Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Методологические подходы к конструированию технологической карты урока, формирующего УУД




ПРОЕКТИРУЕМ УРОК,

ФОРМИРУЮЩИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Волгоград

Издательство «Учитель»


УДК 373.1

ББК 74.202

К65

Рекомендовано лабораторией разработки,

экспертизы и апробации новых образовательных технологий

Института стратегических исследований в образовании РАО

Копотева Г. Л., Логвинова И. М.

К65 Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова. - Волгоград: Учитель, 2013. -99 с.

ISBN 978-5-7057-3314-9

 

Данное пособие представляет научно-методическую разработку специалистов Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Г. Л. Копотевой, зав. лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных техноло­гий, и И. М. Логвиновой, зам. директора ИСИО РАО, координатора апробации ФГОС.

Авторами представлена разработанная технологическая карта урока, дано научное обосно­вание подходов к её конструированию, изложена характеристика структуры смысловых компонентов, их логическая последовательность. Технологическая карта урока разработана на основе теории деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС общего среднего образования.

Рекомендуется учителям начальной и средней школы, руководителям образовательных учреждений и методических объединений, а также региональных систем повышения квалифика­ции, методических служб муниципальных управлений (департаментов, отделов) образования.

Авторы пособия апробировали предлагаемую технологическую карту урока на семинарах ИСИО РАО в Москве и в 46 регионах РФ.

УДК 373.1 ББК 74.202

Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 16.01.2012 г.

ISBN 978-5-7057-3314-9

©Копотева Г. Л., Логвинова И. М., 2012

©Издательство «Учитель», 2012

©Оформление. Издательство «Учитель», 2012 Издание 2013г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………4

Глава 1. Методологические подходы к конструированию технологической карты урока, формирующего УУД………………………………………………….6

1.1. Психолого-педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД………………………………………………..6

1.2.Методические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД……………………………………………………………7

Глава 2. Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД………………………………………………………………………………...….10

Технологическая карта-трансформер - эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС………………………..…………..10

Глава 3. Опыт проектирования урока, формирующего УУД, на основе технологической карты урока Копотевой Г. Л., Логвиновой И. М …………………..19

Технологические карты уроков……………………………………………………20

Математика (вариант 1)…………………………………………………………...20

Математика (вариант 2)……………………………………………...……………….32

Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)……………………………..37

Литературное чтение (вариант 1)…………………………………………………47

Литературное чтение (вариант 2)…………………………………………………53

Музыка……………………………………...………………………………………64

Окружающий мир………………………………………………………………….71

Физическая культура………………………..…………………………………….83

Библиография………………………………………………………………………..96

Словарик…………………………….……………………………………………...98

Сведения об авторах уроков………………………………………………………..99



ВВЕДЕНИЕ

По оценке специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку начало XXI века отмечено интенсивным ростом объёма информации и огромной скоростью её обновления. Так, по подсчетам американских ученых, ежегодно специалист должен обновлять 5 % теоретических и 20 % практических профессиональных знаний. Игнорирование потребности в повышенном объёме практико-ориентированного содержания учебно-методического обеспечения деятельности системы повышения квалификации может привести к снижению качества и торможению роста профессионального мастерства учителя.

Именно поэтому настоящее методическое пособие создано как описание создания практиче­ского средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе и примеров его использования педагогами. Теоретическая составляющая данного пособия, представленная в первой главе, лишь абрисно очерчивает основные методологические положения, составившие осно­ву создания авторской технологической карты урока.

Практико-ориентированная часть настоящего пособия представлена двумя главами. Глава вторая раскрывает структуру, смысловые компоненты, разделы технологической карты урока, реализующего цели формирования УУД, их логическую последовательность, а также демонстрирует способы трансформирования карты (модификационные варианты карты) - возможные комбинации её разделов, их каузальную (см. словарик) привязку друг к другу. В главе 3 приве­дены разработки уроков практикующих педагогов из разных регионов РФ, составленных на ос­нове данной технологической карты урока, что, по сути дела, «оживляет» модель карты, представленную ранее. Информацию о педагогах, участвовавших в проектировании уроков, можно получить в конце настоящего издания.

Благодаря такой структуре этой части пособия содержание обеих глав может использоваться для проведения диадных методических тандемов (см. словарик) в системе повышения квалифи­кации педагогов*. В составе подобного методического тандема содержание второй главы ложит­ся в основу практического занятия, а материалы главы 3 могут использоваться как образцы для деятельности педагогов в рамках практикума по разработке уроков на основе рекомендуемой технологической карты урока.

Достоинством настоящего пособия является то, что его можно эффективно использовать как в системе повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов, так и в процессе самообразования работников образования. Под самообразовательной деятельностью мы понимаем деятельность, которая возникает у субъекта на основе потребности в овладении новыми операциями, действиями, умениями, реализующаяся в ситуации проектирования личностного саморазвития и выступающая сопутствующей основной профессиональной деятельности.

Мы разделяем мнение В. Н. Мясищева, что процесс развития заключается не в наслаивании, а в новообразованиях с перестройкой ранее существовавшего. Поскольку презентуемая на­ми в данном пособии технологическая карта урока разработана на основе теории деятельности и призвана стимулировать конструирование образовательного процесса как субъект-субъектного педагогического взаимодействия его участников, то мы смеем надеяться, что овладение техноло­гией её использования позволит педагогу получить подобное новообразование в виде двух важнейших результатов и такого же количества эффектов. Очевидными результатами, по нашему мнению, будут являться:

• рост профессиональной педагогической компетентности;

• рост самообразовательной компетентности.

 

* Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования //Справочник заместителя директора школы. 2011. № 10. С. 11.

** Миняева H. М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Оренбург, 2011. С. 6. "* Владимир Николаевич Мясишев (10 июля 1893 - 4 октября 1973) - советский психолог и психотерапевт, исследователь проблем челове­ческих способностей и отношений.


Самообразовательную компетентность мы рассматриваем как синтез гносеологического (знаний), праксиологического (умений), аксиологического (отношений) компонентов, включа­ющих цель, содержание, способы и результаты деятельности, проявляющихся в мотивации достижений*.

Получение второго результата представляется нам не менее важным обстоятельством, чем прирост профессиональной компетентности. Мы придаём ему такое значение, потому что мак­симально обобщённым планируемым результатом обучения в соответствии с ФГОС является умение учиться - компетентность к обновлению компетенций. Если проанализировать содержа­ние понятия «умение учиться», данное в примерной основной образовательной программе на­чального общего образования, рекомендованной Координационным советом Министерства на­уки и образования РФ по введению ФГОС, то станет очевидным, что оно, по сути дела, является структурным и содержательным аналогом понятия самообразовательной компетентности. По­этому мы считаем, что, не обладая самообразовательной компетентностью, педагогу будет слож­но «заразить» ученика убеждённостью в необходимости умения учиться и передать способы его формирования.

В связи в этим мы рассчитываем, что у тех, кто воспользуется предлагаемым в данном мето­дическом пособии продуктом, проявятся не только положительные результаты в овладении сис-темно-деятельностным подходом и формировании УУД, но даже и эффекты. Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата: например, как приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность". В соответствии с таким пониманием в качестве эффектов мы ждём, прежде всего, следующих изменений:

• появления мотива профессионального развития, необходимого для достижения цели реа­лизации ФГОС;

• признания приоритетности субъектно-субъектных отношений в процессе реализации ФГОС.

Аудитория педагогов, которая может обратиться к данному методическому пособию, очень многообразна. Для кого-то информация, полученная из него, так и останется пока дополнитель­ным знанием, которое не сразу перейдёт в сферу профессиональной деятельности. Но этот ре­зультат тоже важен: ненужных знаний не бывает, просто «выстрелят» они у каждого в разное время. А кто-то пойдёт дальше. Этот кто-то будет не просто использовать рекомендуемую тех­нологическую карту на своих уроках, но сможет, к примеру:

• используя алгоритм конструирования, усовершенствовать её;

• обучить коллег проектированию урока на её основе.

Вот это и есть те ожидаемые нами результаты и эффекты, на которые очень рассчитываем!

Успехов, дорогие коллеги!

 

* Миняева H. М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Оренбург. 2011. С. 12.

** Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение:

пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. С. 5-8.


Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, ФОРМИРУЮЩЕГО УУД

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...