Дела единолично, ни с кем не советуясь, и потому получил возможность умерщвлять, (5) высылать, лишать имущества
Не только людей подозрительных или неугодных ему, но и таких, чья смерть сулила ему добычу. (6) особенно поредел от этого сенат, и Тарквиний постановил никого не записывать в отцы, чтобы самою малочисленностью своей стало ничтож-нее сословие и они поменьше бы возмущались тем, что все делается помимо них. (7) Он первым из царей уничтожил унаследованный от предшественников обычай обо всем сове-шаться с сенатом и распоряжался государством, советуясь только с домашними: сам - без народа и сената, - с кем хотел, воевал и мирился, заключал и расторгал договоры и союзы» (Тит Ливии. История Рима от основания города. Т. I. Книга I. 49. М., 1989. С. 53-54). В 510 г. до н.э. патрицианско-плебейский заговор прервал правление Тарквиния. С его изгнанием из Рима и принятием в следующем году закона о наказании смертной казнью любого, кто будет стремиться к царской власти, управление государством было объявлено общественным делом (res publica). Древний Рим вступил в новую историческую эпоху, в которой гражданская община (civitas) окончательно сформировалась как самостоятельная политическая и социально-экономическая единица. В этот период основной задачей государства становится реализация прав и интересов всей общины. Уничтожив царскую власть, римляне учредили должности двух высших магистратов, которые первоначально назывались преторами, а затем - консулами, и выбирались из патрицианского сословия на центуриатных комициях. Реальная власть в общине стала принадлежать сенату и магистратам. Они ведали военными и административными вопросами, разбирали судебные дела и обладали правом законодательной инициативы. Родовая аристократия и после изгнания царей продолжала играть большую роль в общественно-политической жизни Древнего Рима. Народные собрания только с одобрения сената принимали законы и избирали должностных лиц. В изложении немецкого исследователя XIX в. Оскара Иегера такой порядок выглядел следующим образом: «Хотя консулы и выбирались центуриальными комициями, следовательно, целым народом, но сенат или по праву, или только на деле, выставлял для этого своих кандидатов, относительно которых народ подавал голоса под председательством консула-патриция. Если голоса подавались в пользу человека, неприятного господствующим родам, то консул, руководивший выборами, мог отказаться провозгласить его имя, и тогда нужно было выбирать другого; если все было в порядке и если авгуры - тоже патриции - не находили в предзнаменованиях птичьего полета ничего неблагоприятного произведенному выбору, то вступление нового консула в должность зависело еще от утверждения его куриальным собранием; никто не мог быть консулом, если патриции куриальным законом не
давали ему позволения начальствовать над ними. Такой же порядок соблюдался при предложениях законов и при всякого рода делах, подлежавших голосованию в центуриальных собраниях: только утверждение курий, «авторитет отцов», давало силу закона» (Иегер О. История Рима. 2-е изд. СПб., 1886. С. 29 - 30). Нараставшие политические и социально-экономические противоречия между патрициями и плебеями вылились в длительную и острую борьбу (V - III вв. до н.э.), в ходе которой была сформирована политическая система Римской республики. Уже в начале V в. до н.э. возникают отдельные плебейские собрания по городским трибам, а в 494 г. учреждаются должности двух народных трибунов (tribuni plebis) - особых магистратов, выбираемых плебейским сословием для защиты неимущего населения от произвола патрицианских магистратов. К середине V в. до н.э. число таких трибунов увеличилось до десяти человек, а в основу их избрания был положен территориальный принцип.
Около 450 г. до н.э. составляются и утверждаются законы Двенадцати таблиц (leges duodecim tabularum). Они стали первой записью древнего римского права, по словам Цицерона, «наукой о государстве», в которой «расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях» (Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. С. 113). Кодификация норм обычного права стала важной победой плебейского сословия - под контроль общины была поставлена деятельность всех римских граждан и должностных лиц. Одновременно с leges duodecim tabularum, в 449 г. до н.э. по инициативе консулов Луция Валерия и Марка Горация был принят закон, который гарантировал плебейским трибунам личную неприкосновенность, а их жилищам - статус убежища. Этот закон устанавливал смертную казнь для тех граждан, кто оставил бы плебеев без защиты трибунов или создал магистратуру, не подлежащую контролю народа. Также он разрешал народным трибунам применять veto (запрет) к решениям любых других должностных лиц, сената или на исполнение судебных приговоров. Таким образом, в законодательной области плебейские магистраты стали более влиятельными должностными лицами, чем консулы, а по своему положению и власти приблизились к числу высших магистратов. С разрешением в 445 г. до н.э. браков между патрициями и плебеями был поставлен вопрос о допуске последних к консульской власти. Согласно закону 444 г. до н.э. сенат вместо двух консулов мог назначить выборы в коллегию военных трибунов с консулярной властью. К новым государственным должностям получили доступ уже не только патриции, но и плебеи. В ответ на это постановление патрициями учреждается цензура (censura) - магистратура со сроком действия 18 месяцев, которая ведала переписью граждан и их имущества в военных,3 политических и налоговых целях. В своей реконструкции рим-, ских древностей грамматик II в. н.э. Фест Секст Помпеи отме- чал: «Цензорами называются потому, что каждый обычно считает свое имущество в таком количестве, в каком его оп-ределяют ему при оценке эти магистраты» (Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учеб. пособие для вузов по спец. "История». М., 1987. С 56). Один раз в пять лет центуриат-ные комиции избирали в эту магистратуру двух наиболее авто-ритетных граждан из патрицианских семей. Учреждение цензу-ослабило на некоторое время позиции плебеев в управлении обшиной и привело к занятию патрициями всех мест в коллегии консулярных трибунов.
Новое обострение конфликта между двумя сословиями приходится на первую треть IV в. до н.э. Длительные войны Рима с италийскими племенами, вторжение галлов, обострение долгового бремени привели к широкому недовольству среди плебеев. В этих условиях патриции пошли на принятие в 367 г. до н.э. ряда законов ставших своеобразной конституцией Римской республики. В соответствии с ними высшими магистратами вновь стали консулы, а институт консулярных трибунов был полностью упразднен. Важность нового закона заключалась в том, что одна из консульских магистратур и половина мест в коллегии жрецов начали предоставляться выходцам из плебейского сословия. Одновременно из числа патрициев учреждалась должность городского претора, который являлся помощником консулов, заменял их при необходимости и разбирал гражданские споры. Во второй половине IV в. до н.э. упраздняются многие патрицианские привилегии. Должности цензоров (в 351 г.), обоих консулов (в 341 г.) и преторов (в 337 г.) становятся доступны плебеям. В 312 г. до н.э. представителям последних в сенате Внесение граждан в цензорские списки. Алтарь Домиция Агенобарба (Париж, Лувр). были переданы права подлинных сенаторов, а окончательное уравнение сословий произошло с принятием в 287 г. до н.э. закона Гортензия, в соответствии с которым решения плебейских собраний (plebiscita) стали обязательными для всего народа. С этого времени до середины I в. до н.э. Древний Рим больше всего соответствовал идеалам civitas и res publica. Государственные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|