Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация власти в царский период




К середине VIII в. до н.э. римская община представляла со­бой родо-племенное объединение латинского, сабинского и эт­русского происхождения, разделенное по куриям и трибам -территориальным единицам, сложившимся естественным обра­зом. С переходом к оседлой жизни они были наделены военны­ми, политическими и религиозными функциями. В каждой ку­рии - «союзе мужей» - комплектовались пешие войска, отбира­лись всадники, взимались повинности и распределялась земель­ная собственность. Десять курий составляли одну трибу - «пле­мя», которое выставляло центурию - отряд из ста всадников. По мнению современных исследователей, уже в правление Ромула 753 - 717 гг. до н.э.), одного из легендарных основателей и пер­вого царя Рима, насчитывалось тридцать курий и три трибы.

Первичной ячейкой римской общины стали патриархальные

семьи, включавшие несколько поколений детей и внуков. Они

возглавлялись отцами или патрициями, вели самостоятельную

хозяйственную деятельность и владели земельными наделами.

К началу VI в. до н.э. патриархальные семьи были объединены

-1606

Капитолийская волчица (Рим, Капитолийский музей)

в триста родов, а патриции образовали привилегирован­ное сословие, доступ в кото­рое был ограничен. Иммиг­ранты, переселявшиеся в Рим, все те, кто не мог подтвер­дить свое происхождение из числа трехсот родов, не по­лучали полноправного граж­данства и становились пле­беями. Некоторые исключе­ния делались только для зна­ти завоеванных городов: при отказе от гражданства своей прежней общины она полу­чала права римского народа (populus Romanus):

Управление в VIII - VI вв. до н.э. осуществлялось посредст­вом нескольких политических институтов - царя, сената и народ­ных собраний. Система власти еще сохраняла форму военной демократии, но вместе с тем выполняла отдельные государствен­ные функции. По мнению исследователей, Рим этого времени с полным основанием можно назвать архаическим царством.

Царь (rex) до установления в 509 г. до н.э. республиканско­го строя был пожизненно наделен высшей политической, воен­ной, судебной и административной властью. Он возглавлял кол­легию жрецов и формулировал законы, которые затем утверж­дались народным собранием. Как отметил немецкий историк Теодор Моммзен (1817-1903 гг.), царь в римской общине имел «совершенно такую же власть, какая принадлежала в доме отцу семейства, и, подобно этому последнему, властвовал до конца своей жизни» (Моммзен Т. История Рима. Т. I. СПб., 1994. С. 67). Должность царя не передавалась по наследству, а была выбор­ной. Им мог стать каждый совершеннолетний римлянин. Канди­датура царя предварительно выдвигалась сенатом, а затем ут­верждалась народным собранием.

Сенат (senatus) являлся советом родовых старейшин. Его численность с VIII-го по VI-й вв. до н.э. постепенно выросла от 100 до 300 человек и соответствовала общему числу римских родов. Сенат был призван сохранять устои римской общины: готовил выборы нового царя, имел право кассировать решения народных собраний, разбирал судебные дела о незначительных преступлениях.

Выборные функции за сенатом утвердились, по преданию, в 717 г. до н.э. после убийства родовыми старейшинами Ромула> который был обвинен в нарушении общинных порядков. Плу' тарх сообщает: «А чтобы в этих шатких обстоятельствах раз­доры не привели государство от безначалия к полной гибели, патриции... условились, что каждый из них будет по очереди облекаться знаками царского достоинства на шесть ночных и

шеть дневных часов, принося установленные жертвы богам и верша суд. Это разделение обеспечивало равные преиму-щества сенаторам обоих племен (римлян и сабинов - Прим. авт) и потому было одобрено; вместе с тем частая смена вла-стей лишала народ всяких поводов к зависти, ибо он видел, как в течение одного дня и одной ночи человек превращался из царя в простого гражданина» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В двух томах. Т. I. M., 1994. С. 71). До вы­боров нового царя полнота власти переходила от одного сенато­ра к другому. Каждый из них возглавлял общину в течение не­скольких дней. Только через год после убийства Ромула народ­ное собрание, созванное дежурным сенатором (интеррексом), утвердило царем сабинянина Нуму Помпилия. При следующих выборах эта процедура повторилась и стала в дальнейшем тра­диционной. Период междуцарствия не имел определенного ог­раничения по времени и был необходим родовым старейшинам для согласования кандидатуры нового правителя.

Остальные члены римских родов за исключением женщин, несовершеннолетних и рабов участвовали в жизни общины че­рез куриатные комиции - собрания граждан по куриям. Здесь утверждались законы, решались вопросы войны и мира, выбира­лись царь и другие должностные лица. Историки предполагают, что на куриатных комициях проводилась регистрация рожде­ний, смерти и браков граждан, оформлялся отказ от родовых святынь в связи с переходом в другой род.

Процедура принятия решений комициями в наиболее ранний период римской истории вызывает у исследователей некоторые затруднения. Существует мнение, что внутри курий подача голо­сов «за» или «против» осуществлялась посредством крика. На общем собрании каждая курия имела один голос и высказыва­лась по очереди. Если предложение председательствующего (т. е. царя) находило поддержку большинства курий, то голосование прекращалось и глашатай объявлял окончательный результат. В таком решении был отражен характерный для римской государственности принцип граж­данского равноправия. По мнению Т. Моммзена, «...у римлян закон имел иное значение, чем мы это по­нимаем, - это было не предписание, данное монархом членам общины, а договор, заключенный между руко­водящими органами государствен­ной власти путем ответа, данного на вопрос» (Там же. С. 75).

К- концу царского периода, в на-

Римские граждане.

2-2-

чале VI в. до н.э. с разложением родового строя, обособлением сословий и имущественной дифференциацией, территориальным ростом римской общины, обострением отношений между патри­циями и плебеями потребовались изменения в системе управле­ния. Необходимые реформы провел предпоследний римский царь Сервий Туллий (579-535 гг. до н.э.). Его преобразования во многом были сходны с реформами Солона в Афинах.

Сервий Туллий разделил все мужское население общины от 18 до 60 лет (чуть более 80 тысяч человек) на две части - спо­собных и неспособных к военной службе. В основу этой рефор­мы был положен имущественный критерий. Военнообязанными считались граждане первых пяти разрядов, владевшие полным наделом, тремя четвертями, половиной, четвертью и восьмой до­лей земельного участка. Последний, непригодный к службе раз­ряд, образовали пролетарии, которые не имели никакой собст­венности. Подробное описание военной реформы оставил рим­ский историк Тит Ливии (59 г. до н.э. -17г. н.э.), использовав­ший в характеристике разрядов денежное выражение: «(1) Из тех, кто имел сто тысяч ассов или еще больший ценз, Сервий составил восемьдесят центурий: по сорока из старших и млад­ших возрастов; (2) все они получили название «первый раз­ряд»; старшим надлежало быть в готовности для обороны города, младшим - вести внешние войны... (3)...Этому раз­ряду приданы были две центурии мастеров, которые несли службу без оружия: им было поручено доставлять для нужд войны осадные сооруженья. (4) Во второй разряд вошли име­ющие ценз от ста до семидесяти пяти тысяч, и из них, стар­ших и младших, были составлены двадцать центурий... (5) Для третьего разряда Сервий определил ценз в пятьдесят тысяч; образованы те же двадцать центурий, с тем же разде­лением возрастов... (6) В четвертом разряде ценз - двадцать пять тысяч; образованы те же двадцать центурий... (7) Пя­тый разряд обширнее: образованы тридцать центурий... В том же разряде распределенные по трем центуриям запасные, горнисты и трубачи. (8) Этот класс имел ценз одиннадцать тысяч. Еще меньший ценз оставался на долю всех прочих, из которых была образована одна центурия, свободная от воин­ской службы.

Когда пешее войско было снаряжено и подразделено, Сер­вий составил из виднейших людей государства двенадцать всаднических центурий. (9) Еще он образовал шесть других центурий, взамен трех, учрежденных Ромулом, и под темя же освященными птицегаданием именами. Для покупки конея всадникам было дано из казны по десять тысяч ассов, а со­держание этих коней было возложено на незамужних жен­щин, которым надлежало вносить по две тысячи ассов еясе' годно» (Тит Ливии. История Рима от основания города. Кни­га I. 43. М., 1989. С. 48). Таким образом, первый разряд вы­ставлял 98 центурий (80 пехотных и 18 всаднических), вторв

третий и четвертый - по 20, пятый - 30 военных центурий с лег-

ким идешевым вооружением. К ним были добавлены 4 центу-

рии ремесленников и музыкантов и 1 - неимущих граждан. Все

вместе они составляли 193 пеших и всаднических сотни.

Деление на разряды и образование центурий усложнило по-

литическую организацию римской общины. Из преобразований

Сервия Туллия в военной области выросла политическая рефор-

Появился новый вид народных собраний с участием патри-циев и плебеев - центуриатные полиции. В середине VI в. до

они стали тем органом публичной власти, у которого «испра­шивает царь одобрения перед тем, как предпринять наступатель­ную войну» (Моммзен Т. История Рима. Т. I. СПб., 1994. С. 90) Значение центуриатных комиций постепенно росло. Со вре­менем они стали принимать решения не только о войне или мире, но и избирать должностных лиц, утверждать законы.

На центуриатных собраниях действовала иная процедура го­лосования, чем на куриатных. По свидетельству Тита Ливия: «(10)...не поголовно, не всем без разбора (как то повелось от Ромула и сохранялось при прочих царях) было дано рав­ное право голоса и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени, чтобы и никто не казался исключен­ным из голосованья, и вся сила находилась бы у виднейших людей государства. (11) А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центу­рий первого разряда; если мнения расходились, что случа­лось редко, приглашали голосовать центурии второго разря­да; но до самых низких не доходило почти никогда» (Тит Ливии. История Рима от основания города. Книга I. 43. М., 1989. С. 48-49). Такая практика не только удовлетворила поли­тические интересы патрицианского сословия, но и привлекла всех состоятельных граждан к управлению общиной (См. таблицу по: Нечай Ф.М. Образование римского го­сударства. Минск, 1972. С. 203). Демократический ха­рактер политической рефор­мы Сервия Туллия и ее зна­чение в развитии республи­канских государственных институтов был отмечен из­вестным политиком I в. до Н.Э.. Марком Туллием Цице­роном: «... в каждой цен­турии из тех 96 состояло, на «сновании ценза, боль-ше людей, чем во всем пер­вом разряде. Таким обра- зом одной стороны ни-

Количественный состав одной центурии каждого
имущественного разряда (класса) в центуриатных
  комициях (по цензу Сервия Туллия)
    Количест- Кол»честв(
Клас- Количество граждан во голо- граждан
сы в классе сующих в одной
    центурий центурии
I 1800 всадников 18  
  8000 похоти 80  
  9800 98  
II 8000 пехоты 20  
III 8000 пехоты 20  
IV 8000 пехоты 20  
V 8000 пехоты 30  
VI 40000 +? 1 40000 -?
  освобожденных от несе-  
  ния воинских повинностей  
  200 музыкантов и 200 ре-  
  месленников  
И f о г о 82 200 -f? 193  

кто не лишался права голоса; с другой, при голосовании наиболее влиятельными были те, кто был наиболее заинтере­сован в том, чтобы государство было в наилучшем состоя­нии» (Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О за­конах. - М., 1994. С.39). По мнению современного исследова­теля, римская официальная традиция связывала с введением ценза «возможность выдвинуться не ввиду знатности рода, а благода­ря способностям, инициативности и т.п. качествам, которые мог­ли обеспечить человеку удачу и продвижение» (Штаерман Е.М. От гражданина к подданному// Культура древнего Рима. В 2-х томах. Т. I. M., 1985. С. 28).

Помимо военной реформы, Сервию Туллию принадлежит еще одно преобразование. Трибы стали своеобразными администра­тивно-территориальными единицами и окончательно вытеснили родо-племенное устройство общины. По ним производился на­бор войск и взимались налоги. К 495 г. до н.э. внутри оборони­тельных стен Рима насчитывалось 4 городских, а за их предела­ми - 16 сельских триб. После 241 г. до н.э. число триб увеличи­лось до 35 (4 городских и 31 сельская). Введение территориаль­ного деления позволило государству периодически проводить перепись граждан, установить более строгий контроль над их имуществом и земельной собственностью.

Преобразования Сервия Туллия существенно подорвали ро­довые отношения внутри общины, усилили имущественную диф­ференциацию в патрицианском и плебейском сословиях. Благо­даря им были созданы предпосылки для формирования граж­данского коллектива и органов публичной власти. Дальнейшая трансформация римской общины и ее правовых институтов свя­зана с упразднением царской власти и установлением республи­канских порядков.

2. Эволюция гражданской общины в V - III вв. до н.э.

Правление последнего царя Тарквиния Гордого (535 - 510 гг. до н.э.) вошло в историю как период грубого нарушения рим­ских обычаев и традиций. Полномочия комиций и сената не со­блюдались, все властные функции узурпировал узкий круг лиц, приближенных к Тарквинию, многие знатные люди были изгна­ны или репрессированы, а их имущество конфисковано. По сви­детельству Тита Ливия, Тарквиний «(2)...перебил знатнейших среди отцов в уверенности, что те одобряли дело Сервия; далее, понимая, что сам подал пример преступного похище­ния власти, который может быть усвоен его противниками, он окружил себя телохранителями; (3) и так как, кроме силы, не было у него никакого права на царство, то и царствовал он не избранный народом, не утвержденный сенатом. (4) Вдоба­вок, как и всякому, кто не может рассчитывать на любовь сограждан, ему нужно было оградить свою власть страхом. А чтобы устрашенных было побольше, он разбирал уголовные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...