Разработанная нами технологическая карта урока, реализующего цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий, апробирована нами в процессе деятельности по научно-методическому сопровождению введения ФГОС начального и основного общего образования в рамках:
• 21-го информационно-консультационного семинара в Москве на базе ИСИО РАО;
• информационно-консультационных семинаров в 46 регионах РФ;
• деятельности проектных площадок ИСИО РАО на базе средних общеобразовательных учреждений, институтов повышения квалификации работников образования, городских и районных методических центров ряда регионов РФ.
Апробация осуществлялась в форме методических практикумов, в ходе которых педагоги, администраторы образования осуществляли самостоятельное проектирование хода урока на основе предложенной нами технологической карты урока. Обязательным компонентом такого практикума являлась рефлексия содержания разработанных карт с подробным обсуждением затруднений, возникавших по ходу её заполнения. В результате такой объемной и тщательной совместной работы накоплен значительный банк разработок уроков для начальной школы по разным видам УМК начального общего образования.
Представляемые в данном методическом пособии разработки уроков для начальной школы подобраны таким образом, чтобы продемонстрировать универсальность технологической карты Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой. Поэтому взяты проекты уроков:
• для разных возрастных параллелей начальной школы;
• по разным УМК начальной школы (ранее позиционировавшихся и как развивающие, и как традиционные);
• по разным предметам.
В приводимых нами разработках уроков нельзя разобраться и невозможно создать свой проект урока на основе предлагаемой нами технологической карты, если не познакомиться с предыдущими главами настоящего методического пособия. Потому-то предлагаемые разработки не годятся на роль готовых образцов деятельности. Они являются лишь иллюстрацией, доказательством того, что способ проектирования урока на основе нашей карты работает, что он жизнеспособен. Нам же кажется, что есть ещё один, весьма немаловажный, аспект, становящийся очевидным, зримым благодаря этим разработкам: использование карты даёт учителю уверенность, что он реализует стандарт!
Мы не сомневаемся, что каждый из вас, познакомившись с разработками уроков, созданных на основе карты, в чём-то согласится, а в чём-то не согласится с их авторами. И это правильно, нормально, более того, это даже задумано нами как разработчиками «карты-остова» этих проектов. Для того мы и приводим свои разработки, чтобы вы поразмышляли над ними. Живой урок, тем более претендующий на звание развивающего, всегда богаче, сложнее, непредсказуемее. А карта - это только помощник, модель, конструктор, методический трансформер, который в руках умелого профессионала будет индивидуализирован, обогатится, разовьётся.
Успехов, дорогие коллеги!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ
МАТЕМАТИКА
(вариант 1)
Авторы
Пермина Наталья Николаевна, учитель начальных классов, прогимназия № 48, г. Гжель, Московская область
Класс
1 класс
Автор УМК (Программы учебного курса)
Г.В. Дорофеев
Тема урока
Решение задач
Тип урока
Изучение нового материала
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
осуществляемые
действия
познавательная
коммуникативная
регулятивная
осуществляемые
действия
формируемые
способы деятельности
осуществляемые действия
формируемые
способы деятельности
осуществляемые действия
формируемые
способы деятельности
1. Актуализация знаний и постановка цели урока.
1. Организует деятельность по актуализации алгоритма решения задач.
- Вспомним, как мы умеем решать задачи.
- Прочитайте задачу.
Работают по учебнику (с. 26, задача 1).
Уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Класс: понимать и воспринимать на слух ответы учащихся.
Принимать и сохранять учебную задачу
На одной ветке растёт 5 орехов, а на другой - 2 ореха. Сколько всего орехов растит па двух немках?
Один учащийся по вызову учителя читает задачу.
Продолжение табл.
— Назовите составные части задачи.
Фиксирует алгоритм решения задачи на доске.
Другой учащийся (илитот, кто читал задачу) по вызову учителя называет составные части задачи.Третий учащийся по вызову учителя еще раз называет необходимые требования к задаче
Анализировать объекты с выделением существенны и несущественных признаков
Условие задачи:
1) Есть данные.
2) Есть вопрос (он показывает действие, которое необходимо выполнить)
2. Организует решение задачи:• контролирует процесс решения задачи;• при необходимости оказывает помощь
Вызванный учащийся:
у доски решает задачу.
Класс: индивидуально решают задачу
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать
и воспринимать на слух замечания учителя
Самоконтрольпроцесса решения задачи
Выполнять учебные действия в материализованной форме
3. Проверяет понимание сущности задачи и выполненного действия по её решению.
- Почему мы складывали пятёрку (5) и двойку (2)?
- Почему мы складывали (а не вычитали) числа для выполнения задачи?
- Сделайте еще раз вывод: что же обязательно должно быть в задаче, чтобы правильно выбрать действие по её решению?
Учащийся (по вызову учителя или по желанию) объясняет, почему осуществлялось сложение именно этих чисел.Учащийся (по вызову учителя или по желанию) делает вывод: что обязательно должно быть в задаче, чтобы правильно выбрать действие по её решению
Анализировать
объекты с вы-
делением существенных
и несущественных признаков, делать выводы, обобщения
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Слушать собеседника; при необходимости вступать с ним в диалог; уметь формулировать своё собственное мнение и позицию
Самоконтроль процесса и результата решения задачи
Принимать и сохранять учебную задачу; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Продолжение табл.
4. Оценивает работу учащихся по актуализации алгоритма решения задачи и выставляет отметки
Слушают учителя
Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя
Адекватно воспринимать оценку учителя
5. Организует работу по самостоятельному формулированию учащимися цели урока.
- Итак, для чего же необходимо знать составные части задачи?
- Значит, чем сегодня на уроке нам предстоит заниматься?
Учащийся (по вызову учителя или по желанию) делает вывод, для чего необходимо знать составные части задачи. Учащийся (по вызову учителя или по желанию) делает вывод, чем сегодня на уроке предстоит заниматься
Делать выводы, обобщения
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Класс: понимать и воспринимать на слух ответы учащихся. Вызванный учащийся: строить монологическое высказывание
Самоконтроль понимания цели урока
Осуществлять итоговый контроль по результату
2. Изучение нового материала: решение задач с неполными данными
1. Организует работу по решению задачи.
Работают по учебнику (задача № 1 на с. 27).
Понимать смысл информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Взаимодействуют в малых группах (парах)
Слушать собеседника; при необходимости вступать с ним в диалог; строить понятные для собеседника высказывания; уметь формулировать свое мнение и позицию
Само- и взаимоконтроль выбираемого способа действия
Принимать и сохранять учебную задачу; различать способ и результат действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Поставь вопрос так, чтобы задача решалась сложением.
У Оли 6 конфет, а у Нины 4 конфеты.
- Самостоятельно прочитайте задачу № 1.
- Посоветуйтесь с соседом по парте, можно ли решить эту задачу?
Самостоятельно читают условие задачи. Обсуждают с соседом по парте возможность и способ решения этой задачи
Продолжение табл.
2. Организует работу по обсуждению решения предложенной задачи.— Кто решил эту задачу?
- Почему эту задачу нельзя решить?
- Можно ли в этом случае такой текст назвать задачей?
- Что необходимо сделать, чтобы приступить к решению?
- Как нам правильно поставить вопрос?
- Что у нас есть для этого в условии задачи?
- Поставьте вопрос так, как требует уточнение.
Один или несколько учащихся по выбору учителя отвечают о возможности решения этой задачи.Учащийся по выбору учителя называет причину, по которой невозможно решить эту задачу (есть данные, но нет вопроса).Учащийся по выбору учителя ещё раз называет причину, по которой данный текст нельзя назвать задачей (нет вопроса).Учащийся по выбору учителя предлагает необходимость формулирования вопроса.Учащийся по выбору учителя зачитывает УТОЧНЕНИЕ:
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
делать выводы, обобщения
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Вызванный учащийся:
- строить монологическое высказывание;
- адекватно
использовать речь
Само- и взаимоконтроль обсуждаемого способа действия
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения
Поставь вопрос так,
чтобы задача решалась сложением.
Продолжение табл.
- Итак, продиктуйте теперь полное условие этой задачи
Один учащийся по выбору учителя формулирует вопрос:
- Сколько конфет у них вместе?
Один учащийся по выбору учителя формулирует полное условие задачи — данные и вопрос:
- У Оли 6 конфет, у Нины 4 конфеты. Сколько будет конфет у обеих девочек?
3. Организует работупо решению предложенной задачи:
• предлагает самостоятельно решить задачу
Вызванный учащийся: у доски решает задачу.
Класс: индивидуально решают задачу
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать и воспринимать на слух замечания учителя
Самоконтроль процесса решения задачи
Выполнять учебные действия в материализованной форме
4. Проводит проверку правильности решения задачи:• назначает эксперта, который проведет анализ правильности решения задачи учащимся, отвечавшим у доски:
• контролирует ход самостоятельно, решения учащимися задачи.
Один учащийся-эксперт по выбору учителя (с места или у доски) проверяет правильность выбранного действия (сложение) и проведенных вычислений, делает на основании этого вывод.
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Само- и взаи-моконтроль обсуждаемого способа действия
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения
Продолжение табл.
• при необходимости помогает;• при неправильной оценке экспертом правильности выбранного действия (сложение) и проведенных вычислений приглашает других учащихся оценить работу
Делать выводы, обобщения
Адекватно использовать речь
5. Организует работу по решению задачи № 2 на с. 27учебника.
- Самостоятельно решите задачу.
- Проверьте правильность решения задачи друг у друга в парах.
- Поднимите руки те, кто правильно выполнил задачу.
- Поднимите руки те, кто не решил задачу.
- Объясните ребятам, как правильно решить задачу
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Взаимодействуют в малых группах (парах)
Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Выполнять учебные действия в материализованной форме.
Учитывать Правило в планировании и контроле способа решения
Решают задачу.Проверяют правильность выполнения задачи друг у друга.Один учащийся-эксперт по выбору учителя (с места или у доски) объясняет ход решения и результат вычисления. Каждый учащийся проверяет правильность выполнения задачи
6
3. Закрепление
1. Организует работу по анализу условий задачи №2 нас. 27учебника.
- Прочитайте задачу.
- Докажите, что это задача.
- Какое действие нужно
выполнить, чтобы решить эту задачу?
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Делать выводы, обобщения
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Вызванный учащийся: строить монологическое высказывание.
Адекватно использовать речь (характеристики математической задачи)
Само- и взаимоконтроль обсуждаемого способа действия
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения
У Пети 5 значков, у Игоря на 2 значка меньше. Сколько значков у Игоря?
Все самостоятельно читают задачу (или кто-то один по выбору учителя).Учащийся по выбору учителя аргументирует своё мнение о том, что это задача.Учащийся по выбору учителя называет действие, которое нужно выполнить, чтобы решить эту задачу (вычитание)
2. Организует работу по решению предложенной задачи:• предлагает самостоятельно решить задачу;• контролирует ход решения задачи учащимися и выбирает того учащегося, кого вызовет для ответа
Самостоятельно решают задачу
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать и воспринимать на слух замечания учителя
Самоконтроль процесса решения задачи
Выполнять учебные действия в материализованной форме
Продолжение табл.
3. Проводит проверку правильности решения задачи:
• назначает эксперта,который проведет анализ правильности выполнения задачи учащимся
Учащийся (по выбору учителя) озвучивает полученный результат (к доске вызывается тот, кто неправильно выполнил вычисление). Учащийся-эксперт проводит анализ правильности выполнения задачи учащимся
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Делать выводы, обобщения
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Вызванный
учащийся:
- строить монологическое высказывание;
- адекватно использовать речь
Само- и взаимоконтроль обсуждаемого способа действия
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения
4. Организует работу по анализу задачи № 2 на с. 27учебника.1) Выдаёт карточки с заданием и карточки для ответа каждой из групп (четвёрки).
Этап 1.
- Прочитайте задачу.
- Посоветуйтесь и ответьте, можно ли решить эту задачу?
Этап 2.
- Что необходимо для того, чтобы мы смогли её решить?
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Делать выводы, обобщения
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Вызванный учащийся: строить моно-
логическое высказывание.
Адекватно использовать речь
Само- и взаимоконтроль обсуждаемого способа действия
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения
У Пети 5 значков, у Игоря_______ значков. Сколько значков у Пети и Игоря вместе?
В группах читают за-дачу.Принимают совместное решение о возможности решения данной задачи.Принимают совместное решение о способе решения данной задачи (дополнение информации).
Продолжение табл.
- Где мы можем взять информацию, сколько значков есть у Игоря?
- Сформулируйте условия задачи таким образом, чтобы там были все необходимые данные.
- Сделайте вывод, как следует поступить в том случае, если в задаче
не хватает данных?
Этап 3 (проводится для сильных групп или отдельных сильных учащихся).
- Можно ли эти две задачи объединить в одну и что нужно сделать, чтобы объединить эти две задачи (соединить их данные)?
- Сформулируйте условия объединённой задачи.
- Запишите решение задачи, чтобы она состояла из двух действий.
Принимают совместное решение о местонахождении необходимой информации (в предыдущей задаче).Совместно формулируют условия задачи таким образом, чтобы там были все необходимые данные.Совместно делают вывод, как следует поступить в том случае, если в задаче не хватает данных (поиск необходимых данных).Принимают совместное решение о возможности объединения этих двух задач в одну со всеми данными.Совместно формулируют условия объединённой задачи.На карточке записывают решение задачи в два действия.
28
Продолжение табл.
2) Организует работу по решению задачи:• предлагает группам решить задачу;• контролирует ход решения задачи в группах и выбирает ту группу, спикера которой вызовет для ответа.3) Организует подготовку к проверке правильности решения задачи:
Вариант 1. Назначает группу, которая выполнит функцию экспертов и проведет анализ правильности решения задачи другими группами.
Вариант 2. Объявляет перекрёстный контроль результатов деятельности групп.
Каждая группа для другой является экспертной (группы обмениваются заполненными карточками ответов).
Учащиеся в группах производят вычисление и записывают на карточку ответ.Слушают учителя
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Взаимодействуют в группах (четвёрках)
Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя
Взаимоконтроль выбранного способа действия
Выполнять учебные действия в материализованной форме;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения
Продолжение табл.
4) Проводит проверку правильности решения задачи:
Вариант 1.
Проводит во время работы группы экспертов (2-3 минуты) тренинг устного счёта, или физпаузу, или матемаическую игру и т. д.Поддерживает ответ спикера группы экспертов.5) Проводит проверку правильности решения задачи.
Спикеры всех групп сдают карточку-решение группе экспертов для оценивания.Группа экспертов оценивает правильность решения задачи другими группами.Спикер группы экспертов (или несколько членов группы) высказывает мнение о правильности решения задачи всеми другими группами, мотивируя его.Спикеры всех групп обмениваются карточками-решениями для оценивания
Анализировать объекты с выделением существенных несущественных признаков; делать выводы, обобщения.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устном форме.
Взаимодействуют в группах (четвёрках)
Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Взаимоконтроль выбранного способа действия.
Выполнять учебные действия в материализованной форме;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Окончание табл.
Вариант 2.
Организует обмен групп карточкам и решениями.Контролирует ход взаимооценки решений.Поддерживает ответспикеров групп.Доверяет осуществить доказательство правильности вынесенной ими оценки самой сильной группе.6) Проводит оценивание результатов работы по решению задачи: выставляет отметки учащимся и учащийся-экспертам
Группы проверяют правильность решения задачи другу друга.Спикеры групп высказывают мнение о правильности решения задачи другими группами (3—4 учащихся).Спикер самой сильной группы осуществляет доказательство правильности вынесенной ими оценки.Слушают учителя
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; делать выводы, обобщения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Взаимодейст-вуют в группах (четвёрках).Взаимодействуют с учителей во время опроса
Уметь осуще-
ствлять взаим-
ный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Понимать
и воспринимать
на слух объяс-
нение учителя
Взаимокон-троль выбран-ного способа действия
Выполнять чебные действия в материализованной форме.
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Адекватно воспринимать оценку учителя
Домашнее
задание
МАТЕМАТИКА
(вариант 2)
Авторы
Жиркова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов, прогимназия № 48, г. Гжель, Московская область
Класс
2 класс
Автор УМК (Программы учебного курса)
Г. В. Дорофеев, Т. В. Миракова
Тема урока
Сложение и вычитание с переходом через десяток
Тип урока
Комбинированный
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
познавательная
коммуникативная
регулятивная
осуществляемые действия
формируемые
способы
деятельности
осуществляемые действия
формируемые
способы
деятельности
осуществляемые действия
формируемые
способы
деятельности
1. Актуализация знаний и умений в форме устного счета
1. Организует решение примеров на повторение:
- объясняет задание;
- раздаёт карточки с примерами;
- контролирует процесс решения примеров
Решают примеры
Использование знаково-символи-ческих средств, в том числе моделей и схем для решения примеров
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в материализованной форме
2. Организует обсуждение результатов решения примеров:
- вызывает к доске учащегося с правильным ответом (прикрепляет карточку на доску);
Вызванные учащиеся: каждый зачитывает свой ответ. Класс:
- слушают ответы учащихся;
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Вызванные учащиеся:
строить монологическое высказывание в устной форме.
Самоконтроль процесса решения примеров; взаимоконтроль процесса решения примеров
Принимать и сохранять учебную задачу
Продолжение табл..
— вызывает учащегося
- осуществляют выбор правильного решения;
- объясняют (по вызову учителя) причины своего выбора
Осуществлять доказательство
Класс: пони-
мать и воспринимать на слух ответы учащихся
к доске с неправильным ответом (прикрепляет карточку на доску)
3. Проводит математический диктант:
- показывает картинки, на которых изображены яблоки (на обороте картинки записан пример, который надо решить);
- проводит опрос по ре шению примеров (ответы, которые должны получиться: 23, 65, 32, 79, 80, 34);
- выясняет, какие числа лишние
Вызванные учащиеся: каждый озвучивает свои ответ.
Класс:— слушают ответы учащихся;
- осуществляют выбор лишних чисел;
- объясняют (по вызову учителя) причины своего выбора
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять доказательство
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Вызванные учащиеся:
строить монологическое высказывание в устной форме.
Класс: пони-ать и воспринимать на слух ответы учащихся
Самоконтроль процесса решения примеров; взаимоконтроль процесса решения примеров
Принимать и сохранять учебную задачу
4. Организует работу по записи этих чисел в порядке убывания
Самостоятельно аписывают в тетради числа в порядке убывания
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать и воспринимать на слух замечания учителя
Самоконтроль процесса выполнения задания
Выполнять учебные действия в материализованной форме
2. Изучение нового материала
1. Организует работу по анализу визуального образа:
— Каждый самостоятельно рассмотрите рисунок с яблоками.
- В паре с соседом сделайте и обсудите рисунок.
Самостоятельно работают с рисунком.
Обсуждают с соседом по парте ответы
Понимать смысл информации.
Взаимодействуют в малых группах (парах)
Слушать собеседника; при необходимости вступать с ним в диалог.
Само- и взаимоконтроль выбираемого способа действия
Принимать и сохранять учебную задачу.
Продолжение табл.
- Определите, чем отличается это яблоко от других (формой, цветом).
- Прочитайте пример, записанный на красном яблоке.
- Предположите, что обозначает красный цвет.
- Объясните, почему именно этот пример выделен красным цветом
на поставленные учителем вопросы
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Строить понятные для собеседника высказывания; уметь формулировать своё собственное мнение и позицию
Различать способ и результат действия; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
2. Организует работу по обсуждению результатов анализа визуального образа:
- проводит опрос во фронтальном режиме;
- подводит итог анализа
Слушают ответы товарищей по классу.
Слушают заключение учителя
Понимать смысл информации
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы
Вызванный учащийся:
строить монологическое высказывание, адекватно использовать речь
Само- и взаимоконтроль обсуждаемого способа действия
Принимать и сохранять учебную задачу
3. Организует работу по изучению сложения с переходом через десяток:
1) Организует работу по анализу числа 32:
- Сколько десятков в числе 32?
- Сколько единиц в числе 32?
2) Организует работу по решению примера 32+ 8:
- Прибавьте 32 + 8.
По вызову учителя отвечают на вопросы.
Вызванный учащийся:
- записывает решение;
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Вызванный учащийся: выполнять осознанное и произвольное
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать и воспринимать на слух замечания учителя
Самоконтроль процесса выполнения задания
Выполнять учебные действия в материализованной форме
Продолжение табл.
- Опишите словами, что вы сделали.
- Сколько десятков у нас получилось?
- Запишите решение этого примера в тетради (один учаощйся делает запись на доске).
- Сделайте вывод по итогам решения этого примера
- делает вывод
построение речевого высказывания в устной и письменной форме; делать выводы, обобщения
3. Закрепление изученного материала
1. Организует работу по решению примеров-образцов(учебник, с. 38-39, № 1,2,3)
Вызванный учащийся: у доски выполняет задание.
Класс: индивидуально выполняют задание
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать и воспринимать на слух замечания учителя
Самоконтроль процесса решения задачи
Выполнять учебные действия в материализованной форме; учитывать правило в планировании и контроле способа решения
2. Организует работу по анализу выполнения задания(учебник, с. 38-39, №1,2,3):
- предлагает осуществить самооценку;
- предлагает озвучить правильный ответ;
- предлагает сравнить свои ответы с озвученным правильным ответом;
- тем, у кого ответ не сошёлся с озвученным, предлагает поискать ошибку и установить её причину.
По вызову учителя отвечают на вопросы.
Умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать и воспринимать на слух замечания учителя
Само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания
Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя
Окончание табл.
Вариант 1 (если немного ошибившихся): в парах предлагает осуществить помощь в исправлении ошибки.
Вариант 2 (если много ошибившихся): вместе с классом (с опорой на сильных учащихся) еще раз демонстрирует решение подобного примера).
Подводит итог, выставляет отметки
В парах осуществляют помощь в исправлении ошибки
и письменной форме; делать выводы, обобщения; осуществлять сравнение по заданным критериям
3. Организует работу по решению примеров и задач(с. 39, № 6, 7, 8):
- контролирует ход решения задания учащимися;
- выявляет учащихся, затрудняющихся в применении изученного способа действия;
- организует самоанализ выполнения задания;
- подбирает дополнительные задания для выполнения дома сильным и слабым учащимся;
- подводит итог, выставляет отметки
Индивидуально решают задачу
Использование знаково-символи-ческих средств, в том числе моделей и схем для решения задач
Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы
Понимать и воспринимать на слух замечания учителя
Самоконтроль процесса и результата выполнения задания
Выполнять учебные действия в материализованной форме; адекватно воспринимать оценку учителя