Методические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД.
Учитывая острую актуальность сегодня качественной подготовки педагогических кадров к реализации ФГОС, мы поставили цель: сформулировать понятие методической готовности учителя к этой деятельности. Выделение именно этого аспекта общей готовности работников образования к осмыслению и реализации данного важнейшего для отечественного образования документа связано со степенью его инновационности. Для того чтобы обеспечить достижение нового качества образования, адекватного современным запросам личности, общества и государства, ФГОС вводит достаточно большое количество изменений: во-первых, в наше понимание результатов образования и основной образовательной программы; во-вторых, в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений, которые запускают новые механизмы их достижения. В связи с этим перед разработчиками стандарта стояла задача - максимально полно вооружить педагогические коллективы школ методическими материалами, сопровождающими процессы введения ФГОС. Эта задача успешно выполнена. Однако ориентация в таком широком информационном поле (как печатном, так и электронном) представляет собой непростую проблему. От умений «не потеряться в нём, среди многочисленного потока изданий выделить главные и существенные, а также присвоить необходимые знания» будет зависеть в большой степени понимание учительством вводимых новым стандартом изменений. Успешность следующего шага •- по «материализации» этих новаций в ежедневной практике педагогической деятельности -будет являться следствием готовности работников образования к реализации ФГОС, в том числе методической готовности.
Совершенно очевидно, что определение сущности понятия «методическая готовность к реализации ФГОС», должно базироваться на содержании понятия «готовность к деятельности». Готовность к действию раскрывается в отечественной психологии как установка, направленная на выполнение некого действия. А установка рассматривается не как позиция, отношение к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозиция, то есть готовность к определенному поведению в конкретной ситуации, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности*. Необходимо констатировать факт, что единого взгляда на проблему готовности к деятельности (как в психологии, так и в педагогике) нет**. В отечественной психологии готовность к деятельности рассматривается в различных подходах, среди которых самые распространённые - личностный и функциональный. В контексте выдвинутой проблемы нам ближе методология личностного подхода. В его рамках готовность освещается как проявление индивидуальных качеств личности в их целостности, которые обусловливают эффективность характера деятельности и приводят к высокой результативности (Ананьев Б. Г., Дьяченко М. И., Деркач А. А.. Кандыоо-вич Л. А., Крутецкий В. А., Шадриков В. Д.). В большинстве своём авторы трактуют готовность к деятельности в виде структуры или системы в составе различных компонентов***. Как показал анализ, в современной педагогике достаточно широко представлены работы, посвященные специфике методической деятельности****. Однако число исследований, конкретно связанных с готовностью работников образования к методической деятельности, очень незначительно. В частности, рассмотрен лишь такой аспект, как готовность будущих специалистов к методической работе в дошкольных образовательных учреждениях. Учитывая недостаточное научно-теоретическое и практическое обоснование понятия методическая готовность к профессиональной деятельности», мы сочли важным для определения его сущности понимание А. А. Деркачом готовности к педагогической деятельности*****. Он характеризует подобную готовность как целостное проявление свойств личности, выделяя три компонента: познавательный, эмоциональный, мотивационный.
Поскольку методическая деятельность в образовании является процессом, направленным на обеспечение эффективности педагогической деятельности, мы предположит, что готовность к методической деятельности а) также является целостным интегративным явлением и?' включает тот же диапазон компонентов, что и педагогическая, но обладает при этом содержанием, выявляющим её специфику. Определение содержания каждого из компонентов данного понятия осуществлено нами
*Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ. 1976. Колосов М.Б. Готовность к деятельности в психологии. URL: http://psychology-online.net/print.phpid=1408 **Колосов М. Б. Готовность к деятельности в психологии. URL: http://psychology-online.net/print.phpid=1408 *** Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ. 1976; Удакова А.А. Научно-методическая работа как фактор личностно-профессионального становления преподавателя педколледжа: автореф. дис. …канд. пед. наук. Чита, 2006. ****Гущина Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образхования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ярославль, 2001. ***** Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004. осуществлено нами, исходя из специфики содержания и способов реализации методической деятельности*: • познавательный компонент – наличие методических знаний, умений, навыков и способность применять их в новых условиях; умение классифицировать и систематизировать методические явления; умение выделять методические проблемы, анализировать и решать их; усвоение передового опыта в области методики; владение активными методами и формами образовательной деятельности; • эмоциональный компонент – осознание ценности методических знаний, удовлетворенность методической деятельностью, признание приоритетности субъектно-субъектных отношений в педагогической деятельности;
• мотивационный компонент – интерес к методической работе, постановка и осознание целей методической деятельности, наличие мотива достижения цели, мотивов повышения квалификации, познания, творчества. Совершенно очевидно, что методическая готовность учителя к реализации ФГОС является частным проявлением целостной готовности педагога к методической деятельности, поэтому естественно, что для её характеристики мы использовали ту же трёхкомпонентную структуру. Определение содержания каждого из компонентов обосновываемого нами Понятия осуществлено, исходя из специфики деятельности по реализации ФГОС**. Познавательный компонент: • наличие знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение, умений, навыков и способность применять их в условиях реализации ФГОС; • способность классифицировать и систематизировать методические материалы, сопровождающие введение ФГОС; • способность выделять методические проблемы, связанные с реализацией ФГОС, анализировать и решать их; • владение активными методами и формами деятельности по реализации ФГОС. Эмоциональный компонент: • осознание ценности знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение; • удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС; • признание приоритетности субъект-субъектных отношений в процессе реализации ФГОС. Мотивационный компонент: • интерес к методической работе, посвященной реализации ФГОС; • постановка и осознание целей методической деятельности, посвященной реализации ФГОС; • наличие мотива достижения цели реализации ФГОС; • наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС. Таким образом, под методической готовностью учителя к реализации ФГОС мы предлагаем понимать сложное, целостное интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов (познавательного, эмоционального, мотивационного) и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС мето-
* Гущина Т. H. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ярославль, 2001.; Удакова А. А. Научно-методическая работа как фактор личностно-профессионального становления преподавателя педколледжа: автореф. дис.... канд. пед. наук. Чита, 2006. **Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Акмеологический аспект апробации ФГОС (начальная школа) // Педагогика. 2009. № 4. С. 76-88. дическими знаниями и компетентностями*. Предложенная нами модель методической готовности к реализации ФГОС построена на личностном и деятельностном подходах. Методическая готовность рассматривается нами как условие эффективности реализации ФГОС, что позволит достигнуть результатов образования, декларированных стандартом. Кроме того, методическая готовность к реализации ФГОС является, по нашему мнению, мощным акмеологическим фактором (см. словарик, с. 98) личностного и профессионального развития современного педагога**. Формирование такой готовности возможно, как мы уже указывали, только в условиях акмеологически организованной среды повышения профессионального мастерства учителя***. К сожалению, далеко не все из выпускаемых сегодня методических материалов, призванных обеспечить сопровождение введения ФГОС, акмеологичны. Чтобы методическая литература работала на создание такой среды, она должна обладать хотя бы двумя (несмотря на то что их гораздо больше) самыми важными аспектами акмеологичности: а) выполнять основную развивающую функцию - способствовать запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса; б) не представлять собой презентацию готовых образцов деятельности. Выпуск настоящего методического пособия, благодаря тому что не только максимально обстоятельно характеризует технологическую карту урока, позволяющую рефлексировать процесс формирования УУД, но и предлагает способы активного вмешательства педагога в процесс её переструктурирования и модификации, вносит тем самым свою лепту в создание такой акмеологически организованной среды. Итак, подводим итоги. Методическим базисом для конструирования нами технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования УУД, являлись современные, определяющие специфику методической деятельности педагога в условиях введения ФГОС понятия: • готовность педагога к методической деятельности; • методическая готовность учителя к реализации ФГОС; • самообразовательная компетентность; • акмеологическая образовательная среда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|