Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дела единолично, ни с кем не советуясь, и потому получил возможность умерщвлять, (5) высылать, лишать имущества




Не только людей подозрительных или неугодных ему, но и таких, чья смерть сулила ему добычу. (6) особенно поредел от этого сенат, и Тарквиний постановил никого не записывать в отцы, чтобы самою малочисленностью своей стало ничтож-нее сословие и они поменьше бы возмущались тем, что все делается помимо них. (7) Он первым из царей уничтожил унаследованный от предшественников обычай обо всем сове-шаться с сенатом и распоряжался государством, советуясь только с домашними: сам - без народа и сената, - с кем хотел, воевал и мирился, заключал и расторгал договоры и союзы» (Тит Ливии. История Рима от основания города. Т. I. Книга I. 49. М., 1989. С. 53-54).

В 510 г. до н.э. патрицианско-плебейский заговор прервал правление Тарквиния. С его изгнанием из Рима и принятием в следующем году закона о наказании смертной казнью любого, кто будет стремиться к царской власти, управление государством было объявлено общественным делом (res publica). Древний Рим всту­пил в новую историческую эпоху, в которой гражданская община (civitas) окончательно сформировалась как самостоятельная по­литическая и социально-экономическая единица. В этот период основной задачей государства становится реализация прав и ин­тересов всей общины.

Уничтожив царскую власть, римляне учредили должности двух высших магистратов, которые первоначально назывались прето­рами, а затем - консулами, и выбирались из патрицианского со­словия на центуриатных комициях. Реальная власть в общине стала принадлежать сенату и магистратам. Они ведали военны­ми и административными вопросами, разбирали судебные дела и обладали правом законодательной инициативы.

Родовая аристократия и после изгнания царей продолжала играть большую роль в общественно-политической жизни Древ­него Рима. Народные собрания только с одобрения сената при­нимали законы и избирали должностных лиц. В изложении не­мецкого исследователя XIX в. Оскара Иегера такой порядок выглядел следующим образом: «Хотя консулы и выбирались центуриальными комициями, следовательно, целым народом, но сенат или по праву, или только на деле, выставлял для этого своих кандидатов, относительно которых народ подавал голоса под председательством консула-патриция. Если голоса подава­лись в пользу человека, неприятного господствующим родам, то консул, руководивший выборами, мог отказаться провозгласить его имя, и тогда нужно было выбирать другого; если все было в порядке и если авгуры - тоже патриции - не находили в предзна­менованиях птичьего полета ничего неблагоприятного произве­денному выбору, то вступление нового консула в должность за­висело еще от утверждения его куриальным собранием; никто не мог быть консулом, если патриции куриальным законом не

давали ему позволения начальствовать над ними. Такой же по­рядок соблюдался при предложениях законов и при всякого рода делах, подлежавших голосованию в центуриальных собраниях: только утверждение курий, «авторитет отцов», давало силу зако­на» (Иегер О. История Рима. 2-е изд. СПб., 1886. С. 29 - 30).

Нараставшие политические и социально-экономические про­тиворечия между патрициями и плебеями вылились в длитель­ную и острую борьбу (V - III вв. до н.э.), в ходе которой была сформирована политическая система Римской республики. Уже в начале V в. до н.э. возникают отдельные плебейские собрания по городским трибам, а в 494 г. учреждаются должности двух народных трибунов (tribuni plebis) - особых магистратов, вы­бираемых плебейским сословием для защиты неимущего населе­ния от произвола патрицианских магистратов. К середине V в. до н.э. число таких трибунов увеличилось до десяти человек, а в основу их избрания был положен территориальный принцип.

Около 450 г. до н.э. составляются и утверждаются законы Двенадцати таблиц (leges duodecim tabularum). Они стали пер­вой записью древнего римского права, по словам Цицерона, «на­укой о государстве», в которой «расписано все об обществен­ном благе и о государственных учреждениях» (Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. С. 113). Кодификация норм обычного права стала важной победой плебейского сословия - под контроль общины была поставлена деятельность всех римских граждан и должностных лиц. Одно­временно с leges duodecim tabularum, в 449 г. до н.э. по инициа­тиве консулов Луция Валерия и Марка Горация был принят закон, который гарантировал плебейским трибунам личную не­прикосновенность, а их жилищам - статус убежища. Этот закон устанавливал смертную казнь для тех граждан, кто оставил бы плебеев без защиты трибунов или создал магистратуру, не подле­жащую контролю народа. Также он разрешал народным трибу­нам применять veto (запрет) к решениям любых других долж­ностных лиц, сената или на исполнение судебных приговоров. Таким образом, в законодательной области плебейские магистра­ты стали более влиятельными должностными лицами, чем консу­лы, а по своему положению и власти приблизились к числу выс­ших магистратов.

С разрешением в 445 г. до н.э. браков между патрициями и плебеями был поставлен вопрос о допуске последних к консуль­ской власти. Согласно закону 444 г. до н.э. сенат вместо двух консулов мог назначить выборы в коллегию военных трибунов с консулярной властью. К новым государственным должностям получили доступ уже не только патриции, но и плебеи.

В ответ на это постановление патрициями учреждается цен­зура (censura) - магистратура со сроком действия 18 месяцев, которая ведала переписью граждан и их имущества в военных,3 политических и налоговых целях. В своей реконструкции рим-, ских древностей грамматик II в. н.э. Фест Секст Помпеи отме-

чал: «Цензорами называются потому, что каждый обычно считает свое имущество в таком количестве, в каком его оп-ределяют ему при оценке эти магистраты» (Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учеб. пособие для вузов по спец. "История». М., 1987. С 56). Один раз в пять лет центуриат-ные комиции избирали в эту магистратуру двух наиболее авто-ритетных граждан из патрицианских семей. Учреждение цензу-ослабило на некоторое время позиции плебеев в управлении обшиной и привело к занятию патрициями всех мест в коллегии консулярных трибунов.

Новое обострение конфликта между двумя сословиями прихо­дится на первую треть IV в. до н.э. Длительные войны Рима с италийскими племенами, вторжение галлов, обострение долгового бремени привели к широкому недовольству среди плебеев. В этих условиях патриции пошли на принятие в 367 г. до н.э. ряда зако­нов ставших своеобразной конституцией Римской республики. В соответствии с ними высшими магистратами вновь стали консулы, а институт консулярных трибунов был полностью упразднен. Важность нового закона заключалась в том, что одна из консуль­ских магистратур и половина мест в коллегии жрецов начали предоставляться выходцам из плебейского сословия. Одновре­менно из числа патрициев учреждалась должность городского пре­тора, который являлся помощником консулов, заменял их при необходимости и разбирал гражданские споры.

Во второй половине IV в. до н.э. упраздняются многие патри­цианские привилегии. Должности цензоров (в 351 г.), обоих консулов (в 341 г.) и преторов (в 337 г.) становятся доступны плебеям. В 312 г. до н.э. представителям последних в сенате

Внесение граждан в цензорские списки. Алтарь Домиция Агенобарба (Париж, Лувр).

были переданы права подлинных сенаторов, а окончательное уравнение сословий произошло с принятием в 287 г. до н.э. за­кона Гортензия, в соответствии с которым решения плебейских собраний (plebiscita) стали обязательными для всего народа. С этого времени до середины I в. до н.э. Древний Рим больше всего соответствовал идеалам civitas и res publica.

Государственные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...