Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институты Римской Республики




Высшим носителем государственного суверенитета в Респуб­лике считался римский народ, который выражал свою волю че­рез народные собрания. По мнению исследователей, коллективу граждан принадлежал контроль над всей территорией Рима и ее населением. Комиции принимали и отменяли законы, заключали мир и объявляли войну, избирали магистратов и жрецов, прово­дили культовые мероприятия, разбирали апелляции на решения суда. Все народные собрания в Древнем Риме разделялись на три вида - куриатные, центуриатные и трибутные. Формально их полномочия различались, однако на практике совпадали.

Куриатные комиции занимали важное место в жизни общины до середины VI в. до н.э., когда они были единственным видом народных собраний. После реформ Сервия Туллия, учредивше­го деление граждан по центуриям, их значение постепенно умень­шилось. В республиканский период они стали играть незначи­тельную роль: как правило, на куриатных комициях проводи­лись различные сакральные мероприятия. Обычным местом их проведения был Форум - центральная площадь Рима.

Центуриатные комиции первоначально являлись воинскими собраниями римских граждан, а затем - собраниями в соответст­вии с делением по имущественным разрядам. Они принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали старших и ку­рульных магистратов, разбирали наиболее тяжкие преступления, предоставляли римское гражданство. Первоначально в центури-атных комициях участвовало 193 центурии всех имущественных разрядов, а все решения на них принимались, как правило, первым разрядом, который обладал примерно 51 % голосов. В 221 г. до н. э., в результате проведенной реформы, сочетавшей цензовый и тер­риториальный принципы, число центурий увеличилось до 373. В каждую из 35 римских триб стало входить 10 центурий, к общему числу которых были прибавлены 18 всаднических и 5 ремеслен­ных. Местом проведения центуриатных комиции служило Мар-сово поле - низменность между Тибром и холмами Пинцием, Ка­питолием и Квириналом. По древней традиции они созывались вне городских стен. Народ, собранный по центуриям, являлся в полном вооружении и считался войском, которому запрещалось переступать черту проживания гражданской общины. К середине III в. до н.э. с расширением территории государства роль центу­риатных комиции постепенно ослабевает. На эти собрания не по­падают граждане отдаленных территорий, а голоса жителей Рима

превращаются в объект купли-продажи соперничающих поли­тических группировок.

Трибутные комиции выросли из плебейских территориальных обраний. Местом их созыва служили Капитолийский холм, Мар-сово поле или Форум. На трибутных комициях выбирались жре­ческие коллегии и младшие магистраты, принимались различные постановления, разбирались жалобы оштрафованных граждан. Способ принятия решений на этих собраниях (в сравнении с цен-туриатными) был более демократическим: каждая из 35 римских административно-территориальных единиц имела один голос и обладала равными правами. Вместе с тем мнение сельских триб (ввиду их количественного преимущества) всегда перевешивало мнение городских. В период поздней Республики (II - I вв. до н.э.) трибутные комиции постепенно утратили политическое зна­чение. Ими стали манипулировать различные группировки, выно­сившие на собрания уже подготовленные решения.

Основным властным органом в Риме VIII-I вв. до н.э. оставал­ся сенат. Его решения носили обязательный характер. Сенат об­суждал и принимал постановления по важнейшим внутри- и внеш­неполитическим вопросам: административным, военным, культо­вым, судебным и финансовым. Его суверенное положение в госу­дарстве нашло отражение в торжественной формуле «Senatus populusque Romanus» («Сенат и народ римский»).

Длительное время важнейшим правом сената было утвержде­ние законов и иных решений, уже принятых на народных собра­ниях. В 339 г. до н.э. в ходе очередного этапа патрицианско-плебейской борьбы это право было заменено предварительным одобрением сенаторами проектов комициатных законов. В сле­дующем году оно распространилось на выборы магистратов. Некоторое ограничение полномочий сената произошло в III в. до н.э., когда расширились права плебейских собраний.

До конца IV в. до н.э. сенаторы назначались консулами из представителей патрицианского сословия. После 312 г. до н.э. это право перешло к цензорам, которые стали формировать сенат из бывших магистратов. Списки сенаторов составлялись в строгой последовательности. Вначале вносились имена магистратов, кото­рые ранее занимали курульные должности - цензоров, консулов, преторов, курульных эдилов, затем вносились имена младших магистратов - плебейских эдилов, народных трибунов, плебейских квесторов и немагистратов. Такой порядок отразился на регла­менте заседаний в сенате. Первыми получали слово те, чье имя оыло занесено в цензорский список раньше других, а младшие терпеливо ожидали своей очереди.

Длительное время (с VI-го до начала I -в. до н.э.) численность сенаторов не превышала 300 человек. В диктатуру Суллы (I в. до н.э.)- она увеличилась до 600, а при Цезаре доходила до 1000 человек. Заседания сената проходили при закрытых дверях в каком-либохраме или общественном здании. Во II в. до н.э. древ-негреческий историк Полибий следующим образом описал место

сената в государственной жизни Древ­него Рима: «13. Что касается сената, то в его власти находится прежде все­го казна, ибо он ведает всяким при­ходом, равно как и всяким расходом. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената... Равным об­разом все преступления... ведает се­нат. На обязанности сената лежит от­правлять посольства к какому-либо народу вне Италии... Равным обра­зом от сената зависит во всех подроб­ностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему... Таким образом, государство пред­ставляется совершенно аристократи­ческим, если кто явится в Рим в от­сутствии консула. В этом убеждены многие эллины и цари, ибо все почти дела римлян решаются сенатом» (По-либий. Всеобщая история. Кн. VI. СПб. 1995. С. 14-15).

Исполнительную власть в Римской республике олицетворяли магистра­ты. Вместе с народным собранием и

сенатом они составляли единую систему высшей власти и управ­ления в государстве. Сами магистраты разделялись на старших и младших. К первым относились:

а) консулы - возглавляли государство и обладали империем -высшей военной властью. Они созывали сенат и комиции, гото­вили проекты законов и постановлений, следили за выполнением принятых решений, исполняли обязанности верховных главно­командующих. Избирались консулы центуриатными комиция-ми. Значение этой магистратуры было очень велико и доступ в нее получали представители наиболее влиятельных римских се­мей. Историк Полибий сравнивал власть консулов с монархиче­ской властью: «12. Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела; ибо все прочие должностные лица, за исключением три­бунов, находятся в подчинении у них и покорности;... они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготов­лений к войне и вообще военных походов... Поэтому всякий, кто обратит свой взор только на эту власть, вправе будет назвать римское государство истинной монархией или царст­вом (Там же. С. 14). Марк Туллий Цицерон называл консулов

Магистрат. Скульптура

III в. до н. э. (Рим,

Музей консерватории).

 

"опекунами государства»;

6) преторы - считались младшими коллегами и заместителями консулов, обладали империем, возглавляли судебные разбирательст- ва. Избрание преторов осуществлялось в центуриатных комициях; в) цензоры - выдвигались из бывших консулов и раз в пять (с перерывом в 3,5 года) проводили перепись населения и распределяли граждан по трибам и центуриям, обновляли спи-сок сенаторов, следили за общественной нравственностью и се­мейной жизнью граждан, обладали правом переводить недостой­ных лиц из списков первых центурий в менее значимые. Выборы цензоров происходили на центуриатных комициях.

Перечисленные магистратуры назывались еще курульными (от лат curulis - «относящийся к колеснице»). Их носители имели право восседать на седалищах, украшенных слоновой костью.

Младшие магистратуры были представлены квесторами - из­начально выполнявшими административно-полицейские функ­ции, а затем ведавшими архивами и финансами, и курульными эдилами, которые разбирали рыночные споры, устраивали об­щественные игры и раздавали хлеб населению. Значительную роль в государстве играли и должностные лица от плебейского сословия: народные трибуны и народные эдилы. Избрание всех младших магистратур проводилось на трибутных комициях.

Общее количество должностных лиц в Республике постоянно увеличивалось. С конца III до середины I в. до н.э. оно выросло в четыре раза. В правление Юлия Цезаря помимо двух консулов насчитывалось 16 преторов, 8 эдилов и 40 квесторов. Раздробле­ние исполнительной власти постепенно привело к ослаблению функций магистратов и повышению роли сената в государствен­ной жизни, что дало повод некоторым историкам называть Рим­ское государство I в. до н.э. сенатской республикой.

Современные исследователи выделяют следующие черты рим­ских магистратур:

- выборность;

Государственные органы Римской республики в III-11 вв. до н. э.

- годичность исполнения должности (кроме цензоров, изби-] равшихся на 18 месяцев);

- коллегиальность;

- последующая ответственность за служебные действия (во время отправления должности магистрат не мог быть привлечен к судебной ответственности);

- безвозмездность (выполнение обязанностей считалось не работой, а почетом).

Вышеперечисленные магистратуры являлись обычными и по­этому назывались ординарными. В связи с чрезвычайными об­стоятельствами избирались или назначались экстраординарные магистратуры, наиболее значимыми из которых были дикта­тор и интеррекс. Первый выдвигался из бывших консулов на срок не более шести месяцев для выполнения конкретной зада­чи. Второй исполнял обязанности консула в течение пяти дней между консульскими выборами.

Особую роль в римском государстве играли жреческие колле­гии - авгуров, понтификов и другие. Они наблюдали за отправле­нием общественных и домашних культов, проводили сакральные церемонии, толковали законы и судебные формулы, выполняли некоторые административные обязанности. Кооптация долгое время была основным способом заполнения жреческих коллегий. Со II в. до н.э. кандидаты на жреческие должности стали прохо­дить через процедуру избрания в трибутных комициях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...