Рисунок 2.3 - Результаты изучения динамики процесса заучивания по методике «Выучи слова».
Рисунок 2. 3 - Результаты изучения динамики процесса заучивания по методике «Выучи слова». Несмотря на высокие результаты изучения динамики процесса заучивания по методике «Выучи слова», продемонстрированные детьми старшего дошкольного возраста, необходимо продолжать работу по совершенствованию процесса заучивания, так как дальнейшее обучение в школе потребует от ребёнка быстрого запоминания очень большого объёма информации различной сложности. В связи с этим нами разработаны рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования и для родителей детей старшего дошкольного возраста по совершенствованию и развитию различных видов памяти у детей [Приложение 4, 7, 10]. Мы предлагаем также использовать рекомендации по психокоррекции и развитию различных видов памяти детей дошкольного возраста, разработанные психологами И. В. Дубровиной и Л. В. Черемошкиной [Приложение 11, 12].
Выводы во Главе 2 Исходя из результатов проведенной диагностической работы можно сделать вывод о том, что некоторые виды памяти (кратковременная слуховая, кратковременная зрительная) являются достаточно развитыми у детей шестилетнего возраста и уровень развития памяти как психического процесса у детей дошкольного возраста значительно зависит от индивидуальных особенностей. По результатам, полученным после проведения диагностики по методике «Запомни цифры» Немова Р. С., выяснилось, что объём кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста в исследуемой группе средний, объём кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки» Немова Р. С. близок к норме. Что касается динамики запоминания, удалость установить, что низкий уровень отсутствует, 2 ребенка продемонстрировали средний уровень, у 5 детей диагностирован высокий уровень и у 8 детей очень высокий уровень динамики процесса заучивания.
Также в ходе исследования выяснилось, что у детей шестилетнего возраста продуктивность результатов зависит от содержания запоминаемого материала и качества его преподнесения, непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Отметим также, что старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в развитии памяти. Память ребёнка могут развивать как педагоги в учреждении дошкольного образования, так и родители дома. Любой вид деятельности помимо общего развития, прекрасно развивает память ребенка дошкольного возраста. Наиболее распространёнными приёмами развития памяти у детей старшего дошкольного возраста являются мнемотехника и пиктограмма. Также стимулировать этот процесс помогают специальные упражнения и игры. Для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать соответствующие условия. Педагог учреждения дошкольного образования и родители должны помогать ребёнку посредством игр, развивающих занятий, рассказов, сказок, театральных постановок способствовать развитию объёма, устойчивости, распределения памяти детей дошкольного возраста, т. е. психическая деятельность ребёнка не должна быть однообразной, ребёнок не должен находиться без дела, ему необходимо познавать окружающий мир, при этом находиться в тесном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, развиваться психически и физически. Также важную роль в развитии памяти у детей дошкольного возраста играет поощрение, которое даёт ребёнку положительные эмоции и желание развиваться дальше. Чтобы развить память у детей дошкольного возраста, необходимо регулярно заниматься. Только при условии постоянных тренировок, ребёнок вскоре сможет быстро запоминать большие объёмы информации.
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накопление к дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребёнка чувство уверенности в своих силах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребёнка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Все виды памяти формируются в определенной последовательности. В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей старшего дошкольного возраста является наиболее актуальным. Память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребёнка. Рассматривая вопрос о характеристике памяти детей дошкольного возраста как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. В ходе изучения вопроса об особенностях развития и формирования различных видов памяти у детей дошкольного возраста выяснилось, что память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер. К 6-7 годам у детей структура памяти претерпевает существенные изменения. Память у детей старшего дошкольного возраста развивается наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями. Следует максимально развивать память ребёнка в этот сенситивный период. Существуют множество приёмов развития памяти. Самые распространённые приёмы – мнемотехника и пиктограмма. Кроме реализации приёмов пиктограмма и мнемотехника, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогают специальные упражнения и игры.
Изучив, психолого-педагогическую литературу по теме исследования мы можем сделать вывод о том, что старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в развитии памяти. Впечатления, которые дети дошкольного возраста получают об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Нами были исследованы психологические особенности некоторых видов памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для определения объёма кратковременной слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику «Запомни цифры» (автор Немов Р. С. ). С целью определения объёма кратковременной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста использовали методику «Запомни рисунки» (автор Немов Р. С. ), с целью определения динамики процесса заучивания использовали методику «Выучи слова» (автор Немов Р. С. ). На основании полученных результатов мы сделали вывод о том, что в учреждении дошкольного образования педагогам и родителям детей необходимо проводить больше игр и упражнений на развитие слуховой и зрительной памяти, так как дальнейшее обучение в школе потребует от детей быстрого запоминания очень большого объёма информации. Также с этой целью нами разработаны рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования и для родителей детей старшего дошкольного возраста по совершенствованию и развитию различных видов памяти у детей. Таким образом мы можем сделать вывод о том, что память детей старшего дошкольного возраста, несмотря на её несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, занимая центральное место среди других психических процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|