Технологическая карта-трансформер – эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Термин пришел в педагогику из технической сферы науки. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.****. Поскольку междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств её прогресса, постольку обращение педагогов к технологическому подходу в образовании стало не случайным. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как
*Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 10. С. 12. ** Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. M.: Высшая школа, 1989. 167с. *** Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004. **** Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока: науч.-метод, пособие. Витебск, 2006. 56 с. возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Опираясь на определение технологической карты, пришедшее в педагогику из техники, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть записан весь процесс деятельности; • должны быть указаны операции, их составные части. Потребности реализации в образовательном процессе системно-деятелыюстного и личностно ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно реализовать в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность*. Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность: • тщательного планирования каждого этапа деятельности; • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; • координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий. которые возводят перед постройкой здания, и сносят, когда оно готово. Ею же предложено следующее определение анализируемого понятия: «Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока - это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока)»"*.
Мы проанализировали (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, и в итоге пришли к выводу: унифицированной, устоявшейся формы подобной карты на сегодня не существует. Проведенный нами анализ показал, что совершенно очевидны следующие тенденции: • популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока; • карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока; • разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета. Для реализации поставленной нами цели очень полезными оказались идеи Мороза Н. Я. об особенностях конструирования технологической карты урока****. Его подход отличается тем, что автор предлагает в структуре карты выделять блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса: • блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); • инструментальный блок (какими средствами это достижимо); • блок организационно-деятельностный (структуризация: действия и операции).
* Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. **Фоменко И. А. Мастер-класс «Создание технологических карт урока». URL: http://www.openclass.ru/node/l9743 *** Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока: науч.-метод, пособие. Витебск, 2006. 56с. ****Там же. Отдавая дань логичности, системности и подробности предложенной Морозом Н. Я. стр\ кту-ры технологической карты урока, мы считаем, что возможно сохранение основного содержания каждой из предложенных им структурных единиц в карте, не детализованной, однако, на отдельные компоненты-блоки. По нашему мнению, моноструктурная карта для учителя-практика является более оптимальной как по времени, так и по усилиям, необходимым для её составления. Обратиться к проблеме разработки технологической карты урока, позволяющей наглядно проследить ход работы учителя по формированию УУД, нас побудили, среди прочих причин, те существенные изменения, которые предстоит реализовать каждому учителю в ходе введения ФГОС начального общего образования. Одними из этих важнейших новаций являются:
• необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов -личностных, метапредметных и предметных; • новое понимание образовательных результатов - необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; • понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий*. Очевидно, что эти изменения порождают ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. В контексте нашей проблемы нас интересует второе. Для педагога становится остро актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование всех групп планируемых результатов. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой нами технологической карты урока, призванной чётко зафиксировать не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но виды вышеназванных предполагаемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая позволила педагогу видеть: • что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов; • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логики целостной деятельности; • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие. Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица - замкнутая матрица, а совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф априори является законом, где наличие незаполненных граф свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, можно определить перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.
Одной из основных задач для нас была необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем - прежде всего и преимущественно - своей деятельности, и только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице мы предусмотрели визуальное (чтобы обеспечить содержательное) доминирование графы «Деятельность учащихся».
*Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]: под. ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|