданство стало определяться принадлежностью к дему. В соответствии с новым административным делением вместо Совета Четырехсот был образован Совет Пятисот. Он состоял из десяти секций по пятьдесят человек, выбранных по жребию представителей от каждой филы. Члены Совета (при-таны) исполняли свои обязанности безвозмездно. Ими могли стать граждане, достигшие тридцати лет. Каждая секция заведовала делами в течение 35-36 дней в году, по очереди, как выпадет Булевтерий в Милете. Современная реконструкция. жребий- Секция готовила предложения для внесения в Совет, созывала заседания Буле и Экклесии и руководила ими. Из при-танов на сутки (также по жребию) выбирался эпистат - председатель, который руководил всем Афинским государством. Он возглавлял также и Народное собрание, предлагая его участникам рассмотреть внесенные предложения. Отсутствие члена Совета на заседании по неуважительным причинам наказывалось штрафом в размере одной драхмы за каждый день пропуска. Эта мера была призвана дисциплинировать лиц, исполняющих общественные должности. Народный суд также стал избираться по жребию из представителей десяти фил, в возрасте свыше тридцати лет. Афинские граждане могли выполнять судейские функции неограниченное число раз. По реформе Клисфена важное значение приобрела коллегия стратегов. Ее члены выбирались сроком на один год. Стратеги осуществляли верховное командование армией и флотом. Председатель этой коллегии, как и председатель Совета Пятисот, менялся ежедневно. Основным критерием для выдвижения в члены коллегии стратегов являлось наличие у кандидата земельной собственности; также учитывался и талант военачальника: «Законы предупреждают каждого оратора и стратега, который стремится приобрести доверие народа, чтобы он обзаводился детьми в соответствии с законами, чтобы владел землею в пределах нашей страны и, предоставив в качестве залога все надлежащие гарантии, тогда уж и стремился руководить народом» (Динарх. I, 71 // Античная демократия... С. 224). Таким образом, к активному участию в управлении полисом привлекается большинство полноправных граждан Афин. Они получают возможность занимать общественные должности, участвовать в заседаниях народного собрания и суда. Состоятельные граждане были обязаны регулярно вносить крупные денежные суммы для организации общественных религиозных праздников, содержания и оснащения военных кораблей. В начале V в. до н.э. над всем греческим миром нависла угроза персидского завоевания. Афинская демократргя с честью выдержала испытание войной. Победы над войсками Дария I имели важное значение и для развития народовластия. Наряду с сухопутной армией, комплектовавшейся из числа двух первых разрядов граждан, большую роль в греко-персидских войнах сыграл флот, где служили беднейшие жители полиса. Оплачиваемая служба на военных судах резко повысила авторитет низших афинских социальных групп. Впоследствии это привело к столь значительному усилению власти Народного собрания, что многие современники стали серьезно говорить о «тирании Собрания»: «Сократ не одобрял государственного строя своего Города, так как усматривал в афинской демократии черты тирании и монархии» (Элиан. Пестрые рассказы. III, 17. М., 1995. С. 33). Фукидид. Приблизительно с 462 г. до н. э. начинается новый период истории афинского народовластия, в котором ведущую роль играли Эфиальт и Перикл. Им удалось провести в Народном собрании ряд предложений, в результате которых Ареопаг окончательно утратил остатки политической власти. За посещение Народного собрания и несение государственной службы была введена плата, что резко повысило популярность Перикла среди беднейших слоев афинских граждан. Архонты получали за день заседания четыре обола, члены Буле - пять оболов, а судьи Гелиэи - два (с 425 г. до н.э. -три обола). Участникам Народного собрания выдавали специальные жетоны, которые потом обменивались на три, а позднее на девять оболов. Покупательная стоимость афинского обола (1/6 драхмы) была относительно невелика. На эти деньги (своеобразный античный прожиточный минимум) взрослый человек мог купить себе пищу на один день. Эти меры способствовали привлечению большей части населения к реальному участию в управлении государством и ослаблению влияния аристократических кругов. Эпоха Перикла не случайно названа исто
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|