Институты Римской Республики
Высшим носителем государственного суверенитета в Республике считался римский народ, который выражал свою волю через народные собрания. По мнению исследователей, коллективу граждан принадлежал контроль над всей территорией Рима и ее населением. Комиции принимали и отменяли законы, заключали мир и объявляли войну, избирали магистратов и жрецов, проводили культовые мероприятия, разбирали апелляции на решения суда. Все народные собрания в Древнем Риме разделялись на три вида - куриатные, центуриатные и трибутные. Формально их полномочия различались, однако на практике совпадали. Куриатные комиции занимали важное место в жизни общины до середины VI в. до н.э., когда они были единственным видом народных собраний. После реформ Сервия Туллия, учредившего деление граждан по центуриям, их значение постепенно уменьшилось. В республиканский период они стали играть незначительную роль: как правило, на куриатных комициях проводились различные сакральные мероприятия. Обычным местом их проведения был Форум - центральная площадь Рима. Центуриатные комиции первоначально являлись воинскими собраниями римских граждан, а затем - собраниями в соответствии с делением по имущественным разрядам. Они принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали старших и курульных магистратов, разбирали наиболее тяжкие преступления, предоставляли римское гражданство. Первоначально в центури-атных комициях участвовало 193 центурии всех имущественных разрядов, а все решения на них принимались, как правило, первым разрядом, который обладал примерно 51 % голосов. В 221 г. до н. э., в результате проведенной реформы, сочетавшей цензовый и территориальный принципы, число центурий увеличилось до 373. В каждую из 35 римских триб стало входить 10 центурий, к общему числу которых были прибавлены 18 всаднических и 5 ремесленных. Местом проведения центуриатных комиции служило Мар-сово поле - низменность между Тибром и холмами Пинцием, Капитолием и Квириналом. По древней традиции они созывались вне городских стен. Народ, собранный по центуриям, являлся в полном вооружении и считался войском, которому запрещалось переступать черту проживания гражданской общины. К середине III в. до н.э. с расширением территории государства роль центуриатных комиции постепенно ослабевает. На эти собрания не попадают граждане отдаленных территорий, а голоса жителей Рима
превращаются в объект купли-продажи соперничающих политических группировок. Трибутные комиции выросли из плебейских территориальных обраний. Местом их созыва служили Капитолийский холм, Мар-сово поле или Форум. На трибутных комициях выбирались жреческие коллегии и младшие магистраты, принимались различные постановления, разбирались жалобы оштрафованных граждан. Способ принятия решений на этих собраниях (в сравнении с цен-туриатными) был более демократическим: каждая из 35 римских административно-территориальных единиц имела один голос и обладала равными правами. Вместе с тем мнение сельских триб (ввиду их количественного преимущества) всегда перевешивало мнение городских. В период поздней Республики (II - I вв. до н.э.) трибутные комиции постепенно утратили политическое значение. Ими стали манипулировать различные группировки, выносившие на собрания уже подготовленные решения. Основным властным органом в Риме VIII-I вв. до н.э. оставался сенат. Его решения носили обязательный характер. Сенат обсуждал и принимал постановления по важнейшим внутри- и внешнеполитическим вопросам: административным, военным, культовым, судебным и финансовым. Его суверенное положение в государстве нашло отражение в торжественной формуле «Senatus populusque Romanus» («Сенат и народ римский»).
Длительное время важнейшим правом сената было утверждение законов и иных решений, уже принятых на народных собраниях. В 339 г. до н.э. в ходе очередного этапа патрицианско-плебейской борьбы это право было заменено предварительным одобрением сенаторами проектов комициатных законов. В следующем году оно распространилось на выборы магистратов. Некоторое ограничение полномочий сената произошло в III в. до н.э., когда расширились права плебейских собраний. До конца IV в. до н.э. сенаторы назначались консулами из представителей патрицианского сословия. После 312 г. до н.э. это право перешло к цензорам, которые стали формировать сенат из бывших магистратов. Списки сенаторов составлялись в строгой последовательности. Вначале вносились имена магистратов, которые ранее занимали курульные должности - цензоров, консулов, преторов, курульных эдилов, затем вносились имена младших магистратов - плебейских эдилов, народных трибунов, плебейских квесторов и немагистратов. Такой порядок отразился на регламенте заседаний в сенате. Первыми получали слово те, чье имя оыло занесено в цензорский список раньше других, а младшие терпеливо ожидали своей очереди. Длительное время (с VI-го до начала I -в. до н.э.) численность сенаторов не превышала 300 человек. В диктатуру Суллы (I в. до н.э.)- она увеличилась до 600, а при Цезаре доходила до 1000 человек. Заседания сената проходили при закрытых дверях в каком-либохраме или общественном здании. Во II в. до н.э. древ-негреческий историк Полибий следующим образом описал место сената в государственной жизни Древнего Рима: «13. Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всяким приходом, равно как и всяким расходом. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената... Равным образом все преступления... ведает сенат. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии... Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему... Таким образом, государство представляется совершенно аристократическим, если кто явится в Рим в отсутствии консула. В этом убеждены многие эллины и цари, ибо все почти дела римлян решаются сенатом» (По-либий. Всеобщая история. Кн. VI. СПб. 1995. С. 14-15).
Исполнительную власть в Римской республике олицетворяли магистраты. Вместе с народным собранием и сенатом они составляли единую систему высшей власти и управления в государстве. Сами магистраты разделялись на старших и младших. К первым относились: а) консулы - возглавляли государство и обладали империем -высшей военной властью. Они созывали сенат и комиции, готовили проекты законов и постановлений, следили за выполнением принятых решений, исполняли обязанности верховных главнокомандующих. Избирались консулы центуриатными комиция-ми. Значение этой магистратуры было очень велико и доступ в нее получали представители наиболее влиятельных римских семей. Историк Полибий сравнивал власть консулов с монархической властью: «12. Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела; ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в подчинении у них и покорности;... они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов... Поэтому всякий, кто обратит свой взор только на эту власть, вправе будет назвать римское государство истинной монархией или царством (Там же. С. 14). Марк Туллий Цицерон называл консулов Магистрат. Скульптура III в. до н. э. (Рим, Музей консерватории).
"опекунами государства»; 6) преторы - считались младшими коллегами и заместителями консулов, обладали империем, возглавляли судебные разбирательст- ва. Избрание преторов осуществлялось в центуриатных комициях; в) цензоры - выдвигались из бывших консулов и раз в пять (с перерывом в 3,5 года) проводили перепись населения и распределяли граждан по трибам и центуриям, обновляли спи-сок сенаторов, следили за общественной нравственностью и семейной жизнью граждан, обладали правом переводить недостойных лиц из списков первых центурий в менее значимые. Выборы цензоров происходили на центуриатных комициях.
Перечисленные магистратуры назывались еще курульными (от лат curulis - «относящийся к колеснице»). Их носители имели право восседать на седалищах, украшенных слоновой костью. Младшие магистратуры были представлены квесторами - изначально выполнявшими административно-полицейские функции, а затем ведавшими архивами и финансами, и курульными эдилами, которые разбирали рыночные споры, устраивали общественные игры и раздавали хлеб населению. Значительную роль в государстве играли и должностные лица от плебейского сословия: народные трибуны и народные эдилы. Избрание всех младших магистратур проводилось на трибутных комициях. Общее количество должностных лиц в Республике постоянно увеличивалось. С конца III до середины I в. до н.э. оно выросло в четыре раза. В правление Юлия Цезаря помимо двух консулов насчитывалось 16 преторов, 8 эдилов и 40 квесторов. Раздробление исполнительной власти постепенно привело к ослаблению функций магистратов и повышению роли сената в государственной жизни, что дало повод некоторым историкам называть Римское государство I в. до н.э. сенатской республикой. Современные исследователи выделяют следующие черты римских магистратур: - выборность; Государственные органы Римской республики в III-11 вв. до н. э. - годичность исполнения должности (кроме цензоров, изби-] равшихся на 18 месяцев); - коллегиальность; - последующая ответственность за служебные действия (во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к судебной ответственности); - безвозмездность (выполнение обязанностей считалось не работой, а почетом). Вышеперечисленные магистратуры являлись обычными и поэтому назывались ординарными. В связи с чрезвычайными обстоятельствами избирались или назначались экстраординарные магистратуры, наиболее значимыми из которых были диктатор и интеррекс. Первый выдвигался из бывших консулов на срок не более шести месяцев для выполнения конкретной задачи. Второй исполнял обязанности консула в течение пяти дней между консульскими выборами. Особую роль в римском государстве играли жреческие коллегии - авгуров, понтификов и другие. Они наблюдали за отправлением общественных и домашних культов, проводили сакральные церемонии, толковали законы и судебные формулы, выполняли некоторые административные обязанности. Кооптация долгое время была основным способом заполнения жреческих коллегий. Со II в. до н.э. кандидаты на жреческие должности стали проходить через процедуру избрания в трибутных комициях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|