Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательное законодательство и избирательные процедуры




В V - I вв. до н.э. ведущей формой юридических установле­ний считались законы, поскольку они исходили от всего римско­го народа и были выражением суверенитета гражданской общи­ны. Знаменитый римский юрист II в. н.э. Эмилий Папиниан от­мечал: «Закон - это общее предписание, решение опытных мужей, обуздание преступлений, совершаемых произвольно или по незнанию, общая клятва республики» (Цит. по: Дож-Дев Д.В. Римское частное право. М., 1996. С. 83).

В отдельную группу законов можно выделить регламентацию порядка проведения народных собраний, принятия законопро­ектов и выборов должностных лиц. Правовые нормы по этим 'вопросам должны были не только обеспечить политические пра-

граждан, но и защитить общину от случайных и необдуман-ных решений. История Рима свидетельствует - властные полно-

Голосующий гражданин. Изображение на монете.

мочия в течение длительного перио­да после изгнания царей не передава­лись никаким тираническим режимам. Среди наиболее интересных установ­лений выделим те законы, которые формулировали требования к канди­датам в магистраты, регламентировали процедуру голосования и устанавли­вали ответственность соискателей за предвыборные интриги.

В 180 г. до н. э. были определены условия, открывавшие кандидатам доступ к отдельным магистратурам. Для занятия должности квестора тре-

бовалась десятилетняя служба в армии. Претором мог стать толь­ко бывший квестор, а консулом - бывший претор при условии, что между двумя разными ступенями проходило не менее двух лет. Таким образом, минимальный возраст, с которого начина­лась квестура равнялся 27 годам, эдилитет - 30-ти, претура - 33-м, консулат - 36-ти. Такое выдвижение называлось избранием в «свой год».

В 123 г. до н.э. закон Гая Гракха запретил магистрату, отстра­ненному решением народа, добиваться других должностей, а в 82 г. до н.э (по закону Луция Корнелия Суллы, отмененному через некоторое время) для плебейских трибунов были закрыты все курульные должности. В следующем году был увеличен мини­мальный возраст для соискателей магистратур (консулата до­могались не ранее, чем в 42 года) и установлен обязательный десятилетний перерыв между переизбранием на один и тот же пост. В 52 г. до н.э. кандидатов обязали находиться в Риме во время выборов, а один из законов Августа 12 г. до н.э. закрепил государственные должности за гражданами с цензом в размере 400 000 сестерций.

Процедура голосования на народных собраниях нашла отра­жение в большой группе законов, принятых в III - II вв. до н.э. В 139 г. было введено тайное голосование при выборах магист­ратов, а в 137 - 107 гг. - при обсуждении законопроектов и дел о государственной измене. Эти решения привели к существенному усилению позиций плебеев в народных собраниях.

Большая группа законов (не менее 13) получила название leges de ambitu (от «ambitus» - обход по очереди) и была на; правлена против предвыборных интриг кандидатов в магистра­ты. Уже в середине IV в. до н.э. злоупотребления при соиска-нии~ должностей сравнивали с организацией мятежей, которые были необходимы честолюбцам незнатного происхождения. Осуждению подвергались кандидаты, агитировавшие за себя на рынках и в селах. В I в. до н.э. leges de ambitu запретили пре­тендентам устраивать бесплатные пиры и зрелища для граждан, дарить подарки и раздавать деньги. Для всех нарушителей уста-

навливались суровые наказания. По закону 70 г. до н.э. им преграждался доступ в магистратуры на 10 лет, по закону 61 г. до н.э. с них взимался пожизненный ежегодный штраф в разме­ре 3000 сестерций в пользу каждой трибы. В дальнейшем ответ­ственность за подкуп избирателей еще больше ужесточалась. Про­винившихся ждал крупный штраф и окончательный запрет за­нимать магистратуры, а в последние годы I в. до н.э. - лишение римского гражданства и имущества с последующим изгнанием.

Борьба с подкупом не всегда приводила к эффективным ре­зультатам. Претенденты всячески старались обойти многочис­ленные запреты. Деньги передавались посредникам и раздава­лись после выборов или выдавались гражданам якобы на сохра­нение. Соискатели разных магистратур могли заключить согла­шение о взаимной поддержке друг друга голосами своих сторон­ников, используя при этом «товарищества» (объединения граж­дан внутри триб для совершения культовых мероприятий) или «сообщества» (объединения ремесленников внутри трибы).

С подкупом приходилось бороться и после установления им­перии. В начале II века н.э. при Траяне было принято решение, которое обязывало кандидатов вкладывать 1/3 своих денег в землю. Тем самым несколько уменьшались расходы на избира­телей. В целом leges de ambitu подрывали позиции нобилитета, хотя и не приводили к искоренению нарушений на выборах.

Избирательные законы существенно изменили общественную жизнь в Древнем Риме. Они не только демократизировали вла­стные институты, но и сделали управляемой политическую борь­бу между отдельными гражданами и партиями.

Избирательные процедуры

Предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосо­вания. Кандидат заранее уведомлял соответствующие магистра­ты о своем желании баллотироваться. От должностных лиц тре­бовалось проверить, насколько отвечает требованиям закона за­явленный соискатель, и принять решение о внесении его имени в список для голосования.

Официальная регистрация считалась началом избирательной борьбы и проходила до дня выборов. Претенденты облачались в белоснежную тогу, которая символизировала чистую совесть бу­дущего магистрата, и направлялись в наиболее людные места -площади и базары - для «обхода» избирателей. Встречаясь с последними, соискатели называли их по имени и смиренно про­сили поддержки. Большую помощь оказывал раб-номенклатор: он помнил имена избирателей и вовремя подсказывал их канди­дату. В соответствие с leges de ambitu «обход» считался одним из немногих дозволенных способов агитации.

В день голосования перед заседанием комиций старшие маги­страты проводили ауспиции (auspicia) - ритуальные процедуры вопрошения воли богов по полету и крику птиц. За их правиль-

ностью и результатом следил авгур-жрец. Если он находил пред­знаменования дурными, то произносилась формула: «В другой день!» и комиции распускались. При благоприятном ответе со­брание начинало работать. Наступление темноты могло прервать заседание, которое откладывалось до утра следующего дня.

После совершения ауспиций консулы приказывали призвать народ и расставить его по центуриям или трибам. Для выясне­ния очереди голосования тянули жребий - деревянную или брон­зовую табличку с начертанными буквами или стихами. Таблич­ки закладывались в урну и встряхивались, а детям или должно­стным лицам поручалось вытащить одну из них. Центурия, вы­биравшая первой,называлась centuria praerogativa. Результаты ее голосования были для всех остальных центурий своеобраз­ным указанием воли богов, которую необходимо выполнить.

Непосредственную подачу голосов осуществляли при помо­щи деревянных перегородок, напоминавших загоны для овец. Римляне называли их «ovile» (от «ovis» - овца) или «saepta» (от «saepes» - изгородь, забор). При Юлии Цезаре обветшавшие от времени сооружения для голосования решили заменить мра­морными колоннами. Их строительство было окончено в 28 г. до н.э. Однако воспользоваться новыми постройками пришлось недолго - при императоре Тиберии граждан лишили права вы­бирать, а мраморные колонны стали украшением Марсова поля. Существуют разные мнения о том, как использовались пере­городки. Приведем точки зрения исследователей XIX в. Гастона Буассье и Теодора Моммзена. Первый реконструировал проце­дуру тайного голосования следующим образом: «Ovile имело очень много входов, к которым вели узкие проходы или мосты. Граждане каждой центурии толпились около входа, через кото­рый они должны были проникнуть в ovile. По данному сигналу, все центурии одновременно приступали к голосованию, кроме praerogativa, уже ранее подавшей свой голос. Избиратели про­ходили один за другим, быть может, в известном порядке. При

входе на мост они получали

Помост для голосования. маленькую дощечку или, как Изображение на монете. мы бы теперь сказали, изби­рательный бюллетень, на ко­тором они писали сами или же поручали кому-нибудь на­писать имена двух своих кан­дидатов. На другом конце моста, примыкавшем Kovile, они опускали свои дощечки в урну. Раз попавши в ovile, они не могли уже оттуда вый­ти: таким образом избирате­ли лишены были возможнос­ти подавать свой голос более одного раза» (Цит. по: Гиро

P n£Rva

 

Голосование опусканием

таблички в урну.

Изображение на монете

гт Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995. С 386). Т.

Моммзен видел в «ovile продолго­ватый четырехугольник, разделенный перегородками на столько отделений, сколько было групп избирателей. Эти последние входили сразу каждый в свое отделение. Здесь им раздавали избирательные бюллетени. Каждое отделение сообщалось с эстрадой председателя посредством моста, на который избиратели всходили по ма­ленькой лесенке. При выходе с это­го моста и клался бюллетень. Вый­дя из ovile, уже нельзя было войти в него» (Там же).

Открытая подача голосов приме­нялась до 139 г. до н.э. От тайной она отличалась тем, что в проходах в конце каждого моста стояли счетчи­ки, которые спрашивали у избирате­лей мнение по кандидатуре соискате­ля. Голоса «за» и «против» фиксировали еще одни служащие -контролеры. На навощенных табличках они делали соответству­ющие отметки и по окончании голосования подсчитывали резуль­таты. Открытая подача голосов устраивала, прежде всего, патри­цианское сословие - оно могло оказывать давление на избирате­лей. Введение тайного голосования принесло свободу выбора, от­менило контроль за волеизъявлением граждан и позволило уси­лить борьбу с нарушителями избирательного законодательства.

Своеобразно принимали решения сенаторы: обутые в башма­ки из красной кожи (знаки отличия тех, кто избирался в стар­шие магистратуры) высказывали свое мнение вслух, обутые в башмаки из черной кожи (младшие магистраты) - «голосовали ногами», т.е. расходились в разные стороны, рассаживаясь по мненим тех сенаторов, чье мнение хотели поддержать.

В ходе судебных разбирательств также применялось тайное голосование. При вынесении приговора члены судебных колле­гий писали на табличках одно из мнений - A («absolvo» - оправ­дываю), С («condemno» - обвиняю) или NL («поп liquet» - не ясно). Решения выносились большинством голосов и объявля­лись претором. В случае равенства обвинительных и оправда­тельных мнений подсудимый считался оправданным

Римское избирательное законодательство не ограничилось городскими стенами. Вместе с завоеванием италийских племен и народов оно постепенно распространилось на провинциаль­ные города и муниципии. На примере одного из них познако­мимся с порядком и особенностями выборов должностных лиц в местное самоуправление.

Выборы в Помпеях

Особый интерес представляет характеристика выборных инсти-тутов в Помпеях. Здесь сохранились материальные свидетельства яркой избирательной борьбы и избирательной агитации. Их обоб-щение в специальном исследовании предложила М. Е. Сергеенко.

В V - начале I в. до н.э. Помпеи пользовались правами пол-ной автономии. На основании археологических раскопок исто­рики полагают, что во главе местной общины стояли городской совет (на оскском диалекте - «kumbenieis») и магистраты: ме-дисс («medix tuticus» - «градоправитель»), эдилы и квайстуры.; Достоверно установлено, что в их ведении находились финансо­вые, строительные и некоторые другие вопросы.

После взятия Помпеи войсками Суллы в середине 80 гг. до н.э., город получил название «Корнелиева колония помпейцев», а ор-| ганы самоуправления были перестроены по римскому образцу. Их стали возглавлять дуумвиры - высшие местные магистраты и сенат, члены которого назывались декурионами. Раз в пять лет проводились выборы квинквенналов - должностных лиц, которые составляли списки граждан с указанием имущественного ценза и формировали состав сената. Повседневные городские обязаннос­ти (благоустройство, снабжение хлебом, чистота улиц и т.д.) были возложены на эдилов - младших помпейских магистратов.

Также по римскому образцу стали проводиться выборы в ор­ганы самоуправления. Если избирать могли все совершеннолет­ние и свободные горожане, то к соискателям магистратур предъ­являлись дополнительные условия: личная незапятнанность, по­следовательное продвижение по должностной лестнице и обла­дание определенным имуществом. Кандидатами в дуумвиры могли стать только бывшие эдилы. В случае избрания они вносили в городскую казну по 10 000 сестерций и брали обязательство за свой счет воздвигать и ремонтировать общественные постройки, устраивать зрелищные мероприятия и угощать сограждан.

Порядок проведения выборов и избирательные процедуры М.Е. Сергеенко реконструирует следующим образом: «Город делился обычно на несколько избирательных участков, имено­вавшихся «куриями»... Имена кандидатов заранее объявлял дуумвир или квинквеннал, проводивший выборы. Если канди­датов оказывалось мало, то он называл столько имен, сколько нужно было, чтобы заполнить требуемое число. Каждый из на­званных мог указать себе заместителя, а тот, в свою очередь, на­зывал еще третьего кандидата; баллотировались все поимено­ванные лица. Избиратель писал имя своего кандидата на дощеч­ке и опускал ее в урну своей курии. После подсчета голосов объявляли имя того, кто был избран в этой курии; выбранным на должность считался тот, за которого высказалось большинство курий. Выборы происходили в течение марта; вступали в свою должность новые магистраты с 1 июля и несли ее в течение од­ного года» (Сергеенко М.Е. Помпеи. М. - Л., 1949. С. 89).

Избирательная борьба получала отражение в многочисленны*

Западная сторона Форума в Помпеях.

афишах, написанных на стенах домов. Их количество измеряется в несколько тысяч - наиболее ранние сохранились со времен рес­публики, наиболее поздние - датируются 79 г. н.э. - годом гибели Помпеи. Обычно надписи исполнялись красной краской по полосе белой штукатурки. Для придания им четкости они заключались в рамки. Особое место в афишах занимают имена кандидатов. Они выведены большими буквами (до 10-19 см.) и размещены в первом ряду. Остальной текст (обращение к избирателям и имена тех, кто рекомендовал соискателя) помещался во втором ряду. Он выпол­нялся более мелким шрифтом, размер которого иногда не превы­шал нескольких миллиметров. По мнению М.Е. Сергеенко, в «уз­ких помпейских улочках от таких надписей некуда было деваться: они внушали, настаивали, приказывали. И думается, среди помпей­ских граждан оказывалось, вероятно, немало таких, которые отда­вали свои голоса тому или иному кандидату просто потому, что имя выдвигаемого человека неотвязно стояло у них перед глазами» (Там же, С. 101). По окончании выборов афиши оставались нетронуты­ми, и только в новую избирательную кампанию их закрывали сло­ем штукатурки, по которой писец выводил очередную надпись.

Изучение материальных свидетельств показало, что в борьбе за помпейские магистратуры принимали участие не только от­дельные соискатели, но и небольшие городские общности - соседи, профессиональные коллегии, молодежные союзы. Интерес пред­ставляет активное участие женщин (от аристократок до рабынь) в предвыборной агитации. Надписи, исходившие от них, могли значительно помочь кандидату или провалить его избирательную кампанию (если авторами были те, кто имел дурную репутацию).

Избирательная афиша.

Содержание афиш часто касается моральных качеств соискате­лей (упоминаются «честнейшие», «совестливейшие», «достойней­шие»), их профессиональной деятельности («он дает хороший хлеб», «этот сбережет городскую казну»), происхождения от знаменитых предков («четырежды дуумвиру и квинквенналу»). Более редкие надписи помещают избирательную программу и обязательства кан­дидатов. Особую группу плакатов составляют бранные отзывы и предвыборные карикатуры. Ряд таких надписей дошел до нашего времени в плохом состоянии - уязвленные соискатели пытались их затереть. Другая группа афиш содержала призыв активно участ­вовать в избирательных кампаниях - он касался как отдельных кандидатов, так и их родственников, соседей, друзей.

Еще в прошлом веке ученые сделали вывод об ожесточеннос­ти и размахе предвыборной борьбы в Помпеях. Из 1400 афиш, найденных к 1871 г., около 600 были датированы 79 г. Если учесть, что население города не превышало 30 000 человек, а размеры -2,5 километров по окружности, то становится очевидным высо­кий интерес местных жителей к выборам (Данные по: Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995. С. 489).

Пример Помпеи показал характерную для римского провин­циального мира черту: избирательные кампании стали отраже­нием самых насущных интересов граждан - экономических, со­циальных, идеологических и других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...