Выводы по Главе 1. Глава 2. Исследование психологических особенностей разных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по Главе 1
Память – это познавательный процесс, благодаря которому дети дошкольного возраста могут запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Благодаря памяти ребёнок может сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий. Память не дана ребёнку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. У детей дошкольного возраста память функционирует благодаря последовательной смене различных процессов. К основным процессам памяти относят запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и припоминание. В период дошкольного детства получают развитие различные виды и свойства памяти ребёнка дошкольного возраста. Все виды памяти формируются в определенной последовательности. Память можно рассматривать с различных сторон: как происходит запоминание, насколько долго хранится информация, какие способы воспроизведения информации используются и т. д. У детей дошкольного возраста непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. Ребёнок ещё не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приёмов. При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память. Причём образная память у детей дошкольного возраста является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.
Совершенствование образной памяти у детей дошкольного возраста тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Желание ребёнка запомнить – это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Результаты всех работ, посвященных исследованию взаимосвязи образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении. Память детей дошкольного возраста могут развивать не только педагоги в учреждении дошкольного образования, но и родители дома. Развивать память ребёнка можно в любой момент времени и в любом виде деятельности, необязательно это проводить как специальное занятие. Важно, чтобы развитие проходила в игровой форме и чтобы деятельность ребёнка не была однообразной. Существуют множество приёмов развития памяти. Самые распространённые приёмы – мнемотехника и пиктограмма. Кроме реализации приёмов пиктограмма и мнемотехника, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогают специальные упражнения и игры.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2. 1 Исследование объёма кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста В экспериментальной работе приняли участие 15 воспитанников старшей группы ГУО «Санаторный ясли-сад №14 г. Гомеля». Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая: мальчиков – 8, девочек 7. Средний возраст – 6, 5 лет. Характеристика выборки отражена в Приложении 1.
Для определения объёма кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Запомни цифры» Немова Р. С. [Приложение 2]. Получены следующие результаты: Кирилл С. безошибочно воспроизвёл 6 цифр; Матвей Т. правильно запомнил 4 цифры; Стас В. безошибочно воспроизвёл 8 цифр; Максим Т. безошибочно назвал 6 цифр; Артем Н. правильно запомнил 7 цифр; Никита С. воспроизвёл только 4 цифры; Дима В. безошибочно запомнил 5 цифр; Сергей К. правильно назвал 4 цифры; Маша А. безошибочно воспроизвела 6 цифр; Аня Д. назвала правильно 6 цифр; Полина Ц. воспроизвела без ошибок только 3 цифры; София Т. правильно запомнила 6 цифр; Дарина Д. чётко назвала 7 цифр; Ника Е. правильно запомнила 6 цифр; Настя А. правильно запомнила лишь 3 цифры. По результатам, полученным после проведения диагностики по методике «Запомни цифры», можно сделать вывод о том, что объём кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста в исследуемой группе средний: 3 ребёнка (Артём Н., Дарина Д., Стас В. ) продемонстрировали высокий уровень развития кратковременной слуховой памяти; 10 детей (Аня Д., Дима В., Кирилл С., Максим Т., Матвей Т., Маша А., Ника Е., Никита С., Сергей К., София Т. ) – средний уровень; 2 ребёнка (Настя А., Полина Ц. ) – низкий уровень. Результаты изучения объёма кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста отражены на рисунке 2. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|