Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Космологическая картина Послания Римлянам




Следует обратить внимание, и на наличие ещё одного центра мировоззренческих представлений апостола, находящегося в Послании Римлянам 8 главы, где сосредоточены многие ключевые моменты, имеющие отношение, как к космологии, так и к теодицеи и сотериологии.

12 Значит, братья, мы должники не плоти, чтобы по плоти жить.

13 Ибо если вы по плоти живёте, вам предстоит умереть; если же духом умерщвляете дела тела, будете жить.

14 Ибо Духом Божиим водимые, все - сыны Божий.

15 Ибо вы не приняли духа рабства, снова к страху, но приняли дух усыновления, которым взываем: Авва, Отче!

16 Сам Дух свидетельствует о духом нашим, что мы - дети Божий.

17 Если же дети, то и наследники: наследники Божий, сонаследники же Христовы, если мы действительно с Ним страдаем, чтобы с Ним же и быть прославленными.

18 Ибо я полагаю, что страдания нынешнего времени несравнимы с тою славою, которой предстоит открыться в нас.

19 Ибо тварь ждет с напряжением откровения сынов Божиих.

20 Ибо тварь была подчинена суете не по своей воле, но ради [δια – из-за] подчинившего её в надежде,

21 потому что тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих.

22 Ибо мы знаем, что вся тварь вместе стонет и мучится родами доныне.

23 Более того, имея и сами начаток Духа, мы стонем и сами в себе, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

(Рим.8:22) ПК

Апостол обращается к братьям во Христе и свидетельствует, что жизнь в растлении по плоти ведёт к смерти, однако умерщвление духом действий этого тела [του ςωματος] ведёт к жизни. Далее свидетельствуется, что братья во Христе приняли дух усыновления, благодаря которому и стало оно возможным, ибо этим духом происходит взывание к своему Отцу: Авва, Отче! При этом в естественном, природном состоянии человек имеет дух рабства к страху. Немного далее по тексту Павел и открывает, что существует источник – "подчинивший", приведший к духу рабства, к суете [ματαιοτητι] всего творения, которое из-за этого "совокупно стенает и мучится доныне (СП)". Апостол раскрывает и суть этой суеты [ματαιοτητι]. Так, он видит себя и своих братьев во Христе теми, кто также стенает и мучается, ожидая усыновления, выражающееся в искуплении тела, которое должно свершиться в будущем. В рассмотренном ранее космологическом представлении сотериологии это связано с воскресением и наследованием нетленности, а также с уничтожением державы Начал и Властей этого мiра.

 

Реконструкция Детеринга даёт следующие результаты. Фрагмент практически идентичен, кроме одного стиха.

20 Ибо тварь была подчинена суете не по своей воле, но из-за подчинившего

её в надежде, 21 потому что тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих.

22 Ибо мы знаем, что вся тварь вместе стонет и мучится родами доныне.

(Рим.8:20-22) Апостоликон

И соответственно возникает вопрос, кто есть этот подчинивший, и когда произошло это подчинение? Озвучим и возможные аспекты воззрений. Будем же при этом считать, что воззрения Павла находились в мире Торы, т.е. он оперировал в пространстве истории сотворения книги Бытия. И оперирование в ней не противоречит тексту древнееврейского языкового пространства.

 

1. Подчинение произошло авторитетным провозглашением проклятия Яхве Элохим на землю: "проклята земля за тебя" (Быт.3:17).

 

2. Подчинение произошло посредством копирования совершенного Божьего творения Словом, выражающегося в создании образа творения из праха. Такое воззрение принципиально возможно. Как известно сама история сотворения книги Бытия описана в двух традициях, выглядящих как дублирование одно и того же акта. При этом первая традиция - "элохист", описывает сотворения мира Словом, тогда как вторая – "ягвист", описывает сотворение человека прахом. И в предполагаемой нами версии "подчинивший" - это продублировавший в тленом несовершенстве, совершенное Божье мироздание, приведшее к двойственности человека, несущего с одной стороны образ Божий, но с другой - внешнее подобие космических сил.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Богословие апостола Павла является свободным, высоким и изящным полётом мысли апостольского периода истории христианства. Сам Павел являет собой пример синтеза богословия любви с богословием гнозиса, переосмысливающего основы мироздания и ценностей существующего бытия. Апостольские идеи были революционны. С одной стороны Павел опирается на парадигму иудейских воззрений, с другой - он разрушительно для них самих же, их радикально и переосмысливает. Революционно при этом провозглашает вопрос теодицеи, обосновывает сотериологию и учит об истинном Богооткровении во Христе. При этом апостол не выступает с тотальной негативной и воинственной критикой верований иудаизма и его представителей. Павел ценит то, что свято, праведно и добро, однако при этом и закладывает базовые мировоззренческие основы, которые однозначно влекут за собой радикальное переосмысление этих верований и обесценивание многих положений, а именно в аспекте происхождения несовершенства, спасения от несовершенства и истинного Богопознания.

 

В этом отношении выглядит весьма специфичной и история канонизации Павла становящимся кафолическим богословием. Ибо по сути кафолическое богословие в основе своей зиждилось на векторе правопреемства, на идее нового Израиля с аллегорическим толкованием его Писаний [10], тогда как богословие апостола имело по сути вектор революционный и антагонистический. С одной стороны, для кафолического богословия, Послания Павла представляли собой кладезь богословской мысли, с другой же стороны - мысль эта принадлежала иному идейному течению. Поэтому задача заимствования могла осуществиться только с помощью её догматической коррекции, перенаправления в иное вероучительное русло. Радикальной вехой в истории канонизации богословской системы Павла представляется появление в середине второго века сборника 10 посланий Павла – Апостоликона. Факт его публикации привёл к более невозможности банального устранения богословия "апостола еретиков" и спровоцировал немедленную реакцию, призванную защитить идейное течение римской общины, при помощи редактирования оригинальных списков для осуществления идейного переподчинения апостольского богословия, зарождающейся кафолической ортодоксии. При этом Послания, по меткому выражению Р. Прайс [2], были сопровождены с обеих сторон "бдительными кафолическими стражами" - книгой Деяний, во многом с вымышленным персонажем[11], с одной стороны, и пастырскими посланиями – с другой, дабы "не должны они подбросить никакой неприятности". Однако, включив в канон столь радикальные и антагонистические Послания, тот приобрёл себе боевой заряд с выдернутой чекой.

 

Сопутствующим вопросом при исследовании раннехристианских мировоззренческих картин в аспектах рассматриваемых нами вопросов является отношение самих носителей этих картин к текстам нынешнего Ветхого Завета. А именно, принимали или отрицали сами носители эти тексты, что именно и как принимали и в какой экзегезе использовали? Неизбежно, в данном исследовании мы приходим и к вопросу отношения самого Павла к текстам ВЗ. Если апостол мыслил именно так, то какое место они занимали в его богословии и мировоззрении? Так, Павел, конечно же, использовал тексты ВЗ, и вне всяких реконструкций на основе текста канонического мы встречаем обращения в экзегезе специфической и для традиционного понимания буквально обескураживающей. Поэтому попытаемся и дать формулировку, характеризующую обращения к текстам ВЗ апостола. Так, для Павла текст ВЗ – это прежде всего история, отражающая сам космологический конфликт, где противостоят истинный Творец и космические силы, мироздание в Творце совершённое к мирозданию сил космических, это жизнь в эоне глиняном, под властью и произволом мiродержцев природных, это "стенание и мучение всего творения" в ожидании искупления и усыновления, поиск образом Божьим своего Отца истинного.

 

Вторым же важным вопросом является то, а насколько такое мировоззрение и отношение могло быть присуще мысли, вышедшей из самой Палестины, её языкового и религиозного пространства, оперировать изначально в мире Торы и не быть искусственно привнесено с культуры иной. Предполагаем и ответ. Сама идея спасения, не могла появиться в Палестине на основе лишь традиционного отношения к миру Торы древнееврейского языкового пространства. Не появилось понимание идеи и у тех, кто представлял мир Торы в эпоху уже христианскую и не опирался на текст Септуагинты. Зарождение революционного по сути мировоззрения могло произойти в самой Палестине, в мире Торы, но при специфической экзегезе толкования священных текстов. В такой экзегезе могло использоваться описанаие двух актов творения: творения Словом (1 глава Бытия – "элохист") и творение прахом (2, 3 … "ягвист"). И здесь, конечно же, не некое новое прочтение зародило новое учение, но именно радикальные провозглашённые идеи использовали для себя нетрадиционное прочтение и в конце концов базовые идеи детонировали взрыв и развитие мировоззрения качественно нового, провозгласив о мире совершенном и об Отце истинном.

Влад Вальберг. 2007

 

Источники

[1]. "Иисус Христос в документах истории". Составление, статья и комментарии Б. Г. Деревенского. http://www.lib.ru/HRISTIAN/DEREWENSKIJ/derewenskij.pdf

[2]. "Эволюция Павлова канона". Роберт М. Прайс. http://spinavigator.iatp.org.ua/ihcr_jud_evolution.htm

[3]. Библейский словарь. Эрик Нюстрем. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/dictionary/nustrem.zip

[4]. Православный Богословский Энциклопедический Словарь (СПб., 1992, стр. 1792)

[5]. Проект Бар Мицва - Путешествие в мир Торы

А) http://bible.ort.org/intro1.asp?lang=2

Б) http://bible.ort.org/books/torahd5.asp?action=displaypage&book=1&chapter=3&verse=5&portion=1

[6]. Птолемей. Послание Флоре. http://www.nsu.ru/classics/gnosis/ptolemeus.htm

[7]. Hermann Detering: Der Romerbrief in seiner ursprunglichen Gestalt. http://www.hermann-detering.de/Roemerbrief_4.pdf

[8]. Влад Вальберг. "Реконструкция текста Послания апостола Павла Галатам" http://spinavigator.iatp.org.ua/ihcr_jud_the_epistle_to_the_galatians_reconstruction.htm

[9]. Поль-Луи КУШУ, © А. Иванча, перевод. "ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ СВЯТОГО ПАВЛА". http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism/couchoud.htm

[10]. Гедальяху Г. Струмса. "Тело Истины и его размеры. Канонизация Нового Завета в контексте".

[11]. Влад Вальберг. "Апостол Павел. Сверка хронологий канонических текстов. Христианство и иудаизм" http://spinavigator.iatp.org.ua/ihcr_jud_pavel.htm

© Влад Вальберг. 2007. Полтава.

vladvalberg@mail.ru

 

 

www.e-puzzle.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...