Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая карта-трансформер – эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС.




Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимо­действия учителя и учащихся. Термин пришел в педагогику из технической сферы науки. Техно­логическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.****.

Поскольку междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств её прогресса, постольку обращение педагогов к технологическому подходу в образовании стало не случайным. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как

 

*Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, средне­го (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 10. С. 12.

** Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. M.: Высшая школа, 1989. 167с.

*** Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.

**** Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока: науч.-метод, пособие. Витебск, 2006. 56 с.


возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Опираясь на определение технологической карты, пришедшее в педагогику из техники, мож­но выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологи­ческой карты урока:

• в ней должен быть записан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Потребности реализации в образовательном процессе системно-деятелыюстного и личностно ориентированного подходов требуют от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимо­действия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно реализовать в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая дея­тельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следователь­но, неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность*. Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

• координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.
Нам импонирует позиция И. А. Фоменко**, сравнивающей технологическую карту с лесами,

которые возводят перед постройкой здания, и сносят, когда оно готово. Ею же предложено сле­дующее определение анализируемого понятия: «Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления ин­дивидуальных методов работы. Проект урока - это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока)»"*.

Мы проанализировали (на основе открытых электронных источников информации) доста­точно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, и в итоге пришли к выводу: унифицированной, устоявшейся формы подобной карты на сегодня не существует. Проведенный нами анализ показал, что совершенно очевидны следующие тен­денции:

• популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт доста­точно высока;

• карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от сте­пени детализации хода урока;

• разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Для реализации поставленной нами цели очень полезными оказались идеи Мороза Н. Я. об особенностях конструирования технологической карты урока****. Его подход отличается тем, что автор предлагает в структуре карты выделять блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

• блок организационно-деятельностный (структуризация: действия и операции).

 

 

* Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

**Фоменко И. А. Мастер-класс «Создание технологических карт урока». URL: http://www.openclass.ru/node/l9743

*** Мороз Н. Я. Конструирование технологической карты урока: науч.-метод, пособие. Витебск, 2006. 56с.

****Там же.


Отдавая дань логичности, системности и подробности предложенной Морозом Н. Я. стр\ кту-ры технологической карты урока, мы считаем, что возможно сохранение основного содержания каждой из предложенных им структурных единиц в карте, не детализованной, однако, на отдель­ные компоненты-блоки. По нашему мнению, моноструктурная карта для учителя-практика явля­ется более оптимальной как по времени, так и по усилиям, необходимым для её составления.

Обратиться к проблеме разработки технологической карты урока, позволяющей наглядно проследить ход работы учителя по формированию УУД, нас побудили, среди прочих причин, те существенные изменения, которые предстоит реализовать каждому учителю в ходе введения ФГОС начального общего образования. Одними из этих важнейших новаций являются:

• необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных ре­зультатов -личностных, метапредметных и предметных;

• новое понимание образовательных результатов - необходимость ориентации на результа­ты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;

• понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий*.

Очевидно, что эти изменения порождают ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. В контексте нашей проблемы нас интересует второе. Для педагога становится остро актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осо­знанно осуществлять формирование всех групп планируемых результатов. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой нами технологической карты урока, призванной чётко за­фиксировать не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но ви­ды вышеназванных предполагаемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая позволила педагогу видеть:

• что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, по­зволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых ре­зультатов;

• что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логики целостной деятельности;

• как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица - замкнутая матрица, а совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф априори является зако­ном, где наличие незаполненных граф свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, можно определить перечень основных вер­тикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, дея­тельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необхо­димых для его реализации этапов.

Одной из основных задач для нас была необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем - прежде всего и пре­имущественно - своей деятельности, и только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице мы предусмотрели визуальное (чтобы обеспечить содержательное) доминирование графы «Дея­тельность учащихся».

 

 

*Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]: под. ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152 с.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...