Организация власти в царский период
К середине VIII в. до н.э. римская община представляла собой родо-племенное объединение латинского, сабинского и этрусского происхождения, разделенное по куриям и трибам -территориальным единицам, сложившимся естественным образом. С переходом к оседлой жизни они были наделены военными, политическими и религиозными функциями. В каждой курии - «союзе мужей» - комплектовались пешие войска, отбирались всадники, взимались повинности и распределялась земельная собственность. Десять курий составляли одну трибу - «племя», которое выставляло центурию - отряд из ста всадников. По мнению современных исследователей, уже в правление Ромула 753 - 717 гг. до н.э.), одного из легендарных основателей и первого царя Рима, насчитывалось тридцать курий и три трибы. Первичной ячейкой римской общины стали патриархальные семьи, включавшие несколько поколений детей и внуков. Они возглавлялись отцами или патрициями, вели самостоятельную хозяйственную деятельность и владели земельными наделами. К началу VI в. до н.э. патриархальные семьи были объединены -1606 Капитолийская волчица (Рим, Капитолийский музей) в триста родов, а патриции образовали привилегированное сословие, доступ в которое был ограничен. Иммигранты, переселявшиеся в Рим, все те, кто не мог подтвердить свое происхождение из числа трехсот родов, не получали полноправного гражданства и становились плебеями. Некоторые исключения делались только для знати завоеванных городов: при отказе от гражданства своей прежней общины она получала права римского народа (populus Romanus): Управление в VIII - VI вв. до н.э. осуществлялось посредством нескольких политических институтов - царя, сената и народных собраний. Система власти еще сохраняла форму военной демократии, но вместе с тем выполняла отдельные государственные функции. По мнению исследователей, Рим этого времени с полным основанием можно назвать архаическим царством.
Царь (rex) до установления в 509 г. до н.э. республиканского строя был пожизненно наделен высшей политической, военной, судебной и административной властью. Он возглавлял коллегию жрецов и формулировал законы, которые затем утверждались народным собранием. Как отметил немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903 гг.), царь в римской общине имел «совершенно такую же власть, какая принадлежала в доме отцу семейства, и, подобно этому последнему, властвовал до конца своей жизни» (Моммзен Т. История Рима. Т. I. СПб., 1994. С. 67). Должность царя не передавалась по наследству, а была выборной. Им мог стать каждый совершеннолетний римлянин. Кандидатура царя предварительно выдвигалась сенатом, а затем утверждалась народным собранием. Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и соответствовала общему числу римских родов. Сенат был призван сохранять устои римской общины: готовил выборы нового царя, имел право кассировать решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначительных преступлениях. Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, в 717 г. до н.э. после убийства родовыми старейшинами Ромула> который был обвинен в нарушении общинных порядков. Плу' тарх сообщает: «А чтобы в этих шатких обстоятельствах раздоры не привели государство от безначалия к полной гибели, патриции... условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и шеть дневных часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение обеспечивало равные преиму-щества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов - Прим. авт) и потому было одобрено; вместе с тем частая смена вла-стей лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В двух томах. Т. I. M., 1994. С. 71). До выборов нового царя полнота власти переходила от одного сенатора к другому. Каждый из них возглавлял общину в течение нескольких дней. Только через год после убийства Ромула народное собрание, созванное дежурным сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем традиционной. Период междуцарствия не имел определенного ограничения по времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры нового правителя.
Остальные члены римских родов за исключением женщин, несовершеннолетних и рабов участвовали в жизни общины через куриатные комиции - собрания граждан по куриям. Здесь утверждались законы, решались вопросы войны и мира, выбирались царь и другие должностные лица. Историки предполагают, что на куриатных комициях проводилась регистрация рождений, смерти и браков граждан, оформлялся отказ от родовых святынь в связи с переходом в другой род. Процедура принятия решений комициями в наиболее ранний период римской истории вызывает у исследователей некоторые затруднения. Существует мнение, что внутри курий подача голосов «за» или «против» осуществлялась посредством крика. На общем собрании каждая курия имела один голос и высказывалась по очереди. Если предложение председательствующего (т. е. царя) находило поддержку большинства курий, то голосование прекращалось и глашатай объявлял окончательный результат. В таком решении был отражен характерный для римской государственности принцип гражданского равноправия. По мнению Т. Моммзена, «...у римлян закон имел иное значение, чем мы это понимаем, - это было не предписание, данное монархом членам общины, а договор, заключенный между руководящими органами государственной власти путем ответа, данного на вопрос» (Там же. С. 75). К- концу царского периода, в на-
Римские граждане. 2-2- чале VI в. до н.э. с разложением родового строя, обособлением сословий и имущественной дифференциацией, территориальным ростом римской общины, обострением отношений между патрициями и плебеями потребовались изменения в системе управления. Необходимые реформы провел предпоследний римский царь Сервий Туллий (579-535 гг. до н.э.). Его преобразования во многом были сходны с реформами Солона в Афинах. Сервий Туллий разделил все мужское население общины от 18 до 60 лет (чуть более 80 тысяч человек) на две части - способных и неспособных к военной службе. В основу этой реформы был положен имущественный критерий. Военнообязанными считались граждане первых пяти разрядов, владевшие полным наделом, тремя четвертями, половиной, четвертью и восьмой долей земельного участка. Последний, непригодный к службе разряд, образовали пролетарии, которые не имели никакой собственности. Подробное описание военной реформы оставил римский историк Тит Ливии (59 г. до н.э. -17г. н.э.), использовавший в характеристике разрядов денежное выражение: «(1) Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и младших возрастов; (2) все они получили название «первый разряд»; старшим надлежало быть в готовности для обороны города, младшим - вести внешние войны... (3)...Этому разряду приданы были две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено доставлять для нужд войны осадные сооруженья. (4) Во второй разряд вошли имеющие ценз от ста до семидесяти пяти тысяч, и из них, старших и младших, были составлены двадцать центурий... (5) Для третьего разряда Сервий определил ценз в пятьдесят тысяч; образованы те же двадцать центурий, с тем же разделением возрастов... (6) В четвертом разряде ценз - двадцать пять тысяч; образованы те же двадцать центурий... (7) Пятый разряд обширнее: образованы тридцать центурий... В том же разряде распределенные по трем центуриям запасные, горнисты и трубачи. (8) Этот класс имел ценз одиннадцать тысяч. Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из которых была образована одна центурия, свободная от воинской службы.
Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сервий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий. (9) Еще он образовал шесть других центурий, взамен трех, учрежденных Ромулом, и под темя же освященными птицегаданием именами. Для покупки конея всадникам было дано из казны по десять тысяч ассов, а содержание этих коней было возложено на незамужних женщин, которым надлежало вносить по две тысячи ассов еясе' годно» (Тит Ливии. История Рима от основания города. Книга I. 43. М., 1989. С. 48). Таким образом, первый разряд выставлял 98 центурий (80 пехотных и 18 всаднических), вторв третий и четвертый - по 20, пятый - 30 военных центурий с лег- ким идешевым вооружением. К ним были добавлены 4 центу- рии ремесленников и музыкантов и 1 - неимущих граждан. Все вместе они составляли 193 пеших и всаднических сотни. Деление на разряды и образование центурий усложнило по- литическую организацию римской общины. Из преобразований Сервия Туллия в военной области выросла политическая рефор- Появился новый вид народных собраний с участием патри-циев и плебеев - центуриатные полиции. В середине VI в. до они стали тем органом публичной власти, у которого «испрашивает царь одобрения перед тем, как предпринять наступательную войну» (Моммзен Т. История Рима. Т. I. СПб., 1994. С. 90) Значение центуриатных комиций постепенно росло. Со временем они стали принимать решения не только о войне или мире, но и избирать должностных лиц, утверждать законы. На центуриатных собраниях действовала иная процедура голосования, чем на куриатных. По свидетельству Тита Ливия: «(10)...не поголовно, не всем без разбора (как то повелось от Ромула и сохранялось при прочих царях) было дано равное право голоса и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени, чтобы и никто не казался исключенным из голосованья, и вся сила находилась бы у виднейших людей государства. (11) А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда; если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда; но до самых низких не доходило почти никогда» (Тит Ливии. История Рима от основания города. Книга I. 43. М., 1989. С. 48-49). Такая практика не только удовлетворила политические интересы патрицианского сословия, но и привлекла всех состоятельных граждан к управлению общиной (См. таблицу по: Нечай Ф.М. Образование римского государства. Минск, 1972. С. 203). Демократический характер политической реформы Сервия Туллия и ее значение в развитии республиканских государственных институтов был отмечен известным политиком I в. до Н.Э.. Марком Туллием Цицероном: «... в каждой центурии из тех 96 состояло, на «сновании ценза, боль-ше людей, чем во всем первом разряде. Таким обра- зом одной стороны ни-
кто не лишался права голоса; с другой, при голосовании наиболее влиятельными были те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы государство было в наилучшем состоянии» (Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах. - М., 1994. С.39). По мнению современного исследователя, римская официальная традиция связывала с введением ценза «возможность выдвинуться не ввиду знатности рода, а благодаря способностям, инициативности и т.п. качествам, которые могли обеспечить человеку удачу и продвижение» (Штаерман Е.М. От гражданина к подданному// Культура древнего Рима. В 2-х томах. Т. I. M., 1985. С. 28). Помимо военной реформы, Сервию Туллию принадлежит еще одно преобразование. Трибы стали своеобразными административно-территориальными единицами и окончательно вытеснили родо-племенное устройство общины. По ним производился набор войск и взимались налоги. К 495 г. до н.э. внутри оборонительных стен Рима насчитывалось 4 городских, а за их пределами - 16 сельских триб. После 241 г. до н.э. число триб увеличилось до 35 (4 городских и 31 сельская). Введение территориального деления позволило государству периодически проводить перепись граждан, установить более строгий контроль над их имуществом и земельной собственностью. Преобразования Сервия Туллия существенно подорвали родовые отношения внутри общины, усилили имущественную дифференциацию в патрицианском и плебейском сословиях. Благодаря им были созданы предпосылки для формирования гражданского коллектива и органов публичной власти. Дальнейшая трансформация римской общины и ее правовых институтов связана с упразднением царской власти и установлением республиканских порядков. 2. Эволюция гражданской общины в V - III вв. до н.э. Правление последнего царя Тарквиния Гордого (535 - 510 гг. до н.э.) вошло в историю как период грубого нарушения римских обычаев и традиций. Полномочия комиций и сената не соблюдались, все властные функции узурпировал узкий круг лиц, приближенных к Тарквинию, многие знатные люди были изгнаны или репрессированы, а их имущество конфисковано. По свидетельству Тита Ливия, Тарквиний «(2)...перебил знатнейших среди отцов в уверенности, что те одобряли дело Сервия; далее, понимая, что сам подал пример преступного похищения власти, который может быть усвоен его противниками, он окружил себя телохранителями; (3) и так как, кроме силы, не было у него никакого права на царство, то и царствовал он не избранный народом, не утвержденный сенатом. (4) Вдобавок, как и всякому, кто не может рассчитывать на любовь сограждан, ему нужно было оградить свою власть страхом. А чтобы устрашенных было побольше, он разбирал уголовные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|