Кризис республиканской демократии
С середины I в. до н. э. - начала I в. н.э. существенно изменяются роль, значение и порядок формирования римских государственных институтов. При Юлии Цезаре консулы избираются на много лет вперед, а часть магистратов назначается без участия народных собраний. Известный историк Гай Светоний Транк-вилл отметил: «Выборы он (Юлий Цезарь - Прим. авт.) поделил с народом: за исключением соискателей консульства, половина кандидатов избиралась по желанию народа, половина - по назначению Цезаря. Назначал он их в коротких записках, рассылаемых по трибам: «Диктатор Цезарь - такой-то трибе. Предлагаю вашему вниманию такого-то, дабы он по вашему выбору получил искомое им звание» (Божественный Юлий. 41 // Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1993. С. 18). Период поздней Республики стал временем трансформации римской системы ценностей, в первую очередь, идеала гражданственности' «непосредственная причастность к жизни общества, участие в решении его проблем, деятельность, направленная на достижение намеченных целей, и доля в полученных результатах, понималась как удел немногих...» (Штаерман Е.М. От гражданина к подданному // Культура древнего Рима в двух тт. Т. I. С. 52). В начале I в. н.э. император Тиберий отнимает у центуриат-ных и трибутных комиций последние выборные полномочия, часть которых передает сенату, а часть присваивает себе. Комиций собирают только для оглашения имен избранников, а в III в. окончательно упраздняют. Новая эпоха оставила некоторые атрибуты Республики (название отдельных должностей и учреждений, знаки власти магистратов и т. д.) как дань исторической традиции.
'
ПРИЛОЖЕНИЕ Прилагаемые к очерку документы дают представление о государственных институтах Древнего Рима царского и республиканского периодов и избирательной борьбе в середине I в. до н.э. - I в. н.э.
Отрывок из сочинения древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского (документ № 1) рассказывает о первых органах управления общиной, образованных Ромулом - легендарным основателем и первым царем Рима. В следующем документе приводятся размышления известного греческого политика и историка Полибия о взаимодействии государственных институтов в период Республики. Автор «Всеобщей истории» сделал попытку доказать преимущество политического устройства Древнего Рима в сравнении с окружающими народами и государствами. Особый интерес представляет письмо Квинта Туллия Цицерона брату Марку (документ № 3) и избирательные надписи в Помпеях (документ № 4). Они дадут представление о перипетиях предвыборной борьбы в столице государства и в провинциальном городе. Публикуемые источники свидетельствуют о том, что выборы на рубеже нашей эры были для граждан важным повседневным занятием, которому придавалось большое значение. ДОКУМЕНТ № 1 ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ РИМСКИЕ ДРЕВНОСТИ И. 14. Ромул...определил всем почести и права, какие, он считал, нужно иметь каждому. Так вот, царю он назначил такие привилегии: во-первых, возглавлять священнодействия и жертвоприношения и совершать все ритуалы, касающиеся богов. Затем охранять законы и отеческие обычаи и заботиться о справедливости во всем сообразно с природой [явлений] или в соответствии с договорами, тягчайшие из преступлений расследовать самому, а меньшие - поручать сенаторам, внимательно следя, чтобы не происходило ничего незаконного, созывать сенат и народ, [высказываясь], направлять мнение [людей] и обеспечивать кажущееся необходимым большинству. Такие почетные обязанности он предоставил царю и еще сверх того - неограниченную
военную[власть] на войне. На собрание же сенаторов он возложил почет и власть следующие: прежде всего обсуждать, что бы нисказал царь и какое бы ни внес предложение, и что бы ни показалось [верным] большинству, то пусть это мнение и побеждает И это было перенято от государственного устройства лако-нян Ведь и лакедемонские цари не были самодержцами и не действовали по своему желанию, но всей властью в государстве обладала герусия. А народной массе он дал 3 таких [полномочия]: выбирать магистратов и блюсти законы, а также решать вопрос о войне, всякий раз, как сказал царь. Но он не имел в этих делах полной свободы [действий], разве что то же самое покажется [нужным] сенату. А голосовал народ не весь вместе, а созванный по фратриям [куриям]. И что казалось [верным] большинству фратрий [курий], то и вносилось в сенат... Хрестоматия по истории Древнего Рима: Учебное пособие для вузов по специальности «История». М., 1987. С. 15 - 16. ДОКУМЕНТ № 2 ПОЛИБИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Книга VI (11) Итак, в государстве римлян были все три власти,., причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто, даже из туземцев, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархическое. Да это и понятно. В самом деле: если мы сосредоточим внимание на власти консулов, государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате - аристократическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он, наверное, признает римское государство демократией... (12) Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела; ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в подчинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и блюдут за исполнением состоявшихся постановлений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, подлежащие решению народа: они созывают народные собрания, вносят предложения, они же исполняют постановления большинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от со-
3-1- юзников, назначать военных трибунов, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они властны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из подчиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать государственные деньги, сколько угодно, так как за ним следует квестор, готовый исполнить каждое их требование. Поэтому всякий, кто обратит свой взор только на эту власть, вправе будет назвать римское государство истинной монархией или царством... (13) Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всяким приходом, равно как и всяким расходом. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением расходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, ^от, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената, который и дает цензорам разрешение. Равным образом все преступления, совершаемые в пределах Италии и подлежащие расследованию государства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельному лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле, из поименованных выше, народ не принимает ровно никакого участия. Таким образом, государство представляется совершенно аристократическим, если кто явится в Рим в отсутствии консула. В этом убеждены многие эллины и цари, ибо все почти дела римлян решаются сенатом.
(14)...При всем этом остается место и для участия народа, даже для участия весьма влиятельного. Ибо в государстве только народ имеет власть награждать и наказывать, между тем, только наградами и наказаниями держатся царства и свободные государства, говоря вообще, все человеческое существование. В самом деле там, где или не сознается разница между наградою и наказанием, или, хотя сознается, но они распределяются неправильно, никакое предприятие не может быть ведено правильно. Да и мыслимо ли это, если люди порочные оцениваются наравне с честными? Часто народ решает и такие дела, которые влекут за собою денежную пеню, если пеня за преступление бывает значительна, особенно если обвиняемыми бывают высшие должностные лица; смертные приговоры постановляет только народ. В этом отношении у римлян существует порядок, достойный похвалы и упоминания, именно: осуждаемым на смерть в то время, как приговор постановляется, они дозволяют согласно обычаю уходить явно, осудить себя на добровольное изгнание, хотя бы одна только треть из участвующих в постановлении приговора не подала еще своего голоса. Местами убежища для изгнанников служат города: Неаполь, Пренест, Тибур и все прочие, состоящие в клятвенном союзе с римлянами. Народ же дарует почести достойным гражданам, а это - лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его, и - что самое важное -решает вопросы о войне и мире. Потом, народ утверждает или отвергает заключение союза, замирение, договоры. Судя по этому всякий вправе сказать, что в римском государстве народу принадлежит важнейшая доля в управлении, и что оно - демократия. (15) Итак, мы показали, каким образом государственное управление у римлян распределяется между отдельными властями. Теперь мы скажем, каким образом отдельные власти могут при желании или мешать одна другой, или оказывать взаимную поддержку и содействие. Так, когда консул получает упомянутую выше власть и выступает в поход с полномочиями, он хотя и делается неограниченным исполнителем предлежащего дела, но не может обойтись без народа и сената: независимо от них он не в силах довести свое предприятие до конца. Ибо, очевидно, легионы нуждаются в непрерывной доставке припасов; между тем помимо сенатского определения не может быть доставлено легионам ни хлеба, ни одежды, ни жалованья; вследствие этого, если бы сенат пожелал вредить и препятствовать, начинания вождей остались бы невыполненными. Кроме того, от сената зависит, осуществятся или нет планы и расчеты военачальников, и потому еще, что сенат имеет власть послать нового консула по истечении годичного срока или продлить службу действующего. Далее, во власти сената превознести и возвеличить успехи вождей, равно как отнять у них блеск и умалить их; ибо без согласия сената и без денег, им отпускаемых, военачальники или совсем не могут устраивать так называемые у римлян триумфы, или не могут устроить их с подобающей торжественностью. К тому же они обязаны, как бы далеко от родины ни находились, добиваться благосклонности народа, ибо, как сказано мною выше, народ утверждает или отвергает заключение мира и договоры. Важнее всего то, что консулы обязаны при сложении должности отдавать отчет в своих действиях перед народом. Таким образом, для консулов весьма небезопасно пренебрегать благоволением как сената, так равно и народа.
(16) С другой стороны, сенат при всей своей власти обязан в государственных делах прежде всего сообразоваться с народом и пользоваться его благоволением, а важнейшие и серьезнейшие следствия и наказания за преступления против государства, наказуемые смертью, сенат не может производить, если предварительное постановление его о том не будет утверждено народом. Точно то же в делах, подлежащих ведению сената, именно: если кто-нибудь войдет с предложением закона, который посягает в чем-либо на власть сената, принадлежащую ему в силу обычая, или отнимает у сенаторов председательство и почести, или даже 3-1- угрожает ущербом их имуществу, все это и подобное народ властен принять или отвергнуть. Но еще важнее следующее: хотя бы один из народных трибунов высказался против, сенат не только не в силах привести в исполнение свои постановления, он не может устраивать совещания и даже собираться, а трибуны обязаны действовать всегда в угоду народу и прежде всего сообразоваться с его волей. Таким образом, сенат по всем этим причинам боится народа и со вниманием относится к нему. (17) В равной мере и народ находится в зависимости от сената и! обязан сообразоваться с ним в делах государства и частных лиц. В самом деле, многие работы во всей Италии, перечислить которые было бы нелегко, по управлению и сооружению общественных зданий, а также многие реки, гавани, сады, прииски, земли, короче все, что находится во власти римлян, отдается цензорами на откуп. Все поименованное здесь находится в ведении народа, и, можно сказать, почти все граждане причастны к откупам и к получаемым через них выгодам. Так, одни за плату сами принимают что-либо от цензоров на откуп, другие идут в товарищи к ним, третьи являются поручителями за откупщиков, четвертые несут за них в государственную казну свое состояние. По всем этим делам решает сенат, именно: назначить срок уплаты, в случае несчастия облегчить плательщиков, или при несостоятельности совсем освободить от обязательства. Словом, во многих случаях сенат имеет возможность причинить вред или пособить людям, имеющим отношение к общественному достоянию, ибо по всем поименованным делам нужно обращаться к сенату. Потом - что самое важное - из среды сенаторов избираются судьи в многочисленнейших тяжбах как государственных, так и частных, если только тяжбы возбуждаются по важному обвинению. Вот почему все граждане, находясь в зависимости от сената и опасаясь неверного исхода тяжбы, заботливо воздерживаются от возражений против сенатских определений и-от противодействия сенату. Точно так же они не имеют охоты противодействовать видам консулов, ибо каждый гражданин в отдельности и все] вместе подчинены власти консулов во время войны. (18) Хотя каждая власть имеет полную возможность и вре- -\ дить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было бы ука-1 зать лучшего государственного устройства... Ибо если какая-либо власть возомнит о себе не в меру, станет притязательной и присвоит себе неподобающее значение, между тем как согласно только что сказанному ни одна из властей не довлеет себе и каждая из них имеет возможность мешать и противодействовать замыслам других, то чрезвычайное усиление одной из властей и превознесе- ! ние над прочими окажется совершенно невозможным. Действительно все остается на своем месте, так как порывы к переменам сдерживаются частью внешними мерами, частью исконным опасением противодействия с какой бы то ни было стороны. Полибий. Всеобщая история. Т. II. СПб., 1995. С. 6, 14 - 17. Марк Туллий Цицерон (Портрет императорской эпохи) ДОКУМЕНТ № 3 КВИНТ ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|