Связь учения апостола с горшечной тематикой противопоставления
Итак, подведём итоги. Сотериологическая линия Апостола была связана с пониманием необходимости спасения от несовершенства самого бытия. Растление и смерть при этом мыслится органическим атрибутом самого бытия. Смерть – результат неустойчивой природы самого глиняного творения.
С этим же бытием и его атрибутом связаны космические покровители - Начала и Власти. Растление и смерть при этом является средством реализации их господства над глиняными телами.
Органический же атрибут бытия мыслится апостолом, как враг Божий, истребление которого и являлось миссией Спасителя. Миссия же рассматривается в аспектах космологического события, когда покровители самого бытия применяют рычаги своей власти к Спасителю, мучительно и позорно уничтожая его физически. Однако, воскресение Спасителя положило начало краху их глиняной империи праха и растления. Смерть и воскресение явилось реализацией предвечного Божьего плана.
Глиняный Адам являлся представителем и первенцем глиняной эры, эры смерти. Рождённые от Адама наследовали его смертную природу – "в Адаме все умирают". Однако Христос – начало новой эры, эона во Христе. Смерть - она всё ещё есть. Однако Христос воскресением попрал смерть, и Христовы, живя ещё в смертном теле, живут фактически в новом эоне. Они наследники и воскресения – "во Христе все оживут". Смерть и воскресение Христа начало необратимый процесс низвержения власти державы космических сил, разрушения их рычага правления над глиняным человечеством - смерти. Начала и Власти в слепоте применили свой рычаг правления к Спасителю, убив его распятием на кресте. Однако это, по предопределению премудрости Божьей, стало началом конца их эпохи, началом конца глиняного и лукавого эона. Последнее событие их империи, свидетельствующее о полном и окончательном низвержении связано с исчезновением основ реализации их правления – смерти.
Космические силы для Павла являются основой этого эона, началом этого мира, тогда как Христос – начало нового века, основа нового эона, грядущего мироздания, причастником которого является Церковь.
Анализируя провозглашаемые в Посланиях воззрения можно придти и к выводу, что апостол провозглашает радикальное переосмысление традиционных ценностей в основах мироздания. Мироздание нынешнее - мироздание смерти и растления, органически связано с ветхой природой человечества, мыслится в единой связи с его активными силами – Началами и Властями и находится в противостоянии к миру Горнему, Божественному. Этот мiр нищеты, его составляющие - ветхая природа, растление и смерть, в истоке восходят именно к своим первоосновам – Началам и Властям. Они его верховные владыки, они и основатели, несущие определённо функцию космических творцов. Представления же апостола лежат фактически в русле горшечной тематики противопоставления. Отметим, что сами послания Павла не несут никакого термина демиурга - низшего творца, учения о котором впоследствии будут являться объектом идеологического противостояния ересиологов. Однако само представления демиурга и развитие соответствующих учений лежит в одной органической плоскости с воззрениями апостола, с его пониманием истока этого міра, находящегося вне Полноты и связанного со своими верховными основателями.
Следующим важным моментом является вопрос сферы базового происхождения воззрений апостола. Павел не опирается на некие эллинистические воззрения и концепции, его сотериология, теодицея и космологическая система обращается именно к Торе в весьма специфичной экзегезе. Так, Павел, открывая причину возникновения смерти, как инструмента реализации космический сил своей власти над человечеством, обращается к цитированию именно книги Бытия в истории сотворения человека из праха. Далее, религиозная история иудеев связана у апостола именно с космическими Началами и Властями, именно они распинают Спасителя. Сама же казнь – распятие на кресте, мыслится апостолом древним ритуалом повешенья на древе. При этом Павел снова обращается к текстам Торы в специфической экзегезе, проводя отождествления Закона и проклятия, а распятия - с древним религиозным ритуалом. Павел видит в Законе и инструмент правления Начал и Властей. Более того, апостол недвусмысленно открывает, что вдохновителями и инициаторами повешенья являются Начала м Власти, тогда как в той же Торе вдохновителем и инициатором повешенья был сам Яхве.
Можно было бы предположить, что Павел единолично связал римскую, по сути, казнь Христа с древним религиозным ритуалом повешенья на древе. Однако, исследуя книги НЗ можно обнаружить, что такая параллель существует независимо от апостола. Так в книге Деяний Стефан произнеся свою последнюю проповедь обвиняет именно иудеев и именно в повешенье. 30 Бог отцов наших воздвиг Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе [ξυλου]: (Деян.5:30) СП И хотя в речи Стефана книги Деяний не мыслится никаких космических инициаторов, однако чётко считается, что не римляне, а именно иудеи казнят Иисуса, для них казнь связана с реализацией древнего ритуала.
Было бы даже странно допустить, что апостол пользуется специфической экзегезой и абсолютно случайно проводит такую параллель, наивно не замечая источник этого инициирования в тексте Торы. И на этом фоне именно "Яхве Элохим" второй главы Бытия и являются самими космическими силами, прародителями смерти и началом мира бытия праха, от которого и происходит искупление.
Опровергаемые уже во втором столетии ортодоксальными апологетами учения и воззрения принципиально имеют в своей первооснове общие фундаментальные моменты с отражёнными в Посланиях представлениями апостола, а также общую понятийную систему. При этом Послания являются самыми ранними документами, в которых эти термины встречаются. Сами же апостольские представления попросту не находили понимания у апологетов, а для опровержения своих идеологических противников использовалась родственная их воззрениям идейная ветвь Посланий.
И здесь можно привести весьма примечательный пример, когда Ириней Лионский в ересиологической полемике весьма оригинально пытался истолковать пресловутый стих из 2-го Послания Коринфянам 4-ой главы через родственную ему идейно космологическую призму. 3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. (2Кор.4:3,4 СП) Дадим ему слово. Итак. ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ. Книга третья. Глава VII
"Что касается того, что они говорят, будто Павел во втором (послании) к коринфянам ясно сказал: У которых Бог века сего ослепил умы неверующих (2 Кор. 4, 4), и будто иной есть Бог века сего, и иной Тот, Который выше всякого господства, начальства и власти; то мы не виноваты, если присвояющие себе знание таинств вышебожественных не умеют даже читать Павла. Ибо, если кто сообразно с обычаем Павла, который, как я доказал в ином месте и многими примерами, употребляет перестановку слов, прочитает это место так: "у которых Бог" отделит и, несколько остановившись потом, остальное прочитает вместе за одно "века сего ослепил умы неверующих", то найдет истинный смысл, так что выйдет мысль: "Бог ослепил умы неверующих века сего".
Прекрасная иллюстрация, которая показывает непонимание в некоторой степени дуалистического воззрения по причине иного идейного фона. При этом Ириней искусно "избавляется" от "ослепляющего бога", наделяя способностью ослеплять умы неверующих теперь уже Бога Отца. При этом ересиолог смотрит через призму понятного ему по ветхозаветным текстам ослепляющего людей Яхве. Остается только догадываться, каким образом использовать придыхание, что бы ту же "операцию" проделать с "Началом сего мира" из Евангелия от Иоанна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|