Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гетеродоксия и идеологическое противостояние




Содержание.

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы истории раннего христианства

Гетеродоксия и идеологическое противостояние

 

КОНФЛИКТ СИСТЕМ ТЕОДИЦЕИ И СОТЕРИОЛОГИИ

Раннее противостояние систем теодицеи и сотериологии

Горшечная тематика

Два центра теодицеи канона НЗ. Зона конфликта

Экзегеза сотворения

Сопоставление центров теодицеи с первоосновой истории сотворения

Новозаветная экзегеза истории сотворения и грехопадения

Двойственность человека и творения

 

КОСМОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АПОСТОЛА

Исследование понятийного аппарата

Вопрос коррекции представлений

Павел, Евангелие и апостольское предание

Две идейные ветви. Обоснование экзегезы

Связь учения апостола с горшечной тематикой противопоставления

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОРСКОГО ТЕКСТА

Вступление по реконструкции

Реконструкционные ключи

Проблематики работы и Апостоликон

Реконструкция сотериологии и эсхатологии "1 Кор. 15".

Космологическая картина Послания Римлянам

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От автора

В представленной работе поднимается вопрос конфликта систем теодицеи в доконстантинову эпоху раннего христианства. Выделяются фундаментальные основы воззрений конфликтующих сторон. Рассматриваются основные мировоззренческие центры в посланиях апостола Павла. На срезе исследуемых вопросов анализируются принципы ветхозаветной экзегезы. Исследуется космологическая система апостола. Результаты исследования сопоставляются с фундаментальными основами воззрений конфликтующих сторон. Отдельным вопросом выносится сопоставление результатов работы с изучением конфликта, связанного с обнародованием в середине второго века рукописей Посланий, с текстом, имеющим расхождения по отношению к ныне каноническому. Данная работа имеет определённо теологическую направленность, однако теология здесь рассматривается частью истории. Также в работе рассматриваются вопросы текстологии, производится исследование понятийной системы, особенностей переводов, рассматриваются исторические моменты развития учения. Все используемые в работе обращения к историческим фактам и особенностям учения, которые приводятся без конкретизации, могут быть в дальнейшем раскрыты и войти уже в новую редакцию.

 

Хочу отметить две фундаментальных по содержанию и по объёму главы. Первая – "Экзегеза сотворения". В ней предпринимается попытка выделения смысловой первоосновы истории Эдемского сада без аллегорий и на плоскости древнееврейского языкового пространства. Далее, эта первооснова сопоставляется с традиционными аллегориями, с текстом греческого языкового пространства. По результатам производится сопоставление первоосновы со связанными смысловыми моментами из текстов Нового Завета. Результаты работы можно применять при исследовании динамики развития христианского вероучения в первые века. Вторая глава – "Исследование понятийного аппарата". Здесь предпринимается попытка исследования воззрений апостола Павла на основе выделения и анализа фрагментов со специфическим и единым понятийным аппаратом. Это выделение производится на основе исследования текста греческого. При этом система, по ходу исследования, анализируется и классифицируется. Также производится и синтез воззрений, которые связаны непосредственно с самой понятийной системой апостола.

 

Исследование снабжено пространными библейскими цитатами. Несмотря на увеличение объёма, применение цитат направлено на облегчение задачи проверки. В общем, читателю представлена работа, выводы и результаты которой принципиально проверяемы, но требуют определённо скрупулезного и вдумчивого рассмотрения.

 

ГОРШЕЧНАЯ ТЕМАТИКА И РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

Первые известные захоронения – это погребения неандертальцев, относящиеся к мустьерскому культурному периоду. На юге Франции была открыта могила неандертальского юноши. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в которой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожженных звериных костей. Одно из наиболее известных открытий - погребение неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то подобие ограды. Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению. Выделяется и характерная особенность найденных неандертальских костяков - одинаковое их расположение головой на восток или на запад, а не на юг или север, причем везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине. Это приводит к мысли о наличии особого отношения людей той эпохи к мертвым и смерти. Намного более выражены погребения, относящиеся к эпохе ориньяка. Так, позднепалеолитические охотники хоронили не только взрослых, но и детей. Одна из таких наиболее известных могил была обнаружена в Ментоне (Франция) в совсем небольшом Гроте Детей. В погребальную яму были положены двое детей очень близко один возле другого, и поэтому кажется, что они умерли одновременно. Старшему было около десяти лет. Дети были положены на спину, руки вытянуты вдоль тела. Неглубоко под могилой детей оказалось погребение женщины, и еще глубже был похоронен взрослый мужчина, скелет которого лежал на спине, череп и кости ног предохранялись от разрушения большими каменными плитами, положенными на камни. ("Погребальные обряды первобытных племен" Сергей Рязанцев)

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы истории раннего христианства

Эпоха раннего христианства полна вопросов и загадок. И чем ближе мы приближаемся к истоку, тем труднее давать обоснованные ответы, на возникающие вопросы, тем меньше исторических источников, источников разносторонних и независимых. Так, первый век – эпоха становления, развития и распространения нового учения. Учения, которое развивалось в дальнейшем возможно и в различных мировоззренческих средах, испытывая влияния этих сред на себя, а также результат взаимодействия этих сред друг с другом. Интерес представляют здесь содержание как устных, так и письменных преданий того времени. В этом отношение первые два столетия представляют огромный интерес. Однако время безжалостно к любым историческим документам. Раннее христианское учение не отразилось тогда ещё на уровне той же литературы, да и на культурном уровне общества вообще. Последователи учения претерпевали гонения. Гонения выражались, как физическим уничтожением самих людей, носителей преданий устных, так и в тотальном уничтожении документов письменных, как например, при императоре Диоклетиане (245—313 н. э). Эпоха же, следующая за Константином Великим, изменила ситуацию, однако преимущества в сохранности были на стороне документов, принадлежащих становящемуся ортодоксальному учению. Более того, 22 ноября 407 года законом Аркадия, Гонория и Феодосия Младшего, приравнивание "ереси" к государственной измене стало веской причиной для исчезновения и забвения источников, которые могли идти в разрез с учением ортодоксальным. Во многом история раннего христианства исследуется по трудам первых апологетов и церковных историков древности. Они изучали и в необходимой им функции противостояли учениям для них оппозиционным. По их трудам и реконструируется историческая картина. Однако здесь необходимо и учитывать, что воссоздаваемая история является и заложником их идеологической борьбы. Время же оказывалось безжалостным и по отношению к самим трудам апологетов. Всё что систематически не переписывалось и не сберегалось в специальных условиях, попросту этим безжалостным временем уничтожалось. Важное значение имеют здесь археологические открытия, дающие возможность проводить изучение альтернативное и независимое от апологетов и древних историков. Таким открытием по праву является открытая в 20-м столетии древняя библиотеки Наг Хаммади.

 

Неизбежно, исследование этой истории приводит к вопросам относительно появления книг нынешнего Нового Завета. А именно - первоначального языка их написания, существования возможных протографов, особенностей перевода с арамейского на язык греческий, а также авторства этих книг. Так, например, некоторые книги нынешнего канона Нового Завета в древности обосновывались псевдоэпиграфическими, некоторые же сознательно не использовались и не цитировались отцами Церкви. По данной тематике существуют достаточно работ с историческими иллюстрациями и цитатами.

 

Здесь интересно отметить мнение относительно возможных арамейских протографов Евангелий исследователя ранней христианской истории Б. Г. Деревенского [1]. "Ведь те тексты, которыми мы пользуемся в качестве основных источников — четыре новозаветных Евангелия, — написаны на греческом языке, распространенном в эллинистическом мире, тогда как реальный Иисус и его первые последователи жили и действовали в ином языковом и культурном пространстве, только частично входящем в орбиту эллинистической цивилизации. Исследователи доказали, что Иисус Христос и его апостолы говорили на арамейском языке, бывшем разговорным языком жителей Палестины и Ближнего Востока, — в Евангелиях сохранились следы этого языка и даже целые фразы, представляющие собой греческую кальку с арамейского. При этом необходимо учесть, что произошел не просто перевод с одного языка на другой. Грекоязычная аудитория усвоила предания, возникшие на другой исторической и культурной основе. Даже определив, что мостом здесь послужили евреи диаспоры, через которых христианство пришло к грекам, и эти евреи уже объединяли в себе обе культурные традиции, все равно нельзя не отдавать себе отчета, что мы имеем дело с переработанным и адаптированным в новых условиях материалом."

 

Научное изучение и обоснованные выводы по вопросу формирования Евангелий и содержания возможных базовых протографов имеют определённые трудности. История первого столетия слишком мало доносит до нас информации, на основании которой можно было бы абсолютно точно воссоздать историю формирований. Здесь можно лишь выявлять текстологические особенности фрагментов, стили написания, взаимовлияние и выводить версии, версии маловероятные и версии вероятные более-менее. Особый интерес представляет изучения вопроса, связанного с текстами Посланий апостола Павла. По объёму Послания занимают главенствующие положение среди всех книг Нового Завета и имеют традиционно априори одного автора. А это в свою очередь позволяет обоснованно изучать его понятийный аппарат, сотериологию, теодицею, экзегезу применения ветхозаветных ссылок. Отметим, что и формирование Павловых Посланий тоже является вопросом не простой научной дискуссии [2].

Гетеродоксия и идеологическое противостояние

Вопросы формирования книг Нового Завета имеют непосредственную связь с вопросами взаимодействия течений мысли в эпоху раннего христианства, взаимодействия учений и мировоззрений, конфликтов и взаимовлияний. Так, ранние христианские писатели, это прежде всего апологеты – защитники учений и обличители всевозможных ересей. Однако в ереси впадают почему-то иногда и сами апологеты, а там уже борются и с ними самими. Исповедующие Христа люди при этом имеют колоссальный спектр воззрений и пониманий. Перед нами предстаёт многогранная картина. Для апологетов еретики, в этой многогранности, неизбежно отступили от Истинного, они переинаичили и исказили его. И одним из страшных врагов видется то, что получило практически уже в новое время метку гностицизма. Однако здесь возникат множество и множество вопросов. Вопросов касающихся взаимного влияние традиций, учений, представлений их взаимного пересечения. Еретеки – гностики почему-то, например, уважают ап. Павла, цитируют его. Видя это, Тертулиану приходится назвать Павла апостолом еретиков.

 

Ортодоксальные теологические представления новозаветных книг имеют определённые точки пересечения, общие моменты с критикуемыми апологетами гностическими системами. И здесь можно выделить такой элемент как мироотрицание. Космос зол, мир лукав, "весь мир лежит во зле (в лукавом)". Более того, над этим космосом - сферой обитания человечества, находятся его покровители - духи злобы, управляющие человеками, ведущие брань против Бога и против людей Божьих. " … и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" - таковы слова искушения, сказанных дьяволом Христу.

 

В корпусе Нового Завета можно выделить и две традиции представления этих сил. Первая – дьявол и бесы, получившая как раз дальнейшее развитие, судя по документам, начиная со второго столетия. Вторая – некие космические Начала, Власти и Силы. Именно вторая традиция представлена частично в Евангелии Иоанна и более полно раскрыта в посланиях Павла. Именно вторую традицию и можно обнаружить в гностических системах, только с обширным раскрытием, описанием и пояснением.

 

Однако между ортодоксальными теологическими представлениями, базирующимися на Каноне и критикуемыми некогда гностическими системами и их текстами существует граница. В гностических системах мiр, который во зле, не только покровительствуется своими хозяевами, но и ими был создан. Так, например, в Апокрифе Иоанна, наш мiр, это именно их творение, акт которого сравнивается с своеобразным грехопадением самих творцов. И именно та часть человека, которая связана с плотью, страстями и пороками это результат их "творчества". При этом порочность, а главное смерть - скорее средство обеспечение собственной безопасности, безопасности от своего творения. Человек был нужен космическим властям, но дабы обезопасить себя от него и властвовать над ним, его наделяют пороками и смертью. Смерть здесь средство, дающее власть. Однако отметим, что далеко не все текстовые документы доносят до нас именно такое представление о низшем творении. Вместе с тем гностические воззрения объединяются учением об истинном Творце Всего и Его творении, в котором наш мир является либо пассивным отступлением и отмежеванием от всеобщего совершенства, либо отступлением активным, которое произошло сознательно и привело к онтологической независимости отчуждённого мiра от Полноты и Источника совершенства. Более того, такое разделение в частности в том же Апокрифе Иоанна имеет и антропологический эффект, т.е. отражено на самом человеке. Так, человек здесь имеет двойственную природу. С одной стороны он внутренне несёт образ Бога, но внешне – подобие космических властей. Плоть с её страстями космологически и связана с этими властями.

 

Критика апологетов доносит до нас изобличение уже сформировавшихся теологических систем второго века, систем многообразных и развивающихся, эволюционирующих, порождающих новые вариации и взгляды. Однако корни систем способны уходить куда глубже, туда, где они ещё не были оформленными учениями, а существовали на уровне базовых традиций, базовых представлений и пониманий. Туда, где нет уже свидетельств тех же ересиологов, но где несомненно существовали базовые первоосновы последующих систем, и первоосновы весьма разнородные, носители которых и были способны формировать устные предания, а также базовые письменные протографы и документы, тексты которых в последствии стали как каноническими так и апокрифическими.

 

В данной работе будет произведена попытка выявления пересечения мировоззренческих основ двух противоборствующих сторон конфликта, так называемого гностицизма и ортодоксии. Однако пересечения будут выявляться не на уровне самого конфликта, когда богословие находилось в фазе самоопределения и противостояния, но на предполагаемом уровне выявляемых базисных представлений. При этом работа будет опираться на воззрение о наличии динамики развития христианского вероучения. Согласно этому предполагается, что существовали определённые эволюционные этапы, когда некие базовые представления оформлялись со временем в учения. А базовые учения, параллельно с представлениями, могли синтезироваться, порождая новые формы. И в этом аспекте в работе будет предпринята попытка разграничения базовых представлений, что бы не допустить перенос воззрений более поздних на воззрения по времени более ранние. Также работа предполагает, что кроме этапов развития существовали и разнообразные вероучительные ветви, которые при отличиях опирались на учение о Спасителе и проходили своё развитие и формирование. Также данная работа будет иметь и цель продолжения изучения конфликта, связанного с появлением в середине второго века рукописей Посланий апостола Павла, которые были объявлены впоследствии отредактированными проповедником-еретиком Маркионом.

 

Использование источников. В работе будут приводиться Библейские цитаты. При этом используются следующие источники.

 

1. Перевод Нового Завет под ред. епископа Кассиана (в работе принято сокращение - ПК).

2. Библия в Синодальном переводе (в работе принято сокращение - СП).

3. Греческий подстрочный перевод Послания Галатам Винокурова, где в качестве оригинала взят текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ - UBS

Где использовались:

Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. СПб., 2001.

Греческо-русский словарь, И. Х. Дворецкий, 1958.

Греческо-русский словарь, А. Д. Вейсман. Москва, 1991.

Греческо-русский словарь Нового Завета. Москва, 1997.

Номера Стронга.

The International Critical Commentary.

http://www.bible.in.ua/underl/SUPP/main_NT.htm

4. Греческо-русский словарь Нового Завета Баркли М. Ньюмана.

 

В работе, при цитировании и исследовании греческого текста, выборочно приводятся примечания относительно совпадений или разночтений текстов греческих оригиналов. При этом используются следующие обозначения.

1. Базовый текст. Издание Соединенных Библейских Обществ, 3-rd edition, London 1975. UBS

2. Majority - "The New Testament in the original Greek according to the Byzantine/Majority text form" Atlanta U.S.A. 1991

3. TR - 1550 Stephens Textus Receptus TR(STR)

4. TR - 1881 Westcott-Hort TR(WH)

 

Для удобства прочтения, несмотря на увеличение объёма, в тексте работы будут приводиться основные библейские цитаты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...