Избирательное законодательство и избирательные процедуры
В V - I вв. до н.э. ведущей формой юридических установлений считались законы, поскольку они исходили от всего римского народа и были выражением суверенитета гражданской общины. Знаменитый римский юрист II в. н.э. Эмилий Папиниан отмечал: «Закон - это общее предписание, решение опытных мужей, обуздание преступлений, совершаемых произвольно или по незнанию, общая клятва республики» (Цит. по: Дож-Дев Д.В. Римское частное право. М., 1996. С. 83). В отдельную группу законов можно выделить регламентацию порядка проведения народных собраний, принятия законопроектов и выборов должностных лиц. Правовые нормы по этим 'вопросам должны были не только обеспечить политические пра- граждан, но и защитить общину от случайных и необдуман-ных решений. История Рима свидетельствует - властные полно- Голосующий гражданин. Изображение на монете. мочия в течение длительного периода после изгнания царей не передавались никаким тираническим режимам. Среди наиболее интересных установлений выделим те законы, которые формулировали требования к кандидатам в магистраты, регламентировали процедуру голосования и устанавливали ответственность соискателей за предвыборные интриги. В 180 г. до н. э. были определены условия, открывавшие кандидатам доступ к отдельным магистратурам. Для занятия должности квестора тре- бовалась десятилетняя служба в армии. Претором мог стать только бывший квестор, а консулом - бывший претор при условии, что между двумя разными ступенями проходило не менее двух лет. Таким образом, минимальный возраст, с которого начиналась квестура равнялся 27 годам, эдилитет - 30-ти, претура - 33-м, консулат - 36-ти. Такое выдвижение называлось избранием в «свой год».
В 123 г. до н.э. закон Гая Гракха запретил магистрату, отстраненному решением народа, добиваться других должностей, а в 82 г. до н.э (по закону Луция Корнелия Суллы, отмененному через некоторое время) для плебейских трибунов были закрыты все курульные должности. В следующем году был увеличен минимальный возраст для соискателей магистратур (консулата домогались не ранее, чем в 42 года) и установлен обязательный десятилетний перерыв между переизбранием на один и тот же пост. В 52 г. до н.э. кандидатов обязали находиться в Риме во время выборов, а один из законов Августа 12 г. до н.э. закрепил государственные должности за гражданами с цензом в размере 400 000 сестерций. Процедура голосования на народных собраниях нашла отражение в большой группе законов, принятых в III - II вв. до н.э. В 139 г. было введено тайное голосование при выборах магистратов, а в 137 - 107 гг. - при обсуждении законопроектов и дел о государственной измене. Эти решения привели к существенному усилению позиций плебеев в народных собраниях. Большая группа законов (не менее 13) получила название leges de ambitu (от «ambitus» - обход по очереди) и была на; правлена против предвыборных интриг кандидатов в магистраты. Уже в середине IV в. до н.э. злоупотребления при соиска-нии~ должностей сравнивали с организацией мятежей, которые были необходимы честолюбцам незнатного происхождения. Осуждению подвергались кандидаты, агитировавшие за себя на рынках и в селах. В I в. до н.э. leges de ambitu запретили претендентам устраивать бесплатные пиры и зрелища для граждан, дарить подарки и раздавать деньги. Для всех нарушителей уста- навливались суровые наказания. По закону 70 г. до н.э. им преграждался доступ в магистратуры на 10 лет, по закону 61 г. до н.э. с них взимался пожизненный ежегодный штраф в размере 3000 сестерций в пользу каждой трибы. В дальнейшем ответственность за подкуп избирателей еще больше ужесточалась. Провинившихся ждал крупный штраф и окончательный запрет занимать магистратуры, а в последние годы I в. до н.э. - лишение римского гражданства и имущества с последующим изгнанием.
Борьба с подкупом не всегда приводила к эффективным результатам. Претенденты всячески старались обойти многочисленные запреты. Деньги передавались посредникам и раздавались после выборов или выдавались гражданам якобы на сохранение. Соискатели разных магистратур могли заключить соглашение о взаимной поддержке друг друга голосами своих сторонников, используя при этом «товарищества» (объединения граждан внутри триб для совершения культовых мероприятий) или «сообщества» (объединения ремесленников внутри трибы). С подкупом приходилось бороться и после установления империи. В начале II века н.э. при Траяне было принято решение, которое обязывало кандидатов вкладывать 1/3 своих денег в землю. Тем самым несколько уменьшались расходы на избирателей. В целом leges de ambitu подрывали позиции нобилитета, хотя и не приводили к искоренению нарушений на выборах. Избирательные законы существенно изменили общественную жизнь в Древнем Риме. Они не только демократизировали властные институты, но и сделали управляемой политическую борьбу между отдельными гражданами и партиями. Избирательные процедуры Предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заранее уведомлял соответствующие магистраты о своем желании баллотироваться. От должностных лиц требовалось проверить, насколько отвечает требованиям закона заявленный соискатель, и принять решение о внесении его имени в список для голосования. Официальная регистрация считалась началом избирательной борьбы и проходила до дня выборов. Претенденты облачались в белоснежную тогу, которая символизировала чистую совесть будущего магистрата, и направлялись в наиболее людные места -площади и базары - для «обхода» избирателей. Встречаясь с последними, соискатели называли их по имени и смиренно просили поддержки. Большую помощь оказывал раб-номенклатор: он помнил имена избирателей и вовремя подсказывал их кандидату. В соответствие с leges de ambitu «обход» считался одним из немногих дозволенных способов агитации.
В день голосования перед заседанием комиций старшие магистраты проводили ауспиции (auspicia) - ритуальные процедуры вопрошения воли богов по полету и крику птиц. За их правиль- ностью и результатом следил авгур-жрец. Если он находил предзнаменования дурными, то произносилась формула: «В другой день!» и комиции распускались. При благоприятном ответе собрание начинало работать. Наступление темноты могло прервать заседание, которое откладывалось до утра следующего дня. После совершения ауспиций консулы приказывали призвать народ и расставить его по центуриям или трибам. Для выяснения очереди голосования тянули жребий - деревянную или бронзовую табличку с начертанными буквами или стихами. Таблички закладывались в урну и встряхивались, а детям или должностным лицам поручалось вытащить одну из них. Центурия, выбиравшая первой,называлась centuria praerogativa. Результаты ее голосования были для всех остальных центурий своеобразным указанием воли богов, которую необходимо выполнить. Непосредственную подачу голосов осуществляли при помощи деревянных перегородок, напоминавших загоны для овец. Римляне называли их «ovile» (от «ovis» - овца) или «saepta» (от «saepes» - изгородь, забор). При Юлии Цезаре обветшавшие от времени сооружения для голосования решили заменить мраморными колоннами. Их строительство было окончено в 28 г. до н.э. Однако воспользоваться новыми постройками пришлось недолго - при императоре Тиберии граждан лишили права выбирать, а мраморные колонны стали украшением Марсова поля. Существуют разные мнения о том, как использовались перегородки. Приведем точки зрения исследователей XIX в. Гастона Буассье и Теодора Моммзена. Первый реконструировал процедуру тайного голосования следующим образом: «Ovile имело очень много входов, к которым вели узкие проходы или мосты. Граждане каждой центурии толпились около входа, через который они должны были проникнуть в ovile. По данному сигналу, все центурии одновременно приступали к голосованию, кроме praerogativa, уже ранее подавшей свой голос. Избиратели проходили один за другим, быть может, в известном порядке. При
входе на мост они получали Помост для голосования. маленькую дощечку или, как Изображение на монете. мы бы теперь сказали, избирательный бюллетень, на котором они писали сами или же поручали кому-нибудь написать имена двух своих кандидатов. На другом конце моста, примыкавшем Kovile, они опускали свои дощечки в урну. Раз попавши в ovile, они не могли уже оттуда выйти: таким образом избиратели лишены были возможности подавать свой голос более одного раза» (Цит. по: Гиро P n£Rva
Голосование опусканием таблички в урну. Изображение на монете гт Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995. С 386). Т. Моммзен видел в «ovile продолговатый четырехугольник, разделенный перегородками на столько отделений, сколько было групп избирателей. Эти последние входили сразу каждый в свое отделение. Здесь им раздавали избирательные бюллетени. Каждое отделение сообщалось с эстрадой председателя посредством моста, на который избиратели всходили по маленькой лесенке. При выходе с этого моста и клался бюллетень. Выйдя из ovile, уже нельзя было войти в него» (Там же). Открытая подача голосов применялась до 139 г. до н.э. От тайной она отличалась тем, что в проходах в конце каждого моста стояли счетчики, которые спрашивали у избирателей мнение по кандидатуре соискателя. Голоса «за» и «против» фиксировали еще одни служащие -контролеры. На навощенных табличках они делали соответствующие отметки и по окончании голосования подсчитывали результаты. Открытая подача голосов устраивала, прежде всего, патрицианское сословие - оно могло оказывать давление на избирателей. Введение тайного голосования принесло свободу выбора, отменило контроль за волеизъявлением граждан и позволило усилить борьбу с нарушителями избирательного законодательства. Своеобразно принимали решения сенаторы: обутые в башмаки из красной кожи (знаки отличия тех, кто избирался в старшие магистратуры) высказывали свое мнение вслух, обутые в башмаки из черной кожи (младшие магистраты) - «голосовали ногами», т.е. расходились в разные стороны, рассаживаясь по мненим тех сенаторов, чье мнение хотели поддержать. В ходе судебных разбирательств также применялось тайное голосование. При вынесении приговора члены судебных коллегий писали на табличках одно из мнений - A («absolvo» - оправдываю), С («condemno» - обвиняю) или NL («поп liquet» - не ясно). Решения выносились большинством голосов и объявлялись претором. В случае равенства обвинительных и оправдательных мнений подсудимый считался оправданным
Римское избирательное законодательство не ограничилось городскими стенами. Вместе с завоеванием италийских племен и народов оно постепенно распространилось на провинциальные города и муниципии. На примере одного из них познакомимся с порядком и особенностями выборов должностных лиц в местное самоуправление. Выборы в Помпеях Особый интерес представляет характеристика выборных инсти-тутов в Помпеях. Здесь сохранились материальные свидетельства яркой избирательной борьбы и избирательной агитации. Их обоб-щение в специальном исследовании предложила М. Е. Сергеенко. В V - начале I в. до н.э. Помпеи пользовались правами пол-ной автономии. На основании археологических раскопок историки полагают, что во главе местной общины стояли городской совет (на оскском диалекте - «kumbenieis») и магистраты: ме-дисс («medix tuticus» - «градоправитель»), эдилы и квайстуры.; Достоверно установлено, что в их ведении находились финансовые, строительные и некоторые другие вопросы. После взятия Помпеи войсками Суллы в середине 80 гг. до н.э., город получил название «Корнелиева колония помпейцев», а ор-| ганы самоуправления были перестроены по римскому образцу. Их стали возглавлять дуумвиры - высшие местные магистраты и сенат, члены которого назывались декурионами. Раз в пять лет проводились выборы квинквенналов - должностных лиц, которые составляли списки граждан с указанием имущественного ценза и формировали состав сената. Повседневные городские обязанности (благоустройство, снабжение хлебом, чистота улиц и т.д.) были возложены на эдилов - младших помпейских магистратов. Также по римскому образцу стали проводиться выборы в органы самоуправления. Если избирать могли все совершеннолетние и свободные горожане, то к соискателям магистратур предъявлялись дополнительные условия: личная незапятнанность, последовательное продвижение по должностной лестнице и обладание определенным имуществом. Кандидатами в дуумвиры могли стать только бывшие эдилы. В случае избрания они вносили в городскую казну по 10 000 сестерций и брали обязательство за свой счет воздвигать и ремонтировать общественные постройки, устраивать зрелищные мероприятия и угощать сограждан. Порядок проведения выборов и избирательные процедуры М.Е. Сергеенко реконструирует следующим образом: «Город делился обычно на несколько избирательных участков, именовавшихся «куриями»... Имена кандидатов заранее объявлял дуумвир или квинквеннал, проводивший выборы. Если кандидатов оказывалось мало, то он называл столько имен, сколько нужно было, чтобы заполнить требуемое число. Каждый из названных мог указать себе заместителя, а тот, в свою очередь, называл еще третьего кандидата; баллотировались все поименованные лица. Избиратель писал имя своего кандидата на дощечке и опускал ее в урну своей курии. После подсчета голосов объявляли имя того, кто был избран в этой курии; выбранным на должность считался тот, за которого высказалось большинство курий. Выборы происходили в течение марта; вступали в свою должность новые магистраты с 1 июля и несли ее в течение одного года» (Сергеенко М.Е. Помпеи. М. - Л., 1949. С. 89). Избирательная борьба получала отражение в многочисленны* Западная сторона Форума в Помпеях. афишах, написанных на стенах домов. Их количество измеряется в несколько тысяч - наиболее ранние сохранились со времен республики, наиболее поздние - датируются 79 г. н.э. - годом гибели Помпеи. Обычно надписи исполнялись красной краской по полосе белой штукатурки. Для придания им четкости они заключались в рамки. Особое место в афишах занимают имена кандидатов. Они выведены большими буквами (до 10-19 см.) и размещены в первом ряду. Остальной текст (обращение к избирателям и имена тех, кто рекомендовал соискателя) помещался во втором ряду. Он выполнялся более мелким шрифтом, размер которого иногда не превышал нескольких миллиметров. По мнению М.Е. Сергеенко, в «узких помпейских улочках от таких надписей некуда было деваться: они внушали, настаивали, приказывали. И думается, среди помпейских граждан оказывалось, вероятно, немало таких, которые отдавали свои голоса тому или иному кандидату просто потому, что имя выдвигаемого человека неотвязно стояло у них перед глазами» (Там же, С. 101). По окончании выборов афиши оставались нетронутыми, и только в новую избирательную кампанию их закрывали слоем штукатурки, по которой писец выводил очередную надпись. Изучение материальных свидетельств показало, что в борьбе за помпейские магистратуры принимали участие не только отдельные соискатели, но и небольшие городские общности - соседи, профессиональные коллегии, молодежные союзы. Интерес представляет активное участие женщин (от аристократок до рабынь) в предвыборной агитации. Надписи, исходившие от них, могли значительно помочь кандидату или провалить его избирательную кампанию (если авторами были те, кто имел дурную репутацию). Избирательная афиша. Содержание афиш часто касается моральных качеств соискателей (упоминаются «честнейшие», «совестливейшие», «достойнейшие»), их профессиональной деятельности («он дает хороший хлеб», «этот сбережет городскую казну»), происхождения от знаменитых предков («четырежды дуумвиру и квинквенналу»). Более редкие надписи помещают избирательную программу и обязательства кандидатов. Особую группу плакатов составляют бранные отзывы и предвыборные карикатуры. Ряд таких надписей дошел до нашего времени в плохом состоянии - уязвленные соискатели пытались их затереть. Другая группа афиш содержала призыв активно участвовать в избирательных кампаниях - он касался как отдельных кандидатов, так и их родственников, соседей, друзей. Еще в прошлом веке ученые сделали вывод об ожесточенности и размахе предвыборной борьбы в Помпеях. Из 1400 афиш, найденных к 1871 г., около 600 были датированы 79 г. Если учесть, что население города не превышало 30 000 человек, а размеры -2,5 километров по окружности, то становится очевидным высокий интерес местных жителей к выборам (Данные по: Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995. С. 489). Пример Помпеи показал характерную для римского провинциального мира черту: избирательные кампании стали отражением самых насущных интересов граждан - экономических, социальных, идеологических и других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|