Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования и родителей по развитию различных видов памяти у детей дошкольного возраста




ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

Рекомендации для педагогов учреждения дошкольного образования и родителей по развитию различных видов памяти у детей дошкольного возраста

1. Обратите внимание на сильные стороны памяти ребёнка, что он лучше всего запоминает: то, что видит – зрительная память, то, что слышит – слуховая память, или у него лучше развита двигательная память.

2. Обратите особое внимание на слабые стороны памяти ребёнка. Организуйте запоминание разными способами, чередуйте их, чтобы развивать ослабленный тип памяти.

3. Интерес во многом обусловливает успешность заучивания. Отсутствие интереса, как правило, в отсутствии намерения выучить материал и делает бесполезными всякие стремления достигнуть усвоения.

4. Первым условием успешного припоминания является запоминание нужного материала. Поскольку процесс вспоминания обычно происходит не сразу после запоминания, спустя некоторое время, важно, чтобы запоминаемый материал сохранился, не исчез из памяти.

5. Для того, чтобы лучше запомнить материал наизусть необходима установка, внутреннее намерение на прочное усвоение.

6. Материал должен быть осмысленным.

7. После каждого прочтения стараться припомнить всё, что возможно.

8. К материалу, который необходимо запомнить, надо возвращаться несколько раз.

9. Материал делить по смыслу: самое главное и не самое главное.

10. При заучивании наизусть большую роль играет повторение. Повторять заучивание стихотворения хорошо перед сном, отдых головного мозга содействует лучшему усвоению знаний.

11. Чтобы выучить наизусть довольно длинный отрывок, необходимо применять так называемый комбинированный способ. Он состоит в том, что сначала заучиваются на память отдельные части материала (несколько строк), а затем заучивается материал целиком.

12. Самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов. Чтобы их придумать, необходимо дополнительно осмыслить материал, вскрыть логическую структуру запоминаемого материала.

13. Чередовать запоминание с другими видами деятельности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рекомендации по психокоррекции и развитию различных видов памяти детей дошкольного возраста, разработанные психологом

И. В. Дубровиной.

 

Для развития образной памяти необходимо организовать работу ребёнка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребёнок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Это упражнение целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам.

Дети старшего дошкольного возраста всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: на определенное ограниченное время предъявляют какую-либо сюжетную картинку, содержание которой дети должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Для развития словесно-логической памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для развития образной памяти, но с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, вы просите ребёнка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.

Основой словесно-логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы: смысловые соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.

Процесс развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – механическому повторению.

Для развития словесно-логической памяти рекомендуется использовать следующее упражнение: взрослый читает ребёнку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д. ). Затем взрослый просит назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребёнка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития словесно-логической памяти. Если взрослый обнаружил, что ребёнок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он сам убедится, что так запоминать легче. Усложняя задание, можно заменить отдельные предметы для запоминания каким-либо рассказом с четко выделенными смысловыми блоками. Если ребёнок старшего дошкольного возраста не уловил последовательности событий и связь между ними, ему нужно помочь, показав на примере, как можно запомнит сюжет с опорой на смысловые компоненты. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памятки.

Для развития двигательной памяти взрослый с ребёнком может поиграть в игру «Слушай и исполняй». В этой игре взрослый называет вслух несколько движений, не показывая их. Задача ребёнка проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Для развития эмоциональной памяти И. В. Дубровина предлагает использовать такую игру как «Снежки». Ребёнку старшего дошкольного возраста предлагается мысленно поиграть в снежки. Взрослый предлагает представить снег, вспомнить какого он цвета и как хрустит под ногами, уточняет с чем можно сравнит снег в ясный зимний солнечный день. После данной беседы взрослый предлагает мысленно слепить из снега снежки, а затем уточняет, что ребёнок чувствует в данный момент [21].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...