Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование понятийного аппарата




В данной части работы попытаемся выявить основные моменты космологической системы апостола и выявить существующие теологические проблематики, что с ней связаны.

 

Оригинальная Павлова космологическая система может быть выявлена в Посланиях через специфический понятийный аппарат. Это в свою очередь открывает определённый текстологический ключ для исследования оригинальной системы, выявления аутентичных фрагментов, что связаны в единое целое на основе общих терминов понятийного аппарата.

 

Отметим и особенность развития уже более поздних традиционных космологических систем, когда происходило оттеснение на второстепенный план Павловой космологии воззрениями, возникшими из иного течения религиозной мысли и в иной исторический период. При этом оттеснение выражается либо в исчезновении какой-либо части авторской системы, либо же в использовании её в контексте системы фактически чуждой.

 

Примечательно выделить и специфику традиционных теологических воззрений – искусственное отделение понятийного аппарата апостола от космологической функции. При этом, понятиям даётся объяснение, что призвано максимально отмежеваться от связи с системой именно космологической, оставив её попросту в тени.

 

Выделим основные термины Павловой космологической системы.

Во Христе (в Нём) – новая мистическая реальность пребывания детей Божьих.

Полнота [πληρωμα - plhrwma] (обретается во Христе). Эон [αιων - aiwn] - век, эра, миропорядок, возможно и уровень бытия.

Мир[κοςμου - kosmou] – мироздание, а также уровень бытия, миропорядок (в космологическом аспекте).

Стихии сего мiра [ςτοιχεια του κοςμου - stoiceia tou kosmou] – первоначала, первоэлементы, принципы мироздания, а также и космические силы, стоящие над міром.

Лукавый [πονηρου(ς) - ponhrou(s)] – порочный, злой, качество естества (в оппозицию к Вышнему), или же сам враг Божий.

Так для Павла (как, впрочем, для Иоанна и для "синоптических" евангелистов) характерно и противопоставление уровней бытия: эона нынешнего к эону будущему, новому и соответственно мiра сего к миру иному, горнему, вышнему. Отсюда в космологии и качественное разделение мирозданий – сей мiр, сей век.

 

Для Павла век сей и мiр сей – лукав. Имеет своих космических покровителей – мiродержцев [κοςμοκρατορας - kosmokratoras] (Еф.6:12), мыслится возглавляемым "богом века сего" (2Кор.4:4) [qeos tou aiwnos]. Міродержцы же в космологической системе имеют и специфические наименования (иерархии, функции?). Правители этого мiра обозначены, как Начала сего мiра.

Начало(а), Архонт(ы)[αρχων, αρχας - arcwn, arcas] - начало, начала, начальники, начинатели - в космологическом аспекте.

Власти[εξουςιαις - exousiais].

Силы[δυναμεις – dunameis].

Господства[κυριοτητος – kuriothtos].

Сам же "сей Эон" [αιων – aiwn] может мыслиться и как персонифицированная сила зла.

Определённо такой системе присущ и некий дуализм, противостояние уровней бытия. Однако система, в основе своей, не является дуалистической. Богу противостоят силы принципиально преходящие, временные. Силы преступно заявляющие себя богом, но не равные с Истинным, и конец которых предрешён.

 

Проанализируем Послания апостола на предмет упоминания космических сил, где используются специфические термины космологического аппарата: Начала, Власти, Силы, Господства. При этом проведём теологическую классификацию, а также выявим проблематику, связанную с изучением системы апостола. При анализе, попытаемся выявить, в каких взаимоотношениях с Богом находятся эти силы, а также, какую космологическую функцию они выполняют.

 

В связи с цитированием текстов Посланий отметим и проблематику переводов, которая связана с игнорированием понятийной системы:

одни и те же её термины могут переводиться попросту различными словами по догматическому усмотрению переводчика;

вольно заменяться словами, которые по греческому тексту являются иными уже понятиями;

сам оригинальный текст с понятийной системой заменяется вольным литературным пересказом.

Всё это в свою очередь приводит попросту к разрушению оригинальной понятийной системы в переводе. В данной работе при цитировании отрывков из Посланий предпочтение будем уделять переводу, выполненному под редакцией еп. Кассиана (ПК). Основные термины апостола в переводе будем отмечать греческими оригиналами, что даст возможность выявлять и отслеживать применение оригинальной понятийной апостольской системы.

 

1. Упоминание и контекст. Послание Ефесянам описывает духовное противостояние ("не против крови и плоти") детей Божьих с космическими сущностями - Началами и Властями, которые охарактеризованы как мiродержцы сего мира тьмы.

10 Наконец, укрепляйтесь в Господе и в могуществе силы Его;

11 облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостать козням диавола,

12 потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал [αρχας], против властей [εξουςιας], против повелителей [κοςμοκρατορας - kosmokratoras], этого мира [κοςμου – kosmou] тьмы, против злых духов на небесах [εν τοις επουρανιοις - en tois epouraniois - в небесном]

(Еф.6:11,12) ПК.

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Согласно тексту Начала и Власти здесь однозначно являются врагами Божьими, врагами детей Божьих, выполняя функцию противостояния, которая охарактеризована буквально как козни диавольские. Примечательно и указание на характер их существования, а именно пребывания "на небесах". Апостол относит Начал и Властей - міродержцев, духов злобы к сфере, которая обозначена как небесная [εν τοις επουρανιοις - en tois epouraniois - в небесном]. Это скорее обозначения иного уровня бытия, бытия воздушного, космического. Однако возможно предположить и указание на качество, характер проявления этих врагов, как характер возвышенный и религиозный, когда последние совсем не черти по виду, а именно светлые и набожные "ангелы". Можно попытаться предположить также, что для апостола их взаимоотношение с человеком, предлагает последнему некую духовность. Основанием для такого может служить применение Павлом абсолютно того же оборота [εν τοις επουρανιοις - en tois epouraniois - в небесном] в том же послании, но уже по отношению к мистической Полноте во Христе,

6 и воскресил с Ним и посадил на небесах [en tois epouraniois] во Христе Иисусе, (Еф.6:11,13) ПК

В этом случае, "в небесном" - качество проявление Начал и Властей, характер духовного взаимоотношения с человеком. Возможно и внутреннее духовное пространство человека. Тогда, истинное "в небесном", для апостола, оно уже не в Началах и Властях, а во Христе.

 

2. Упоминание и контекст. В том же послании Ефесянам.

1 И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим,

2 в которых вы некогда ходили так, как свойственно нынешнему веку, миру сему, по воле князя [αρχοντα – arconta - начала], господствующего в воздухе, духа, действующего теперь в сынах противления

3 среди которых и мы все некогда жили в похотях плоти нашей, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе детьми гнева, как и прочие, -

4 но Бог, богатый милостью, по великой любви Своей, которою Он возлюбил нас,

5 нас, хотя и мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом - благодатью вы спасены -

(Еф.2:1-6) ПК

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. В контексте повествования, космическое Начало (Архонт) – проявляется через людей в характере противодействия Богу. Его функция – управление людьми через похоти плоти, посредством исполнения желаний плоти и помыслов своих рабов. Важно здесь отметить и принципиальную природную, онтологическую связь похотей, помыслов и желаний плоти [ςαρκος – sarkos] с космическими силами. Для апостола эти силы и самовыражение плоти находятся в единой связи, общей космологической плоскости.

 

Упоминание и контекст.

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана была эта благодать: благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово

9 и всем явить в свете, что есть домостроительство тайны, сокрытой от вечности [αιωνων – aiwnwn - от веков, эонов (мн.ч)] в Боге, создавшем всё,

10 чтобы теперь поведана [φωτιςαι - fwtisai - освещена] была чрез Церковь началам [αρχαις] и властям [εξουςιαις] на небесах [εν τοις επουρανιοις - в небесном] многообразная премудрость Божия,

11 согласно предвечному предустановлению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, (Еф.3:8-11) ПК

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Контекстуально взаимоотношения с Богом и функция не определены. Поэтому отсюда возможно и происхождение трактовки, согласно которой Начала и Власти – ангельские божественные иерархии, которые не обладают всей полнотой информации относительно планов Божьих по возможной причине их иерархически низкого положения. В свою очередь они пытаются обрести понимание через Церковь. Однако такой трактовке можно и обосновано возразить. В космологическом аппарате апостола внутри Послания ясно и недвусмысленно обозначено богоборствующее положение Начал и Властей и нигде в Послании не обозначена возможность того, что Начала и Власти могут являться иерархией именно божественной, образуя, таким образом, некую "зеркальную" картину. Как было отмечено ранее, для Павла "небеса" – не является однозначным синонимом Божественному. Так и в 2Кор.12:2, Павел повествует о некоем посетителе Неба, как Божественной сферы. При этом делается поправка, что небо это именно третье. Возможно, попросту предполагается, что более низкий уровень Божественным не является. Как аргумент можно предложить и то, что в рассматриваемом нами отрывке по отношению к Началам и Властям используется всё тот же термин "в небесном" [εν τοις επουρανιοις], что фактически является дублирующим понятийным оборотом к (Еф.6:12), где функции и взаимоотношение космических сил предельно чётко обозначены. В таком случае для Павла сокрытая премудрость Божья ныне через Церковь, как свет, проникает в сферу Начал и Властей. Здесь же отметим и возможность допущения альтернативного перевода выражения "сокрытой от вечности", как "сокрытой от эонов". Где эоны - сферы пребывания космических сил, возможно и потенциально различных в функциях и взаимоотношениях.

 

Относительно "Начал и Властей" в системе апостола важно отметить и указание на разумность их естества. Т.е. они однозначно не являются лишь чем-то неодушевлённым, лишь принципами и элементами материального мира, но именно существами разумными. Ибо от них была сокрыта тайна, и они принципиально способны видеть и её понимать.

 

4. Упоминание и контекст. Апостолом открывается картина подчинения космических сил под ноги Христа. Здесь же упоминаются и Господства [κυριοτητος].

19 и что - безмерное величие силы Его в нас, верующих по действию державы силы Его,

20 которою Он воздействовал во Христе, воздвигнув Его из мертвых и посадив по правую Свою сторону на небесах [εν τοις επουρανιοις - в небесном]

21 превыше всякого начала [αρχης], и власти [εξουςιας], и силы [δυναμεις], и господства [κυριοτητος] и всякого имени, именуемого не только в этом веке [τω αιων], но и в будущем;

22 и Он всё подчинил под ноги Его, и как главу над всем дал Его Церкви,

23 которая есть Тело Его, полнота [πληρωμα] Наполняющего всё во всём. (Еф.1:19-23) ПК

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Взаимоотношения и функция контекстуально прямо не определяются. Апостолом развивается картина, согласно которой все возможные космические иерархии подчинены уже под ноги Христа, что кстати даёт предпосылку считать их и иерархиями ангельскими. Но такая картина порождает и определённый конфликт. В послании космические силы – Начала и Власти обозначены действующими активными богоборствующими силами, и как будет рассмотрено далее, их оппозиционное противодействие до конца не низложено, и должно лишь свершиться в будущем. Разрешение конфликта может заключаться в отдалении от конкретного смысла понятий в область перечисления всевозможных властей в мироздании, когда в эсхатологической перспективе мыслится их подчинение.

 

5. Упоминание и контекст. Бессилие всех возможных сил и факторов в мироздании отлучить детей Божьих от любви Божьей во Христе.

38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала [αρχης], ни Силы [δυναμεις], ни настоящее, ни будущее,

39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.8:38,39) СП

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Прямо взаимоотношения с Богом и функция не обозначены. Однако апостолом силы мысляться как предпринимающие или потенциально способные провести попытку разделения того, что соединено Богом. Отсюда и вывод об отрицательной информационной нагрузке, налагаемой на взаимоотношение и функцию этих сил.

 

6. Упоминание и контекст. Никчемность и ложность идолов и богов. Фрагмент имеет некоторое отношение к исследованию.

4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ [κυριους - kurious] много, -

6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

(1Кор.8:4-6) СП

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Во фрагменте, при наличии возможно идентичной функции, отсутствует текстологическая полная идентичность слову Господства [κυριοτητο]. Однако апостолом мыслится наличие неких идольских космических сил, господ [κυριους], претендующих у (для?) людей вне истинного богопознания занять место Единого.

 

7. Упоминание и контекст. Космические "Начала и Власти" связаны с изложением мировоззренческой системой апостола в соответствующем фрагменте 1 Коринфянам 15 главы, с её теодицеей, сотериологией и эсхатологией.

24 Потом конец, когда Он предает Царство Богу и Отцу, когда Он упразднит [καταργηςη – katarghsh] всякое [παςαν] начало [αρχην] и всякую власть [εξουςιαν] и силу [δυναμιν].

25 Ибо надлежит Ему царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов под ноги Свои.

26 Как последний враг, упразднена [καταργειται – katargeitai] будет смерть.

27 Ибо Бог всё подчинил под ноги Его. Когда же Он скажет, что всё подчинено, - ясно, что за исключением Подчинившего Ему всё.

28 Когда же подчинено Ему будет всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Подчинившему Ему всё, чтобы был Бог всё во всём.

(1Кор.15:24-28) ПК

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Согласно текста, "Начала и Власти" являются именно Божьими врагами. В стихе 24 используется слово "упразднит" [καταργηςη]. Его значение отражает именно активное низвержение, буквально уничтожение, истребление, превращение в ничто. Стих 25 является фактически дублированием картины противостояния Бога и Его врагов. Стих 26 говорит в продолжение мысли об истреблении смерти, как последнего бастиона. Окончательное низвержение космических мiродержцев связано с исчезновением явления физической смерти. Отсюда выделяем и космологическую функцию мiродержцев, как последнего бастиона – смерть. И конечно же Начала сего мира не являются здесь некими "ангелами смерти" поражающими тех, кому уже "пора". Космические силы связаны с самим механизмом природного разрушения глиняных тел. В контексте самой 15 главы – истребление смерти и Начал связано с окончанием функционирования механизма глиняного разрушения тел. Ибо восставшее тело духовное Христовых уже не подвластно тлению. Сам же механизм разрушения тела глиняного, как было отмечено ранее, является для апостола именно природным свойством, качеством творения, для избавления от которого и необходим был приход Спасителя.

 

8. Упоминание и контекст. Крестная смерть Спасителя представляется как космическое событие, приведшее к обезоруживанию, разоблачению и посрамлению космических Начал и Властей, а также к освобождению их рабов.

14 Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту.

15 Обезоружив начала [αρχας] и власти [εξουςιας], Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте.

16 Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы;

(Кол.2:14-16) ПК

Наиболее проблематичное и конфликтное место традиционной теологии. С одной стороны апостол предельно ясно и чётко излагает свои мысли, с другой же стороны эта ясность и чёткость требует такого же предельного затемнения, дабы стали возожны теологические согласования. Приведём здесь и подстрочный перевод отрывка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...