1.1 Характеристика памяти детей дошкольного возраста как познавательного процесса
Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические, биогенетические, физиологические, химические, кибернетические. Уже в ХХ веке было создано несколько десятков различных теорий, однако в настоящее время нет ни одной, единой, признаваемой всеми теории памяти. Память, как и все познавательные процессы, представляет собой отражение реальной действительности. Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом. Согласно мнению Рубинштейна С. Л., без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а согласно точке зрения Сеченова И. М., он постоянно находился бы в положении новорождённого [25]. Проблемой изучения и развития памяти детей дошкольного возраста занимались такие учёные как Божович Л. И., Выготский Л. С., Головин С. Ю., Занкова Л. В., Зинченко В. П., Леонтьев А. Н, Лурия А. Р., Люблинская А. А., Ляудис В. Я., Марцинковская Т. Д., Мещеряков Б. Г, Мухина В. С., Немов Р. С, Обухова Л. Ф., Соколов Е. Н., Шаграева О. А., Эльконин Д. Б. и многие другие. Дошкольное детство, по мнению психолога Леонтьева А. Н., - это пора жизни, когда перед ребёнком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности [10]. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в развитии памяти. Впечатления, которые дети дошкольного возраста получают об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.
Память не дана ребёнку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Память детей дошкольного возраста функционирует благодаря последовательной смене различных процессов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и припоминание. Запоминание как один из процессов памяти связано с запечатлением в психике той информации, которая воздействует на органы чувств детей дошкольного возраста или является продуктом мыслительной деятельности. Для последующего использования этой информации необходимо, чтобы она была сохранена в психике. Сохранение – процесс памяти, направленный на удержание в психике сведений о мире. Длительность, качество и другие характеристики сохранения зависят от значимости и объема запоминаемого материала, от его осмысленности при восприятии и других факторов. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённой ранее в психике информации. При воспроизведении информация извлекается из долговременной памяти. Воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Непреднамеренное воспроизведение происходит независимо от желания и воли ребёнка дошкольного возраста, а преднамеренное – в результате сознательно поставленной цели. В ситуации, когда ребёнку приходится прилагать значительные и длительные усилия на извлечение из памяти нужной информации, употребляют понятие припоминание. Затруднения при воспроизведении могут быть связаны либо с непрочным запоминанием, либо с большим промежутком времени, прошедшим с момента запоминания. Забывание – процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после неё. В ряде исследований установлено, что эффективность запоминания учебного материала выше, когда учебная деятельность организована разнообразно, когда вслед за заучиванием дети дошкольного возраста либо отдыхали, либо осуществляли физические упражнения.
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых ребёнок дошкольного возраста воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. По мнению Мухиной В. С., неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении [15]. При проведении занятий с ребёнком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребёнка довольно рано и в определенной последовательности. Память можно рассматривать с различных сторон: как происходит запоминание, насколько долго хранится информация, какие способы воспроизведения информации используются и т. д. Поэтому для более глубокого понимания памяти рассмотрим её различные классификации. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: - по характеру психической активности, преобладающей в деятельности; - по длительности сохранения; - по характеру целей деятельности; - по способам запоминания. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их последовательности. К 3 годам ребёнок уже умеет бегать, прыгать, зашнуровывать ботинки и застегивать пуговицы. Ребёнок, освоив каждое из этих движений, смело берётся за «тренировку» новых — более сложных движений. Так, интуитивно, он развивает свою двигательную память, а вместе с ней — и координацию, и ловкость, и умение управлять своим телом. Чем взрослее ребёнок дошкольного возраста, тем более сложной и комплексной становится работа его двигательной памяти.
Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: что у ребёнка дошкольного возраста вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. У детей дошкольного возраста необходимо сформировывать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Многими учеными главным видом памяти у детей в дошкольном возрасте признается образная. Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, запахов и т. д. ). При образной памяти речь идёт о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Дети дошкольного возраста запоминают буквально всё, задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребёнок дошкольного возраста рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа; пробуя что-то, запоминает вкус и свои ощущения при этом. Когда ребёнок дошкольного возраста способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, это свидетельствует о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти). Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры. Словесно-логическая память детей дошкольного возраста интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной. Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. Долговременная память – сохранение информации в психике в течении длительного времени. Считается, что долговременная память – самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ей человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается либо попадает в долговременную память. Долговременная память детей дошкольного возраста способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться ребёнком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий. В тех случаях, когда ребёнок целенаправленно запоминает необходимую информацию, можно утверждать, что у него формируется произвольная память. В основном память детей дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Чаще ребёнок не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание происходит независимо от сознания, оно осуществляется в деятельности и зависит от характера личности. Ребёнок дошкольного возраста запоминает то, на что обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление. Непроизвольное запоминание предметов и слов зависит от активного действия ребёнка по отношению к ним – как он воспринимает их, обдумывает, группирует. При рассматривании картинок, иллюстраций ребёнок дошкольного возраста запоминает хуже, чем при просьбе разложить их по определенным местам, распределить. До конца дошкольного детства основным видом запоминания остается непроизвольное запоминание. К произвольному запоминанию дети дошкольного возраста обращаются редко и, главным образом, по требованию взрослых. В зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами.
Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у детей дошкольного возраста, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. Память, по мнению Выготского Л. С., в дошкольном возрасте является доминирующим психическим процессом [6]. Благодаря ей ребёнок с легкостью запоминает самый разнообразный материал. Однако память детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей. Выделяют следующие особенности развития памяти в дошкольном возрасте: - преобладает непроизвольная образная память; - память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; - словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности детей дошкольного возраста; - складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребёнка; - формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность для овладения логическими приёмами запоминания; - по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребёнка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. Таким образом, определяя память как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, можно сделать вывод о том, что память детей дошкольного возраста, несмотря на её несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, занимая центральное место среди других психических процессов.
1. 2 Особенности развития и формирования различных видов памяти в дошкольном возрасте
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. В период дошкольного детства получают развитие различные виды и свойства памяти ребёнка дошкольного возраста. В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребёнка преобладает непроизвольная память: ребёнок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения. И запоминание, и припоминание не регулируются сознательной волей и, по существу, носят случайный характер, реализуясь в деятельности, и зависят от её характера. Обычно дети дошкольного возраста легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление. Но в любом случае, количество запоминаемого материала зависит от того, насколько активно ребёнок дошкольного возраста действует по отношению к запоминаемым объектам, в какой мере происходит их восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия, классификация и т. д. Так, например, при простом рассматривании картинок или слушании последовательности слов ребёнок дошкольного возраста запоминает меньше, чем при действии с ними (например, сгруппировать картинки по какому-либо признаку, составить предложение из слов и т. д. ). С точки зрения Эльконина Д. Б. важнейшее изменение в памяти детей дошкольного возраста происходит примерно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности [23]. Старший дошкольный возраст – это возраст, в котором начинается складываться личность ребёнка. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста раскрывается в работах таких психологов и педагогов, как Афагонов А. Ю., Блонский П. П., Житникова Л. М., Зинченко П. И., Истомина З. М., Смирнов А. А., Столяренко Л. Д., Черемошкина, Л. В и других. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребёнок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания, как проверить и контролировать правильность воспроизведения и т. д. Произвольная память проходит основной путь своего развития в старшем дошкольном возрасте. К 6 годам всё более активно начинает развиваться способность к произвольному запоминанию. Ни до, ни после 6 лет ребёнок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал. Возникновение произвольной памяти связано: - с возрастанием регулирующей роли речи; - появлением идеальной мотивации; - умением подчинять свои действия относительно отдалённым целям (например, наблюдение за бабочкой, чтобы потом её нарисовать); - со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности. Однако произвольное запоминание у детей старшего дошкольного возраста продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети старшего дошкольного возраста переходят к повторению шёпотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребёнок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети старшего дошкольного возраста легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность. В старшем дошкольном возрасте становится возможным смысловое запоминание, основанное на установлении содержательных связей между частями запоминаемого материала, между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта, хранящимися в памяти. Такое усвоение происходит только в условиях специального обучения, поскольку преобладающим видом памяти у детей старшего дошкольного возраста остается образная память. Наиболее подходящим материалом для использования в смысловом запоминании в этом возрасте служат картинки. С точки зрения исследователя Немова Р. С., овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов: 1. Словесная постановка цели на запоминание, которая формируется взрослым. 2. Появление у ребёнка дошкольного возраста под влиянием педагогов учреждения дошкольного образования и родителей намерения что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. 3. Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается: - когда ребёнок дошкольного возраста сталкивается с такими условиями, которые требуют от него активного припоминания и запоминания (например, знакомство с новой подвижной игрой – правилами); - когда для ребёнка дошкольного возраста важен мотив, побуждающий его к деятельности, и происходит принятие цели (легче всего это происходит в игре; например, ребёнок берет на себя роль «покупателя» в игре, принимает задачу «купить» для учреждения дошкольного образования то, что ему поручено, и в «магазине» для него становится необходимой цель вспомнить, что нужно «купить»); цель запомнить и припомнить для ребёнка в игре имеет конкретный смысл; 4. Осознание и использование ребёнком дошкольного возраста некоторых приемов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности; 5. Действия самоконтроля, которые впервые появляются у детей в 4 года [18]. Старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в развитии памяти. Память детей старшего дошкольного возраста могут развивать как педагоги в учреждении дошкольного образования, так и родители дома. Развитию памяти детей дошкольного возраста способствует соблюдение режима дня, что предполагает ежедневное выполнение в одно и то же время определенных действий. Такая частая повторяемость обеспечивает прочность непроизвольного запоминания. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого детям дошкольного возраста становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Первоначально происходит повторение вслед за взрослым того материала, который необходимо запомнить, далее проговаривание, осуществление внешних действий, пространственное перемещение и т. п. В дальнейшем осуществляется смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным. Дети 5-6-ти лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности. Развивать память ребёнка можно в любой момент времени, необязательно для этого проводить специальное занятие. Большое значение в развитии памяти у детей старшего дошкольного возраста имеют все виды деятельности детей дошкольного возраста. Чтение книг, заучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, разгадывание загадок, головоломок, ребусов, наблюдения во время прогулок, - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память. Чтобы развить память у детей старшего дошкольного возраста, необходимо регулярно заниматься. Только при условии постоянных тренировок, ребёнок вскоре сможет быстро запоминать большие объёмы информации. Важно, чтобы развитие памяти проходило в игровой форме, потому что тогда ребёнок не будет уставать и отвлекаться на возможные неудачи. Психическая деятельность ребёнка не должна быть однообразной, ребёнок не должен находиться без дела, ему необходимо познавать окружающий мир, при этом находиться в тесном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, развиваться психически и физически. Также важную роль в развитии памяти у детей старшего дошкольного возраста играет поощрение, которое даёт ребёнку положительные эмоции и желание развиваться дальше. С точки зрения исследователя Зинченко П. И., существуют множество приёмов развития памяти у детей дошкольного возраста. Одним из таких приёмов является мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих нужную информацию и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. На ряду с мнемотехникой, также выделяют приём под названием пиктограмма. Пиктограмма – это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких – либо слов и выражений. Этот приём хорошо работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных. В тексте выделяются ключевые слова и к каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма, которая в некотором роде является зрительной ассоциацией. Необходимо учесть, что необязательно, чтобы картинка была слишком подробной, необязательно, чтобы она являлась произведением искусства, требующей художественных навыков и желательно, чтобы она не содержала букв или цифр. Пиктограмма должна моментально напомнить слово или выражение, которое она изображает. Кроме реализации приёмов пиктограмма и мнемотехника, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогают специальные упражнения и игры. Особенно это важно при развитии двигательной, образной, словесно-логической, эмоциональной памяти. Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Разучивание движений развивает у ребёнка координацию, даёт разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Двигательную память детей старшего дошкольного возраста развивают такие игры и упражнения как «Делай, как я», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение», «Запоминаем движения», «Кукловод», «Слушай и исполняй» и другие. Образная память – это память на представления: запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Для развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста существует специальные игры и упражнения: «Ящик», «Чего не стало? », «Что изменилось? », «Что добавилось? », «Чем отличаются? », «Посмотри - запомни - нарисуй» и другие. Словесно-логическая память наиболее интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, а также при использовании игр «Вспомни пару», «Пара слов», «Запомни - назови» и упражнений «Запомни пару слов», «Пары картинок» и других. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у детей старшего дошкольного возраста вызывает эмоциональные переживания, запоминается ими без особого труда и на более длительный срок. Данный вид памяти можно развивать с помощью игры «Снежки» или упражнений «Я счастлив», «Волшебный мешочек» и других. Таким образом, к 6-7 годам у детей структура памяти претерпевает существенные изменения. Память развивается наиболее интенсивно по сравнению с другими психическими процессами. Следует максимально развивать память ребёнка в этот сензитивный период. Память детей дошкольного возраста избирательна: запоминается хорошо обычно то, что заинтересовало, удивило, удержало внимание. За время дошкольного периода интенсивно развиваются различные виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Педагогическим работникам учреждений дошкольного образования с помощью игр, упражнений в различных видах деятельности и, прежде всего, в игре необходимо стимулировать развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились усваивать учебный материал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|