Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД.




Учитывая острую актуальность сегодня качественной подготовки педагогических кадров к реализации ФГОС, мы поставили цель: сформулировать понятие методической готовности учителя к этой деятельности. Выделение именно этого аспекта общей готовности работников об­разования к осмыслению и реализации данного важнейшего для отечественного образования до­кумента связано со степенью его инновационности. Для того чтобы обеспечить достижение но­вого качества образования, адекватного современным запросам личности, общества и государст­ва, ФГОС вводит достаточно большое количество изменений: во-первых, в наше понимание результатов образования и основной образовательной программы; во-вторых, в целевые ориентиры


деятельности образовательных учреждений, которые запускают новые механизмы их достижения.

В связи с этим перед разработчиками стандарта стояла задача - максимально полно воору­жить педагогические коллективы школ методическими материалами, сопровождающими про­цессы введения ФГОС. Эта задача успешно выполнена. Однако ориентация в таком широком информационном поле (как печатном, так и электронном) представляет собой непростую про­блему. От умений «не потеряться в нём, среди многочисленного потока изданий выделить глав­ные и существенные, а также присвоить необходимые знания» будет зависеть в большой степени понимание учительством вводимых новым стандартом изменений. Успешность следующего ша­га •- по «материализации» этих новаций в ежедневной практике педагогической деятельности -будет являться следствием готовности работников образования к реализации ФГОС, в том числе методической готовности.

Совершенно очевидно, что определение сущности понятия «методическая готовность к реа­лизации ФГОС», должно базироваться на содержании понятия «готовность к деятельности». Го­товность к действию раскрывается в отечественной психологии как установка, направленная на выполнение некого действия. А установка рассматривается не как позиция, отношение к ка­кому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозиция, то есть готовность к определенному поведению в конкретной ситуации, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, дей­ствию, поступку или их последовательности*.

Необходимо констатировать факт, что единого взгляда на проблему готовности к деятельно­сти (как в психологии, так и в педагогике) нет**. В отечественной психологии готовность к дея­тельности рассматривается в различных подходах, среди которых самые распространённые - личностный и функциональный. В контексте выдвинутой проблемы нам ближе методология лич­ностного подхода. В его рамках готовность освещается как проявление индивидуальных качеств личности в их целостности, которые обусловливают эффективность характера деятельности и приводят к высокой результативности (Ананьев Б. Г., Дьяченко М. И., Деркач А. А.. Кандыоо-вич Л. А., Крутецкий В. А., Шадриков В. Д.). В большинстве своём авторы трактуют готовность к деятельности в виде структуры или системы в составе различных компонентов***.

Как показал анализ, в современной педагогике достаточно широко представлены работы, по­священные специфике методической деятельности****. Однако число исследований, конкретно связанных с готовностью работников образования к методической деятельности, очень незначи­тельно. В частности, рассмотрен лишь такой аспект, как готовность будущих специалистов к ме­тодической работе в дошкольных образовательных учреждениях.

Учитывая недостаточное научно-теоретическое и практическое обоснование понятия мето­дическая готовность к профессиональной деятельности», мы сочли важным для определения его сущности понимание А. А. Деркачом готовности к педагогической деятельности*****. Он харак­теризует подобную готовность как целостное проявление свойств личности, выделяя три компо­нента: познавательный, эмоциональный, мотивационный.

Поскольку методическая деятельность в образовании является процессом, направленным на обеспечение эффективности педагогической деятельности, мы предположит, что готовность к методической деятельности а) также является целостным интегративным явлением и?' вклю­чает тот же диапазон компонентов, что и педагогическая, но обладает при этом содержанием, выявляющим её специфику. Определение содержания каждого из компонентов данного понятия осуществлено нами

 

 

*Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ. 1976. Колосов М.Б. Готовность к деятельности в психологии. URL: http://psychology-online.net/print.phpid=1408

**Колосов М. Б. Готовность к деятельности в психологии. URL: http://psychology-online.net/print.phpid=1408

*** Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ. 1976; Удакова А.А. Научно-методическая работа как фактор личностно-профессионального становления преподавателя педколледжа: автореф. дис. …канд. пед. наук. Чита, 2006.

****Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образхования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ярославль, 2001.

***** Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.

осуществлено нами, исходя из специфики содержания и способов реализации методической дея­тельности*:

познавательный компонент – наличие методических знаний, умений, навыков и способ­ность применять их в новых условиях; умение классифицировать и систематизировать методиче­ские явления; умение выделять методические проблемы, анализировать и решать их; усвоение передового опыта в области методики; владение активными методами и формами образователь­ной деятельности;

эмоциональный компонент – осознание ценности методических знаний, удовлетворен­ность методической деятельностью, признание приоритетности субъектно-субъектных отноше­ний в педагогической деятельности;

мотивационный компонент – интерес к методической работе, постановка и осознание целей методической деятельности, наличие мотива достижения цели, мотивов повышения ква­лификации, познания, творчества.

Совершенно очевидно, что методическая готовность учителя к реализации ФГОС является частным проявлением целостной готовности педагога к методической деятельности, поэтому ес­тественно, что для её характеристики мы использовали ту же трёхкомпонентную структуру. Оп­ределение содержания каждого из компонентов обосновываемого нами Понятия осуществлено, исходя из специфики деятельности по реализации ФГОС**.

Познавательный компонент:

• наличие знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение, умений, навыков и способность применять их в условиях реализации ФГОС;

• способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровож­дающие введение ФГОС;

• способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализи­ровать и решать их;

• владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС.

Эмоциональный компонент:

• осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровож­дающих его введение;

• удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС;

• признание приоритетности субъект-субъектных отношений в процессе реализации ФГОС. Мотивационный компонент:

• интерес к методической работе, посвященной реализации ФГОС;

• постановка и осознание целей методической деятельности, посвященной реализации ФГОС;

• наличие мотива достижения цели реализации ФГОС;

• наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС.

Таким образом, под методической готовностью учителя к реализации ФГОС мы предлагаем понимать сложное, целостное интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов (познавательного, эмоционального, мотивационного) и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС мето-

 

* Гущина Т. H. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ярославль, 2001.; Удакова А. А. Научно-методическая работа как фактор личностно-профессионального становления преподавателя педколледжа: автореф. дис.... канд. пед. наук. Чита, 2006.

**Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Акмеологический аспект апробации ФГОС (начальная школа) // Педагогика. 2009. № 4. С. 76-88.


дическими знаниями и компетентностями*. Предложенная нами модель методической готовно­сти к реализации ФГОС построена на личностном и деятельностном подходах.

Методическая готовность рассматривается нами как условие эффективности реализации ФГОС, что позволит достигнуть результатов образования, декларированных стандартом. Кроме того, методическая готовность к реализации ФГОС является, по нашему мнению, мощным акмеологическим фактором (см. словарик, с. 98) личностного и профессионального развития со­временного педагога**. Формирование такой готовности возможно, как мы уже указывали, только в условиях акмеологически организованной среды повышения профессионального мастерства учителя***.

К сожалению, далеко не все из выпускаемых сегодня методических материалов, призванных обеспечить сопровождение введения ФГОС, акмеологичны. Чтобы методическая литература ра­ботала на создание такой среды, она должна обладать хотя бы двумя (несмотря на то что их го­раздо больше) самыми важными аспектами акмеологичности:

а) выполнять основную развивающую функцию - способствовать запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса;

б) не представлять собой презентацию готовых образцов деятельности.

Выпуск настоящего методического пособия, благодаря тому что не только максимально об­стоятельно характеризует технологическую карту урока, позволяющую рефлексировать процесс формирования УУД, но и предлагает способы активного вмешательства педагога в процесс её переструктурирования и модификации, вносит тем самым свою лепту в создание такой акмеоло­гически организованной среды.

Итак, подводим итоги. Методическим базисом для конструирования нами технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования УУД, явля­лись современные, определяющие специфику методической деятельности педагога в условиях введения ФГОС понятия:

• готовность педагога к методической деятельности;

• методическая готовность учителя к реализации ФГОС;

• самообразовательная компетентность;

• акмеологическая образовательная среда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...