Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подстрочный перевод: (Кол.2:14-15) ПК




[εξαλειψας] _стёрший [το_καθ] _против [ημων] _нас [χειρογραφον] _расписку, рукописания долгов [с] [τοις_δογμαςιν] _указаниями [ο] _которая [ην] _была [υπεναντιον] _против [ημιν] _нас, [και][αυτο] _её [ηρκεν] _Он убрал [εκ] _из [του_μεςου] _середины-среды [προςηλωςας] _пригвоздивший [auto] _её [к] [τω_ςταυρω] _кресту;

 

[απεκδυςαμενος] _снявший-сбросивший-обезоруживший [τας_αρχας] _начала [και][τας_εξοθςιας] _власти [εδειγματιςεν] _он выставил [εν][παρρηςια] _открытости, [θριαμβευςας] _восторжествовавший [над] [αυτους] _ними [εν][αυτω] _нём.

(TR(WH), Majority, TR(STR))

Итак, Начала этого мира, в космологической системе апостола, связаны именно с иудеями, т.е. с подзаконными. В стихе 14 происходит смена обращения от адресатов Послания – бывших язычников, на представителей подзаконных, коим и являлся сам Павел. Далее, апостол представляет космическое действо искупления, в котором участвуют: а) Христос; б) подзаконные; в) Начала и Власти. Совершенно недвусмысленно повествуется, что порабощение подзаконных было связано с их рукописанием, с написанными там рукой указаниями, в коих недвусмысленно узнаётся сам Моисеев закон. Стих 16 как раз и подтверждает это, давая краткое перечисление пунктов рабства. При этом рукописание – записанный Моисеев закон, являлся оружием, которым и пользовались космические Начала и Власти, но которое было пригвождено ко кресту.

 

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Прямой контекст картины представляет Начал и Властей иудеев обезоруженными, разоблачёнными и посрамленными врагами. Их функции здесь: рабовладение подзаконными (иудеями) через рукописание Моисеева Закона. Убийство же Христа и как следствие буквально стирание долгового рукописания, здесь, скорее всего, связано именно с судебной функцией Начал и Властей, которая восходит к вынесению и исполнению приговоров (платы по долгам расписки) по отношению к преступникам. И здесь свобода от космического рабства – свобода от космических стражей Моисеева закона, от их указаний и кар. Обезоруживание космических стражей, Начал и Властей, есть потеря карательных функций и власти по отношению к подзаконным.

 

Во многом идентичные воззрения изложены в Послании апостола Павла Галатам, где мы находим тему искупления подзаконных от порабощения [δεδουλωμενοι – dedoulwmenoi] стихиям это мира [ςτοιχεια του κοςμου].

3 Так и мы, когда были младенцами, были в рабстве у стихий мира. (Гал.4:3)ПК

Там же, Христово искупление мыслится от проклятия Моисеева закона.

13 Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе [ξυλου], (Гал.3:13) ПК

При этом Павел пользуется весьма специфической экзегезой и прямо отождествляет крестную казнь и смерть Христа с действием повешения на древе из ВЗ, а закон Моисеев – с проклятием. Само же повешение на древе являлось, согласно текстов ВЗ, показательным позорным действием, производимым после вынесения и исполнения карающего приговора преступникам достойным смерти. Т.е. повешение на древе связано именно с судебным, карательным актом.

22 Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,

23 то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.

(Втор.21:22,23);

Применялось показательно к врагам Яхве:

26 Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера.

27 При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, [которые там] даже до сего дня.

(Иис.Нав.10:26,27)

Использовалось также и при жертвоприношении, призванном отвратить ярость гнева Яхве от соплеменников и инициировалось это повешенье непосредственно самим Яхве.

3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.

4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.

(Чис.25:3,4)

9. Упоминание и контекст. В контексте повествования апостол обосновывает простоту своего учения, своей проповеди "Христа распятого", вопреки требующим "иного" ожиданиям. Однако эта проповедь зиждется у него не в убеждении, но в явлении Духа и силы. При этом Павел свидетельствует и о существовании некой проповеди премудрости среди людей совершенных. Здесь же апостол, скорее всего, и раскрывает суть учения совершенных.

6 А о мудрости мы говорим между совершенными, не о мудрости века сего и князей [αρχονταν – Начал] века сего [αιωνος τουτου - aiwnos toutou], обречённых на упразднение [καταργουμενων-katargoumenwn – упраздняющихся],

7 но говорим о премудрости [ςοφιαν] Божией в тайне [μυςτηρις - musthriw], премудрости сокровенной [αποκεκρυμμενην - apokekrummenhn – сокрытой], которую предназначил [προωριςεν - prowrisen – предопределил] Бог прежде веков [αιωνων] к славе нашей,

8 которой никто из князей [αρχοντον – Начал] века сего [αιωνος τουτου] не познал: ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы; (1Кор.2:6-8) ПК

(TR(WH), Majority, TR(STR))

Мудрость Бога здесь, скорее, мыслится не неким тайным учением исключительно посвящённых, но пониманием предвечного плана Божьего.

 

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Апостол свидетельствует об упразднении (обречении на упразднение) Начал века этого. При этом снова используется термин активного упразднения, истребления [καταργουμενων], которое фактически уже предопределено. Также, в контексте, противопоставляется их мудрость к мудрости Божьей. Поэтому можно сделать и вывод, что во взаимоотношениях с Богом они занимают у апостола позицию именно врагов. Космологическая функция Начал органически связана в повествовании с мудростью Божьей. Попытаемся здесь и раскрыть её содержание.

 

Апостол повествует, что тайная Божья премудрость – мистерия [μυςτηρις – musthriw], изначально была сокрыта, но с её реализацией связана судьба человечества и судьба Начал этого века. Так, она была предназначена к славе дитей Божьих, что есть ныне реальностью для апостола. При этом космические Начала не распознали сути мудрости, содержания предвечного плана и потому распяли Господа славы. И если бы они всё же смогли распознать – то распятия бы попросту не произошло. Павел прямо свидетельствует, что именно Начала произвели распятие. Очевидно, что будучи у апостола космическими силами, они были попросту инициаторами казни. Но почему же тогда при распознании ими плана, распятия бы не произошло? Ответ здесь следующий. Распятие попросту включило некий отсчет времени конца их власти. С одной стороны начался отсчёт на окончательное упразднение Начал, с другой стороны – открылась предопределённая реальность славы детей Божьих, детей Господа славы. Таким образом, премудрость заключена в некоем предопределении [προωριςεν], изначально предопределённом плане, согласно которому дети Божьи – приводятся в славу, а Начала исполняют этот план, но одновременно и самоубийственно предопределяют своё истребление.

Существует и точка зрения, согласно которой "Начала века сего" трактуются и переводятся соответственно с греческого языка со смыслом власть имущих сего мира, когда в частности под Началами подразумеваются Пилат, Синедрион, император…. Однако такой точке зрения можно аргументировано возразить и практически доказать её ошибочность.

1. В фрагменте используются термины космологической понятийной системы "сей эон" и картина, которую раскрывает апостол, имеет космологический фон. К "Началам" применяется всё тот же термин упразднения, низвержения [καταργουμενων], который используется апостолам в фрагменте (1Кор.15:24-28), по отношению к Началам и смерти. При этом с истреблением врагов Христа - Начал и Властей, у апостола связана его эсхатологическая история мира, когда после их низвержения и истребления смерти начнётся новая эпоха где будет "Бог всё во всём". При этом понимания эсхатологической борьбы Христа со смертью и представителями земных властей (синедриона, Пилата …) является попросту абсурдным. Христос в теологии Павла не является революционером и борцом против земных властей, а сам Павел не был эсхатологическим анархистом.

2. В (1Кор.2:6-8) Павел пишет о некой раскрывающейся тайне (мистерии), которая была в Боге от начала, была сокрыта от веков (эонов), предназначалась для славы детей Божьих, и явлена сейчас, во время апостольское (тогда). Это план, и план в котором была смерть Христа, распятие, и как результат стала возможной слава детей Божьих. Если же пробно, по смыслу, подставить вместо Начал – синедрион и римские власти, то абсолютно не ясно, какое они имели вообще отношение к пониманию этой мистерии. Т.е. если они её вдруг поняли, каким-то непостижимым образом, раньше распятия и воскресения увидели тайну, то для чего им, вдруг, поэтому не распинать Христа? Как буд-то Пилат и синедрион только и думали, как бы дети Божьи не появились, и при этом не получили того, что приготовил "Бог любящим Его".. Таким образом пробная подстановка земных властей приводит к смысловой нелепости.

Раскрываемое апостолом содержание крёстной казни и смерти, как космологического события, прекрасно сочетается с космологическими функциями в исследуемых нами раннее отрывках.

 

1. Христа распинают именно в Иудее. Вдохновителями покарания являются Начала и Власти самих иудеев. Казнь рассматривается апостолом как древний ритуал "повешенья на древе". Но результат покарания оборачивается катастрофой для самих Начал и Властей, они разоблачены и обезоружены. Их судебный документ – рукописание, пригвождён ко кресту. Подзаконные же обретают свободу.

Следует отметить, что данный аспект понимания функции Закона не является полным и единственным. Однако этот аспект связан непосредственно с оригинальной космологической системой апостола и чем-то второстепенным бать попросту не может. Космологические взаимоотношения Начал, Закона и Бога является отдельным вопросом для исследования. Здесь же важно отметить, что космология апостола открывает некий "треугольник", со специфическими взаимоотношениями его составляющих вершин. Этот "треугольник" является предметом разнообразных учений и в первые века христианской эпохи. В известных исторических документах, таких, как работы апологетов, а также всевозможных апокрифических текстах можно найти вариации решений вопросов, связанных с этим "треугольником". Можно кратко графически представить и сами вариации его решений.

 

Последнее же графическое представление решения представляет решение традиционное, когда функции и само представление Начал и Властей в богословии попросту уничтожено. И здесь важно отметить, что вариации решений космологического "треугольника" в различных богословских системах являлись объектами войны ересиологов того же второго века. Однако самые ранние текстовые документы, на основании которых и рождается данное космологическое представление, являются именно послания апостола Павла. Одним из ярких исторических примеров попытки богословского разрешения космологического "треугольника" является Послание Птолемея Флоре, сохранённое в Панарионе Епифанием Кипрским. [6]

2. Порядок мира, в котором человечество управлялось Началами через страсти и похоти, был попросту нарушен. Во Христе дарован путь свободы. Именно этот момент можно рассматривать, и как причину открывающейся возможности примирения Бога и человека. И разделение в этом случае может мыслиться следствием противостояния природ - органически связанной лукавой природы человека и космических сил, с одной стороны, и вышней природы Божественного естества – с другой.

 

3. Начала и Власти применили ко Христу свой механизм и инструмент контроля – смерть, сокрушение глиняного тела. Однако Христос – воскрес, и Христовы идут по этому же пути, смерть более не есть абсолютным средством реализации власти. Империя глиняного разрушения потерпела поражение в основе своей. Начала и Власти когда-то вступили в нехорошую карательную, рабовладельческую и глиняную игру, однако по изначальному предопределению Божьему, в конце концов, в "ящик сыграли" именно их.

 

Таким образом, нами было рассмотрено 9 отрывков, в которых взаимоотношение и функция Начал и Властей относительно не проблематично определялась. Исключением являлся фрагмент №4, в котором был отмечен конфликт, а также был предложен путь его разрешения. Далее выделим последние два фрагмента, в которых Начала и Власти имеют космологическое понимание, однако имеют и ярко выраженный конфликт в его истолковании.

 

10. Упоминание и контекст. Апостол обращается к адресатам с наставлением беречь свою духовную жизнь от различных веяний, "пустого обольщения по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу", при этом указывает на достаточную полноту во Христе: "в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы преисполнены в Нем …". (Кол.2:9-10)

8 Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;

9 ибо в Нем обитает вся полнота [πληρωμα] Божества телесно,

10 и вы преисполнены [πεπληρωμενοι] в Нем, Который есть глава всякого начала [αρχης] и власти [εξουςιας];

(Кол.2:8-10) ПК

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Космологическая функция контекстно не определена. Однако Христос является главой Начал и Властей. И это вступает в конфликт с содержанием предыдущих фрагментов. Возможно предположить и решение конфликта – отказ от прямого истолкования понятийного системы и переход в область размежевания власти в мироздании. Т.е. Христос – Он выше любых возможных иерархий, он выше ангелов. Когда автором ставиться вопрос о бессмысленности духовной опоры на Начала и Власти, тогда как их "Глава" – превосходней. Однако решение – частично, конфликт определённо остаётся. В контексте нет перечисления всевозможных ангельских ступеней власти, но применяется чётко и конкретно фундаментальные космологические фигуры, но уже где-то даже в отождествлении с мистическим Телом, глава которого – Христос. Да и применение термина "Глава", по отношению к сущностям по сути демонического характера, и даже само сопоставление старшинства по меньшей мере выглядит странно.

 

11. Упоминание и контекст. Описание картины сотворения и подченения неких иерархий и существ.

13 Его, Который избавил нас от власти тьмы и перенёс в царство Сына любви Его,

14 в Котором мы имеем искупление, отпущение грехов.

15 Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,

16 потому что в Нем было сотворено всё на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства [κυριοτητες] ли, начала [αρχαι] ли, власти [εξουςιαι] ли, - всё чрез Него и для Него сотворено.

17 И Он Сам есть прежде всего, и всё существует в Нем,

18 и Он же есть глава Тела, Церкви: Он, Который есть начало, Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым,

(Кол.1:13-18) ПК

Взаимоотношение с Богом. Космологическая функция. Космические силы созданы во Христе и для Христа. Взаимоотношение с Богом и функция определяют скорее божественное происхождение и их служение Богу.

 

И здесь появляется абсолютно идентичный, третий по счёту, конфликт. Только теперь Христос не просто глава Начал и Властей, но их же прародитель, Им они созданы и для Него же Самого они созданы. Решением может быть представление, что данная картина отражает некую первоначальную совершенную картину мироздания, картину до восстания и падения ангелов, до восстания и падения Люцифера. Когда в восстании часть иерархий ангелов пала, образовав таким образом "зеркальную" картину. Картину, в которой Начала и Власти находятся уже по обе стороны и конфликтуют между собой. Однако такому разрешению можно возразить тем, что:

а) послания Павла нигде не открывают того, что апостол оперировал бы учением о восстании ангелов;

б) судя по историческим документам, традиционные представления о падении Люцифера были развиты церковными писателями и отцами Церкви - Тертуллианом, Лактанцием, Августином Аврелием. А это уже как минимум конец второго века, тогда как Послания Павла относятся по времени к середине века первого.

Возникновение воззрения о падении Ангелов являются отдельным вопросом, здесь же можно кратко упомянуть следующее:

1. Павел не мог подразумевать представление о восстание ангелов, как нечто само собой разумеющееся, заимствуя его, например, из иудаизма. Ибо в иудаизме напрочь отсутствует понятие, связанное с абсолютным злом и нет Дьявола - Сатаны - Люцифера, в том в смысле, какой придаётся им в традиционном христианском учении. Для иудаизма ни один из ангелов принципиально не способен выступать против воли Яхве, но лишь быть исполнителем и посланцем.

2. Такие же выводы можно отнести и к околоиудейским воззрениям. Так в апокрифической книге Еноха, цитируемой в Послании Иуды, есть отступившие ангелы, но нет никакого восстания. Более того, из-за своего преступления они содержатся под стражей, "в вечных узах, под мраком, на суд великого дня." (Иуд.1:6) и в космологических действах в системе Павла "участвовать" не способны. Более того, система теодицеи, построенная на основе преступления ангелов книги Еноха, предполагает отсутствие некоего ещё дополнительного восстания.

3. Если предположить, что Павел именно сам и ввёл учение о восстании Люцифера, то учение он должен был революционно и провозгласить в Посланиях, чего совершенно не наблюдается.

Попытка же разрешить конфликт через учения, которые не принадлежали изначально апостолу, например, через возможные толкования некоторых стихов книг НЗ, или через поздние учения, не решают задачи понимания системы апостола. Такая попытка ведёт по сути к рождению новых компромиссных религиозных воззрений, но не имеет более никакого отношения к оригинальной космологической системе автора. Однако сделаем и предположение, согласно которому для Павла существовали вне всяких ангельских восстаний некие уровни мироздания, со своими Началами, но которые Павел почему-то никак не разграничивал в тексте для адресатов послания.

 

На данном этапе работы, нашей задачей являлось именно выделение и раскрытие сути теологических конфликтов на срезе понятийной системы апостола. И суть этих конфликтов – своеобразное "выпадение" частей космологии из общего целого.

 

Таким образом мы выявили 11 фрагентов из Посланий апостола, в которых фигурируют Начала и другие силы в космологическом аспекте. Далее кратко отметим и применение термина "начал" в иных аспектах.

 

Так, и сам Христос мыслится у Павла началом.

15 Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари,

16 потому что в Нем было сотворено всё на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли, - всё чрез Него и для Него сотворено.

17 И Он Сам есть прежде всего, и всё существует в Нем,

18 и Он же есть глава Тела, Церкви: Он, Который есть начало [αρχη], Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым,

19 потому что Богу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота,

(Кол.1:15 - 19) ПК

В контексте, с одной стороны, Христос мыслится буквально первенцем всего творения, с другой стороны – началом скорее новой эры, нового эона (во Христе), что связано с воскресением и рождением Церкви.

 

Далее. В Посланиях используется термины "начала" и "власти" в понимании земных властей. Этот момент можно рассмотреть и исключением из общего правила, когда термины используются в иных значениях.

1 Всякая душа да подчиняется высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от Бога, а существующие поставлены Богом.

2 Поэтому противящийся власти восстал против Божьего установления; а восставшие навлекут на себя осуждение,

3 Ибо начальники [αρχοντες - arcontes] страшны не для доброго дела, но для злого. Хочешь не бояться власти [εξουςιαν - exousian]? Делай доброе и будешь иметь похвалу от неё:

4 ибо она - Божий слуга, тебе на благо. Если же делаешь злое, бойся; ибо она не напрасно носит меч, ибо она Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое.

(Рим.13:1-4) ПК

 

1 Напоминай им подчиняться начальствам [αρχαις], властям [εξουςιας]: повиноваться, быть готовыми на всякое доброе дело, (Тит.3:1) ПК

Остальные стихи, где используется слово "начало" не имеют отношения ни к космическим властям ни к властям земным.

 

(Фил.4:15) – [αρχη] – начало благовестия. (2Фесс.2:13) – избрание ко спасению от начала, либо избрание начатком. [απ αρχης (?) - απαρχην(?)]. К этому же классу использований понятий относится и Послание Евреям, авторство которого всегда признавалось спорным. Вместе с тем необходимо отметить, что в Послании Евреям применяется термин Эон, но в контексте, когда содержания термина тяготит именно к пониманию уровня мироздания, некоего мира, а не качественного временного промежутка. И в этом случае Бог мыслиться Творцом миров.

1 Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, 2 в эти дни последние говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и сотворил миры [ αιωνας - aiwnas ].

(Евр.1:1,2) ПК

Анализируя применения терминов в корпусе НЗ можно сделать и следующий вывод. "Начала" в космологическом аспекте отсутствуют в Пасторских Посланиях (Тимофею, Титу), а также в Посланиях Фессалоникийцам, Филиппийцам, в спорном в авторстве Послании Евреям, и в Послании Галатам. С другой стороны Послание Галатам и Филиппийцам содержат определённо космологические аспекты и специфический понятийный аппарат. Начало – Архонт сего мира используется трижды в Евангелии от Иоанна. Книга Деяний, в которой повествуется и об апостоле Павле, а также где передаются его проповеди, оперирует в частности термином [αρχων], однако термин лишён всякой космологической нагрузки и используется исключительно оперировании к начальникам над народом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...